АЛТЫНОРДА
Интервью

Аскар УМАРОВ: Идея Мәңгі Ел

a489bd3a43e252d218453b02c80b2ca8Бывший журналист, некогда читаемый публицист Аскар УМАРОВ (известный в сети как Аскар Кумыран) разместил на своей странице в социальной сети Фейсбук занимательную заметку.

Уважаемый мною ученый-тюрколог Василий Радлов однажды сказал: «Подвижность состава родов и племен есть жизненная потребность кочевников. Непрестанными изменениями в этом составе поддерживается жизнеспособность всего народа».
Что такое нынешний Казахстан, вернее его население? Это такой же подвижный состав родов и племен, кочующий в глобальном мире во главе с государствообразующей нацией.
Лично мне грустно смотреть на то, как некоторые нынешние казахи начинают искать некую чистокровность, обвиняя того или другого соплеменника или согражданина в неказахкости. Забывая при этом о своих корнях.
Ведь как появились современные казахи? Отнюдь не на узкой этнической почве. А на основе общей идее, единства и собственного государства. Наши мудрые предки вывели особую философию происхождения от одного Отца, подарив каждому индивиду собственную генеалогическую ветвь, переходящую в единое древо. Идею «казахства» не стали ограничивать сугубо этническими границами. В неспокойном XV веке, когда о себе заявило Казахское ханство, великая идея «Ел», идея сложения единой, свободной нации настолько захватила различные самобытные и самодостаточные тюркские племена, что они за короткое время вошли в историю под общим именем «казах», объединенные не искусственными узами, а общей судьбой и происхождением. И понятие «Ел» означает народ, который стал нацией, это гораздо более высшая ступень самоидентификации, нежели узкоэтнические и религиозные идентичности. Не зря великий Шынгысхан, провозглашая крупнейшую империю в истории человечества, назвал ее по образу древних тюрок «Мәнгі ел» (Вечная нация). Это потом европейской и советской историографией этот термин был перефразирован в «монгол».
Здесь не может быть узких этнических границ. Издавна казахи гармонично впитывали в свой состав всех желающих принять идею «казахства». Я буду осторожен, и не буду называть конкретные роды и племена, но приведу несколько примеров. Про один из родов говорят «… название рода… қазақ қылған төрт қалмақ» или некоторые батыры, являющие гордостью потомков по происхождению не казахи. Род қожа все знают что казахизированные потомки арабов, но есть также другой ру, который по сути казахизированные персы. Но называть его не буду, иначе нарвусь на гнев его представителей. Многие знают, что род төлеңгіт, не входящий в состав ни одного из жузов и выполнявший функции ханской гвардии это буйство разных ген. Ханы принимали туда людей, явно пришлых и не имеющих казахского происхождения. Предки известного казахского писателя Габита Мусрепова были туркменами. Описанный мною недавно герой казахско-российской войны Жакып-батыр был русским Яковом. Но и сейчас в Западном Казахстане в сказаниях никто не сомневается в его казахкости. И таких примеров очень много.
Годы советского режима, несмотря на проповедуемый интернационализм, на деле воспитали в Казахстане крайне узкое этническое сознание. Да и не только в Казахстане. Коммунисты, а ранее империалисты руководствуясь принципом «Разделяй и властвуй» намерено формировали узкое этническое сознание у нетитульных народов, попутно проводя политику жесткой руссификации. В итоге мы сегодня имеем очень глупое поведение некоторых казахов, которые даже записавшихся казахами людей не желают признавать такими. Более того, собственных единокровных братьев, так называемых оралманов, обзывают «монголами», «китайцами», «узбеками» и пр. А ведь величие Ел, идеи, завещанной предками не в обособлении в своем узком этническом кругу, а вбирании в себя новых и новых индивидов. Иначе идея «казахскости» сходит на нет.
Хочу закончит постом Павла Федотова, который прочитал сегодня в Фейсбук:

«я как и многие, наверное, не против записаться в казахи. Не по признаку крови, а по объективным показателям. Пусть это будет ру под названием орыс. Сформируйте требования к настоящему казаху — знание языка, истории, обычаев — и я первый пойду готовиться к тестам и экзамену на «казахскость».
Добавить и нечего. Нацию объединяет общий язык, история, ценности и государство. И Каждый кто готов все это принять, должен быть принят в Нацию. Без оговорок и кивков на прошлое происхождение. Три принципа, цементирующих современную казахскую Нацию: Язык, духовность и гражданственность. Проще говоря концепция «Ел»: ТІЛ, РУХ, МЕМЛЕКЕТ! Говорите на казахском языке? Принимаете дух и ментальность казахов? Признаете право казахов на собственную государственность? Добро пожаловать в казахи!

АСКАР УМАРОВ (ИЗВЕСТНЫЙ В СЕТИ КАК АСКАР КУМЫРАН)

Источник:  z001.kz