В статье «Жизнь в Алматы: загнанные в опасные пробки» (altyn-orda.kz, 10.12.2013) мы поднимали тему общественного транспорта Алматы, писали о золотом правиле транспортной политики большого города: лишь развитый общественный транспорт решает проблему городских пробок и своевременного перемещения горожан. В Алматы так много машин, потому что общественный транспорт не справляется со своей задачей. А для этого необходимо по широким улицам выделить полосу только для автобусов, троллейбусов, как это делается в крупных городах мира, в которых к тому же есть хорошо развитое метро.
Также необходимо строительство сети парковок для автомашин, сети велодорожек с крытыми охраняемыми парковками на автовокзалах, остановках, чтобы справиться с автомобильным хаосом во дворах, на улицах и дорогах. И, конечно, улучшить состояние общественного транспорта в пригородах, пустить в будущем пригородные электрички.
В мировом рейтинге: сравнение несравнимого
Но ведь в Алматы есть метро! Однако пока короткая ветка метрополитена не может разгрузить городской автотранспорт и улучшить экологическую ситуацию в городе. Линия протяженностью всего около 8,5 км из 7 станций. Возможно, со временем, когда в 2015-2017 годах будет завершена вторая очередь в сторону Калкамана, мы будем воспринимать метро как транспорт.
Пока же алматинское метро при первом знакомстве воспринимается как …подземный музей, и как в музее, здесь мало пассажиров, хотя прошло более двух лет как его запустили. К удивлению, и под землей может скрываться не менее интересное искусство, чем картины в городских галереях или скульптура в парках. Оказывается, алматинское метро – это не только способ передвижения, но и произведение искусства с национальным колоритом.
Метро в Алматы строили долго. От замысла до воплощения менялись планы, названия будущих станций, проекты их оформления. От первоначальных эскизов мало что осталось – многое было изменено кардинально. Возможно, если бы художественные идеи были реализованы в полном объеме, наше метро было бы намного лучше и красивее, чем сейчас, но растянутое строительство, смена планов, отсутствие опыта, сокращение финансирования, давление на дизайнеров и другие причины создали нынешнее метро. Станции по площади и высоте небольшие, возможно, из-за сейсмоопасности, и освещение залов недостаточно яркое. В метро не работает сотовая связь.
Тем не менее, зарубежное издание The Coolist включило метрополитен Алматы в 10-ку самых крутых метро мира. В рейтинг самых-самых также попали метро Вашингтона, Москвы, Тайпея, Парижа, Монреаля, Франкфурта, Пхеньяна, Нью-Йорка и Стокгольма.
«Самое молодое метро в мире сразу же вошло в список красивейших подземок мира благодаря дизайну, сочетающему классику и современность. Витражные стекла, геометрические узоры, сверкающие полы и богато украшенные люстры позволяют заявить об этом с полным правом», – написало издание.
Однако это издание, скорей всего, дало поверхностный рейтинг по красоте – все-таки алматинское метро слишком маленькое (незаконченное), чтобы сравнивать его с гигантами мирового метрополитена. К тому же есть масса других рейтингов, в которых Алматы отсутствует.
Например, европейцы выбрали самые красивые станции метро. В этот раз в список особо ценных и эстетически совершенных станций метро попали подземки из восьми европейских стран: Неаполь, Стокгольм, Варшава, Москва, Санкт-Петербург, Киев, Берлин, Мюнхен, Лиссабон, Париж. Действительно, станции Неаполя, Стокгольма или Москвы впечатляют шедеврами подземного искусства.
А по данным известной туристической компании Virgin Vacations самое лучшее метро в мире занял старейший Лондонский метрополитен – самое большое метро в Европе, протяженность линий – 408 км, количество станций 408, ежегодно перевозит 1090 млн. пассажиров. На втором месте из одиннадцати оказалось Парижское метро. На третьем месте оказался Московский метрополитен (открыто в 1935 году) – один из самых красивых метрополитенов мира с богатой отделкой многих станций.
Доподлинно известно самое первое метро – в Лондоне (открыто в 1863 году), самое большое метро – в Нью-Йорке: 468 станций, длина линий 1056 км , пассажиропоток 1623 млн. человек за год.
Туристы приезжают в города посмотреть не только известные храмы, площади, аллеи, музеи и памятники. Они с удовольствием изучают и местный подземный транспорт – во многих странах мира власти не жалеют денег и возводят произведения искусства непосредственно под землей.
Наш метрополитен имеет некоторые преимущества перед своими старшими собратьями. В частности, поезд движется очень плавно, без шума и колебаний, вагоны не раздельные, можно пройти новенький состав от начала до конца, современный дизайн. Поэтому некоторые специалисты других метро хотят изучить технические решения алматинского метрополитена: устройство бестокового пути, биметаллический контактный рельс, новый тип подвижного состава, система управления и телемеханики и т.д.
Искусство алматинского метро требует от пассажиров более высокой культуры поведения и чистоты, и это одно из редких общественных мест, где все чисто, ново и красиво.
Поездка в подземном музее
Хотя алматинское метро маленькое, здесь все-таки есть что посмотреть. Все станции отличаются своим обликом не только тематически, но и дизайном и использованными материалами. Например, станция «Байқоңыр» оформлена металлическими панелями голубого и серого цвета как космическая станция. На полу полированный серый гранит. Свое название получила, скорей всего, от названия бывшей улицы «Космонавтов», недалеко от которой расположена станция. Станция, как и большинство станций Алматы, имеет только один выход на поверхность, в торце платформы – большое табло, где показывают ролики о космодроме, космосе.
Есть «скромная» станция – «Алатау». Это первая станция в верхней части линии на пересечении улиц Абая и Жарокова. Единственный приметный элемент оформления – декоративное панно в технике римской мозаики с горами и силуэтами города над входами в тоннель и вестибюль (с обеих сторон станции).
Зато станция «М.Әуэзов театры» – самая «музейная». В торце платформы – декоративное мозаичное панно, где изображена сцена из спектакля. По двум сторонам зала – по 8 круглых объемных медальонов с изображениями быта кочевников. Центральный зал с гранитными полами. Часто на фоне театральной сцены пассажиры фотографируются на память. Вообще, пассажиры нередко фотографируют в метро, что свидетельствует об «экзотичности» метро.
Станцию «Абай» украшает бронзовый рельеф Абая. Внизу фигуры – мозаика с видами Алматы. Вокруг фигуры Абая – его стихи. Стены отделаны мрамором бежевого и коричневого цветов. Кстати, станция «Абай» (на пересечении улиц Абая и Фурманова) находится на глубине более 70 метров, поэтому здесь самый длинный эскалатор.
А «Алмалы» украшена яркими витражами с искусственной подсветкой. Особенно красив витраж на яблочную тематику, где стекло мягко освещается сзади: создается впечатление, что находитесь на поверхности и это естественное освещение. Стены станции облицованы мраморной мозаикой, рисунок которой образует национальный орнамент.
Самая красочная станция – «Жібек Жолы» рядом с одноименной улицей. Стены облицованы мраморной мозаикой бежевого цвета и украшены декоративными элементами, изготовленными из искусственного камня. На торцевой стене монументально-декоративное панно в национальном стиле – большой круг с символами разных стран: индийский Тадж-Махал, Великая китайская стена, мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, египетские пирамиды, римский Колизей, афинский Парфенон, монастырь Эд-Дейр в Иордании. Тематика связана с названием станции: как известно, через территорию Казахстана проходил знаменитый Шелковый путь. В основном использована глазурованная керамика, покрытая росписью, а также барельефы. Глубина станции – 30 метров. В отличие от других станции здесь оформлен и вестибюль станции. На других станциях выходы очень скромные.
Конечная станция «Райымбек» на углу улиц Фурманова и Райымбека расположена на небольшой глубине. Дизайн станции на высоком уровне, но мозаика с изображением батыра на коне не отличается искусством исполнения. Противоположную сторону станции украшают бронзовые барсы в «зверином» стиле над выходом в город.
Вместо заключения
Запланированное еще в 70-ые годы прошлого столетия – годы холодной войны – алматинское метро в советское время имело скорее стратегическое значение как будущее бомбоубежище на случай войны, чем как скоростной массовый транспорт. Ибо это очень затратный, заведомо не окупаемый проект: ограниченность маршрута, глубина залегания до 75 метров, сложные горно-геологические (у подножия гор) и сейсмоопасные условия. Строительство метро было начато в сентябре 1988 года, и 1 декабря 2011 года метрополитен был открыт. Сметная стоимость проекта оценивалась примерно в 750 млн. долларов. По некоторым данным, сооружение первой очереди подземки обошлось примерно в 1 млрд. долларов.