АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Дастан ЕЛЬДЕСОВ. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СБОРА МУСОРА…

139e234e7f245894502187e93e8d0f0bАналитическое агентство Mercer Human Consulting опубликовало рейтинг самых грязных городов мира,  где Алматы занял 9-ое «престижное» место. Возможно, составители данного обзора перестарались насчет нашего города, но и в других рейтингах южная столица тоже фигурирует среди грязных городов мира: 25-ое место среди 215 крупных городов мира.

Закон Паркинсона в коммунальном исполнении

Тарифы на мусор в Казахстане будут повышаться ежегодно пропорционально росту доходов населения.Об этом говорится в утвержденной правительством РК программе модернизации системы управления твердыми бытовыми отходами (ТБО) до 2050 года. Получается: больше зарабатываешь, значит, больше мусоришь.

Отчасти можно было бы согласиться с такой «железной» логикой, но такой подход почему-то не учитывает другие методы и решения проблемы мусора. К примеру, проблему стеклянной тары, большая часть которой попросту выбрасывается в мусор из-за своей мизерной стоимости или невозможности повторного использования. Это касается и макулатуры, автомобильных покрышек, пластиковых бутылок и другого сырья, которое могло бы, минуя мусорные баки, пойти на переработку.

Если просмотреть квитанцию за коммунальные услуги, то некоторые начисления взяты чуть ли не с потолка. Например, плата за домофон – в Алматы, да и по всему Казахстану, ежемесячно с каждой квартиры начисляется около 250 тенге. Почему не 75-125 тенге, как в России, а 250? За что? За некое обслуживание. А если дверь исправно работает в течение нескольких лет – посчитайте количество квартир в подъезде, умножьте на 250 тенге, эту сумму на 12 месяцев и на количество подъездов в доме – за год выйдет кругленькая сумма на ровном месте. Ведь потребители заплатили стоимость самой двери и ее установку, и при поломке можно было бы вызвать мастера и оплатить разовую работу. Но нет, деньги должны просто «капать» фирме, установившей домофон.

Эксперты уточняют: в первый год вообще не должна взиматься плата за домофон, потому что это срок гарантийного обслуживания. К тому же эта система навязанного «сервисного обслуживания». Поэтому при желании жильцы могут отказаться платить за домофон. Но если фирма за это отключит трубку в квартире, то это противоречит закону и в суде можно выиграть. Навязывание услуг под угрозой ограничения доступа к жилью является видом вымогательства, что наказывается уголовной ответственностью.

Или возьмем оплату за холодную и горячую воду, которая совсем недавно стоила дешево, а ныне, по совету чиновников, очень дорогая вода используется многократно перед тем как спустить ее в канализацию. Так вот, в первые годы установок счетчиков воды их проверки производились крайне редко – один или два раза в год. Затем – один раз в квартал. Ныне стали проверять уже три (!) организации: «Водоканал» – вроде каждый месяц, Тепловые сети – «когда вздумается» и АО «АЛСЕКО» – иногда.

Если раньше потребитель сам называл цифры со счетчиков, то в последние годы контролеры заходят в квартиры, сами сверяют счетчики, снимают на мобильные телефоны, как на особо важных объектах. Согласно известному закону Паркинсона, «водная» бюрократия при такой частой проверке увеличивает штат контролеров, чиновники создают друг другу работу, благо их заработная плата целиком ложится на плечи потребителей. У «Водоканала» даже появилась новая штатная единица: по словам контролеров, их тоже проверяют, вроде проверяющий контролеров – не дай бог, не будут снимков счетчиков какой-нибудь квартиры! Мы не удивимся, если появится еще одно звено начальства – проверяющие проверяющих контролеров.

30-542a8b73ae738.Grabitelyam_svetit_do_12_let_lisheniya_svobody_za_300_griven

Как сообщалось ранее, «Водоканал» Алматы, образовав «Холдинг «Алматы Су», увеличил свой штат в 7 раз и подготовил обоснование для увеличения тарифов. Об этом в 2009 году заявил президент Союза защиты прав предпринимателей и собственников  Василий Резван. По его словам, решением членов Союза предпринимателей была создана экспертная комиссия, и после ряда запросов в госструктуры был получен ответ о том, что «7 августа 2008 года постановлением акима Алматы был создан «Холдинг «Алматы Су». «В ноябре 2008 года в постановление уже внесли изменения, которые касались создания дочерних предприятий госхолдинга. И еще было создано 4 дочерних предприятия», – пояснил он.

В. Резван отметил, что «был один отдел Водоканала, стало 7 отделов, был один автопарк, стало 7, был один штат управления, стало 7 штатов управления, у них стала куча сотовых телефонов, которые мы все и оплачиваем».

В ответ на это генеральный директор ГКП «Холдинг «Алматы Су» Валихан Асамбаев заявил, что штат реструктуризированного холдинга вырос ровно на 100 человек. «На самом деле нормативная численность предприятия нам позволяла сделать большее увеличение. Мы не повышали резко численность нашего предприятия. Ориентировочно штат составляет 3060 человек. Относительно сотовых телефонов, на самом деле далеко это не так. Во-первых, наши предприятия дочерние, регулируются Агентством по регулированию естественных монополий, все тарифы являются регулируемой величиной. Во-вторых, автопарк не был раздут, в тех объемах, в которых был в Водоканале, в тех объемах и сохранился», – отметил он.

И когда «водная» бюрократия размножается такими ударными темпами и поднимаются тарифы, то, конечно, никому не придет в голову самая простая и здравая мысль: а зачем так часто (ежемесячно) проверять добросовестных плательщиков – ведь их оплата видна по поступившим деньгам, по квитанциям, достаточно было бы одной или две контрольных проверок за год.

На самом деле, проверки добросовестных плательщиков – это лишняя и ненужная работа, за которую платятся деньги потребителей, повышая тарифы; контролеры должны проверять лишь нерадивых плательщиков, злостных неплательщиков.

Ясное дело, ежемесячная проверка необходима для начисления пени, но с советских времен большинство горожан своевременно платят по счетам. Если «Водоканал» опубликовал бы статистику или соотношение добросовестных плательщиков и неплательщиков, то стало бы видно и количество лишних контролеров, а их сокращение с начальством вызвало бы снижение тарифов за воду и градуса социального напряжения.

Действие закона Паркинсона наблюдается и в начислении оплаты за электроэнергию – та же ежемесячная проверка добросовестных плательщиков.

Алматы – мусорный чемпион?

Есть разные рейтинги самых грязных городов мира по различным категориям. В их число попадает и Алматы – 25-ое место и даже 9-ое «престижное» место среди 215 крупных городов мира. Правда, встречаются не очень понятные оценки, как например, в Алматы большое количество мусора, связанного с добычей нефти (?), отсутствие надежной системы переработки промышленных отходов и др.

SAM_7010

В любом случае мусорный колорит Алматы заметен на фоне других городов Казахстана, не говоря о «дыхании» огромной автомобильной армии. У нас места для выноса мусора превращаются в обычную свалку, особенно если они не огорожены – нередко емкости переполнены и мусор горой возвышается возле них. Вид самих контейнеров не меняется за многие годы и оставляет удручающее впечатление – хоть бы их покрасили в разные цвета.

Есть службы по роду своей деятельности работающие без выходных и праздников, как служба скорой помощи, пожарная, аварийная и др. К таким должна относится и организация по вывозу мусора. Было время, когда в Алматы мусор вывозили два раза в день. Сейчас же переполненные мусорные баки не редкость. А в выходные и праздничные дни контейнеров не видно – вся площадка возле них под грудой живописного мусора. Эта мусорная особенность Алматы объясняется просто – АО «Тартып», обслуживающее самое большое число клиентов южной столицы, в выходные дни отдыхает.

И после такой работы и отношения к чистоте специализированной организации АО «Тартып» требовать от горожан, чтобы они не бросали мусор мимо урны, штрафовать их за это? Ведь вон сколько мусора летит мимо переполненных контейнеров! И алматинцы, кажется, уже привыкли к годами длящейся такой «эстетике» – они тоже по мере своих возможностей способствуют ей, бросая мусор, не доходя до контейнеров, бросая мусор мимо урны, баков.

Чтобы горожане были чистоплотны, для начала должны быть соответствующие законы и правила, за исполнением которых должны следить все – и власть, и население, и исправно работающие городские службы. И надо штрафовать АО «Тартып» не только за свалки возле переполненных баков, но и за грязные и старые контейнеры, неухоженные площадки, за соответствующее «воспитание» горожан – дурной пример заразителен.

Недаром на Западе развито уличное искусство (стрит-арт), которое не обошло и мусорные контейнеры. Красивый дизайн контейнеров, их красочность и чистота вписываются в городской ландшафт и не нарушают общую городскую эстетику. Но до них – красочных и чистых контейнеров Запада – нам еще далеко, хотя с каждого человека взимается по 300 тенге за месяц. Ведь до сих пор в стране не открыты мусороперерабатывающие заводы с тем, чтобы появились раздельные контейнеры для разного рода мусора.

Казахстан в мусорных свалках

Однако казахстанцы не следят за чистотой не только в населенных пунктах, но и на природе – возле рек и озер, на горных перевалах – оставляют после себя «свалку воспоминаний», вдоль автомобильных и железных дорог – выброшенный из автомашины, поезда мусор. Добавьте к этому многочисленные городские свалки за много лет, и картина предстанет совсем сюрреалистичная – одни отходы жизнедеятельности из прошлого и никакой переработки их в настоящем.

Объемы накопленных ТБО в Казахстане сегодня оцениваются в 25-30 млрд тонн, при этом на переработку и утилизацию идет лишь малая часть – от 2 до 5 %. Основная часть ТБО размещена на 600 полигонах или попросту свалках. Ни одна из них не соответствует требованиям санитарных правил и экологическим стандартам захоронения, за исключением полигона в Астане. Большая проблема с опасными бытовыми отходами: отработанными аккумуляторами, электрическим и электронным оборудованием, ртутьсодержащими люминесцентными лампами и термометрами, отходами бытовой химии и т.п. Не говоря о токсических, радиационных и других опасных отходах.

datchiki

Если в Казахстане на свалки вывозят 97 % образующихся ТБО, то в Германии – 70%, в Швейцарии – 25 %, в Японии – около 30 %. Весь мир ищет пути утилизации бытовых отходов. Мы же, имея советский опыт утилизации, до сих пор не можем сделать что-то, чтобы спасти свою землю и самих себя от чудовищных мусорных развалов.

Такая практика рождает вполне уместный и актуальный вопрос: а где наши министерства и ведомства, местная власть, многочисленные государственные органы, частные организации, ответственные за чистоту в городах и селах, экологию, систему утилизации ТБО, зеленую экономику и т.д.?

d.eldesov@mail.ru