25 января 2011 произошла революция в Египте. Считается, что эти события произошли после спонтанных выступлений «масс». Что могло послужить детонатором социального взрыва? Возможно уличный торговец –мальчуган слегка нарушил правила уличной торговли и был наказан полицейским чрезмерно сурово. И уличный плебс эмоционально накинулся на полицейского. И все это превратилось в бучу. В Каире множество торговцев сувенирами для туристов. В сфере услуг — только мужчины. Возможно — это был уличный рабочий, который свою нехитрую работу сочетал с обыкновенным попрошайничеством у туристов, полицейский резко одернул- приставать к туристам негоже. И это вызвало то, что вызвало. Попрошайничество – тоже мужское занятие и это похоже на народный промысел. Сами египтяне говорят, что все попрошайки — цыгане.
Итак, революция случилась. Этой революцией египтяне гордятся и говорят о ней с придыханием и восторгом. Организованная акция гражданского неповиновения выросла и стала неуправляемой. И её стало невозможно остановить. Кто были основная масса участников? Википедия приводит такие цифры, по крайней мере, «846 человек погибли и 6000 получили ранения». Основную массу участников составили – студенты вузов Каира, старшие школьники, деклассированные элементы и уголовники, выпущенные из тюрем. Именно последние грабили магазины и устроили ограбление каирского Музея — одного из мировых центров арабистики и египтологии.
В те дни в Каире можно было купить не подделку, а раритеты из запасников музея мирового уровня, но грабители гонялись в основном за золотыми изделиями. Революция, как это водится везде, вызывает хаос и мародерство.
Следует отметить, что повстанцы уже имели прецедент успешной революции в Тунисе. И это воодушевляло их.
Я предполагаю, что первотолчком была революция городской бедноты против «тирании полиции.» Это был так сказать повод к революции.
Тем не менее, последний факт был только предлогом для революции. Более глубокие причинами могут быть: обострение социальных противоречий и ухудшение условий жизни. А люди от нищеты устали. Пауперов из среды городской бедноты также вдохновлял успешный пример Туниской революции. Я представляю свое видение причин революции. Большее число причин революции называется Дункан Грин в «Гардиан».[1]
Египетский диктатор Мубарак принял решение о военном решении социального конфликта, который принес обратный эффект. И тем самым усугубил революционные настроения масс. Когда выяснилась неспособность диктатора Мубарака подавить восстание.
Гибель большого количества студентов вузов и школьников вызвала гнев и возмущение масс. Студент в странах Востока – сакральная фигура, особенно это касается арабских стран. Студенты — негласные баловни общества. Им многое прощается в обществе и дома. Студенты своей гибелью вовлекли в революцию нижнюю прослойку среднего класса. Резкий рост популярности «Братьев мусульман»- следствие изменений настроений масс в среде студенчества и старшеклассников. В Египте от 30 до 60% населения неграмотные. Грамотность чаще удел работающих в сфере обслуживания и офисах. Остальные в лучшем случае только умеют читать, пишут «как курица лапой», или вовсе не могут ни то, ни другое. Грамотность доступна только для мужчин и женщин среднего и высшего класса.
Сочетание ненасильственных мирных выступлений с набегами экстремистов распространены в этом типе событий. Как уже отмечалось, участники революции не могли вспомнить в начале активного участия в организации «братьев-мусульман». Тем не менее, наиболее организованной силой на следующем этапе революции оказались мусульманские клирики. Исследователи и обыватели отмечают, что в период романтического этапа революции не было случае ограбления туристов. Ухудшение отношения к туристам — иностранцам происходит в период пребывания Морси(Мурси).
Назовем глобальные и общие причины кризиса в Египте. Первая причина заключается в высокой степени обнищания населения провинций и самого Каира в результате аграрного перенаселения. Сайт mapsofworld дает приблизительное количество жителей в Каире в 17 миллионов человек. Тогда как внутренняя миграция в этот город разорившихся аграриев идет ежедневно.[2]
Мои личные наблюдения:
На рассвете наблюдается массовый приток людей в Каир из пригородов. Городская беднота живет на тротуаре, кто-то на коптском кладбище, всего 1.5 млн. человек живет на кладбищах, которые оказалось в городской черте. Благо в стране погода жаркая летом, но не совсем холодная даже зимой.
Нил- кормилец.
Высокая плотность населения и высокая плотность промышленной и туристической инфраструктуры — тоже благо. Всегда можно найти хоть какую- нибудь работу. Никто не умер с голоду.
Каир — город грязненький и чумазый. Люди не приводят в порядок фасады своих домов — мэрия может обложить чистенькие дома более высоким тарифом налогов. Плохо убираются улицы города. Мало кто хочет быть уборщиком мусора. Гид араб упрекает арабов в лености. Не верю в ленивых арабов. Думаю: просто плохо платят.
Без душа и мыла обходится около одной пятой части городского населения Каира. Таким образом, первая причина революции в Египте как по всей стране, и особенно в Каире- пауперизация населения -детонатор революции.
Последствия внутренней миграции и урбанизации в условиях перенаселенного города привели к перманентной революции.
Вспомните Троцкого, который пугал обывателей и вдохновлял революционеров перманентной (постоянный) революцией.
В Каире – крупнейшем мегаполисе, сосредоточены все технологические и цивилизационные достижения современного города и одновременно здесь в наличии все кровоточащие раны Египта. Египтянин не пьющ, внешне богомолен. При этом он-египтянин (особы мужского пола) тратит, по словам гида –араба, до 3 млрд. долларов в год на табак и кальян.
Городская беднота в Каире предоставлена молодыми людьми в возрасте от 15 до 30 лет. Во всем мире молодые люди мало управляемы, «неконтролируемая молодежь» в Каире имеет свой механизм возбуждения и торможения.
Молодежь в Египте имеет специфику. Они обеспокоены не столько сексом, сколько крайней нищетой и социальным унижением. Социальное унижение — вот причина спонтанного проявления характера масс. Социальное унижение молодых людей является наиболее рискованной формой провокации.
В комплексе действуют подсознание и гнев, срабатывают моторные навыки поведения. Затем начинается короткий «путь прозрения», а затем этап «универсального просвещения.» Наконец, включаются гнев и мужество. Мусульманская вежливость уходит и уступает место гневу. Они, улица, наконец поняли , что полицейский произвол отражает отношение правительства к рядовым гражданам страны. Вдруг гнев и ярость сменяются рациональными и политическими категориями и дефинициями. Выдвигается требование — свободных выборов и свободы слова. На этапе прозрения народ изрекает сам: это коррупция стала национальным бедствием для них, и стала основным занятием диктатора. Мгновенно исчезли скрепы общества и концепции классовой солидарности и национального единства с правящим классом. Но само свержение Хосни Мубарака не вызвала смены характера режима, народ избрал президентом Мурси. Но египтяне обожглись на популистском исламистском легитимно избранном Мурси. Вскоре народ отрекся и от него. В пользу нелегитимного военного переворота.
В Египте плохо представлен средний класс. И это плохо. В Египте, сильна не элита, а номенклатура и класс полковников (не генералы, а старшие офицеры). Это и есть здоровые силы. И это хорошо.
Мубарак решил положиться на генералов и часть номенклатурной элиты. И это было роковой ошибкой. Мубарак передоверил власть до конца генералам, и подал в отставку. Военные должны были обеспечить постепенную демократизацию страны. Временное правительство должно было обеспечить контроль над страной. Тем не менее, протесты не прекращались, экономическая ситуация ухудшалась, временное правительство оказалось в ответе за «бегство капитала», снизился приток инвестиций, упали доходы от туризма. Мубарак предстал в суде.
На следующем этапе революционного импульса инициативу захватила хорошо организованная организация «братья-мусульмане». Следующие законные президентские выборы были проведены, и выиграл Мохаммед Мурси. Далее развернулась борьба между светской и религиозными целями и идеалами.
Но революция продолжается. Исламисты, легально придя к власти, не обеспечили себе в дальнейшем поддержку народа. Легальный приход к власти исламистов не означал легитимного правления. Нищие на площади Тахрир были недовольны усилением радикальных исламистов, резко упали поступления от туризма, резко снизились инвестиции в экономику (очевидно то, что западный бизнесмен не хочет инвестировать в неспокойной стране радикальных исламистов). Социальный популизм подрывал экономику страны. Военные, недовольные режимом Мурси, консолидировались народным недовольством.
И, наконец, военный переворот Сиси.
3 июля 2013 года министр обороны Египта Абдул Фаттах Ас-Сиси объявил о свержении президента Мухаммеда Мурси и о приостановлении действия Конституции. Мурси был помещён под домашний арест, а затем был официально заключён под стражу в связи с предъявлением ему ряда обвинений. В Каире были арестованы более 300 членов партии Братья-мусульмане[3].
Революция — праздники для масс по словам классиков марксизма. Обыватели алчут насилие и преклоняются перед политическим насильником. Особенна опасна идея создания «справедливого общества». В моде снова популизм, но казна теперь пуста. Запад поддержал Египет , поддержала Саудовская Аравия. Совсем недавно перезапущен реконструированный Суэцкий канал. Фанфары. Но революции продолжаются, если не здесь, то где-нибудь поблизости
…………………………………………………….
[1]Duncan Green .guardian.co.uk / 17.02 2011
[3] Википедия. Военный переворот в Египте (2013)