АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Албания Кавказская — позабытая держава кочевников?[:]

[:ru]

amir-eyvaz-caucasian-albania-nomadsКогда речь заходит о державах кочевников, на ум, прежде всего, приходят степные империи вроде Хазарского каганата и Золотой Орды. Перед глазами встают образы сильных духом и телом людей, сумевших не просто выжить в тяжелейших (природных и политических) условиях, но и покорить своей воле огромные пространства от Китая до Рима.

Вообще государственность кочевников-скотоводов намного богаче, чем кажется на первый взгляд. Достаточно указать на тот факт, что даже такие классические державы как Османская империя или Империя Великих Моголов возникли на почве именно кочевого образа жизни их титульных этносов — туркмен Анатолии и тюрок Центральной Азии, соответственно.

Но что мы всё об империях? Предки современных тюркских народов — степняки-кочевники основали десятки больших и малых государств, оставивших свой след в истории человечества. О каких-то из них мы знаем хорошо, о других — не очень. И сейчас мы хотели бы поговорить именно об одной древней державе, несправедливо вычеркнутой современной исторической наукой из числа кочевых государств.

Как становится ясно из заглавия статьи, речь пойдет о Кавказской Албании. В современной историографии утвердилось мнение, что это древнее государство, занимавшее со II века до н.э. по VIII век нашей эры Восточное Закавказье (то есть большую часть современной Азербайджанской Республики) было населено исключительно мелкими оседлыми племенами, говорящими на горских (нахско-дагестанских) языках.

Эта версия о языке Албании, не подкрепленная в силу объективных причин (отсутствие серьезных источников и достоверных письменных памятников) фактами, вместе с тем считается канонической, а любые попытки современных исследователей выдвинуть иные теории происхождения этой древней державы и ее населения, отметаются научными кругами.

Но всегда ли историческая наука была столь категорична в вопросах, связанных с древним населением этого края? Ответ: нет. Более того, если копнуть чуть глубже, можно обнаружить очень много интересных фактов, «успешно позабытых» современными научными кругами.

Начиная разговор о древней Албании Кавказской и народе Албан, мы отойдем на несколько веков назад — в тот период, когда этими землями распоряжались скифы. А точнее… скифо-тюркские племена!

Понимаем, многих этот термин только рассмешит. Но не мы его придумали. К примеру, Кавказскому статистическому комитету при Главном управлении Кавказского наместника в 1870 году было явно не до смеха:

«Уже в VII столетии до Рождества Христова… кельты вытесняются из северных Кавказских степей скифами, — теми ордами среднеазиатских кочевников, которые под именем Гог и Магог упоминаются в священном писании («Яджудж и Маджудж» арабов). Скифо-тюркские племена с самого их появления в Европе встретили здесь, кроме греческих колоний по берегам Понта Евксинского (Черного моря — прим. Амира Эйваза), отпор со стороны сармато-славянских племен…»Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Кавказским статистическим комитетом при Главном управлении Кавказского наместника, LXV, Тифлис, 1870, стр.55

Далее составители сего труда плавно переходят к интересующему нас региону — тогдашней Бакинской губернии, на месте которой в античности и раннем Средневековье располагалась Албания Кавказская.

«Если вторжения кельтов в пределы нынешней Бакинской губернии не оставили в ней никаких известных нам следов, кроме разве некоторых наименований, то пребывание в крае скифов ознаменовалось, как кажется, сооружением курганов, встречающихся на нижне-куринской плоскости, где распределение их при черте и повыше черты уровня Черного моря видимо указывает относительно незначительное изменение, произошедшее в очертаниях Каспийского моря за 25 столетий».Списки населенных мест Российской империи…, стр.56

Мы не зря привели сведения о скифах — степных властителях этих земель до возникновения здесь Албанской державы. Ничто и никогда не возникает на пустом месте, и далее уважаемый читатель поймет, какая связь между кочевниками-скифами и следующими после них хозяевами этих территорий — «оседлыми горцами» — албанами.

Так, приведенный нами дореволюционный российский источник, ссылаясь на античных авторов, указывает на весьма интересный факт:

«Албанцы народ красивый, рослый, простой, более иверцев склонный к скотоводству и к кочевому образу жизни, не дикий…»Списки населенных мест Российской империи…, стр.56

Теория «оседлости албан» разваливается буквально на глазах. Получается, что албаны — суть такие же кочевники-скотоводы, как и предыдущие хозяева этих земель. А это уже позволяет делать далеко идущие выводы, никак не созвучные с официальными версиями. Выходит, что этническая преемственность на этих землях не нарушалась никогда — ни в античности (кочевники-«скифо-тюрки»), ни в раннем Средневековье (кочевники-албаны), ни в позднем (кочевники-туркмены), как бы официальная историография не пыталась убедить нас в том, что тюрки-кочевники массово заселили эти территории только в XII веке.

Степные союзники Албании Кавказской

В контексте этнической картины нам интересна численность албан, а о ней мы можем косвенно судить по сообщениям античного автора Страбона, слова коего упомянуты как раз в «Списках…»:

«Албанцы и иверцы (грузины), с соседними с ними армянами, тогда занимали все Закавказье. Первые, говорит Страбон, сильнее последних, выставили против Помпея до 60000 пеших и 22000 конных воинов. Им, как и иверцам, в войнах с чужестранцами помогают кочевники, которые, впрочем, нападают даже при занятии хлебопашеством…»Списки населенных мест Российской империи…, стр.56

Даже по сегодняшним меркам 80 тысяч воинов — это армия 10-15 миллионного государства. Здесь явный подвох и современная историография предпочитает отмалчиваться. А вопрос ведь простой: откуда такие цифры у исторически разобщенных кавказоязычных горских племен, которых современная наука прочит в «хозяева» Албании?

Может, современная историческая наука скрывает от нас какой-то огромный и сильный этнос в Албании, отдавая эту роль разобщенным и мелким горским племенам?

Вот в «Списках…», например, упоминаются «помогающие албанцам кочевники», которые столь же воинственны, даже когда занимаются хлебопашеством. Надеюсь, читатель не думает, что эти кочевники занимаются хлебопашеством где-то в Сибири или степях Туркестана, а время от времени десантируются на Кавказ, чтобы помочь Албании Кавказской «в войнах с чужестранцами» и вновь убраться восвояси.

Вместе с предыдущим сообщением («албанцы народ красивый, рослый, простой, более иверцев склонный к скотоводству и к кочевому образу жизни, не дикий…») вновь сам по себе напрашивается простой вывод: эти самые кочевники и составляют ту часть населения Албании Кавказской, которая в состоянии выставить на войну по крайней мере пару десятков тысяч конных воинов. Вдумайтесь в эти цифры — 22 000 (по Страбону). Это не 22 конника и не 220. Каковой же здесь, в Албании Кавказской, должна была быть этническая база для такого числа конных воинов?

Таким образом, как бы неприятно это ни звучало для апологетов «нахско-дагестанской теории», но кочевники-туранцы все больше и больше подпадают под понятие «титульный этнос», когда мы говорим об Албании Кавказской.

Албаны, подобные мугулам…

В глазах авторов древности кавказские албанцы были ближе… монголам. Нет, уважаемый читатель, вы не ослышались. Тем самым степнякам-кочевникам, что под знаменами Чингисхана однажды покорили полмира:

«Оставаясь в Закавказье, аланы время от времени вновь являются в истории. Они известны византийцам, грузинам, армянам, аравитянам и монголам. При частых сношениях с этими народами они приняли христианскую веру. Зонара, византийский писатель XII века, свидетельствуя о том, что аланы у древних назывались албанами, вместе с Пахимером и Никифором Григорою, считает их массагетами, которых в свою очередь тот же самый Пахимер, уподобляет мугулам (монголам), которым они в XIII веке сделались подвластными. Аланы в византийской истории занимают видное место, но большею частью при упоминании их имени речь идет об албанах…»Списки населенных мест Российской империи…, стр.64

Как видно, авторы древности и средневековья склонны отождествлять кавказских албан (которых они подразумевали, говоря об аланах) с кочевниками — массагетами (сакские племена) и даже монголами — типичными представителями степной туранской цивилизации.

Не берусь утверждать, почему современной исторической науке столь «неинтересны» сообщения источников о кочевом образе жизни огромной части населения древней Албании Кавказской. Ясно лишь одно: говоря о государственности тюркских народов, мы действительно забываем об этой древнейшей державе кочевников Турана.

Амир Эйваз, специально для TuranToday.com

[:]