В казахстанском обществе сложилось устойчивое мнение, что целью происходящих преобразований в Казахстане является материальное обогащение верхов за счет средств низов. Масло в огонь подливают негативные мировые тенденции. Притом лишь единицы способны увидеть в огромном разнообразии программ реальные изменения, происходящие в стране.
В современном мире уже давно устоялось четкое понимание того, что на «волнах кризиса» можно неплохо подняться, важно при этом грамотно распределять свои возможности. Так если проводить параллель со спортом, то только подготовленные и сильные серферы способны противостоять стихии и удержаться на гребне волны. Причем чем выше эта волна тем больше придется трудиться спортсмену, разумеется с учетом рисков. Об этом, к слову, постоянно говорит и Глава государства Нурсултан Назарбаев. Но речь в данном материале пойдет не столько о возможностях развития в кризис, сколько о мифах и реальности по части реализации государственных программ, в частности первой пятилетки Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан (ГПФИИР).
Говоря о мифах. Их много, но главных всего три, при этом они тесно связаны друг с другом. Большинство «экспертов» говорят о том, что правительство не должно заниматься проектами, поскольку эта участь бизнеса. Следует отметить, что на самом деле так оно и есть.
Отсюда вытекает миф первый. Правительство тратит огромные средства на индустриализацию. На деле на эти проекты до 95 процентов средств вносит частный бизнес. Государство если что и вкладывает, то в инфраструктуру либо выступает соинвестором, и то через институты развития. То есть напрямую никакие деньги министерством не выдаются.
За пять лет суммы 4,2 трлн. тенге, выделенной на программу ФИИР лишь 15 процентов были выделены на цели индустриализации – 124 млрд. Иными словами программа посвящена индустриализации, но только 15 процентов пошли на развитие промышленности, на инфраструктуру, 10 процентов на сельское хозяйство и так далее. К слову о сельском хозяйстве. Это одна из ошибок в понимании ГПФИИР, которая имела слишком широкий отраслевой фокус. Так 60 процентов экономики было охвачено ФИИРом, куда вошло и сельское хозяйство, и промышленность и услуги и логистика.
На самом же деле индустриализация подразумевает развитие обрабатывающей промышленности. Вдобавок не стоит забывать, что программа была скорее направляющей на реализацию основных показателей. Также она по факту стала антикризисной, через которую прошли другие программы различных министерств.
Из всего этого вытекает миф второй. Все что не получается или возникают спорные моменты, кто виноват? Правильно, глава профильного ведомства – Исекешев. Так принято считать в казахстанском обществе. В итоге все шишки сыплются именно на голову главы МИР Асета Исекешева. В действительности же виновато плохое межведомственное взаимодействие. И отвечает каждое ведомство за свой блок.
И наконец, третий миф связан с непониманием вещей. Важно помнить, что экономический рост и индустриализация это не одно и тоже. В экономике есть понятия рост и ее устойчивость. То есть рост – хорошо, но лучше, чтобы он был плавным и не колебался сильно. Если мы говорим, что рост обеспечивает услуги, если у нас они занимают 56 процентов, то в других странах они занимают 80 процентов ВВП. В объеме основной мировой торговли 80 процентов приходится на товары, при этом 3/4 всех товаров составляют товары обрабатывающей промышленности, которая нам нужна не только для промежуточных и готовых продуктов, но и для устойчивости. А для достижения устойчивости ВВП, экономики и с тем чтобы были валютные поступления надо уметь производить и продавать.
В дополнение нужно привести некоторые реальные цифры, чтобы развеять все сомнения. Так если сравнивать 7 Месяцев этого года с аналогичным периодом прошлого, то традиционные предприятия просели на 7,3 процента, а новые предприятия карты индустриализации в обрабатывающей сфере выросли на 16 процентов. Как говориться цифры говорят не в пользу бытующих мнений относительно завершившейся пятилетки ФИИР.