АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Битва алан нарастает. Карачаевцы блокируют в МИД России переименование Южной Осетии в Аланию[:]

[:ru]

Без названия (4)Историческая конкуренция между народами Кавказа за аланское наследие выходит на новый уровень

В начале этого года новый импульс получила многолетняя дискуссия о том, какие народы на Северном Кавказе могут претендовать на статус прямых потомков алан и Аланского царства.

Инициатива Тибилова

Этот импульс связан с тем, что президент Южной Осетии Леонид Тибилов подписал указ о проведении референдума по переименованию Республики Южная Осетия в Республику Южная Осетия — Государство Алания. Референдум пройдет 9 апреля — одновременно с президентскими выборами.

Историки Южной Осетии неоднократно подчеркивали необходимость такого переименования. Поскольку в Южной и Северной Осетиях убеждены в неизбеножности объединения двух осетинских республик. И переименование в Аланию видится в Цхиванле и Владикавказе важным шагом в приближении к этой цели.

Однако мы ранее подробно писали о том, что данная инициатива не всеми однозначно воспринимается в самой Южной Осетии. Поскольку часть жителей считает, что таким образом Леонид Тибилов набирает себе политические очки перед выборами и отвлекает население от более реальных и тяжелых проблем республики.

Кроме того, подобные инициативы осетин встречают глухое неприятие у других народов Кавказа. Мы уже писали ранее о ходе давней дискуссии между тремя народностями Северного Кавказа о том, кому принадлежит аланское наследие – осетинам, ингушам или карачаево-балкарцам.

Историческая конкуренция

Напомним, что средневековое царство Алания существовало на Кавказе с начала I тысячелетия до середины XIV века, пока не пало под нашествием монголов. История его возникновения и расцвета занимает умы не только ученых, но и огромного количества общественников, блогеров и активистов Кавказа.

01aed466

Поскольку считаться наследниками одного из древнейших и могущественных государств Кавказа хочется многим. Оттого, сразу три народа Кавказа – осетины, карачаево-балкарцы и ингуши претендуют на то, чтобы считаться потомками легендарного царства.

Так случилось, что осетинам в этом споре удалось в политическом отношении добиться большего. После краха Советского Союза именно осетины в 1995 году добавили к названию своей республики Северная Осетия слово Алания.

Застолбив за собой аланский бренд и в других культурных и политических нишах, осетинам удалось добиться того, чтобы большая часть россиян начала устойчиво ассоциировать с наследием древних алан именно современных осетин, как потомков древнего ираноязычного народа.

Аланская эстафета Кавказа

Однако, и другие претендующие на аланское наследие народы Кавказа преуспели немало. Так, ингушским властям удалось в 1998 году присвоить новой столице Ингушетии, заложенной четырьмя годами ранее, название – Магас.

Это решение было с дальним историко-политическим прицелом. Поскольку Магас – это название столицы древнего Аланского царства. Так, согласно средневековому автору аль-Масуди «столица царства аланов называется Ма’ас, что означает — благочестие».

Однако, свое слово в этом споре еще суждено было сказать карачаево-балкарцам, проживающим в двух соседних республиках Кавказа – Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.

В силу многонационального характера республик их проживания, карачаевцы и балкарцы не могли подобно осетинам и ингушам, проживающим в мононациональных республиках, закрепить за собой аланское наследие политическими решениями.

Однако, свой родной язык карачаевцы и балкарцы между собой весь этот период называли аланским, а самих себя аланами. Тем не менее, это никак не фиксировало в сознании остальных народов Кавказа аланское наследие за карачаево-балкарцами.

Карачаевский протест

Однако, в ноябре 2014 года в Москве на базе Российской академии наук прошла весьма представительная Международная научная конференции «Этногенез, история, язык и культура карачаево-балкарского народа».

Без названия (2)

По итогам конференции вышло много статей, интервью, передач и сюжетов. Главной целью, ради которой и была созвана эта Конференция, было подтверждение тезиса 1959 года языковеда Умара Алиева об аланском происхождении карачаево-балкарцев.

В Северной Осетии реакция на эти претензии ингушей и карачаево-балкарцев на аланское наследие неоднозначная: одни считают, что соседи осетинского народа предпринимают попытки переписать историю, другие не видят ничего зазорного в том, что соседи хотят отождествлять себя с предками осетин.

И тут, на фоне подготовки Цхинвала к историческому для Южной Осетии референдуму по переименованию республики в Аланию, с официальным протестом против такой инициативы выступили карачаевские общественники, которые направили письмо с предостережениями министру иностранных дел Сергею Лаврову.

Руководство Конгресса карачаевского народа упирает на то, что само переименование Южной Осетии в Аланию противоречит историческим фактам, грозит тем, что эта инициатива вызовет напряжение на Кавказе в межнациональных отношениях и даже в международной сфере, как это случилось в случае с Республикой Македония.

При этом понятно и то, почему именно письмо протеста направлено в Москву, а не в Цхинвал. Поскольку все политические процессы в Южной Осетии плотно курируются из Кремля и российского Белого Дома. Этот факт еще раз подчеркнул недавний визит помощника президента России Владислава Суркова в Цхинвал.

Борис Семенов

http://onkavkaz.com

[:]