[:ru]
Почему в Казахстане враждебно воспринимается феминизм? Как быть с правами ЛГБТ? Почему так сложно говорить о бодипозитиве? Об этом и многом другом, издание Алтын-орда. кз побеседовало с журналистом, блогером, и либеральной феминисткой Алией Кадыровой.
— В первую очередь хотелось бы узнать, как вы вообще пришли к феминизму. Моя история банальная до нельзя. Лет в 17, для меня феминизм был страшным, пугающим словом. Я представляла себе кучку ненормальных женщин, которые ненавидят мужчин. Потом ты растешь, познаешь мир, видишь его нелицеприятную сторону, постоянно ощущаешь на себе давление. И у тебя происходит резко переоценка ценностей. Когда я пришла к феминизму, я поняла, что вся моя жизнь до, прошла под этим давлением со стороны социума. И я по-другому посмотрела на свою жизнь, на свой путь. Как у вас это происходило?
Айгерим Малеева и Алия Кадырова
-Мне тоже кажется, что я всегда ощущала некое неравное отношение. Даже в школе по-разному относились к мальчикам и девочкам. Сказалось много разных гендерных стереотипов, которые преследуют с раннего детства. Помню, в школе был момент, когда мальчиков попросили поднять стулья. И я тогда сказала, что тоже хочу поднять стулья. Ведь я-феминистка.
-У вас это со школы началось?
-Неосознанно. Изменение сознания произошло, когда я поехала в Лондон, учиться на магистратуре. Я осознала, что у всего, что я не могла объяснить, на самом деле есть какое-то название. И есть свои корни. Я выбрала предмет, связанный с гендером. И пришло понимание, что об этом давно говорится. Проводятся гендерные исследования. Даются разносторонние характеристики феминизма. Жизнь в Лондоне показала мне, что феминизм, действительно, не что-то маргинальное и непонятное. Это целая сфера в политике, в науке. С тех пор как я вернулась в Казахстан, я в полной мере стала феминисткой. Перестала этого слова стесняться.
-Точно! Я тоже воспринимала феминизм как какую-то маргинальную идеологию. Позже увидела насколько это распространенное и массовое явление. Почему сами женщины воспринимают феминизм враждебно в нашей стране? На протяжении всей своей жизни я сталкивалась с тем же кэтколлингом( когда мужчины пристают на улице), бывали случаи харассмента( домогательства). Мои подруги тоже с этим сталкиваются. Со случаями домашнего насилия в том числе. Когда говоришь им, что это ненормально. Ненормально, когда возводится в норму сексуальная объективация твоего тела, ненормально, что насилие и нарушение личных границ считаются стандартным поведением. Ненормально, что ты боишься передвигаться ночью. Ненормально, что тебе будут платить меньше, чем мужчине. Ненормально, что женщины не принимают политических решений. Их давят в бизнесе. Их домогаются. Их насилуют. Так вот, подруги это воспринимают в штыки. Что с женщинами не так в этом обществе?
— Я их не осуждаю, знаете ли! В какой-то момент я осуждала их. Отчасти я их понимаю. Многим женщинам кажется ( и отчасти так оно и есть), что в современном мире нужно встроиться в патриархальную систему. И если ты играешь по патриархальным правилам, то удачно выйдешь замуж. Проблемы все решатся.
-Гендерная социализация
— Да. Они считают, что продвигаться можно лишь за счет мужчин в своей жизни. И отчасти да. Эта система работает. И им кажется, что если завтра они объявят себя феминистками, то все пойдет по наклонной. На деле же, это не так!
-Насчет прав ЛГБТ. Вы поднимали эту тематику. Видела ваши интервью с членами гей-комьюнити. У вас получилось на кого-то повлиять в этом отношении? Бывало ли такое, что поговорив с вами, ярый гомофоб задумался. Или поменял свою позицию?
-Да. Было! И я сама этим горжусь. Сейчас я меньше об этом говорю. Интерес к ЛГБТ-активизму прошел. Разумеется, я поддерживаю права гомосексуальных и лесбийских персон. Но, когда я снимала видео на этот счет, я сама преодолевала свои комплексы на данную тему.
И я замечаю, что люди в моем окружении, начинают мягче лояльнее к вопросу ЛГБТ относиться. И самым большим прорывом для меня был случай в школе, где я работаю. Одна блогерша опубликовала на своей странице видео, где я говорю о том, что я бисексулка. Это увидели родители детей. Тогда я переживала, что это вызовет негативную реакцию. Но, на удивление, многие родители меня поддержали. Мне было очень приятно, что школа , как организация, и как единый коллектив, пришла к мнению, что ориентация учителя не должна никого касаться. Это никак не влияет на качество преподавания. Я до сих пор благодарна начальству и родителям за этот случай.
-Причем я заметила, что к бисексуалам какое-то предвзятое отношение в самом сообществе.
-Я не очень включена в ЛГБТ-комьюнити Алматы. Знаю людей оттуда. Возможно да. Есть от сообщества дискриминация бисексуалов. Я сама не испытываю большой поддержки и давления в том числе.
Тема бодипозитива не дает мне покоя. Я заметила такую тенденцию, что русский сегмент инстаграма более активный в этом плане. Там много говорят о таких явлениях как бодипозитив, чайлд фри, ментальное здоровье. Я сама чайлд фри, и терплю на себе давление из-за нежелания иметь детей. Почему-то когда ты поднимаешь эти темы в Казахстане, люди смотрят на тебя, как на инопланетное создание.
-Наверное, дискурс не дошел до Казахстана. И еще я думаю, многие эти интеллектуальные, философские направления, многие мнения, которые мы выражаем по поводу феминизма, заимствованы с запада. Да, мы соглашаемся со многими мнениями, но у нас другая экономика, ментальность и другая культура. Возможно, наш феминизм должен отличаться от западного? Вы не думали об этом? Когда мы импортируем многие идеи с запада, возникают сложности. Люди не понимают их. Нужен какой-то более сложный интеллектуальный скачок, чтобы сформировать, что именно нам не нравится. Возьмите тот же феномен, вроде кражи невест. Запад это не комментирует. Там не поднимается данная тема.
-Да, потому, что нет такой проблематики. Это у нас, и в соседней Киргизии достаточно распространенные явления. Кстати о Киргизии. Недавно был случай с феминисткой, которую хотели убить за клип в лифчике. Женщина, видите ли, недостаточно хороша внешне, по мнению многих киргизов. И поет она о том, чтобы ее уважали. А вы не сталкивалась с чем-то подобным? С травлей?
-Конечно, сталкивалась. Даже если вспомнить, то видео по поводу лифчиков. Было очень много комментариев. Такое со мной было впервые. Я сама отправила ссылку на это видео на Нур.Кз. Для меня было важным получить просмотры. В то время, передо мной стояла именно такая цель. Мне хотелось поднять аудиторию на Ютубе, и провести монетизацию. Тогда было немного неприятно читать отрицательные комментарии. Но, именно они подняли видео в алгоритме ютуба. Видео посмотрело больше человек. Это вызвало споры. Кто-то защищал. Кто-то хейтил. Но, все это резонанс.
—Своя выгода есть
— Да! Позже я снимала видео про ЛГБТ.
— Они тоже были резонансными?
-Разумеется!
-Еще хотелось бы поговорить о ментальном здоровье. Важная тема, на которую наложена огромная стигма. Для меня это личная боль, как для обладателя ментального расстройства. Что не так с обществом? Почему замалчивается тема? Почему в той же Америке об этом говорится открыто? У нас люди закрыты! Они боятся этой темы.
-Я тоже эту стигму ощущаю . Наверное, это вообще связано с тем, что у нас интимную сферу жизни принято замалчивать
-Психика, секс, сфера чувств. Это уят?
-На самом деле, мне кажется, что это имеет больше советские корни. Нежели традиционно-казахские. Люди связывают это почему-то с казахскостью. Но, эта традиционность советская. Вернитесь к временам кочевья, люди тогда были более раскрепощенные и меньше стеснялись. Они были более свободными, чем в советское время.
— Хочется перейти плавно к теме уятменства. Это феномен некий. Помню случай с Байзаковой. Как Вы это воспринимаете? Как быть с этим?
-Мне кажется, что людям, которые считают, что уятменство их как-то ограничивает надо быть смелее. Я понимаю, что это сложно. Но, иногда когда рискуешь, ты выигрываешь больше, по сути. Это лучше чем бояться всего! Эти люди могут давить, но не должны стать барьером для твоей борьбы и реализации. Так было со мной, и с моим каминг аутом. Если бы я тогда побоялась заявить о своей ориентации, думала о последствиях, то не было бы такого потрясающего поворота и такой поддержки.
-Не стоит замалчивать. Нужно пытаться обратить внимание на свою проблему и свою боль. Это смелость, это сила!
-Это связано напрямую с привилегиями. Некоторые люди не могут быть открытыми, из-за страха потерять определённую должность. Я не боюсь этого. Я всегда могу найти другую работу.
-А какие блогеры и блогерки вас вдохновляли? Помню, вы говорили про Никсель Пиксель в одном видео. Мне она тоже нравится.
— Она хороша! На видео со стихотворением меня вдохновила американская деятельница Лейси Грин. Она тоже поднимает тему сексуальности, бодипозитива, феминизма.
— В Казахстане есть мужчины, которые занимаются феминизмом?
-Да, и знаете многие профеминисты еще хуже сексистов. Почему-то они думают, что если ты, будучи мужчиной, пришел в феминизм, то тебе откроются многие дороги. Тебя сразу будут любить и жаловать. Мне кажется, что мужчинам стоит помнить, что они прошли мужскую гендерную социализацию.
-Да, согласна. И помнить, что на их стороне привилегии. Особенно это касается гетеросексуальных мужчин. В отличие от женщин, и сексуальных меньшинств, они привилегированный класс. Последнее, хотела бы спросить у вас совет. Я бы тоже хотела вести свой блог. Стать более самостоятельной. И посвятить свою жизнь и деятельность теме ЛГБТ, феминизма, бодипозитива, ментального здоровья. Хочу узнать, с чего начать?
— Во-первых, начните! Очень многое по поводу Ютуба ты понимаешь, когда начинаешь в этом обитать. Сейчас жизнь постоянно меняется. Тренды захватили наше сознание. И нужно, конечно учитывать это все. Если тема, которую вы поднимаете, набрала много комментариев и просмотров, значит, ее нужно развивать дальше. Во-вторых, не надо бояться критики и ненавистников. И надо изучать этот вопрос по инету.
-Спасибо за беседу!
[:]