[:ru]
В 2012 году по всему Казахстану прошли различные мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения Динмухамеда Кунаева. У историков разные мнения в оценке периода правления Кунаева в Казахстане. Кто-то говорит о большом экономическом рывке, превративший Казахскую союзную республику в крупный экономический центр СССР, а кто вменяет ему вину чрезмерно большие траты на развитие Алма-Аты.
Вместе с тем большинство из них отмечают благородную натуру самого Динмухамеда Менлиахмедовича, человека сочетавшегося в себе высокую нравственность и мышление государственными масштабами.
Он стал народным любимцем еще при жизни. Как близкое окружение, так и в целом казахстанцы почтительно называли его Димаш Ахмедович, Димаш ага, Димеке.
Народную любовь Динмухамед Кунаев заслужил еще при жизни. Ведь для многих казахстанцев он является олицетворением целой эпохи. Его считают не только лидером, сделалавший Казахстан важной составляющей экономической системы СССР, но и покровителем деятелей культуры, науки. С особой теплотой о нем вспоминают Олжас Сулейменов, Бибигуль Тулегенова, Мухтар Шаханов и многие другие, кому он оказывал большую поддержку в свободе их творческого самовыражения. Его внутреннюю культуру и благородство признают его последователи и бывшие оппоненты из большой политики.
Нурсултан Назарбаев:
«Кунаев воплотил в себе лучшие черты нашего народа».
Олжас Сулейменов: «Ровесники называли его Димаш. Младшие величали Димеке.. Опыт его жизни показал: что судьба сложилась, нужно родиться с талантом и вовремя».
Серикболсын Абдильдин: «Мы, строя независимое государство, хотим быть похожими на Ататюрка, Рузвельта, еще кого-то. Но у нас глыба находится здесь. Его фамилия — Кунаев».
Но, особой гордостью самого Динмухамеда Кунаева была Алма-Ата. При нем столица Казахской ССР стал поистине культурным центром страны, городом садом у подножий Заилийского Алатау. Это стало возможным в немалой степени именно благодаря Кунаеву, который очень любил этот город.
Алма-Ата в эпоху Кунаева, как она называлась тогда, — особый период в истории города. Именно тогда, город обрел особый алматинский лоск, красоту и уют, где множество фонтанов, парков, интересных архитектурных ансамблей. Это время, когда в главном городе советского Казахстана сложился свой неповторимый колорит и шарм. Столица стала выглядеть презентабельна среди главных городов бывшего Союза, превратившись в одно из красивейших ее мест. Тем самым Алма-Ата завоевала любовь и чувство гордости за нее всех казахстанцев. Может сегодня Алматы уже не такой, каким этот город был в 70-е и 80-е годы, но до сих пор многое, что есть сейчас, — связано с периодом его расцвета времен Кунаева.
Но, в своей заметке, я хочу остановиться на другом…
А именно, еще раз прояснить тему этнического происхождения Динмухамеда Кунаева. Поскольку, слышу часто в привольных беседах и вижу на различных интернет форумах как не обоснованно спекулируют темой происхождения Димаш Менлиахмедовича.
Так как его личность, являясь выдающейся в истории Казахстана как большого государственного деятеля вызывает большой интерес и тема происхождения часто становится темой необоснованных споров с попыткой политизации этого вопроса.
Поэтому стоит прояснить дополнительно известные сейчас вещи.
А именно, то что предки Димаш ата происходят из рода Ысты древнего племени Уйсин, Старшего жуза казахов. Род Ысты считается потомком легендарного Байдибек бия, верного соратника Тамерлана как гласит местное предание. Он в свою очередь является потомком степного мудреца Майкы бия, — отца основателя института судейства (бийство) среди племен и народов степи.
Сам же Динмухамед Кунаев родился в 1912 году в Семириченской области.
Происходил из семьи Менлиахмета Жумабайулы. Его отец был достаточно образованный человек для того времени, свободно говорил и писал на казахском и русском языках. А его дед Жумабай работал у крупного купца в городе Верный, а именно у татарина по национальности Искака Габдуалиева. Известно, что Жумабай был грамотным человеком, глубоко верующим, совершил хадж почти в тоже время как и его известный земляк Медеу Пусырманулы.
По совету Искака родные отдали Динмухамеда в татарскую школу. Тогда это была хорошая возможность обучить казахских детей грамоте.
Фамилия же Димаш ата от его прадеда Коная.
По мнению исследователя казахской антропонимии Т. Жанузакова, составное имя Конай образовано из компонентов «Кун» (солнце) и «Ай» (месяц). В казахском языке это слово означало «радость».
Из уст аксакалов рода Ысты известно:
Однажды Конай выехал в Курты к родственникам и в пути, как гласит предание, был вероломно убит в время молитвы. Чтобы сохранить род и наследие Коная, жена его от умершего брата Бокеша по имени Кырыкжылкы отдали замуж за третьего сына Азнабая Шолака. Они и занялись воспитанием Жумабая, деда Динмухамеда Ахмедовича.
Однако, некоторые пытаются оспорить его казахское происхождение. Аргументируя это лишь не типичной для большинства казахов внешностью Динмухамеда Кунаева, видя в нем татарина по национальности. Если это являлась бы действительностью в этом ничего плохого нет. Татары — родственный казахам народ. Браки между казахами и татарами не редкость, часто их не принимают даже как межэтнические, а между представителями людей родных культур и близкой крови.
Тем не менее, утверждение о татарском происхождении является спекуляцией в признании Кунаева самодостаточной личностью, не скрывавшего свое происхождение. Это была месть его недоброжелателей. А они у него были как у человека, который устраивал не всех будучи главой союзной республики.
В народе до сих пор распространена «информационная утка», которую в свое время пустили против него недруги. А именно о том, что он якобы в партийной анкете, которую он заполнял в 1949 году в графе национальность указал «татарин». Интересно, что в этой информационной вымышленной легенде указан даже какой документ и даже время с указанием года. Однако, интересно и другое, что саму анкету так никто и не показал в реальности.
В опровержении этого вымысла, в первом номере журнала «Аныз адам» вышла статья про Динмухамеда Кунаева, где приводится информация о заполненной собственноручно им записи 1942 года, где в графе национальность указано «казах», а это за семь лет вперед до выдуманного года с выдуманным годом где он будто бы указал «татарин».
Достоверным документальным подтверждением его этнического происхождения является и более «древний» документ. А именно, документ, где отец Динмухамеда Кунаева Менлиахмет указан как казах. Так в документе от начало 20 века по решению суда города Верного написано: «над имуществом киргиза Нижне-Илийской волости Джумабая Кунаева учредить опеку и опекуном назначить сына покойного Менды-Ахмета Кунаева» (мое примечание: в Российской империи казахов называли киргизами или киргиз-кайсаками, собственно самих кыргызов — каракиргизами, дикокаменными киргизами).
Мать Динмухамеда Кунаева Шынболатова Зауре родилась в 1888 году на территории современной Алматинской области, поселок Шелек. Происходила из казахского племени Канлы, Старший жуз.
справо фото мамы Д.Кунаева Шынболатовой Зауре
То есть, оба родителя Динмухамеда Кунаева являются казахами. При этом Кунаев никогда не скрывал факт, что татарская кровь есть в его роду. А именно, его бабушка, мать Менлиахмета была татаркой. Звали эту благородную женщину — Хадиша. Но как казахи, так татары не ведут свою этническую принадлежность от женщин.
Вместе с тем, кто пытается приписать Динмухамеда Кунаева в не казахи приводят слова воспоминания Исмаила Юсупова, предшественника Кунаева на посту первого секретаря ЦК Компартии Казахской ССР.
Юсупов утверждал, что Кунаев был этническим татарином. В частности покойный Исмаил Юсупов в своих воспоминаниях говорит: «Кунаев в одну ночь уничтожил свой паспорт и получил новый с подтверждением его национальности как казах. О его хитроумным лукавстве я хорошо знал». Такие действия по версии И.Юсупова были продиктованы в целях карьерного продвижения Д. Кунаева.
Только, утверждение предшественника Кунаева не логично, учитывая, что сам Юсупов был уйгур по национальности. Его не казахское происхождение не помешало ему занять самую высокую должность в республике секретаря ЦК Компартии КазССР в 1962-1964 гг.
Не стоит упускать момент, что вообще в советское время помимо Кунаева только трое из восемнадцати бывших руководителей советского Казахстана были казахами: Мухамед-Хафий Мурзагалиев, Жумабай Шаяхметов и Нурсултан Назарбаев. Остальные фамилии первых руководителей советского Казахстана скорее подтверждает тезис о том, что не казахи довольно легко сменялись в этой должности: Пестковский С.С., Акулов И.А., Нанейшвили В.И., Костеловская М.М., Коростелёв Г.А., Скворцов Н.А., Голощекин Ф.И., Мирзоян Л.И., Борков Г.А., Пономаренко П.К., Брежнев Л.Н., Яковлев И.Д., Беляев Н.И., Юсупов И.А. и Колбин Г. Среди названных людей есть русские, еврей, украинец, грузин, армянин, уйгур. И не один из них не менял свою национальность, чтобы утвердиться в должности руководителя советского Казахстана.
на фото Исмаил Юсупов
Исходя из этого, можно предположить что слова И.Юсупова не только не логичны, но скорее вызваны обидой. Мотив прост, как-нибудь опорочить имя Д.Кунаева. Это неприязнь со стороны Юсупова чувствуется когда он в характеристике личности Кунаева используют слова как «хитроумный», «лукавство».
Ведь его сменил в Казахстане как 1-й секретарь ЦК Компартии КазССР именно Д.Кунаев, и их отношения никогда не были дружескими.
Так, известно что Исмаил Юсупов выдвинул идею передачи хлопковых районов южного Казахстана Узбекистану. Тогда не только известный Жумабек Ташенов, но и Динмуамед Кунаев выступили против передачи земель несмотря на поддержки Москвой идеи Юсупова.
Только уже сменив Юсупова в должности первого секретаря ЦК Компартии КазССР Димаш Ахмедовичу удалось вернуть большинство переданных земель в состав Казахстана.
Поэтому отношения между Кунаевым и Юсуповым были по принципиальным соображениям не дружескими. Поэтому, тем, кто ссылается на слова И.Юсупова о Д.Кунаеве надо учитывать этот важный момент в их отношениях.
Сам Димаш ата в книге «О моем времени» касательно своего происхождения пишет следующее:
«Каждый человек должен знать свою родословную. Не уходя в глубокую древность, могу только сказать, что мои предки берут свое начало от Байдыбека, джигита Старшего жуза. Мое ближайшее генеалогическое древо выглядит следующим образом:
Жолым
Нурмамбет
Азнабай
Конай
Джетибай
Жумабай
Минлиахмед
Динмухамед
Мои предки были животноводами и жили на берегах реки Курты и Или в районе Куйгана. В прошлом это место называлось — Нижнеилийская волость Верненского уезда Семиреченской губернии. Ныне территория Балхашского и Куртинского районов Алма-Атинской области.
У моего прадеда Азнабая было четыре сына. Семейное предание не сохранило причину разлада Азнабая со своими сородичами. Но однажды он снял весь аул и через Или по юговосточному берегу Балхаша добрался до Аягуза, а оттуда откочевал на земли рода тобыкты. Впоследствии он прижился на новом месте и женил своего второго сына Коная на тобыктинке. У Коная родились сын Жумабай и дочь Булонтай.»
То что Динмухамед Кунаев пишет о своем происхождении правду не должно вызывать сомнения в силу и документального подтверждения, что его дед и отец являются казахами, которые были приведены выше.
Соответственно, при родителях казахах и сам Динмухаммед Кунаев не может быть иным кроме как казахом.
Генеральный директор «Международного фонда Кунаева» Жаннет Аскерова: «В действительности он казах, и это уже давно не секрет. Что касается татарской крови, то татаркой была его бабушка (мать отца). Но, как известно, казахи ведут родословную по мужской линии».
Окончательно же выдуманный Юсуповым миф о якобы не казахском происхождении Димаша ата опровергнуто тем, что его родной племянник Диар Аскарулы Кунаев сдал ДНК-тест. Результаты тестов подтвердили, что у него Y-хромосома такая же как и у большей части представителей племени из которого происходит династия Кунаевых. А именно С3, у Диара Кунаева С3 (М217+). Y-хромосома это генетические маркеры по отцовской линии.
Справа родной племянник Динмухамеда Кунаева — Диар Кунаев.
А это является неоспоримым фактом казахского происхождении самого Димаша Кунаева.
Поэтому, спекулянтам на тему происхождения Кунаева не остается ничего как оставить свои домыслы в отношении покойного человека, поставить точку в этом вопросе и признать его настоящее происхождение.
Динмухамед Кунаев достойный сын народа Казахстана, патриот своей земли, он не делил хороших и плохих на национальности. С особым уважением о нем вспоминают как его коллеги казахи, так и русские, украинцы, татары и другие.
Однако, тема национальности Динмухамеда Кунаева принципиально в силу самих слов, написанных им в своей книге «О моем времени»: «Каждый человек должен знать свою родословную».
Димаш ата знал, уважал свое происхождение. Это должны уважать и его земляки, соотечественники. Ибо это дань памяти человеку с большой буквы, настоящему казаху, настоящему патриоту Казахстана.
Генеологическое древо Динмухамеда Кунаева из фотоальбома, изданного к его 100-летию.
Сестры Динмухамед Кунаева: Роза и Сара Ахмедовны
родной брат Д.Кунаева — Аскар Ахмедович
[:]