АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Азимбай Гали. Ведущий вуз Астаны назван именем расиста и антисемита

images-175Университет имени Большого антисемита и его труды. Кто этот антисемит, именем которого назван один из крупнейших университетов страны? Речь идет об Евразийском университете имени Льва Николаевича Гумилева в городе Астана, столице Казахстана. Почему автор решился написать об этом. Ведь автор в свое время и сам зачитывался книгами Льва Николаевича Гумилева. Целое поколение русскоязычной казахской интеллигенции выросло на книгах Гумилева. Редко кто из читающих казахов вообще не читал Гумилева и не восторгался «глобальностью и глубиной его рассуждений» теории пассианарности.

Судьба семьи Гумилева трагична. Лев Николаевич- сын известных поэтов: Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Отец- Николай Гумилев, русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер. Мать Анна Ахматова- поэтесса, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века. Отец был расстрелян большевиками в 1921 году, мать- репрессирована, долгое время подвергалась нападкам сталинского режима.

Сам Лев Гумилев, осознавая влечение к исторической науке, с 1931 года активно участвовал в геологических и археологических экспедициях (всего до 1967 года принял участие в 21 экспедиционном сезоне). Многократно арестовывался. Фронтовик и каторжник он не прекращал, несмотря на все трудности судьбы, научную работу. Он заложил основу солидному жанру литературы- научной беллетристики. [1]Л. Гумилев доктор исторических и доктор географических наук. Ему принадлежат труды»Этногенеза и биосферы Земли», «Хунну»,  «Древняя Русь и Великая степь», «Поиски вымышленного царства».

В „Древних тюрках»он пишет, что тюрки построили «Вечный Эль». Им предложены ряд идей: татаро-монгольское иго на Руси, собственно, не было игом, а являлось союзом с Ордой. Гумилев был одним из тех, кто придерживался идей евразийства.

Евразийская концепция зиждилась на имперской идее, где казахам уготована скромная роль младших братьев русских. Если говорить об евразийстве Нурсултана Назарбаева, то его содержание и сама конкретика резко отличается от евразийства Гумилева, также как от евразийства Дугина. Назарбаев под евразийством подразумевает только таможенный и экономический союз, но никак не политическое объединение в одно государство. Президент Казахстана за внеблоковый статус Казахстана. Так что Казахстан дистанцируется от глобального противостояния против сообщества стран Запада.

скачанные файлы (1)

Однако самой нашумевшей была идея Гумилева о хазарах. Но ее трактовка получилась политической. Гумилев назвал Хазарский каганат не только этнической химерой, но и «антисистемой», продемонстрировав неприязнь к иудаизму. [2]Критике концепции Л.Н. Гумилева посвятили публикации Владимир Кореняко, Яков Лурье, Лев Клейн, Александр Янов, Виктор Шнирельман. Они считали, что пассионарная теория этногенеза направлена против евреев. Концепция Гумилева об евразийстве и хазарской этнической химере имеет антисемитскую основу, и это не вызывает сомнений у западных исследователей. В основе этих идей – расизм и антисемитизм, получается, что книги и идеи Гумилева недалеко ушли от известной фальшивки «Протокола сионских мудрецов».

Итак, именем нерукопожатного на Западе Л.Н.Гумилева назван самый солидный университет Казахстана. Как известно, труды Гумилева изъяты из всех солидных библиотек Западной, Восточной и Центральной Европы и Американского материка. Только в России и в Казахстане все еще есть те, кто «упивается» этим чтивом. Но все-таки и мы начинаем прозревать: в 1970-1980-е мы были в плену у евразийства и не предполагали перспектив превращения ее в имперский концепт и практику, только с обретением суверенитета мы заметили некую угрозу превратиться в сателлитарное государство. Отношение к еврейскому вопросу должно было бы стать для нас маркером, но мы опять не заметили того, что отчуждение евреев вызывает параллельное отчуждение казахов тоже. Мы прозреваем: сегодня мы отвергаем импортированный из России антисемитизм, смягчаем привязку Казахстана к Евразийскому содружеству. И все это мы делаем по-казахски: мягко и комплиментарно.

А теперь о трудах так называемых казахских евразийцев. На третьем конгрессе историков было доложено, что в учебниках средней школы много ляпсусов, нестыковок, алогизмов, просто политических ошибок, показывающих некомпетентность авторов. Причин этому несколько: спешка и штурмовщина, недостаточная компетенция части авторов, плохая работа рецензентов и редакторов.

Приведу отрывок из интернет источника[3]

Один из авторов учебника по всемирной истории для 11-го класса, преподаватель вуза Алматы заявляет от себя, что вопрос о принадлежности Крыме в учебник был включен с учетом политического конфликта, существующего между Украиной и Россией, и, дескать, по этой причине авторы постарались предоставить «объективные данные, которые есть в средствах массовой информации».

При этом автор учебника,  ничуть не сомневаясь, заявляет, что непризнание Украиной и международными организациями референдума о выходе полуострова из состава Украины не имеет значения[3].  Ставя, тем самым, под сомнение позицию руководства нашей страны, многократно подчеркивающего, что выступает за территориальную целостность Украины и соблюдение международных договоренностей.

«Наверное, в школьные учебники не стоит включать политические вопросы. Но нужно четко указать, что принудительное присоединение Крыма к России произошло без согласия Украины», — отметил в этой связи доктор исторических наук Абжанов.

Историческая наука не является искусством, а является наукой. Как всякая наука она должна давать объективную оценку, выдавать научную истину.

Поэтому нам казахам, нужно подальше держаться от производного продукта антисемитизма – гумилевского евразийства. По крайней мере, я так полагаю и этого твердо придерживаюсь. Для казахов увлечение Гумилевым -дело прошлое, зуд евразийства уже прошел и я это констатирую.

 

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki Николай Гумилев, Лев НиколаевичГумилев, Анна Ахматова
  2. Критике концепции Л.Н. Гумилева посвятили свои работы ВИКТОР ШНИРЕЛЬМАН (Москва)»ОТМСТИТЬ НЕРАЗУМНЫМ ХАЗАРАМ…»Хазарский миф и его создатели hist.asu.ru; Владимир Кореняко К критике концепции Л.Н. Гумилева scepsis.net и другие
  3. Асылхан МАМАШУЛЫ В школьных учебниках Крым назвали «субъектом России» http://rus.azattyq.mobi.23 сентября 2015

 

Азимбай Гали, доктор исторических наук, Алматы