АЛТЫНОРДА
Герои Казахской земли

[:ru]Что объединяет гения Аль-Фараби и империю Золотая Орда? [:]

[:ru]

(КазНУ им. аль-Фараби планирует проведение в апреле 2020 г. международной научной конференции, посвященной 750-летию Золотой Орды)

 

Когда мы пытаемся выразить некими ключевыми словами культурный код казахов, то на память приходят, конечно, такие слова, имена и понятия, как кочевники, тюрки, империи, тюрко-мусульманские эталоны, Степное Знание, Аль-Фараби, Коркут Ата, Абай и т.д.  Не будет преувеличением сказать, что Абу Наср Аль-Фараби давно стал своего рода визитной карточкой современного Казахстана. Его знает и слышит с детства каждый казахстанский школьник, а на международной арене имя гения звучит как символ тюркской мудрости и  открытости кочевников миру. В связи с растущим международным авторитетом Al-Farabi Kazakh National University, имя великого тюркского ученого еще более популяризируется в современном мире.

С другой стороны, в настоящий момент тюркский мир Евразии отмечает 750-летие Алтын Орды (Золотой Орды). Не так давно на международном туристском форуме «Улытау-2019» Президент РК  Касым-Жомарт  Токаев отметил причастность феномена Золотой Орды к культурному коду казахов. Уже в ближайшие месяцы, в апреле 2020 г. в стенах КазНУ им. Аль-Фараби  состоится международная научная конференция на тему «Алтын Орда: өркениеттер тоғысында» («Золотая Орда: на стыке цивилизаций»). И мы задались таким вопросом: если ли связь между личностью великого Аль-Фараби и Золотой Ордой?

На первый взгляд, ничего общего нет, т.к. эти два феномена разделяют и время, и пространство, а водоразделом стало протрясшее весь мир историческое событие – завоевание Чингис-хана. Но ответим сразу: связь и преемственность такая существуют! Во-первых, это общая причастность к культурному коду казахского народа. Во-вторых, известно, что в эпоху расцвета Золотой Орды, конец XIII-XIV вв., в Кыпчакской Степи снова появились духовные последователи  Аль-Фараби, ученые, поэты, которые – так же, как некогда великий Аль-Фараби – отправились в поисках знаний в города Ближнего Востока, в Каир, Дамаск и др. Это – малоизвестные факты истории Казахстана, и стоит их напомнить.

Но прежде нужно обязательно оговорить, что нам надо менять ракурс исторического видения Алтын Орды и перестать воспринимать  это государство только с военно-политической стороны, и в связи с монголами Чингис-хана. К слову,  сам Джучи (Жошы-хан) любил Дешт-и Кипчак больше исторической родины своих предков, и во многом идентифицировал себя уже кыпчаком, а последующие ханы Золотой Орды и вовсе полностью тюркизировались и приняли мусульманство.  Также все они искренне влюблялись, либо из политических соображений женились на дочерях влиятельных вождей тюркских племен Дешт-и Кыпчака, и таким образом, потомки оказались окончательно отюречены (кыпчакизированы).

Если рассматривать Алтын Орду  на всех планах, многомерно, в исторической динамике, то становится ясно, что она была яркой цивилизацией, на своем пике (обусловленным тюркизацией, кипчакизацией и принятием ислама) претворившую именно те идеалы, которые пропагандировал великий Аль-Фараби. Эти вечные идеалы: просвещенный ислам, гуманизм, уважение к культуре, науке и ее носителям, толерантность, интерес к другим языкам и народам, диалог Востока и Запада.  

В период расцвета Золотой Орды в г. Сарае (столице на Волге), других центрах империи (а это были Хорезм, низовья Амударьи, частично и присырдарьинский регион) жили крупные ученые и деятели культуры, которые переехали из кыпчакского государства в страны Ближнего Востока. Многие из них уже на родине считались весьма образованными людьми, преподавали в лучших медресе, что говорит о достаточно высоком уровне развития просвещения в Дешт-и Кыпчаке.

Итак, буквально повторили судьбу Аль-Фараби, движимые пытливым духом великого предшественника, и связали  свою жизнь и карьеру с Ближним Востоком такие выходцы из Алтын Орды, как Махмуд ас-Сараи, аль-Крими, Шехаб ад-дин ас-Сараи, Махмуд ибн Абдаллах Абу Тина  ас-Сараи аль-Кахири.   Здесь насба (имя) «ас-Сараи» свидетельствует об их происхождении из Сарая, столицы Золотой Орды, а «аль-Кахири» говорит о том, что человек живет в Каире, Египте. Об ученом Махмуде  ас-Сараи аль-Кахири сказано в лепописях:  «отлично знал арабский, персидский и тюркский языки и был одним из образованнейших  людей своего времени».

В самой столице кыпчакской империи разворачивается интенсивная художественная и научная деятельность. Знаменитыми поэтами своей эпохи были тюркские поэты из Алтын Орды Мухаммад Хорезми, Сайф Сараи, Дурбек. Авторитетными деятелями культуры Золотой Орды были Кутб ад-дин Рази, Садад ад-дин ат-Тафтазани, Жалел ад-дин, Хафиз ад-дин аль-Баззави, Ахмад аль-Ханджари. И даже есть основания для утверждения о существовании казахстанского пути передачи знаний в области теологии и ханафитского фикха в главные центры ислама – через Хорезм, Золотую Орду, Хаджи-Тархан, Крым, Малую Азию.  

 

Н.Д. Нуртазина,

профессор кафедры истории Казахстана

КазНУ им. аль-Фараби

 

М.Д. Байдавлетова,

PhD, доцент факультета истории,

археологии и этнологии

КазНУ им. аль-Фараби

[:]