[:ru]
Декабрь 1986 г., геноцид Голощекина, голодомор времен Гражданской войны, Великое бедствие джунгарского нашествия – эти события одного порядка, тесно связанные между собой. Это – национальные трагедии казахского народа, и в то же время – белые пятна национальной истории. К сожалению, события Желтоксана до сих пор остаются закрытой темой в нашей истории. Особенно о количестве жертв – их насчитали от нескольких человек до нескольких сотен, а некоторые говорят о тысяче.
Необходимо признание Желтоксана как политического события
За 26 лет Независимости выросло целое поколение, для которого идеи «Алаша» и независимости «в крови». У казахов проснулось национальное самолюбие, нормальное чувство самоидентификации и самоопределения. Поэтому роль и значение Декабрьского восстания со временем будут только возрастать; появятся новые исследования истинных причин Желтоксана, которые назовут имена настоящих «режиссеров» той трагедии.
Ведь после декабрьских событий у нас и в других национальных республиках СССР произошел огромный рост национального сознания и самосознания, восстание в Алма-Ате вызвало цепную реакцию появления и роста национальных движений по всему Союзу. А этнодемографическая ситуация в этих республиках была намного лучше и был перевес коренного населения: и в Прибалтике, и на Кавказе и т.д. И когда в республиках начали требовать настоящих реформ, а не пустопорожней болтовни и видимости реформирования от Кремля, и в первую очередь в сфере межнациональных отношений, это в итоге и привело к распаду советской империи.
И в Конституционном законе РК от 16 декабря 1991 г. № 1007-XII «О государственной независимости Республики Казахстан» были закреплены требования и чаяния казахской молодежи, вышедшей холодной зимой 1986 г. на площадь: «Возрождение и развитие культуры, традиций и языка, укрепление национального достоинства казахской нации и представителей других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших обязанностей государства».
Истоки Декабрьского восстания лежат в нашей истории – в непрерывной борьбе против колониального режима. Это и восстание батыра Срыма Датова, и народное движение, возглавляемое Исатаем Таймановым и Махамбетом Утемисовым, и народно-освободительное восстание под предводительством хана Кенесары и т.д. В ХХ в. произошло около 300 выступлений казахов против русского (и советского) колониализма. Наиболее значительным из них явилось национально-освободительное восстание 1916 г., охватившее многие районы Казахстана. В 1929-1931 гг., в годы коллективизации и насильственного оседания казахов, произошло большое количество восстаний, в которых приняло участие почти 80 тысяч человек.
Важно то, как само общество воспринимает Желтоксан и к нему относится. Со временем мы постепенно начинаем воспринимать восстание и в русле требований молодежи 1986 г. демократических преобразований. Об этом говорили лозунги того времени. Начинаем понимать тесную связь тех требований и лозунгов с идеями движения «Алаш».
И ныне, отмечая День независимости, казахстанцы отдают дань уважения Желтоксану как ее предтече и источнику. И на государственном уровне для национального примирения необходимо небольшое усилие – признание Желтоксана как политического события, способствовавшего Независимости страны, и как таковое должно отмечаться наравне с национальным праздником.
У наших же властей до сих пор не сформировано уважительное отношение к этому национальному празднику и национальной трагедии. Например, в последние годы была практика прерывания учебного процесса студентов накануне Дня независимости и предоставление им внеочередных каникул. И это происходило без предупреждений: нередко студенты не успели подготовиться к экзаменам. Неожиданный выход на каникулы в вузах объясняли предоставлением возможности студентам встретить Новый год в кругу семьи. Студенты же связывали это с декабрьскими событиями в Алма-Ате и Жанаозене – в виде предосторожности молодежь отправляли из мегаполиса домой. В этом году такие постыдные каникулы вроде не наблюдались.
Трудный путь реабилитации Желтоксана
Нуртай Сабильянов, 17 декабря 1986 г.
По опубликованным в Казахстане данным задержано правоохранительными силами 8500 человек, получили тяжелые телесные повреждения (в основном черепно-мозговая травма) более 1700 человек, подвергнуты допросам в прокуратуре 5324, в КГБ – 850 человек. 900 человек подвергнуты к административным мерам наказания (аресты, штрафы), предупреждены 1400 человек, уволены с работы 319 участников восстания, отчислены из учебных заведений 309 студентов. В уголовном порядке было осуждено 99 человек, двое приговорены к расстрелу. Погиб в тюрьме осужденный К. Рыскулбеков. При загадочных обстоятельствах погибла участница этих событий Л. Асанова.
Общественное мнение считает, что много фактов по гибели молодежи осталось не озвученными, поскольку спецслужбы в те годы брали с родителей подписку о неразглашении тайны, давая возможность похоронить детей. К тому же комиссия Мухтара Шаханова выявила 58 безымянных погибших, тайно захороненных по линии МВД, 19 неустановленных лиц в захоронениях областного бюро судебно-медицинской экспертизы с 01.12.86 г. по 31.12.87 г. и др.
Спустя всего три года после Желтоксана Верховный Совет республики пошел на совершенно немыслимый еще совсем недавно шаг. Он осудил оценку постановления ЦК КПСС «о казахском национализме», назвав ее необъективной и непринципиальной.
Выступление молодежи в Алма-Ате впервые за пределами республики было во всеуслышание оценено как демократическое выступление спустя пять лет, в 1991 г. Сделала это супруга покойного А.Сахарова Елена Боннер в дни послепутчевых митингов.
С первых дней выступления казахской молодежи стали искать организаторов восстания и …не нашли. Называли как сторонников Д. Кунаева, так его противников. Впоследствии широко распространилась версия об участии КГБ СССР с целью поднять молодежь, а затем ее примерно наказать для «укрепления» разваливающегося Союза.
Однако молодежь вышла на площадь по зову сердца. Это было пассионарный взрыв. Основную часть демонстрантов составила аульная молодежь после казахской школы. Достаточно было одного слова призыва, чтобы она вышла на улицу, увлекая за собой остальную молодежь. И в этом мгновенном социальном всплеске вылилось годами, десятилетиями униженное положение коренного населения, прежде всего в сельской местности, униженное положение казахского языка, культуры, обычаев, укрепленное подспудным знанием величайшей трагедии 30-х гг. Особенно это положение усиливалось в контрасте в благополучной Алма-Ате, где коренное население составляло всего около 17% и занятия в вузах в основном шли на русском языке.
Тотальное наступление на казахский язык начался после победы СССР во второй мировой войне. Вышло специальное постановление союзного правительства, которое предусматривало сокращение казахских школ, а изучение казахского языка в русских школах вовсе отменялось или шло как факультатив. С 1954 по 1986 г. было закрыто более 600 школ с казахским языком обучения. В Алма-Ате была лишь одна казахская школа.
Толчком и причиной восстания было устранение Кунаева и замещение его ставленником Кремля, неизвестным казахстанцам Колбиным, что явилось последней каплей, переполнившей чашу терпения. Это было выступление против тоталитарной системы с лозунгами независимости – «правом нации на самоопределение».
В итоге были задействованы войсковые части из Алма-Аты, Фрунзе, Ташкента, Челябинска, Новосибирска, Свердловска, Уфы численностью более 3,5 тысяч, не считая милиции и дружинников. Были приняты такие жестокие меры, несоразмерные действиям демонстрантов, чтобы всколыхнуть, взорвать республику. «Был специальный отряд из Новосибирска из бывших детдомовцев, выросшие без материнской любви, готовые на любые жестокости. Именно они «задавали тон» – рубили саперными лопатами, избивали и бросали тела, как дрова, на машины и вывозили в степь, насиловали девушек и заставляли их сидеть голыми на льду, чтобы впоследствии они не могли быть матерями» (Мухтар Шаханов).
До 1986 г. в числе первых руководителей Казахстана побывало 18 человек. Из них 15 были назначены Москвой командно-административным методом. Из числа представителей коренного населения права руководить республикой были удостоены лишь М. Мурзагалиев (1921 г.), Ж. Шаяхметов (1946-1954 гг.) и Д. Кунаев (1960-1962 и 1964-1986 гг.).
Три минуты истины
Впервые предложение пересмотреть, точнее, отменить известное постановление ЦК КПСС «о казахском национализме», о создании комиссии на союзном уровне по расследованию преступлений в ходе декабрьских событий озвучил Мухтар Шаханов на I съезде народных депутатов СССР в 1989 г. Эта проблема поднималась им и на I сессии Верховного Совета СССР в 1989 г.
Когда я впервые услышал речь Мұхтар-аға, как он, выпросив три минуты, рассказал о декабрьских событиях, испытал шок. Это было нечто! В советское время – это небывалая инициатива по своей смелости! Ведь в то время об этом говорили лишь шепотом. Поэтому нельзя отрицать, что выступление Шаханова открыло дорогу для создания нескольких комиссий по расследованию Желтоксана, а также снятия обвинения в «казахском национализме» и последующей реабилитации декабристов.
Текст выступления депутата Шаханова известен – на всю страну было объявлено: против мирных демонстрантов впервые в стране были применены саперные лопатки, служебные собаки и т.д., что было запрещено законом, скрыто число жертв среди демонстрантов, о необходимости создания комиссии из депутатов союзного уровня, снятия обвинения в «казахском национализме» и т.д.
…И редко невинные жертвы Декабря не дают покоя своим палачам. Желтоксан – длинная череда преступлений, измен, насилий, заговоров… Даже если мы не хотим, эти трагические события, как призрак, сопровождают нашу жизнь, ибо Желтоксан – наша ненаписанная история, несказанные слова, непролитые слезы.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ.
Алтынорда
[:]