АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]«Борьба не с исламом, а радикализмом»[:]

[:ru]

Сотрудники отдела образования Талдыкоргана провели встречи в нескольких школах города и предупредили родителей, дочери которых носят хиджабы, чтобы «школьницы сняли платки в течение недели». Некоторые родители, с которыми удалось поговорить репортеру Азаттыка, заявили, что во время встречи члены комиссии вели себя агрессивно. Родители высказывают опасения по поводу возможного давления на их дочерей. Член комиссии и администрация школы отрицают это.

Дочь Гульмиры Кусаиновой учится в школе № 12 города Талдыкоргана. Она с восьми лет носит платок. По словам матери, «в прошлом году вопрос о ношении хиджаба в школе поднимали изредка и лишь как предупреждение, однако в этом году требование не носить в школе платок высказывается агрессивно». Она говорит, что в начале февраля администрация школы пригласила ее «на собрание».

ВОПРОСЫ О ЗАРПЛАТЕ МУЖА И ДОХОДАХ

– Я пришла в школу и узнала о приезде комиссии. Присутствовали около 15 родителей, дочери которых носят хиджаб. Каждого из нас принимали по отдельности. Пятерых-шестерых членов комиссии я не узнала, остальные были из коллектива школы. Лично со мной говорили около 40 минут, – рассказывает Гульмира.

По ее словам, во время беседы члены комиссии задавали «унизительные вопросы».

– В присутствии администрации школы, психолога и теолога спросили о сумме зарплаты мужа. Они спросили: «Какое пособие вы получаете? Почему у вас до сих пор нет своего дома?» Когда я сказала, что мы с мужем заключили лишь исламское бракосочетание в мечети, на меня обрушились с вопросами: «Что это за ужас? Какой пример вы подаете?» «Я обязана отвечать?» – спросила я. «Да, обязаны. Потому что я из отдела опеки», – ответили мне. Были родители, которые вышли, поругавшись с ними, – вспоминает женщина.

Ученицы в платках вместе с матерью на крыльце школы в Уральске. Иллюстративное фото.
Ученицы в платках вместе с матерью на крыльце школы в Уральске. Иллюстративное фото.

Гульмира говорит, что после встречи поговорила со своей дочерью-семиклассницей об этом требовании и запрете на ношение платка в школе, поинтересовалась, что она об этом думает. «Может, ты снимешь платок?» – спросила она у дочери. На что девочка ответила, что у нее есть права и она не снимет его. Женщина говорит, что после этой встречи члены администрации школы поговорили с ее дочерью о ношении хиджаба без разрешения матери.

– Директор предупредил их о штрафе за ношение платка в школе. «Если не снимете, то поезжайте жить в Арабские Эмираты», – сказала она. Дочь рассказала, что у нее дрожали руки, когда вернулась в класс. После случившегося я пошла в школу и предупредила директора, что запишу наш разговор на диктофон. «Почему вы сказали, чтобы уезжали?» – спросила я. Директор стала отрицать сказанное, – говорит мать ученицы.

По словам директора школы № 12 города Талдыкоргана Татьяны Андрияновой, во время беседы с детьми никакой агрессии не было. По ее словам, их родители на требование снять хиджаб «отреагировали так, как обычно реагируют такие родители».

– Родители сказали, что знают, что этот вопрос их касается, но они не придут к решению, соответствующему законам Казахстана, – говорит Татьяна Андриянова.

Когда репортер Азаттыка попросил директора школы прокомментировать вызвавшую недовольство родителей ситуацию, связанную с публичными вопросами личного характера, она ответила, что участвовала в собрании, но такие вопросы не задавала. Директор рекомендовала обратиться «с этими вопросами» в областное управление образования.

«Я СТАВИЛА ТАКУЮ ЦЕЛЬ, КОГДА ВОСПИТЫВАЛА ИХ»

Родители в беседе с репортером Азаттыка ради безопасности детей попросили не указывать школы, где они учатся. По их словам, после встречи с членами комиссии они остались под таким же впечатлением, что и Гульмира Кусаинова. Члены комиссии с каждым родителем говорили лично. Большинство из них рассказали, что «чувствовали себя так, как будто находились у следователей». Некоторые родители, посчитав это незаконным, и вовсе отказались от встречи.

Дочь Мерхабы Кебебаевой учится в начальной школе. По ее словам, члены комиссии упрекнули ее и спросили: «В каменном веке, что ли, живете?»

– Говорили со мной на повышенных тонах. Только после того, как я заявила, чтобы «каждый занимался своим делом и мы не их подчиненные», агрессия с их стороны немного поубавилась. Но было заметно, что они хотели показать свое превосходство, – говорит женщина.

Ученики во дворе школы. Иллюстративное фото.
Ученики во дворе школы. Иллюстративное фото.

Мерхаба Кебебаева говорит, что на требование комиссии ответила, что «ее дочь надела платок четыре года назад по собственному желанию и теперь она не может заставить ее снять его, оказывая давление, и им не понять, как это сложно сделать».

– Мы сказали, что приказ о «запрете носить хиджаб в школе противоречит Конституции» и что в Конституции прописано право ребенка на образование и свободу вероисповедания, но члены комиссии сказали, что мы хорошо знаем свои права, но не выполняем свои обязанности, – говорит она.

На вопрос репортера Азаттыка, как ее дочь восприняла требование снять платок, Мерхаба ответила, что девочка решила «не ходить в школу». По словам матери, после услышанного ее дочь «теперь побаивается ходить в школу и у нее пропало желание учиться».

У жительницы Талдыкоргана Айнур Даутовой дочери учатся в пятом, седьмом и восьмом классах. По ее словам, все три девочки носят хиджаб с малых лет по собственному желанию и говорят, что им «стыдно выходить на улицу с непокрытой головой». Мать сказала, что поговорит с дочерьми о вынесенном комиссией предупреждении, и если они не захотят снять платки, то будет всячески защищать своих детей.

– Я знаю, что они не снимут. Потому что я ставила такую цель, когда воспитывала их. Члены комиссии нам говорят, что это мы внушаем им, а у них таких мыслей нет. Дети впитывают то, что любые родители считают правильным. Лишь бы обществу не навредило воспитание, которое дают родители, – говорит она.

Айнур говорит, что по специальности она этномузыковед. По ее словам, она пыталась с малых лет прививать дочерям казахские традиции.

По словам родителей, с которыми удалось пообщаться репортеру Азаттыка, после встречи с комиссией матери школьниц, которые носят платки, стали объединяться, чтобы вместе защищать права. Некоторые из них потребовали от директоров школ письменный приказ о снятии хиджаба и заявили, что обратятся в суд. Другие попросили помощи у местных имамов.

«КАЗАХСТАН – НЕ ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО»

Главный специалист отдела образования города Талдыкоргана Кульзина Есенкызы говорит, что члены комиссии с родителями провели лишь беседу и никакой агрессии, на которую они жалуются, не было. Она сообщила, что требование снять хиджабы основано на приказе министерства образования и науки № 26 от 14 января 2016 года.

– Это требование действует лишь в стенах школы. После окончания уроков школьницы могут надеть свои платки. Говорят, что должен быть муфтият? Они полагают, что живут в исламском государстве. У них низкий уровень сознания, они непросвещенные, уровень знаний об исламе очень низкий. В пункте 13 приказа написано, что «включение религиозной атрибутики не допускается», – говорит представитель акимата.

После окончания уроков школьницы могут надеть свои платки. Говорят, что должен быть муфтият? Они полагают, что живут в исламском государстве. У них низкий уровень сознания, они непросвещенные, уровень знаний об исламе очень низкий.

По словам Кульзины Есенкызы, «родителей заранее предупредили, ознакомили с приказом относительно хиджабов, они поставили свои подписи».

– Было бы правильнее, если бы мы, как это сделали в Актобе, без проведения разъяснительной работы закрыли двери [школы] и сразу бы прекратили это. Мы собрали всех специалистов города Талдыкоргана и провели разъяснительную работу. На это дали неделю, – говорит Кульзина Есенкызы.

Специалист считает, что вначале родители сами должны правильно объяснить детям, чтобы они сняли хиджабы.

– Чем отличаются от других родители четверых детей, которые сняли платки? В других школах, где учатся около двух тысяч детей, ни одна из учениц не носит хиджаб. Еженедельно по пятницам в мечети ходят тысячи человек. Разве все они надели хиджаб на детей? Где логика? – говорит представитель акимата.

Репортер Азаттыка обратился с запросом в отдел образования города Талдыкоргана, чтобы выяснить, кто входил в состав комиссии, которая провела собрания в школах, и сколько школ было охвачено такими «беседами». Как говорится в ответе на запрос редакции за подписью руководителя городского отдела образования Жандоса Жолдыханова, «личные и групповые встречи-беседы с родителями детей, которые носят хиджаб, состоялись в десяти школах». В ответе сообщается, что в состав комиссии вошли представители управления образования Алматинской области, городской прокуратуры, отдела по делам религий, городского отдела образования, попечительского совета, родительского комитета, администрации школ. Всего в школах Талдыкоргана хиджабы носят 29 школьниц, пишется в ответе. На вопрос Азаттыка о том, как родители отреагировали на требование снять с дочерей платки, в ведомстве ответили, что «реакция была разной». Родители, по информации отдела образования, говорили: «Имам в мечети сказал иначе»; «Мы переехали сюда, потому что в Китае строгие законы»; «Коран выше закона»; «Мы спросим у своего юриста»; «У нас есть право на принятие своего решения, мы так решили».

ПОПЫТКИ «СПРАВИТЬСЯ С УПУЩЕННЫМ»

Эксперты, с кем удалось пообщаться репортеру Азаттыка, в целом поддерживают запрет на ношение хиджаба в стенах школ, однако требование снимать платки расценивают по-разному. Одни считают это «борьбой против конкретной религиозной группировки», другие – «решением, которое противоречит канонам ислама».

Религиовед Досай Кенжетай говорит, что «государство препятствует тем, кто носит религиозную атрибутику, такую как хиджаб, агрессивно».

– Запрет на ношение платков в школе – это не нападение на ислам, это меры, имеющие отношение к государственной безопасности. В наше общество проникли салафиты и ваххабиты. Теперь власти собственными руками хотят справиться с упущенным, – говорит он.

По словам специалиста, некоторые подверженные радикализму исламистские религиозные течения понемногу проникли в Казахстан в 1993 году, а получили распространение начиная с 2008 года.

– За эти десять лет это направление показало свои негативные стороны. В регионах, где разгорелись споры вокруг хиджабов, много родителей, придерживающихся этого направления религии. Если они почувствуют действие закона, то придут в себя, – говорит религиовед Азаттыку.

Три месяца в поисках решения «спора о платках» (2 февраля 2018 года):

 
«НЕПРАВИЛЬНО ЗАПРЕЩАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ МУСУЛЬМАН ТРЕБОВАНИЯ»

Другой специалист-теолог, Кайрат Курманбаев, вначале отказался комментировать ситуацию. Он сослался на то, что «проблема хиджаба стала очень щекотливой темой, из-за которой в обществе может быстро разгореться скандал». Затем он согласился дать комментарий, сказав, что «запрет на хиджаб противоречит канонам ислама». Он считает, что «запреты в школах – это способ борьбы с радикальными группировками».

– В настоящее время в Казахстане вероисповедание строится не на когнитивно-научной основе, а происходит процесс установления эмоциональной религиозности, когда верующие «готовы выполнять доктрины религии во что бы то ни стало», и это слепая вера, следование на поводу у других. Некоторые из них отрицают традиции. И в стране в противовес им появилось понятие «традиционного ислама», – говорит он.

По словам специалиста, «неправильно запрещать то, что в исламе считается долгом» и такие односторонние действия (запрет на ношение хиджабов. – Ред.) обостряют враждебные чувства радикально настроенных группировок к государству, его светским устоям. Поэтому государство должно искать альтернативные способы решения в борьбе с радикализмом.

– Нужно быть осторожными в отрицании религиозного долга, принятого всеми единогласно. Это опасно. Мусульмане могут начать действовать скрытно. Ссылаясь на то, что «государство ограничивает их права», они могут переехать [за рубеж] или начать мстить народу, – говорит специалист.

Исламовед отмечает, что «хиджабы носит лишь незначительная часть населения».

– Когда на кону стоят спокойствие и интересы большей части населения, мы должны довольствоваться тем, что государство не запрещает носить платки на улице или на рабочем месте, а решает этот вопрос, вводя запрет на ношение платков лишь в рамках школы, – говорит он.

Репортер Азаттыка обратился к эксперту, который занимает должность директора института по переподготовке кадров, специализирующихся на профилактике экстремизма, с вопросом: «Что теперь могут сделать школьницы, которые носят платки?» Эксперт говорит, что «после того, как на западе Казахстана запретили носить платки внутри школы, родители начали отправлять детей учиться в Турцию и Кыргызстан и есть семьи, которые также уезжают за границу».

– Когда девочки достигают половой зрелости и начинают носить хиджаб, многие его не снимают. Они совсем перестают ходить в школу или переезжают. Это испытание для нашей демографии, – говорит специалист.

Спор вокруг ношения хиджаба в этом учебном году разгорелся после того, как в Актюбинской области в сентябре около 200 школьниц в платках не допустили к занятиям в школах. По данным на 3 февраля, в Актюбинской области 177 школьниц не имеют возможности посещать школу из-за спора «вокруг ношения платков». Некоторые из них намерены учиться в России. Десятки родителей обратились в суды, оспаривая законность действий администрации школ, однако истцы проиграли в суде, некоторых из них обязали выплатить штрафы.

https://rus.azattyq.org/a/taldykorgan-shkola-zapret-na-platki/29036467.html

[:]