АЛТЫНОРДА
Главные новостиНовости КазахстанаОбзор казахской прессы

Асхат Касенгали: «Все, кто называют домбру харамом, приведут нацию к пропасти»

Известный политолог Асхат Касенгали  высказал свою позицию  по поводу заявлений о том, что национальные инструменты-это “харам». Об этом он написал на своей странице в Facebook, сообщает  Altyn-orda.kz     со ссылкой на   Национальный портал “Adyrna.kz ”.

«Домбра-это часть нашей культуры. Если они домбру опровергают, то и культуры, которой сотни лет, получается тоже не существует. Те, кто называют домбру харамом, в целом отрицают музыкальную культуру. Выходит, харамом являются и другие музыкальные инструменты. Это и кобыз, и жетиген, и колкобыз. Все нужно запретить? Все, кто делают такие громкие заявления, посягают на казахскую культуру. Сводят ее на нет. Со временем, они вообще потребуют, чтобы в школах запретили урок музыки.

 

Если мы согласимся с формулировкой «домбра-харам», наступит день, когда мы вычеркнем и Курмангазы, и Таттимбета, и Дину, и всех остальных наших культурных деятелей из нашей жизни. Акан серы, Биржан сал и другие лица также должны быть вычеркнуты согласно данной формулировке.  А позже будут забыты и Жаяу Муса,   и Кенен,  и Укили Ыбрай.. Это яркие деятели нашей культуры, и   свое искусство дарили миру посредством домбры. Будь то мелодия или пение. Если вы считаете, что «домбра — харам», вы выбросите тысячи кюев из вашей жизни. У каждого кюя своя история происхождения, свой сюжет. То есть вы своими руками уничтожаете и историю, и многовековую культуру своей нации. Если раньше ее уничтожали колонизаторы, то теперь вы уничтожаете добровольно, своими руками. Это тоже плод общей колонизации, результат колонизации сознания чуждым течением», — сказал политолог.

 

Касенгали отметил, что это нападение на нашу национальную идентичность.

 

«Хаким Абай сказал:» Все, что говорит Аллах правда. И сам он правдив». Также Абай выпустил четыре кюя. То есть у нас сосуществовали традиции, и культура, и религия, не мешая друг другу, на взаимном балансе. Но некоторые современные граждане и некоторые течения отвергают нашу культуру, национальный инструмент, обычаи и традиции. Разве это не прямое нападение на нашу национальную идентичность?! Один делает это в открытом грубом формате, а другой пытается передать идею  на тонкой основе. В какой бы форме это ни звучало, конечная мысль одна.

 

Чуждые течения, противопоставляющие свою идеологию национальной культуре, традициям, отрицающие Наурыз, приведут нас к пропасти. Если не поставить им запрет»-пишет политолог 

 

Altyn-orda.kz