Тема социальной политики продолжает оставаться одним из основных векторов деятельности исполнительной власти. Это подтверждается Национальным планом «100 конкретных шагов» в котором в 84 шаге предусмотрена оптимизация социальной помощи через усиление ее адресного характера. При этом социальная помощь будет предоставляться только тем гражданам, кто в ней действительно нуждается. Другими словами, помощь будет носить адресный характер, и направлена будет только тем трудоспособным гражданам с низкими доходами, кто будет активно участвовать в программах содействия занятости и социальной адаптации.
Как стало известно, программа действий предусматривает комплексное решение наиболее актуальных задач и достижение поставленных стратегических целей. Также она призвана концентрировать усилия казахстанского общества.
Напомним, что ранее в послании главы государства Нурсултана Назарбаева народу Казахстана
: единая цель, единые интересы, единое будущее» особое внимание было уделено именно социальной политике. «Наша главная цель – социальная безопасность и благополучие наших граждан. Это лучшая гарантия стабильности в обществе», – отметил в своем выступлении Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
В качестве наиболее эффективного способа защиты уязвимых слоев населения выступает государственная адресная социальная помощь. Она предоставляется только тем категориям граждан, доходы которых ниже принятого в стране прожиточного минимума. В данном случае понятие «адресности» означает ограниченность круга получателей определенной целевой группой. При этом рамки устанавливаются в соответствии с приоритетами общественной политики.
Надо отметить, что Казахстан придерживается курса на создание экономически процветающего государства с прочными социальными гарантиями для каждого гражданина. И сегодня главная цель заключается в сохранении и дальнейшем развитии достигнутых успехов.
Вместе с тем активная помощь государства может иметь и «обратную сторону медали». Так, адресная помощь может способствовать развитию иждивенческого настроения. Предоставление содействия на основании исключительно уровня дохода, находящегося ниже, чем прожиточный минимум, может привести к тому, что поддержка будет оказываться не только нетрудоспособным, но и вполне работоспособным лицам.
В связи с этим особое значение при реализации принципа адресности имеет сам механизм оказания помощи, где одними из основных параметров является оказание помощи не категориям граждан, а конкретным лицам. Кроме этого социальная помощь должна носить обоснованный характер. Также не последнее место занимает создание и эффективное функционирование механизма выявления потенциальных нуждающихся. Однако необходимо также предусмотреть ответственность получателей госпомощи. В данном случае речь идет о достоверности предоставляемых ими сведений об уровне дохода.
В целом вся система, с помощью которой будет координироваться адресная государственная помощь, должна быть оптимально продуманной и гибкой.
Поэтому Глава государства предложил внедрить новую мотивацию к трудовой деятельности и благополучию, основанную на высокой ответственности личности и бизнеса, партнерском взаимодействии всех субъектов трудовых отношений с государством. Таким образом, планируется повышение эффективности реализуемой государством социальной политики, что благополучно скажется как на общественном самочувствии, так и на социально-экономической стабильности страны.