АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Bellingcat обнаружила недостающее звено для доказательства российского происхождения «Бука 332» и установила личности водителей[:]

[:ru]

Исследователи британской группы Bellingcat обнаружили недостающее звено в цепочке доказательств, что комплекс «Бук», который сбил в небе над Донбассом Boeing «Малайзийских авиалиний» 17 июля 2014 года, в 2013 году находился на территории России. Также расследователи установили личности семерых водителей, которые перевозили «Буки» по территории РФ к границе с Украиной 23–25 июня 2014 года. Издание «ГОРДОН» публикует исследование Bellingcat с новой фотографией, подтверждающей российское происхождение зенитно-ракетного комплекса, и выводы из доклада о военных водителях, один из которых перевозил эту установку в Украину.

Обнаружена фотография «Бука 332», снятая до гибели MH17

С момента гибели рейса 17 «Малайзийских авиалиний» (MH17) команда Bellingcat публиковала различные статьи, посвященные зенитно-ракетной установке, сбившей пассажирский самолет, – «Буку» под номером 332 российской 53-й зенитно-ракетной бригады. Ранее мы называли эту самоходную огневую установку (СОУ) «Бук 3х2», поскольку вторая цифра бортового номера была нечитаема. Однако в докладе, опубликованном 3 мая 2016 года, мы установили, что вторая цифра – это «3», тем самым однозначно «установив личность» этого «Бука».

В докладе 2016 года мы перечислили различные детали, позволившие нам опознать «Бук 332» с помощью фотоматериалов, снятых с 2009-го по 2014 год, в частности, фотографий и видео, на которых «Бук 332» виден в колонне, перемещавшейся в июне 2014 года с базы 53-й бригады в Миллерово у российско-украинской границы. В частности, речь шла о форме бокового щитка гусеницы, единственном «полом» катке среди катков «со спицами» с правого борта, вмятине на левой боковой панели, подключении электрокабелей, шрифте цифр бортового номера и расстоянии между ними, пятнах масла и сажи и белых железнодорожных маркировках на обоих боковых щитках.

Белая маркировка центра масс (напоминающая прицел) и маркировка негабаритного груза на левом борту машины не были уникальны для этой машины в колонне, однако были отчетливо видны на «Буке 332» как в колонне в июне 2014 года в России, так и на фотографиях и видео 17-го и 18 июля на востоке Украины. Однако, хотя на фотографиях «Бука 332», загруженных на страницы бойцов 53-й зенитно-ракетной бригады в социальных сетях, было видно изображение центра масс, на них не было видно маркировок негабаритного груза на борту машины и на боковых щитках гусениц.

По наводке пользователя Twitter @Sl0zhny команде Bellingcat удалось обнаружить «недостающее звено» – фотографию, на которой видны маркировки негабаритного груза на «Буке 332», снятую до его транспортировки в колонне в июне 2014 года. На фотографии, снятой российским механиком, вероятно, весной 2013 года, виден «Бук 332» с теми же белыми транспортными маркировками, что были видны на нем в Украине незадолго до и вскоре после сбития MH17. Эта фотография «Бука 332», на которой полностью виден бортовой номер, а также маркировки негабаритного груза, – последняя по времени съемки из обнаруженных нами, снятых до его транспортировки в колонне в июне 2014 года, когда вторая цифра бортового номера была уже закрашена.


Самоходная огневая установка комплекса «Бук-М1» с бортовым номером «332» российской 53-й зенитно-ракетной бригады, фото из онлайн-альбома российского механика. Фото: bellingcat.com

 


Белые цифры, маркировки центра масс и негабаритного груза на этой фотографии находятся в тех же местах, что и на фотографиях и видео с «Буком 332», снятых в России в июне 2014 года и в Украине в июле 2014 года.


Фото: bellingcat.com

Сравнение маркировок на одной и той же стороне «Бука 332» с июля 2012 года по 2014 год. Выделены (слева направо): условный номер машины, замазанный летом 2014 года; обозначение центра тяжести (крест в окружности); индекс негабаритности (Н-2200), используемый при транспортировке по железной дороге. Обратите внимание, что некоторые снимки, сделанные под углом, в приведенном выше сравнении были развернуты, чтобы выровнять размеры маркировок. Из-за параллакса (смещения видимого положения объекта в зависимости от положения наблюдателя и угла поворота) отметки на белом боковом щитке гусеницы выглядят находящимися в разных местах, хотя в действительности это одно и то же место. Фото: bellingcat.com

 


Эта установка «Бук» была идентифицирована как «Бук 332» 53-й зенитно-ракетной бригады (воинская часть 32406) благодаря вышеперечисленным общим чертам. Фотография механика была снята в парке техники бригады, что можно установить по еще одной фотографии, снятой там же и загруженной курсантом в августе 2014 года. На этой фотографии виден тот же розовый контейнер для ракет «Круг», что и на фотографии «Бука 332», снятой механиком. Эта фотография имеет геотег в парке техники 53-й бригады в поселке Маршала Жукова под Курском. Достоверность геотега подтверждается сравнением элементов фотографии со спутниковым снимком.


Фото: bellingcat.com

Парк техники 53-й зенитно-ракетной бригады на фотографии, загруженной курсантом 3 августа 2014 года. Фото: bellingcat.com

 


Фото: bellingcat.com

Сравнение розового контейнера для ракет и окружающих объектов. На заднем плане: спутниковый снимок базы 53-й зенитно-ракетной бригады в поселке Маршала Жукова, сделанный 17 июля 2014 года (Google Earth/Digital Globe); справа: розовый контейнер и окружающие объекты на спутниковом снимке; слева вверху: фрагмент фотографии курсанта, загруженной в августе 2014 года; слева внизу: фрагмент фотографии механика, загруженной в 2013 году. Фото: bellingcat.com

 


Фото: bellingcat.com

Значком камеры обозначено примерное положение фотографа, снявшего фото механика. Белым квадратом обозначено примерное положение самого механика. Зелеными звездочками отмечено положение двух установок «Бук», в том числе «Бука 332». Вверху: фотография курсанта, снятая в августе 2014 года. Фото: bellingcat.com

 


Найденный фотоальбом механика был загружен в феврале 2015 года, однако в нем не указаны ни имя механика, ни информация, где и когда были сняты фотографии. Журналистке РБК Инне Сидорковой удалось пообщаться с человеком, связанным с этой фотографией. Он подтвердил, что это механик со снимка «Бука 332», и по его воспоминаниям, в 2013 году он находился в Курске. На вопрос журналистки, возможно ли, что это 2014 год, он ответил, что «это возможно». Помимо фотографии «Бука 332», в этом альбоме присутствуют фотографии заряжающей машины 9А85 комплекса «С-300», машины специального назначения (возможно, 9С52 «Поляна-Д4» и еще одной установки комплекса «Бук-М1»).

Bellingcat удалось установить личность механика и обнаружить несколько его страниц в соцсетях. На одной из этих страниц присутствует фотография «Бука 332», а на другой – две другие фотографии, также присутствующие в альбоме 2015 года. Эти фотографии, на одной из которых видна другая установка «Бук», а на другой – машина специального назначения, были загружены 31 марта 2013 года. Третья фотография, на которой видна самоходная пусковая установка 9А83 комплекса «С-300», была загружена 20 июня 2013 года. На других фотографиях, загруженных до 31 марта 2013 года и после 20 июня 2013 года, не видны места его работы в качестве механика военной техники.


Фото: bellingcat.com

Фотография с одной из страниц механика в социальных сетях, загруженная 31 марта 2013 года, на которой он сидит на установке «Бук». Фото: bellingcat.com

 


Фото: bellingcat.com

Фотография с одной из страниц механика в социальных сетях, загруженная 31 марта 2013 года, на которой он виден перед машиной специального назначения (возможно, 9С52 «Поляна-Д4»). Фото: bellingcat.com

 


bellingcat.com

Фотография с одной из страниц механика в социальных сетях, загруженная 20 июня 2013 года, где он сидит внутри самоходной пусковой установки 9А83 комплекса «С-300». Фото: bellingcat.com

 


Принимая во внимание, что все эти фотографии были выложены в 2015 году в одном альбоме, а также незамазанный условный номер машины и информацию, полученную журналисткой РБК Инной Сидорковой, становится ясно, что данная фотография практически наверняка была сделана в 2013 году, хотя существует небольшая вероятность того, что она была сделана весной 2014 года.

MH17 – водители грузовиков в российских колоннах с «Буками» в июне и июле 2014 года

Полная версия отчета на английском языке доступна здесь.

13 мая 2015 года команда Bellingcat опубликовала доклад об участии российского 2-го автомобильного батальона 69-й отдельной бригады материально-технического обеспечения (воинская часть 11385) и 147-го автомобильного батальона материального обеспечения в транспортировке «Буков» 53-й зенитно-ракетной бригады в колонне, выехавшей 23 июня 2014 года из поселка Маршала Жукова под Курском и прибывшей в Миллерово у границы с Украиной 25 июня 2014 года. В этой колонне перевозили пуско-заряжающую установку «Бук» с бортовым номером 332, ранее известную как «Бук 3х2». Команда Bellingcat публиковала различные доклады, в которых утверждала, что именно эта установка «Бук» сбила рейс 17 «Малайзийских авиалиний» (MH17) 17 июля 2014 года.

На фотографиях, опубликованных в российской соцсети «ВКонтакте» солдатами-водителями из 2-го и 147-го автомобильных батальонов, видны грузовики и тралы с теми же номерными знаками, что и машины, двигавшиеся в колонне, попавшей на видео и фото с 23-го по 25 июня 2014 года. На этих фотографиях также видна транспортировка другой военной техники к российско-украинской границе, например, в район станицы Митякинская в Ростовской области. Один из водителей, Дмитрий З., 24 июня 2014 года опубликовал фотографию своего грузовика и установки «Бук» под номером 232 53-й зенитно-ракетной бригады. Геолокация этой фотографии показала, что она была снята в районе Варваровки на трассе Р-185, на маршруте колонны с «Буками» 23–25 июня 2014 года. На других фотографиях, опубликованных Дмитрием З., видны другие предполагаемые водители грузовиков, перемещавшихся в колонне с «Буками» 23–25 июня 2014 года. Один из них, вероятно, перевез «Бук 332» из поселка Маршала Жукова в район Миллерово.


Фото: bellingcat.com

Слева: пуско-заряжающая установка «Бук» под номером 232 на трале, прицепленном к грузовику под номером 6902 НН 50, в районе Варваровки 24 июня 2014 года. Справа: пуско-заряжающая установка «Бук» под номером 232 на трале, прицепленном к грузовику под номером 6902 НН 50, на видео, снятом в районе Алексеевки 24 июня 2014 года. Фото: bellingcat.com

 


В последней части вышеупомянутого доклада описаны маршрут и место назначения колонны, перевозившей 23–25 июня «Буки» 2-го дивизиона 53-й зенитно-ракетной бригады, а также маршрут и пункт назначения колонны, перевозившей 19–21 июля 2014 года «Буки» 1-го дивизиона 53-й зенитно-ракетной бригады. Первую колонну в последний раз засняли на въезде в Миллерово. Она наверняка продолжила путь до временной базы в районе Миллерово, откуда впоследствии «Бук 332» был перевезен на российско-украинскую границу в районе города Донецка Ростовской области, а оттуда – на территорию Украины. Вторая колонна, по-видимому, двигалась дальше на юг к военному лагерю к юго-западу от города Каменск-Шахтинский.

В настоящем докладе изучаются водители грузовиков в колоннах, перевозивших «Буки» в июне и июле 2014 года, в частности, грузовика, перевозившего «Бук 332». Номер этого грузовика – 4267 AH 50, а номер его трала – XP 4679 50. В настоящем докладе также указаны водители, которые могли иметь отношение к перевозке «Бука 332» из Миллерово на российско-украинскую границу. Команда Bellingcat обнаружила, что в Миллерово примерно в середине июля 2014 года находились грузовики уже упоминавшейся воинской части (в/ч) 11385 и еще одна группа водителей. В сентябре 2014 года в Миллерово находилось несколько грузовиков в/ч 11385, вновь в сопровождении другой группы водителей, хотя некоторые из них присутствовали и в предыдущих группах водителей. Помимо этого, в докладе также изучаются ранее неизвестные видео, на которых присутствуют тот же грузовик и трал, что перевозил «Бук 332». Эти видео сняты в конце 2014 года, и на них на трале перевозят танк, впоследствии замеченный в Луганской области Украины.


Фото: bellingcat.com

По фотографиям Дмитрия нам удалось установить личности семерых военных водителей (мы нашли фотографию еще одного водителя, но его личность установить не удалось). По всей вероятности, эти водители принимали участие в транспортировке «Буков» (в том числе «Бука 332») из Курска в Миллерово в колонне, замеченной 23–25 июня 2014 года. Фото: bellingcat.com

 


Фото: bellingcat.com

Соединение двух фотографий от 16 июля 2014 года, на которых видны южная часть военного лагеря на востоке Миллерово и 12 припаркованных КамАЗов, в том числе КамАЗ под номером 4267 АН 50, перевозивший «Бук 332» в колонне с «Буками» 23–25 июня 2014 года. Одна из этих машин наверняка использовалась для транспортировки «Бука 332» на российско-украинскую границу. Фото: bellingcat.com

 

Выводы

  • 69-я отдельная бригада материального обеспечения (в/ч 11385) принимала участие в транспортировке «Буков» на различные участки у российско-украинской границы колоннами, проходившими 23–25 июня и 19–21 июля 2014 года. Военные водители из 1-го автомобильного батальона этой бригады (в/ч 11385-2), базирующегося в Калининце, вели грузовики в колонне «Буков» 23–25 июня 2014 года. Другая группа военных водителей из того же батальона, возможно, принимала участие в транспортировке «Буков» в колонне 19–21 июля 2014 года.
     
  • Военный водитель Дмитрий З. перевозил пуско-заряжающую установку «Бук» под номером 232 в колонне 23–25 июня 2014 года. Шесть других военных водителей, запечатленных на фотографиях Дмитрия З., чьи личности удалось установить, также определенно участвовали в транспортировке «Буков» в колонне 23–25 июня 2014 года.
     
  • По нескольким групповым фотографиям удалось установить личности других военных водителей, которые могли принимать участие в транспортировке «Буков» в колонне 23–25 июня 2014 года.
     
  • Нельзя однозначно установить, кто был водителем грузовика под номером 4267 АН 50, перевозившего «Бук 332» в колонне 23–25 июня 2014 года. Несколько военных водителей опубликовали фотографии, на которых виден грузовик под номером 4267 AH 50. Один из них определенно был водителем одного из грузовиков в колонне 23–25 июня 2014 года.
     
  • Невозможно сделать вывод о том, какой именно грузовик перевез «Бук 332» на российско-украинскую границу, по всей вероятности, в ночь с 16-го на 17 июля 2014 года, или кто из водителей им управлял. Практически все военные водители, принимавшие участие в транспортировке «Буков» в колонне, замеченной в июне 2014 года, официально закончили военную службу в конце июня или в начале июля 2014 года, хотя по страницам некоторых водителей в социальных сетях не ясно, вернулись ли они домой после окончания срочной службы.
     
  • В июле 2014 года в лагере на востоке Миллерово находилась другая группа водителей из воинской части 111385-2. Эта группа водителей, в отличие от водителей, перевозивших «Буки» в колонне 23–25 июня, принимала участие в транспортировке военной техники из Воронежа в станицу Митякинская 19 июня 2014 года, до прибытия в Миллерово. Возможно, некоторые из этих водителей принимали участие в транспортировке «Буков» в колонне 19–21 июля 2014 года, так как грузовики нескольких водителей из этой группы находились в этой колонне.
     
  • Двое других водителей из в/ч 11385, прибывших в тот же военный лагерь на востоке Миллерово 11 июля 2014 года или незадолго до этой даты, загружали с 12-го по 20 июля 2014 года фотографии грузовиков в/ч 11385-2 на стоянке в южной части лагеря к востоку от Миллерово. Два из этих грузовиков также находились в колонне «Буков», замеченной 19–21 июля 2014 года. Другие два грузовика находились в колонне 23–25 июня 2014 года. Один из них – грузовик с номером 4267 AH 50, перевозивший «Бук 332». На фотографии другого грузовика, бывшего в колонне 23–25 июня 2014 года, с номером 3388 AY 50, загруженной 20 июля 2014 года, видна укрытая брезентом установка «Бук», возможно, из 2-го дивизиона 53-й зенитно-ракетной бригады.
     
  • Водителям из в/ч 11385, находившимся в военном лагере в июле 2014 года, возможно, известна личность водителя грузовика, перевозившего «Бук 332» к российско-украинской границе, так как для этой перевозки наверняка использовался один из грузовиков в/ч 11385, находившихся в военном лагере к востоку от Миллерово.
     
  • На видео колонны военной техники, перевозившей танки в направлении Ростова-на-Дону 28 июля 2014 года, видны несколько грузовиков и тралов, находившихся в колонне 23–25 июля 2014 года или в колонне 19–21 июля 2014 года, перевозивших «Буки». Грузовик с номером 4267 AH 50, перевозивший «Бук 332» 23–25 июня 2014 года, везет в колонне 28 июля 2014 года трал с номером XP 4679 50, как и в колонне с «Буками» 23–25 июня 2014 года. Если другие машины, замеченные в колонне 28 июля 2014 года, везли те же тралы, что и в колоннах с «Буками» 23–25 июня и 19—21 июля 2014 года, то мы установили несколько ранее неизвестных номеров грузовиков, находившихся в колоннах «Буков» в июне и июле 2014 года.
     
  • По фотографиям на странице военного водителя очевидно, что в колонне 28 июля 2014 года он вел грузовик с номером 4267 AH 50.
     
  • В сентябре 2014 года грузовики в/ч 11385 вновь находились в том же месте в южной части военного лагеря к востоку от Миллерово; среди них вновь был грузовик с номером 4267 AH 50.
     
  • В октябре и ноябре 2014 года несколько грузовиков в/ч 11385, присутствовавших в колоннах с «Буками» в июне и июле 2014 года, были сфотографированы на базе 2-го автомобильного батальона (в/ч 11385-3) 69-й отдельной бригады материального обеспечения. Среди этих машин вновь был грузовик с номером 4267 AH 50.

Имена военных водителей в докладе заменены на псевдонимы для защиты их личных данных. По той же причине все лица водителей на фотографиях заретушированы. Имя Дмитрия З. изменено не было, поскольку он уже фигурировал в нашем докладе 2015 года об участии 69-й отдельной бригады материального обеспечения в транспортировке на российско-украинскую границу военной техники, в частности, «Буков», в июне и июле 2014 года.

Доклад с настоящими именами и незаретушированными фотографиями направлен международной совместной следственной группе (ССГ), расследующей гибель MH17.

http://gordonua.com/publications/bellingcat-obnaruzhil-nedostayushchee-zveno-dlya-dokazatelstva-rossiyskogo-proishozhdeniya-buka-332-i-ustanovil-lichnosti-voditeley-191578.html

[:]