В Алматы приехал известный датский архитектор и консультант по дизайну Ян Гейл, работавший над избавлением городов мира от засилья автомашин. Его представил алматинским журналистам аким города Ахметжан Есимов, передает Today.kz
Свою речь Гейл, который прививает пешеходную и велосипедную культуру всем городам, где ему приходилось работать, начал с воспоминаний, когда он только начинал свою работу архитектором.
«В 1960 годы архитектурный дизайн и проектирование городов велось экспериментально. Мы просто брали и компоновали объекты. Это был ужасный период», — сказал Гейл.
Со временем он научился создавать правильную городскую планировку. С его слов, в 60-е года больший упор делался на комфорт для передвижения автомобилей, нежели рядовых пешеходов, что отражалось на облике городов.
Для примера Гейл рассмотрел 50-летнюю эволюцию его родного Копенгагена. Если раньше улицы буквально задыхались от обилия авто, то сейчас вместо них можно увидеть большое количество велосипедистов и пешеходов.
«Показателем развитого города и инфраструктуры для меня является наличие детей на улицах. В Копенгагене их можно увидеть где угодно. Жители города возят их в каргобайках — специальных колясках, напоминающих велосипед с отсеком для детей», — сказал Гейл.
На продемонстрированных им слайдах можно было увидеть огромное велосипедистов, передвигавшихся по городским улицам — для этого были выделены дорожки голубоватого цвета. Причем люди не бросали велосипеды даже в лютый зимний мороз, что было заметно на картинках.
«Вместе с этим возникла одна проблема. Стало слишком много велосипедистов на одной дорожке, что иногда тормозит велосипедный траффик», — пошутил датский архитектор.
Гейл привел статистику, согласно которой в столице Дании 37% жителей передвигаются на велосипедах, а на авто — на 10% меньше. Пешеходов 5%, на общественном транспорте — 33%.
С помощью его стараний Копенгаген стал лучшим городом в мире, наиболее пригодным для жизни. Улица Стрёгет благодаря Гейлу стала самой длинной пешеходной зоной в Европе. Он также работал над улучшением улиц Нью-Йорка, Сиднея, Мельбурна, Лондона и многих других городов. В ТОП-10 лучших городов для жизни 6 в долгу перед Гейлом, который приложил свою руку к улучшению уличного траффика.
В 2013 году он был приглашен властями Москвы для рекомендаций по освобождению улиц от засилья автомашин.
В свою очередь, Ахметжан Есимов поблагодарил Гейла за лекцию и отметил, что начиная с этого года уже началась работа по корректировке генерального плана.
«Сегодня мы собрали архитекторов, дизайнеров, студентов — будущих архитекторов. Я думаю, это поспособствует развитию нашего города, а также созданию его привлекательного облика», — отметил аким.