АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Депутаты пожаловались на очереди и взяточничество на «Хоргосе»[:]

[:ru]

Депутаты просят решить ряд проблем на пункте пропуска «Нур Жолы»-«Хоргос», что на казахстанско-китайской границе. Они указывают на вымогательство и большие очереди на пункте пропуска. Свой запрос депутаты адресовали на имя премьер-министра Аскара Мамина, передает корреспондент zakon.kz.

Депутат фракции «Ак жол» Меруерт Казбекова рассказала, при открытии контрольно-пропускного пункта указывалось, что он будет способен пропускать до 2,5 тыс. транспортных средств в день, а время прохождения сократится до 30 минут. Кроме того, говорилось, что благодаря информационной системе таможенных органов «Астана-1», будут минимизированы коррупционные риски, максимально уменьшен «человеческий фактор». Однако в текущем году участники внешнеэкономической деятельности обратились к депутатам партии «Ак жол» с жалобами на проблемы и вымогательства вокруг этого перехода.

16 августа депутаты фракции посетили указанный таможенный пост, встретились с представителями госорганов и предпринимателями. На момент посещения на КПП образовалась очередь из 2,5 тыс. автомашин, протянувшаяся на 50 км. Водители выражали свое возмущение тем, что их фуры стоят без движения по 2−3 месяца, а некоторые проходят без очереди благодаря так называемым «толкачам» из числа сотрудников дорожной полиции, чья такса за беспрепятственный проезд варьировалась от 1 до 3 тыс. долларов, — рассказала Меруерт Казбекова.

Результаты поездки фракция направила в правительство. Тогда в представленном ответе заявили, что указанная проблема находится на контроле и предпринимаются меры по разрешению сложившейся ситуации.

В ноябре предприниматели вновь обратились с теми же проблемами к депутатам «Ак жола». 6 ноября они вновь посетили пункт пропуска. По итогам поездки и встреч с участниками ВЭД, были замечены определенные положительные сдвиги, но предпринимателями вновь поднимаются актуальные вопросы, связанные с непрозрачной работой электронной очереди, ее несинхронизированности с таможенной системой «Астана-1», а также продолжающимися многомесячными простоями.

На территории Сухого порта, куда перемещены около 600 фур, отсутствуют элементарные удобства — например, за неделю до нашего приезда были убраны биотуалеты, предприниматели сообщают о введенных руководством Сухого порта поборах даже за право кормить своих водителей, которые живут тут же, в кабинах грузовиков. По их словам, за это взимается 30 тыс. тенге на машину.
У многих очередников машины загружены экспортным товаром — растительным маслом, минеральной водой, по которым уже истекают сроки поставки. Уже есть случаи отказа китайской стороны от грузов из-за срыва контрактов, — подчеркнула мажилисвумен.

Особое негодование перевозчиков вызывает непрозрачная работа системы «электронной очереди». Программа показывает лишь собственный номер в очереди конкретного транспорта и не отражает тех, кто стоит перед ним и за ним. В связи с этим, сложилось недоверие к этой «очереди», так как по-прежнему одни автомашины беспрепятственно проезжают, чуть ли не еженедельно, а другие стоят месяцами.

На сегодняшний день, в электронной очереди числятся порядка 6 тыс. фур. Водители требуют вернуть живую очередь вдоль трассы, чтобы самостоятельно контролировать движение и не пускать «толкачей». Так, из-за несинхронизированности электронной очереди с таможенной информационной системой, происходят сбои и бюрократические проволочки даже тех фур, которые дождались своей очереди, — добавила она.

В этой связи депутатская фракция «Ак жол» просит:

— обеспечить прозрачность электронной очереди, установить на Сухом порту монитор с трансляцией продвижения очереди онлайн;.

— обеспечить синхронизацию электронной очереди с таможенной информационной системой «Астана-1»;.

— поручить Сухому порту обеспечить нормальные условия и бесплатный доступ для доставки питания водителям, обеспечить туалеты и душевые;.

— добиться соглашения с китайской стороной об увеличении пропуска грузовых автомобилей минимум до 200 единиц в день, а также об открытии дополнительного пункта таможенного перехода «Колжат»;.

— разобраться с работой транспортного контроля, привести их требования в соответствие современным нормам; регулярно проводить антикоррупционные рейды в данном направлении.

Тамила Языкова, Нур-Султан.

[:]