АЛТЫНОРДА
Культурное наследие

Асылбек Избаиров – доктор исторических наук. Грани истинного патриотизма: приоритет общих ценностей над личным

big_253340516c310c82bf9Один английский бизнесмен, посетивший Японию, путешествовал поездом в купе первого класса. Пожилой японец, сидящий впереди, зашивал сиденье. Бизнесмен подумал, что это железнодорожный рабочий, однако по его портфелю понял, что он является управляющим директором хорошо известной компании. Бизнесмен был еще больше удивлен и спросил попутчика, что он делает. «Сиденье порвано, я его зашиваю», — сказал японец. «Но это едва ли является вашим делом, — сказал иностранец. «Почему же? Железная дорога есть национальная собственность, а национальная собственность — это и моя собственность. Разве я не должен о ней заботиться?» — ответил японский джентльмен.

Вот это и есть проявление истинного патриотизма, которое приводиться как залог японского экономического чуда. Так после 2-й мировой войны Япония находилась в самой неблагоприятной ситуации. Поражение подорвало ее экономику, четверть жилого фонда и многие предприятия были разрушены. Экономика лежала в руинах и люди испытывали острую нужду. Но благодаря патриотизму и глубокой преданности своему государству, преданности чувствам национального единения, своему делу и идеалам, благодаря отличительной национальной черте и национальной гордости японцы смогли преодолеть эти трудности и стать одним из экономических благополучных стран.

Это стало результатом того патриотизма в которой не было показухи и фальши, когда каждый гражданин просто работал во имя процветания страны, когда личное отступало на второй план перед общим, когда общее становилось личным, когда участие каждого японца в программе экономического развития было тотальным.

c40c5120c03e9a18f77b9bec3cde0b8e_big

Эти уроки истории мы должны знать и учитывать. В этом процессе есть четкое осознание факта доминирования вопросов ВЫЖИВАНИЯ над вопросами ВНУТРЕННЕЙ КОНКУРЕНЦИИ (гражданское общество, либеральные, капиталистические отношения), оно настраивает общественные отношения на единение. В то время как самоуспокоение тем фактом, что у нас все есть, нужно только это теперь взять и поделить (или перераспределить) – наоборот, приводят к стачиванию внутреннего стержня нации, дефрагментации общественного мнения, искажению моделей поведения.

Вот эту грань выживания и внутренней конкуренции, приоритета общих ценности над личным, чувства национального единения четко осознают представители национальных диаспор, которые просто вынуждены соблюдать внутренний общественный консенсус и правила поведения своего этноса, чтобы не быть ассимилированными и не исчезнуть. В этом отношении наши соотечественники за пределами страны, например, в КНР и Монголии, представляют собой классические диаспоры и социальные структуры с четким общественным консенсусом и патриотической позицией. Их патриотизм в отношении Казахстана, его знамени, гимна и лидера не выглядит ни фальшиво, не оспаривается и во внутреннем пространстве нашей страны, поскольку в условиях вопроса о выживании «нации как таковой», все мелкие вопросы – оппозиция, власть, имущественные, социальные – все они отступают на задний план.

В этом отношении важно понимать, что полученные нами в результате распада СССР непреложные ценности – Свобода, Независимость, Государственность – они такие же хрупкие и невечные, как и стеклянные памятники, если за ними не ухаживать. Мы видим, что сегодня пересматриваются границы, роли государств, их место в международных отношениях, в отношениях с соседями, в понимании своей роли, места религии, этнических отношений и много прочего, что уже успело как минимум отчасти перечеркнуть государственность и суверенитет на территории целого ряда государств бывшего СССР – Азербайджана с 1988 года, Грузии – с 1991-го, Молдовы – с 1992-го, а теперь и Украины – с 2014 года.

В каждом из случаев мы видим, как легко теряется то, что мы получили, а рассеченные внешними интересами территориальные и общественные отношения не восстанавливаются спустя даже десятилетия. И это и есть то, о чем нам вполне прозрачно говорит президент Назарбаев в ноябрьском Послании народу Казахстана. «Геополитический кризис и санкционная политика ведущих держав создают дополнительное препятствие для восстановления мировой экономики. Я из своего опыта предчувствую, что ближайшие годы станут временем глобальных испытаний. Будет меняться вся архитектура мира. Достойно пройти через этот сложный этап смогут далеко не все страны. Этот рубеж перейдут только сильные государства, сплочённые народы. Казахстан, как часть мировой экономики и страна, которая находится в непосредственной близости к эпицентру геополитического напряжения, испытывает негативное влияние всех этих процессов. В результате мы видим, что происходит: падают цены на мировых рынках, и в целом замедляется экономический рост».

003

Таким образом, мы должны перейти к режиму мобилизации – к ВЫЖИВАНИЮ как государство, нация, общество, группа людей, исторически собранных на этой территории, чтобы сохраниться в этом виде; как минимум временно отойдя от режима ВНУТРЕННЕЙ КОНКУРЕНЦИИ. В результате те, кто не понимает этой необходимости — перейти на режим ВЫЖИВАНИЕ, оставаясь игроками КОНКУРЕНТНОГО поля, они, фактически, занимают позицию предательства общего интереса, политической близорукости, лиц, не понимающих важности момента и не могущих правильно расставить приоритеты — от важного (то есть первостепенного для всех) до личного (важного только для себя).