АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Диплом: Разработка и внедрение прикладной программы для станции технического обслуживания автомобилей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

КОЛЛЕДЖ

КАЗАХСТАНСКОГО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Разработка и внедрение прикладной программы для станции технического обслуживания автомобилей

 

1305000 – Информационные системы (по областям применения):                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2012

 

Содержание

1 Введение                                                                                           5                                                          

  1. Анализ объекта автоматизации 6

   1.1 Общая характеристика СТО                                                             6

   1.1.1 Характер работы                                                                   7

   1.2 Организационная модель СТО                                                11

   1.3 Информационные потоки СТО                                                         11

   1.4 Анализ функциональной структуры СТО                                         11

   1.5 Дерево проблем                                                                                15

  1. Описание постановки задачи 16

   2.1 Характеристика задачи                                                                     16

   2.1.1 Цели и задачи разработки автоматизированной системы              17

             2.1.2 Назначение разработки                                                                  17

   2.1.3 Выделение автоматизированных функций                                     17

   2.1.5 Требования к организации сбора входной информации                17

   2.1.6 Условия прекращения автоматизированной обработки                 17

   2.2 Алгоритм функционирования автоматизированной системы 17

   2.3 Входная информация                                                                        18

   2.4 Нормативно-справочная информация                                               18

   2.5 Выходная информация                                                                      20

  1. Реализация задачи 22

             3.2 Описание программы-клиента                                                23

   3.3 Описание программного обеспечения                                              23

   3.4 Описание технического обеспечения                                      23

  1. Руководство по эксплуатации                                                                 24

   4.1 Начало работы                                                                                  24

   4.2 Работа мастера                                                                                  24

   4.3 Работа администратора БД                                                                27

  1. Экономическая часть 27

   5.1 Описание программного продукта                                                    27

   5.2 Определение затрат труда на разработку и внедрение системы        29

   5.3 Определение численности и состава исполнителей                          30

   5.4 Расчет себестоимости разработки программного продукта             32

   5.4.7 Себестоимость разработки                                                             33

   5.5 Расчет экономической эффективности внедрения продукта            33

  1. Охрана труда и безопасности жизнедеятельности                                36

             6.2 Санитарные правила и нормы                                                           36

             6.6. Защитные мероприятия                                                           40

             6.7Санитарно-гигиенические нормы и правила                                      41

             6.8.  Электробезопасность                                                             43

             6.9 Пожарная безопасность                                                                    44

  1. Расчет естественного освещения 47

                  Заключение

                  Список летературы
ВВЕДЕНИЕ

 

Значительный рост автомобильного парка нашей страны вызывает увеличение объёма работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Выполнение этих работ требует больших трудовых затрат и привлечение большого числа квалифицированных рабочих.

На предприятиях по техническому обслуживанию автомобилей всё шире применяются методы диагностики технического состояния агрегатов автомобилей с применением электронной аппаратуры. Диагностика позволяет своевременно выявлять неисправности агрегатов и систем автомобилей,что даёт возможность устранять эти неисправности до того,как они приведут к серьёзным нарушениям в работе автомобиля.

Своевременное устранение неполадок в работе агрегатов и систем автомобиля позволяет предупреждать причины,способные вызвать аварийную ситуацию, ведущую к дорожно-транспортным проишествиям.

Механизмы работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей с использованием более совершенного оборудования облегчает и ускоряет многие технологические процессы,но при этом от обслуживающего персонала требуется хорошее усвоение определённых приёмов и навыков,знание устройства автомобиля и умение пользоваться современными приспособлениями,инструментами и контрольно-измерительными приборами. Исправное техническое состояние означает полное соответствие подвижного состава нормам, определяемым правилами технической эксплуатации, и характеризует его работоспособность.

Основным средством уменьшения интенсивности изнашивания деталей и механизмов и предотвращения неисправностей автомобиля, то есть поддержания его в должном техническом состоянии, является своевременное и высококачественное выполнение технического обслуживания.  

 

  1. Анализ объекта автоматизации

 

В данном разделе приведен анализ структуры станции технического обслуживания, организационная модель объекта автоматизации, а также формулируются существующие проблемы в функционировании предприятия.

 

 

1.1 Общая характеристика СТО

 

Успешность бизнеса в сфере автосервисных услуг зависит от многих факторов. И чтобы по восходящей развивать своё дело в острой конкурентной борьбе, надо, по меньшей мере, обладать приличной информационной базой. А точнее — знать состояние современного рынка, тенденции обслуживания автомобилей и непременно — извлекать лучшее из опыта коллег, зарубежных партнеров. Тогда позволительно будет легко и продуктивно формулировать бизнес-планирование на предприятии.

Дальнейшее развитие автосервиса обусловило создание конкурентной среды в этой сфере, и основным направлением в работе предприятий автосервиса стало совершенствование качества предоставляемых услуг. Однако реализовать это требование было достаточно сложно в условиях несовершенства производственных структур, некачественных запасных частей, устаревшего оборудования, низкого уровня технологии и квалификации персонала. Наиболее успешные шаги относительно повышения качества услуг автосервиса связаны с заимствованием западных технологий и оборудования.

 

 

1.1.1 Характер работы

 

Самый перспективный бизнес на нашем рынке техники — сервис. Спрос на сервис техники постоянно увеличивается. Парк автомашин будет расти еще много лет, так как развивающаяся экономика требует все больше техники. Сотни тысяч новых предприятий, приобретающих технику, не обзаводятся ремонтной базой, рассчитывая на сервис производителей. Потребители новейших моделей не могут ремонтировать их сами, не желая затрат на специальное оборудование и обучение ремонтников.

Срочная организация сервисных инфраструктур для обеспечения подъема экономики исправной техникой — задача стратегическая. Темпы подъема экономики зависят и от сроков ремонта эксплуатируемой предприятиями техники. Более того, развитие сервисной инфраструктуры — это подъем одной из отраслей экономики, которая будет приносить налоговые отчисления.

Приоритетные задачи современного сервиса формулируются следующим образом:

а) неукоснительное выполнение персоналом обязанностей и функций, зафиксированных в должностных инструкциях;

б) постоянная забота об улучшении внешнего вида и интерьеров предприятия;

в) периодическая модернизация всех зданий, сооружений и оборудования с целью максимального удовлетворения потребностей клиентов и сотрудников предприятия;

д) приведение количества рабочих мест и кадровых возможностей в соответствие с фактическим наличием заказов;

е) увеличение прибыли посредством рационального управления предприятием и непрерывного контроля за показателями его эффективности.

ж) учет и контроль рабочего времени по организационно-экономическим критериям;

и) сокращение количества послеремонтных рекламаций путем повышения качества работы и контроля, использование специальных программ для регулярного выборочного контроля;

к) оказание действенной помощи во всех аварийных случаях;

л) организация технической помощи на дороге и эвакуации неисправных автомобилей силами предприятия;

м) применение рекомендованных изготовителем машин нестандартных инструментов и приспособлений, аппаратуры и оборудования;

н) проверка, пополнение и эффективное использование всех имеющихся информационных материалов;

о) целенаправленное повышение квалификации работников в курсовых и семинарских и других учебных мероприятиях.

 

 

1.2 Организационная модель СТО

 

Организационная структура СТО направлена на установление четких взаимосвязей между всеми ее отделениями, их тесного взаимодействия в выполнении поставленных задач.

Организационная структура СТО представлена на рисунке 1.1.

 

Рисунок 1.1 – Организационная модель деятельности СТО

 

На станции технического обслуживания работают: 1 администратор, 1 начальник отдела, 1 главный бухгалтер, 1 жестянщик, 2 автомаляра, 3 автослесарь, 1 диагност-электрик, а также генеральный директор, являющийся единственным владельцем СТО.

Основные функции структурных единиц, указанных на рисунке 1.1:

а) Администратор имеет следующие должностные обязанности:

1) устанавливает на серверы и рабочие станции операционные системы и необходимое для работы программное обеспечение;

2) осуществляет конфигурацию программного обеспечения на серверах и рабочих станциях;

3) поддерживает в работоспособном состоянии программное обеспечение серверов и рабочих станций;

4) регистрирует пользователей локальной сети и почтового сервера, назначает идентификаторы и пароли;

5) осуществляет техническую и программную поддержку пользователей, консультирует пользователей по вопросам работы локальной сети и программ, составляет инструкции по работе с программным обеспечением и доводит их до сведения пользователей;

6) устанавливает права доступа и контролирует использование сетевых ресурсов;

7) обеспечивает своевременное копирование, архивирование и резервирование данных;

8) выявляет ошибки пользователей и программного обеспечения и принимает меры по их исправлению;

9) проводит мониторинг сети, разрабатывает предложения по развитию инфраструктуры сети;

10) обеспечивает сетевую безопасность (защиту от несанкционированного доступа к информации, просмотра или изменения системных файлов и данных), безопасность межсетевого взаимодействия;

11) осуществляет антивирусную защиту локальной вычислительной сети, серверов и рабочих станций;

12) готовит предложения по модернизации и приобретению сетевого оборудования;

13) сообщает своему непосредственному руководителю о случаях нарушения правил пользования локальной вычислительной сетью и принятых мерах.

б) Начальник отдела маркетинга выполняет:

1) определяет общие направления деятельности отдела в рамках общих целей и задач, установленных “Положением об отделе маркетинга предприятия”, а также на основе указаний директора предприятия и зам. директора по коммерческим вопросам; несет всю полноту ответственности за результаты деятельности отдела;

2) определяет структуру отдела, вносит необходимые изменения и дополнения в соответствии с возникающими задачами; принимает оперативные меры по изменению структуры отдела для решения конкретных задач;

3) ведет все кадровые вопросы в отделе, обладает правом принимать и увольнять сотрудников отдела;

4) определяет порядок оплаты труда временных работников, поощрения по итогам работы, несет ответственность за поддержание дисциплины в отделе и т.п.;

5) руководит процессом изучения рынка, определяет методы и способы изучения рынка, прогнозирования спроса, реализации продукции;

6) руководит процессом изучения жизненного цикла отдельных товаров, вырабатывает рекомендации по их совершенствованию, по выбору новых рынков сбыта или снятию товара с производства;

7) организует для отдела сбыта выработку рекомендаций по совершенствованию сбытовой сети и поиску новых каналов товародвижения;

8) принимает непосредственное участие в разработке стратегии деятельности предприятия и совершенствовании его организованной структуры;

9) представляет предприятие в контактах с другими предприятиями и организациями, ведет деловую переписку от имени предприятия в пределах своей компетенции;

10) осуществляет связи с общественностью.

в) Основные задачи бухгалтера:

1) выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализацию продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности, расчетов с поставщиками и заказчиками, а также за предоставленные услуги и т.п.);

2) участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов;

3) осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке;

4) отражает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;

5) составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявляет источники образования потерь и непроизводительных затрат, подготавливает предложения по их предупреждению;

6) производит начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия;

7) обеспечивает руководителей, кредиторов, инвесторов, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией по соответствующим направлениям (участкам) учета;

8) разрабатывает рабочий план счетов, формы первичных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, участвует в определении содержания основных приемов и методов ведения учета и технологии обработки бухгалтерской информации;

9) участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, осуществления режима экономии и мероприятий по совершенствованию документооборота, в разработке и внедрении прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники, в проведении инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей;

10) участвует в формулировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки экономической информации.

д) Должностные обязанности диагност — электрика:

1) диагностика электрооборудования а/м, доп. оборудования;

2) диагностика систем впрыска бензиновых двигателей;

3) диагностика систем питания дизельных двигателей;

4) диагностика систем контроля тормозного и тягового усилия;

5) диагностика систем регулирования дорожного просвета и адаптивного демпфирования;

6) диагностика систем дистроник, темпомат;

7) диагностика системы санкционированного доступа к автомобилю;

8) диагностика системы пассивной безопасности;

9) диагностика климат — контроля, и пр. электроники.

е) Автомаляр выполняет следующую работу:

1) подготовка автомобилей к покраске;

2) окраска автомобилей.

ж) Должностные обязанности автослесаря:

1) обеспечение безаварийной и надежной работы автотранспорта;

2) правильная эксплуатация;

3) своевременный ремонт;

4) контроль технического состояния.

 

 

1.3 Информационные потоки СТО

 

Информационные потоки между административно-управленческим аппаратом и СТО осуществляются по схеме, указанной на рисунке 1.2.

 

Рисунок 1.2 – Информационные потоки

 

 

1.4 Анализ функциональной структуры СТО

 

Несмотря на ряд решаемых задач, и услуг предоставляемых СТО, все же основной его задачей являются техническое обслуживание автомобилей.

Техническое обслуживание (ТО) — это комплекс операций или операция по поддержанию исправного состояния колесного транспортного средства (составных частей, систем колесного транспортного средства) в соответствии с инструкциями его изготовителя.

Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправного состояния колесного транспортного средства (его составных частей, систем).

Система технического обслуживания и ремонта — совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта, а также исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему. Целью данной системы технического обслуживания является обеспечение соответствия состояния автотранспортных средств населения установленным требованиям и повышение эффективности их использования владельцами.

Чтобы обеспечить работоспособность автомобиля в течение всего периода эксплуатации, необходимо периодически поддерживать его техническое состояние комплексом технических воздействий, которые в зависимости от назначения и характера можно разделить на две группы:

а) воздействия, направленные на поддержание агрегатов, механизмов и узлов автомобиля в работоспособном состоянии в течение наибольшего периода эксплуатации;

б) воздействия, направленные на восстановление утраченной работоспособности агрегатов, механизмов и узлов автомобиля.

Комплекс мероприятий первой группы составляет систему технического обслуживания и носит профилактический характер, а второй — представляет собой систему восстановления (ремонта).

При этом под техническим воздействием понимается любая операция, приводящая к восстановлению или сохранению параметров колесного транспортного средства (его составных частей, систем) в процессе его ТО и ремонта, а также любая операция, осуществляемая в процессе контроля соответствия технического состояния колесного транспортного средства предъявляемым требованиям. При этом глубина технического воздействия и, как следствие, его эффективность определяются конечной целью — необходимостью поддержания автомобиля в работоспособном состоянии на протяжении всего периода его эксплуатации.

В нашей стране принята планово-предупредительная система (ППС) технического обслуживания и ремонта автомобилей, суть, которой в том, что ТО осуществляется по плану, а ремонт — по потребности. Принципиальные основы планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей установлены действующим «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта». Как правило, эта система применяется в основном на автотранспортных предприятиях.

Техническое состояние автомобиля зависит от двух основных показателей — конструкционной надежности и условий эксплуатации (в том числе подготовки водителя, организации и условий выполнения работ по обслуживанию автомобиля и т.д.). Одним из недостатков ППС является то, что она не учитывает реального технического состояния и индивидуальных особенностей каждого автомобиля. Перечень и объем работ при проведении ТО определяется только пробегом автомобиля. После выполнения ТО при ППС нельзя сделать заключения о надежности агрегатов и систем автомобиля и спрогнозировать поведение автомобиля в будущем, т.е. предсказать возможный отказ узлов и систем, особенно влияющих на безопасность движения.

Но если на автотранспортных предприятиях этот недостаток может компенсироваться обязательной проверкой технического состояния автомобиля перед его выходом в рейс, то автомобиль «частника» не подвергается проверкам. Поэтому решение вопросов организации ТО и ремонта автомобилей индивидуального пользования должны принципиально отличаться от аналогичных вопросов для автотранспортных предприятий. Отличие, прежде всего, заключается в том, что автомобиль как объект ТО и ремонта находится у владельца, который в одном лице осуществляет как транспортный процесс, так и поддержание автомобиля в технически исправном состоянии и в соответствии с действующим законодательством несет полную ответственность за его эксплуатацию и техническое состояние.

Для поддержания автомобиля в технически исправном состоянии работы по ТО и ремонту владелец проводит на СТОА или выполняет их (полностью или частично) самостоятельно или с помощью других лиц. При этом регулярность и своевременность проведения работ также зависят от автовладельца. Кроме того, эксплуатация автомобилей личного пользования характеризуется длительными простоями в условиях безгаражного хранения, более низкой профессиональной квалификацией водителей, нерегулярным проведением ТО, ремонта и контроля технического состояния автомобиля, неравномерностью заездов автомобилей на СТОА, частичным проведением ТО и ремонта методом «самообслуживания» без соответствующего обеспечения и контроля качества работ. Так как значительная доля ДТП с гибелью людей обусловлена неисправностями автомобиля и более 90 % легковых автомобилей принадлежит гражданам, необходимо особое внимание уделять вопросам организации ТО и ремонта автомобилей населения.

Поскольку применение ППС в системе автосервиса нецелесообразно, для поддержания автомобилей индивидуального пользования в технически исправном состоянии необходимо опираться на другую стратегию функционирования системы ТО и ремонта. Под стратегией функционирования системы ТО и ремонта понимается совокупность принципов и правил управления техническим состоянием автомобилей, определяющих комплексное изменение эксплуатационных свойств, а также определенных методов организации производственно-технической базы ТО и ремонта.

До 70 % неисправностей систем и агрегатов автомобиля можно отнести к постепенным отказам. Так как существующая ППС ТО и ремонта не предусматривает проведения диагностических работ на системах и агрегатах автомобиля, то сегодня нельзя сделать заключения о реальном техническом состоянии автомобиля. Решением этой проблемы может стать переход к более эффективной стратегии — поддержания автомобиля в работоспособном состоянии по реальному техническому состоянию (стратегия технического обслуживания и ремонта автомобиля по фактическому состоянию — СФТС). Актуальность проблемы создания и функционирования СФТС обусловлена тем, что по мере усложнения конструкции автомобиля, повышения эксплуатационных и экологических требований заметно возрастает стоимость их изготовления и затраты на их ТО и ремонт. Сточки зрения общей теории систем, автомобиль можно рассматривать как объект, техническим состоянием которого в различные периоды эксплуатации можно управлять посредством определенных видов технического воздействия, таких, как техническое обслуживание и ремонт.

Поступающие на ТО и ремонт автомобили требуют самых различных по номенклатуре и объему технических воздействий, СТОА должна обеспечить выполнение любого их сочетания в срок и в полном объеме, т.е. обладать достаточной гибкостью управления и производства.

Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств выполняются на СТОА в соответствии с требованиями действующей законодательной, нормативно-технической и другой руководящей документации, утвержденной в установленном порядке.

Технические воздействия на составные части и системы автомобиля, проводимые СТОА, должны осуществляться силами аттестованного (сертифицированного) персонала. Требования к квалификации персонала устанавливаются стандартами производителей и/или профессиональными стандартами Общероссийского профессионального объединения предприятий технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств (см. далее), утвержденными в установленном порядке. В случае необходимости СТОА дополняют содержание профессиональных стандартов специфическими для них требованиями.

Закон позволяет освободить предпринимателей от мелочной опеки органов исполнительной власти, кардинально повысить уровень правового регулирования и имеет целью устранение технических и административных препятствий в развитии предпринимательства. Данный документ является комплексным законодательным актом РК и направлен на установление правил государственного регулирования требований к работам и услугам в интересах потребителей. Закон вводит новую систему — подтверждение соответствия деятельности предприятий автосервиса, т.е. документальное удостоверение соответствия выполненных работ или оказываемых услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. В соответствии с Законом деятельность СТОА осуществляется на основе добровольного подтверждения соответствия в форме добровольной сертификации, т.е. по инициативе заявителя на условиях договора между СТОА и аккредитованным органом по сертификации.

Для непосредственного регулирования отношений, возникающих между автовладельцем (потребителем, заказчиком) и СТОА (исполнителем) при оказании услуг (выполнении работ) по ТО и ремонту, автомобилей и их составных частей разработаны Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (утв. постановлением Правительства  от 11 апреля 2001 г. №290).

Работы по ТО и ремонту автомобиля производятся на основании договора, который заключается при предъявлении автовладельцем документа, удостоверяющего личность, а также документов, удостоверяющих право собственности на автомототранспортное средство, — свидетельства о регистрации, паспорта автомототранспортного средства, справки-счета (при сдаче в ремонт отдельных составных частей автомобиля, не являющихся номерными, предъявления указанных документов не требуется).

Информация об оказываемых услугах, обеспечивающая возможность их правильного выбора, должна быть предоставлена автовладельцу до заключения договора. Эта информация должна быть размещена в помещении, где производится прием заказов, в удобном для обозрения месте.

При обоюдно приемлемых условиях выполнения работ заключается договор в письменной форме.

Если работы исполняются в присутствии заказчика (подкачка шин, диагностические работы, некоторые работы ТО, мойка и т.д.), то заказчику выдают квитанцию, жетон, талон и т.п. В случае если автовладелец оставляет автомобиль на СТОА для выполнения работ, то одновременно с договором составляется приемосдаточный акт, где указываются комплектность автомобиля и видимые наружные повреждения и дефекты, сведения о предоставлении автовладельцем запасных частей и материалов с указанием их точного наименования, описания и цены. Приемосдаточный акт подписывается ответственным лицом СТОА и автовладельцем и заверяется печатью СТОА.

 

 

1.5 Дерево проблем

 

Основные недостатки представлены на рисунке 1.3.

 

Рисунок 1.3 – Дерево проблем

 

 

Основной проблемой СТО, с точки зрения автоматизации, является недостаточное использование информационных технологий.

На основании проведенного анализа структуры и функций СТО, а также дерева проблем, необходимо разработать информационную модель.

На основе информационной модели необходимо разработать автоматизированное рабочее место СТО.

 

  1. Описание постановки задачи

 

В данном разделе рассматриваются цели и назначение разработки автоматизированной системы, а также требования к ней. Описываются потоки входной, выходной и нормативно-справочной информации.

 

 

2.1 Характеристика задачи

 

2.1.1 Цели и задачи разработки автоматизированной системы

Целями создания автоматизированной системы является повышение эффективности работы сотрудников с запчастями, поставляемые дилерами на СТО, сокращение потерь рабочего времени, ведение учета всех заказов на ремонт автомобиля.

Задачами создаваемой автоматизированной системы являются:

  • экономия времени за счет сокращения времени на выполнение работ;
  • повышение качества выходной информации путем автоматизации процессов составления заказов на ремонт и на запчасти;
  • защита информации от несанкционированного доступа.

На рисунке 2.1 представлено дерево целей, составленное исходя из дерева проблем.

 

Рисунок 2.1 Дерево целей

 

 

2.1.2 Назначение разработки

Назначением разрабатываемой автоматизированной системы являются:

  • хранить данные в удобном для использования виде;
  • получать доступ к необходимой информации в любой момент времени;
  • редактировать данные по мере их изменения.

 

2.1.3 Выделение автоматизированных функций

В автоматизированной системе должны быть автоматизированы следующие функции:

  • ведение данных о товаре;
  • ведение данных о поставщике, которые предлагают товары;
  • составление учетов заказов на товар;
  • составление учетов заказов на ремонт.

 

2.1.4 Использование выходной информации для принятия управленческих решений

Выходная информация является предметом статистической отчетности деятельности СТО.

 

2.1.5 Требования к организации сбора входной информации

Входная информация вводится администратором. Введение информации должно быть максимально удобно.

Разрабатываемая автоматизированная система должна предоставлять следующие возможности:

  • добавление или изменение существующих данных;
  • обеспечение защиты данных от несанкционированного доступа;
  • обеспечение защиты от ввода неверной информации (неверный тип, формат данных, превышение диапазона вводимых данных).

 

2.1.6 Условия прекращения автоматизированной обработки

Автоматизированная обработка информации может прекратиться в следующих случаях:

  • при нарушении целостности структуры базы данных;
  • при сбое работы сервера приложений.

 

 

2.2 Алгоритм функционирования автоматизированной системы

 

Исходя из целей и задач, можно построить структурную схему автоматизированной системы (рисунок 2.2).

 

Рисунок 2.2 – Структурная схема автоматизированной системы

 

Пользователем автоматизированной системы будет администратор. Он будет использовать единую программу для доступа к базе данных. Система управления базами данных должна предоставлять доступ к информации, разрешать или запрещать ее модификацию в соответствии с именем пользователя и паролем, идентифицирующем сотрудника.

 

 

2.3 Входная информация

 

Входная информация клиента, подающего заявку на заказ являются следующие данные:

  • Ф.И.О;
  • марка автомобиля;
  • номер телефона.

Входная информация сотрудника, принимающего заказ являются следующие данные:

  • должность;
  • Ф.И.О.

 

 

2.4 Нормативно-справочная информация

 

Часто используемая информация и не изменяемая продолжительное время, представлена в виде нормативно-справочной информации. Это информация, которая вводится на начальном этапе эксплуатации и может пополняться в ходе работе с автоматизированной системой.

В данной системе к нормативно-справочной информации можно отнести следующие справочники:

  • справочник клиентов;
  • справочник сотрудников;
  • справочник поставщиков;
  • справочник деталей.

В таблице 2.1 представлены описания полей «справочника клиентов».

 

Таблица 2.1

Справочник клиента

Наименование данных

Тип данных

Описание

Код клиента

Счетчик

Уникальный код клиента

ФИО

Текстовый

Фамилия, имя, отчество клиента

Адрес

Текстовый

Адрес клиента

Телефон

Числовой

Телефон клиента

Паспортные данные

Текстовый

Паспортные данные клиента

 

 

В таблице 2.2 представлены описания полей «справочника сотрудников».

 

Таблица 2.2

Справочник сотрудников

Наименование данных

Тип данных

Описание

Код сотрудника

Счетчик

Уникальный код сотрудника

ФИО

Текстовый

Фамилия, имя, отчество сотрудника

ИНН

Числовой

ИНН сотрудника

Должность

Текстовый

Должность сотрудника

 

 

В таблице 2.3 представлены описания полей «справочника поставщиков».

 

Таблица 2.3

Справочник поставщиков

Наименование данных

Тип данных

Описание

Код поставщика

Счетчик

Уникальный код поставщика

Название организации

Текстовый

Название организации

Адрес

Текстовый

Адрес поставщика

Телефон

Числовой

Телефон поставщика

Факс

Числовой

Факс поставщика

ИНН

Текстовый

ИНН поставщика

 

 

В таблице 2.4 представлены описания полей «справочника деталей».

 

Таблица 2.4 – Справочник деталей

Наименование данных

Тип данных

Описание

Код детали

Счетчик

Уникальный код детали

Наименование

Текстовый

Наименование детали

Производитель

Текстовый

Производитель детали

Марка автомобиля

Числовой

Марка автомобиля

 

 

2.5 Выходная информация

 

Выходной информацией являются упорядоченные и представленные в виде данных запросы, которые можно вывести на печать.

Перечень запросов:

  • выборка запчастей, интересующих клиента (по цене, по качеству, по гарантии качества, по оригинальности запчастей);
  • выборка поставщиков, нарушивших сроки поставки;
  • списки наиболее пользующихся запчастей на рынках города.

Перечень необходимых выходных документов:

  • платежные поручения (таблица 2.5);
  • заказ на товар (таблица 2.6);
  • счет на товар (таблица 2.7);
  • приходные накладные (таблица 2.8).

 

Таблица 2.5 – Платежные поручения

Наименование данных

Тип данных

Описание

Код платежного поручения

Счетчик

Уникальный код платежного поручения

Наименование данных

Тип данных

Описание

Платежное поручение №

Числовой

Платежное поручение №

Дата платежа

Дата

Дата платежа

Вид платежа

Числовой

Вид платежа

Сумма прописью

текстовый

Сумма прописью

Сумма

Денежный

Сумма

         

 

 

Таблица 2.6 – Заказ на товар

Наименование данных

Тип данных

Описание

Код заказа на товар

Счетчик

Код заказа на товар

Номер заказа

Числовой

Номер заказа

Дата заказа

Дата

Дата заказа

Всего к оплате

Денежный

Всего к оплате

Статус заказа

Числовой

Статус заказа

Код клиента

Счетчик

Код клиента

 

Таблица 2.7 – Счет на товар

Наименование данных

Тип данных

Описание

Код счета на товар

Счетчик

Код счета на товар

Номер счета на оплату

Числовой

Номер счета на оплату

Наименование данных

Тип данных

Описание

Дата оплаты

Дата

Дата оплаты

Всего к оплате

Денежный

Всего к оплате

Статус счета

Числовой

Статус счета

Код заказа на товар

Счетчик

Код заказа на товар

 

Таблица 2.8 – Приходные накладные

Наименование данных

Тип данных

Описание

Код приходной накладной

Счетчик

Код приходной накладной

Номер приходной накладной

Числовой

Номер приходной накладной

Дата

Дата

Дата

Код клиента

Счетчик

Код клиента

Итого

Денежный

Итого

Принял

Текстовый

Принял

Сдал

Текстовый

Сдал

 

В данном разделе рассмотрены цели и требования разрабатываемой автоматизированной системы, описаны потоки входной, выходной и нормативно-справочной информации, выделены автоматизированные функции.

На основании этого можно сделать вывод, что эффективность работы СТО за счет сокращения потерь рабочего времени вполне достижима при разработке и внедрении автоматизированной системы.

 

  1. Реализация задачи

 

В данном разделе описывается созданная автоматизированная система, ее структура, алгоритм функционирования и функции, а также обоснование и выбор операционной системы, системы управления базами данных и технического обеспечения.

 

Структура базы данных автоматизированной системы представлена на рисунке 3.1. В качестве системы управления базой данных была выбрана СУБД MySQL.

 

Рисунок 3.1 – Структура БД Автоматизированной системы

 

3.2 Описание программы-клиента

 

 

Для разработки программы-клиента была использована среда разработки BorlandDelphi 7. Клиентская программа обеспечивает простой, понятный интеейс ввода данных, а также защищает БД от некорректных данных.

 

 

3.3 Описание программного обеспечения

 

Для правильной работы программы требуется следующее программное обеспечение:

— ОС WindowsXPProfessionalSP2 или более поздние версии ОС этого семейства.

— MySQL сервер с развернутой на ней БД.

 

3.4 Описание технического обеспечения

 

 

Минимальными техническими требованиями к оборудованию являются минимальные системные требования выбранной ОС. Для WindowsXPэти требования представлены в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 — Минимальные системные требования ОС WindowsXP

Процессор

300 MHz или выше

Оперативная память

128 Мб RAM или выше

Видеоадаптер и монитор

SuperVGA (800 x 600) или большее разрешение

Свободное место на HDD

1.5 Гб или выше

Оптические накопители

CD-ROM или DVD-ROM

 

В дополнение к этим требованиям, для установки ServicePack 2 необходимо наличие на жёстком диске не менее 1,8 ГБ свободного места во время установки.

Тем не менее, для наиболее комфортного использования АС рекомендуется использовать компьютер с более современной конфигурацией.

Защита информации от несанкционированного доступа осуществляется штатными средствами СУБД MySQL.

В данном разделе была описана структура созданной автоматизированной системы, рассмотрен общий алгоритм ее функционирования.

Кроме того, в данном разделе был описан и обоснован выбор программного и технического обеспечения, необходимого для полноценного функционирования автоматизированной системы.

 

  1. Руководство по эксплуотации

 

 

В данном разделе содержится информация необходимая для администратора БД, а также руководство и описание функционирования автоматизированного рабочего места инженера станции технического обслуживания.

 

 

4.1 Начало работы

 

Перед тем как начать работу с программой необходимо пройти процедуру авторизации. После запуска программы пользователь увидит окно показанное на рисунке 4.1. Нужно ввести требуемые данные и после этого, в зависимости от роли пользователя, будет начата работа с программой.

 

Рисунок 4.1– Окно авторизации

 

 

4.2 Работа мастера

 

Если пользователь зарегистрирован в БД как мастер, то после процедуры авторизации он увидит меню, показанное на рисунке 4.2. В этом меню ему доступно создание новой заявки, создание отчета по выполнению заявок, редактирование справочника клиентов и справочника автомобилей.

 

 

 

Рисунок 4.2– Главное меню работника СТО

 

 

Чтобы добавить новую заявку нужно выбрать соответствующий пункт меню и тогда пользователь увидит окно показанное на рисунке 4.3. В этом окне пользователь заполняет поля данными и сохраняет заявку в базе.

 

Рисунок 4.3 –Добавление новой заявки

 

 

После выполнения заявки мастер должен заполнить отчет по выполненной работе. Для этого он должен выбрать соответствующий пункт главного меню и заполнить необходимыми данными поля в окне представленном на рисунке 4.4.

 

Рисунок 4.4– Добавление нового отчета

 

 

4.3 Работа администратора БД

 

Если пользователь зарегистрирован в БД как администратор, то после авторизации он увидит меню. Администратор имеет доступ к составлению отчетов о деятельности СТО, также он может редактировать любые справочники, в том числе именно администратор устанавливает стоимость различных услуг и зап. частей.

Разработанная автоматизированная система имеет интуитивно понятный интеейс, рассчитанный индивидуально для сотрудников СТО.

 

  1. Экономическая часть

 

 

Данный раздел является технико-экономическим обоснованием проекта Разработка и внедрение прикладной программы для станции технического обслуживания автомобилей, частичный расчёт экономического эффекта от внедрения данного продукта в производство и обоснование на основе этого необходимости в его разработке. В разделе произведено определение экономической эффективности продукта, т.е. результата внедрения, выраженного в стоимостной форме в виде экономии от его осуществления, а также срок окупаемости продукта. Для этого проводится расчет трудоемкости, затрат на разработку продукта и показателей экономической эффективности. Расчет технико-экономических показателей необходим для обоснования необходимости создания программного продукта, затрат на разработку, для определения конкурентоспособности программного продукта.

 

 

5.1 Описание программного продукта

 

Наименование программного продукта: «Автоматизированное рабочее место инженера станции технического обслуживания».

Основные характеристики.

Система предназначена для повышения эффективности работы сотрудников с запчастями, поставляемые дилерами на СТО, сокращения потерь рабочего времени, ведение учета всех заказов на ремонт автомобиля.

Задачами создаваемой автоматизированной системы являются:

  • сокращение времени работы путем автоматизации ведения заказов;
  • повышение эффективности работы инженера путем увеличения оперативности сбора и обработки информации;
  • повышение качества выходной информации путем автоматизации процессов составления заказов на ремонт и на запчасти;
  • защита информации от несанкционированного доступ.

          При разработке системы тестирования использовался язык программирования высокого уровня Borland Delphi7 Professional.

 

 

5.2 Определение затрат труда на разработку и внедрение системы

 

Затраты труда на разработку программного продукта точно определить невозможно, так как они связаны с творческим характером работы. Но они могут быть оценены экспертным путем на основе имеющегося опыта разработки аналогичных задач.

Трудоемкость выполнения отдельных видов работ определяется двумя видами оценок:

 – минимальные затраты времени на выполнение отдельного вида работ при наиболее благоприятных условиях;

 – максимальное время выполнения при наименее благоприятных условиях.

На основе этих величин оценивается ожидаемое значение трудоемкости  и стандартное отклонение по следующим формулам:

 

                                                                                     (5.1)

                                                                                       (5.2)

 

.

Стандартное отклонение характеризует степень неопределенности выполнения работ за ожидаемое время . Если разброс между  и мал, то степень достоверности того, что работа будет выполнена в срок, велика.

Трудоемкость всей разработки и ее стандартное отклонение составят:

 

,                                                                                                 (5.3)

 

где: — ожидаемое значение трудоемкостина каждом отдельном этапе работ, чел/ч;

 — номер этапа работы.

 

,                                                                                           (5.4)

 

где:  — стандартное отклонение на каждом отдельном этапе работ, чел/ч;

 — номер этапа работы.

Экспертные оценки и расчетные величины трудоемкости, а также стандартные отклонения по всем видам работ приведены в таблице 5.1.

 

Таблица 5.1

Оценка трудоемкости отдельных по всем видам работ

Вид работы

Оценка трудоемкости (ч)

Расчетные величины (чел/ч)

       

1 Анализ предметной области

30

40

34

2

2 Разработка структуры БД

40

50

44

2

3 Разработка алгоритма

45

55

49

2

4 Программирование

210

270

234

12

5 Отладка

55

75

63

4

6 Подготовка документации

70

80

74

2

Итого:

450

570

498

13,3

 

Трудоемкость всей разработки составляет:

 

 

5.3 Определение численности и состава исполнителей

 

Период разработки программы – 3 месяца, с 1 февраля по 30 апреля.

Количество рабочих дней в феврале 19, марте – 21, апреле – 22. Рабочий день примем за 8 часов. Отсюда получаем действительный фонд времени за период разработки программы:

Численность исполнителей, необходимая для выполнения работ определяется по формуле:

 

 (5.5)

 

где:  — трудоемкость всей разработки, ч;

 — действительный фонд времени за весь период разработки программы, ч.

Таким образом, получаем:

 чел.

Отсюда следует, что разработчиком будет являться один исполнитель – техник.

В таблице 5.2 представлено распределение трудоемкости по стадиям разработки и исполнителям.

 

Таблица 5.2 

Распределение трудоемкости по стадиям разработки

Вид работы

Трудоемкость этапа, ч.

Должность исполнителя

1 Анализ предметной области

34

Техник

2 Разработка структуры БД

44

Техник

3 Разработка алгоритма

49

Техник

4 Программирование

234

Техник

5 Отладка

63

Техник

6 Подготовка документации

74

Техник

Итого:

498

 

 

 

5.4 Расчет себестоимости разработки программного продукта

 

Оценим стоимость разработки автоматизированной системы.

 

5.4.1 Расчет основной заработной платы

Основная заработная плата рассчитывается, исходя из трудоемкости работ, выполняемых специалистом i-й квалификации при разработке программного продукта () вчел/ч и размера оплаты труда 1 чел/ч.

Основная заработная плата разработчика за месяц рассчитывается по следующей формуле:

 

                                                                              (5.6)

 

где: — оклад техника, тг.;  — общая трудоемкость работ, ч.

Оклад техника – 60000тг./мес.

Трудоемкость техника – 498 ч.

Таким образом, основная заработная плата разработчика, при районном коэффициенте 1,15, применяемом к окладу работников, проживающих в городе Алматы и среднем количестве рабочих часов в месяц равном 168 следующая:

 тг.

 

5.4.2 Расчет дополнительной заработной платы

Дополнительная заработная плата в среднем составляет 11% от основной заработной платы и рассчитывается по следующей формуле:

 

                                                                         (5.7)

 

где:  — основная заработная плата, тг..

Таким образом, дополнительная заработная плата составит:

 тг.

 

5.4.3 Отчисления на социальный налог

 

Отчисления во внебюджетные фонды включает в себя:

Общая сумма отчислений равна 11% от суммы основной и дополнительной заработной платы и рассчитывается по формуле:

 

,                                                              (5.8)

 

где:  — основная заработная плата, тг.;

 — дополнительная заработная плата, тг.

Таким образом, сумма отчислений по единому социальному налогу составит:

 тг.

 

5.4.4 Расходы на приобретение дополнительных средств ВТ и ПО

Средства вычислительной техники и программного обеспечения, которые необходимо дополнительно приобрести, для данной разработки не будут использоваться.

 

5.4.5 Расчет прочих прямых расходов

К статье «Прочие прямые затраты» относятся такие затраты, как оплата электроэнергии, амортизационные отчисления, материалы (бумага, диски и прочее), оплата услуг сторонних организаций, привлекаемых для выполнения проекта, а также все другие затраты, которые можно напрямую отнести на разрабатываемый проект.

Размер оплаты электрической энергии рассчитывается по формуле:

 

,                                                                     (5.9)

 

где:  — мощность, потребляемая компьютером в процессе эксплуатации, кВт/ч;

 — общая трудоемкость работ, ч;

 — стоимость одного кВт, тг.

Для расчетов примем следующие показатели:

  • мощность компьютера равную 450 Вт;
  • общую трудоемкость работ равную 498 ч;
  • стоимость 1кВт на момент разработки равную 12 тг.

Откуда получаем:

 тг.

Сумма амортизации компьютера рассчитывается по формуле:

 

,                                                                  (5.10)

 

где:  — стоимость компьютера, тг.;

 — амортизация, % годовых;

 — общая трудоемкость работ, ч.

Для расчетов примем следующие показатели:

  • стоимость компьютера равную 75000 тг.;
  • общую трудоемкость работ равную 498 ч;
  • амортизацию равную 33,3% годовых.

Откуда получаем следующую сумму амортизации:

 тг.

Формула для расчета прямых затрат следующая:

 

                                                                         (5.11)

 

где:  — размер оплаты электрической энергии, тг.;

 — сумма амортизации компьютера, тг.

Просуммировав вышеуказанные затраты по формуле (5.11), получаем размер прочих прямых затрат равный:

 тг.

5.4.6 Расчет накладных расходов

Накладные расходы вычисляются в долях к основной заработной плате разработчика и составляют 70%.

 

,                                                                     (5.12)

 

где:  — основная заработная плата разработчика, тг.

= 40907 тг.

Рассчитаем сумму накладных расходов:

 

 тг.

 

5.4.7 Себестоимость разработки

Себестоимость разработки программного продукта представлена в таблице 5.3.

 

Таблица 5.3

Себестоимость разработки программного продукта

Вид работы

Сумма затрат (тг.)

1 Основная заработная плата разработчика

40907

2 Дополнительная заработная плата

4500

3Отчисления на социальные нужды

 

4 Прочие прямые расходы

 

5 Накладные расходы

28635

Итого:

 

 

Таким образом, себестоимость разработки программного продукта составляет 87595 тг.

 

 

5.5 Расчет экономической эффективности внедрения продукта

 

В таблице 5.4 представлены исходные данные для расчета годового экономического эффекта.

 

Таблица 5.4 

Исходные данные для расчета экономического эффекта

Показатели

Условное обозначение

Величина

Численность персонала, использующего программный продукт, чел.

 

3

Годовой фонд заработной платы на одного работника, использующего программный продукт, тыс.тг.

 

40

Единовременные затраты труда на разработку программного продукта, тыс.тг.

 

87,595

Затраты времени работника на выполнение работ до внедрения программного продукта, мин

 

15

Затраты времени работника на выполнение работ после внедрения программного продукта, мин.

 

8

Отчисления на социальные нужды, %

 

11

Нормативный срок эксплуатации программного продукта, лет

 

6

 

 

Для оценки эффективности проекта будут использованы следующие показатели:

  • прирост производительности труда;
  • сравнительная экономия численности работников предприятия;
  • годовая экономия по фонду заработной платы;
  • годовая экономия по отчислениям на социальные нужды;
  • годовой экономический эффект;
  • Фактический срок окупаемости.

Определим прирост производительности труда:

 

                                                                   (5.13)

 

Определим сравнительную экономия численности работников предприятия:

 

                                                                 (5.14)

 

(чел.)

 

Рассчитаем годовую экономию по фонду заработной платы:

 

                                                                            (5.15)

 

(тыс. тг.)

Найдем годовую экономию по отчисления на социальные нужды:

 

                                                                         (5.16)

 

(тыс. тг.)

Годовой экономический эффект составит:

 

                                                                  (5.17)

 

(тыс. тг.)

Фактический срок окупаемости затрат рассчитывается как:

 

                                                                       (5.18)

 

 года

 

Данные мероприятия предназначены для значительного сокращения рабочего времени, повышения производительности труда, повышения качества работы, уменьшения количества ошибок.

На предприятии установлен нормированный рабочий день, сотрудникам для выполнения данной работы приходилось работать в выходные дни. Согласно ст.153ТК  выходные дни оплачиваются не менее чем в двойном размере. Внедрение данной системы позволяет работникам не работать во внеурочное время, а также направлять одного работника на другие виды работ.

В результате проведенных расчетов экономия денежных средств за год составит 437975 тг. Срок окупаемости программы равен 1,7 года, что говорит об экономической целесообразности разработки данного продукта.

 

 

  1. Охрана труда и безопасность жизнедеятельности

 

 

6.1 Анализ основных опасных и вредных факторов

Настоящий раздел написан с учетом закона РК о безопасности и охраны труда от 28 февраля 2004 года ЗЧ 528-11 ЗРК, закона о труде в РК от 10.12.99г. Х9 493-1 ЗРК, закона о пожарной безопасности от 22.11 .96г.; закона о промышленной безопасности на опасных производственных объектах от З.04.02г. Х2 314-и ЗРК.

Охрана труда — это система законодательных актов, социально- экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Задача охраны труда — свести к минимуму вероятность несчастного случая или заболевания работающего с одновременным обеспечением комфортных условий при максимальной производительности труда.

Данный раздел дипломного проекта посвящен рассмотрению следующих вопросов:

— определение оптимальных условий труда инженера-программиста;

— расчет искусственного освещения вычислительного центра;

— расчет кондиционирования вычислительного центра;

— расчет защитного зануления электрооборудования.

 

 

6.2 Санитарные правила и нормы

 

Производственная        санитария  —      система       организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов. Основной целью мероприятий по санитарии и гигиене, проводимых на предприятиях, является создание оптимальных условий работы, обеспечивающих устранение или существенное ослабление влияния вредных факторов на работников по следующим направлениям:

— микроклиматические условия;

— освещение помещений;

— защита от шума и вибрации;

— защита от электромагнитного излучения;

— пожаробезопасность;

— электробезопасность.

 

В целях обеспечения безопасности здоровья работников в Республике Казахстан действуют Санитарные нормы и правила “Гигиенические требования к организации и условиям работы с видеодисплейными терминалами и персональными электронно-вычислительными машинами”.

В соответствии с СанПиН 1.01.004.01 от 17 декабря 2001 г. Уровни ионизации воздуха помещений при работе с видеодисплейными терминалами и ПЭВМ должны соответствовать нормам, приведенным в таблице 4.1. 

 

Таблица 6.1

Уровни ионизации воздуха при работе на ПЭВМ

Уровни

Число ионов в 1 куб.м. воздуха

n+

n

Минимально необходимые

Оптимальные

Максимально допустимые

400

1500-3000

50000

600

3000-5000

50000

 

 

В производственных помещениях, где работа на видеодисплейных терминалах и ПЭВМ является основной, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата. Оптимальные нормы микроклимата для помещений с ПЭВМ приведены в таблице 6.2.

 

Таблица 6.2

Оптимальные нормы микроклимата для помещений с ПЭВМ

Период года

Категория работ

Температура воздуха, гр., С, не более

Относительная влажность воздуха, %

Скорость движения воздуха, м/с

Холодный

Легкая 1а

Легкая 1б

22-24

23-21

40-60

40-60

0,1

0,1

Теплый

Легкая 1а

Легкая 1б

23-25

22-24

40-60

40-60

0,1

0,2

 

Освещенность на рабочих местах у видеодисплейных терминалов и ПЭВМ нормируется в вертикальной плоскости (плоскости экрана) и в горизонтальной плоскости (плоскости стола в зоне работы с документами). Нормирование ведется в абсолютных единицах (люкс), вне зависимости от того, естественное или искусственное освещение в помещении. На горизонтальной поверхности стола в зоне работы с документами комбинированная освещенность должна быть не менее 500 лк (при том освещенность от общей системы должна составлять не менее 300 лк). При отсутствии комбинированного освещения освещенность на горизонтальной поверхности стола (естественная или искусственная) должна быть не менее 400 лк. На экране (в вертикальной плоскости) освещенность должна быть 200 лк. Местное освещение не должно создавать блики на экране и увеличивать его освещенность не более 300 лк. Уровни освещенности на рабочих местах приведены в таблице 6.3.

Таблица 6.3

Уровни освещенности на рабочих местах

Точка контроля

Освещенность (естеств., искусств.), лк

Освещенность, КЕО, %

Освещенность комбиниров., лк

Стол, клавиатура (Г)

400

1,5

500

Экран (В)

200

200

 

 

В помещениях, где работа на видеодисплейных терминалах и ПЭВМ является основной, во всех учебных заведениях и дошкольных учреждениях уровень шума на рабочем месте не должен превышать 50 дБА. При выполнении инженерно-технических работ, при осуществлении лабораторного, аналитического и измерительного контроля уровень шума в помещении с видеодисплейными терминалам и ПЭВМ не должен превышать 60 дБА. Спектральные характеристики, соответствующие нормируемым уровням звука приведены в таблице 6.4.

 

 

Таблица 6.4

Уровни звука  и уровни звукового давления в октавных полосах частот

Уровни звукового давления, дБ

Уровни звука, дБА

Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц

31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

 

86

93

96

103

71

79

83

91

61

70

74

83

54

63

68

77

49

58

63

73

45

55

60

70

42

52

57

68

40

50

55

66

38

49

54

64

50

60

65

75

 

 

На рабочих местах у видеодисплейных терминалов и ПЭВМ регламентируются уровни электрических и магнитных полей в районе диапазоне частот 5 Гц – 2 кГц (в т.ч. 50 Гц); 21 – 400 кГц; 0.06 – 30 МГц; 30 – 300 МГц, напряженность электростатического поля на уровне клавиатуры; а также поверхностный электростатический потенциал от монитора на расстоянии 30 см. Допустимые значения уровней неионизирующих электромагнитных излучений приведены в таблице 6.5. 

 

 

 

Таблица 6.5

Допустимые значения уровней неионизирующих электромагнитных излучений

Наименование параметров

Контрольное расстояние, см

Допустимое значение

Напряженность электростатического поля для взрослых пользователей

—                     на клавиатуре

—                     от монитора

 

 

1,0

на уровне головы (70 см)

 

20 кВ/м

 

Наименование параметров

Контрольное расстояние, см

Допустимое значение

Напряженность электромагнитного поля вокруг ПЭВМ по электрической составляющей не более

—                     в диапазоне частот 5 Гц – 2 кГц

—                     в диапазоне частот 2-400 кГц

—                     в диапазоне частот 3-3000 МГц

—                     на клавиатуре

—                     от монитора

 

 

 

 

 

 

1,0

на уровне головы (70 см)

 

 

 

25 В/м

2,5 В/м

2,5 В/м

Плотность магнитного потока вокруг ПЭВМ не более

—                     в диапазоне частот 5 Гц – 2 кГц

—                     в диапазоне частот 2-400 кГц

—                     на клавиатуре

—                     от монитора

 

 

 

 

1,0

на уровне головы (70 см)

 

 

250 нТл

25 нТл

Поверхностный электростатический потенциал не более

 

30

 

500 В

 

 

Конструкция видеодисплейных терминалов и ПЭВМ должна обеспечивать мощность экспозиционной дозы рентгеновского излучения в любой точке на расстоянии 0.05 м от экрана и корпуса видеодисплейного терминала не более 2.5 мкЗв/час. 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.6. Защитные мероприятия

 

Электромагнитные поля, характеризующиеся напряженностями электрических и магнитных полей, наиболее вредны для организма человека. Основным источником этих проблем, связанных с охраной здоровья людей, использующих в своей работе автоматизированные информационные системы на основе персональных компьютеров, являются дисплеи (мониторы), особенно дисплеи с электронно-лучевыми трубками.
Они представляют собой источники наиболее вредных излучений, неблагоприятно влияющих на здоровье программиста. В соответствии с СанПиН 1.01.004.01 для предотвращения данной проблемы профессиональные пользователи ПЭВМ должны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры. 

Опасное и вредное воздействие на людей электрического тока
проявляется в виде электротравм и профессиональных заболеваний. Электробезопасность в лаборатории обеспечивается техническими способами и средствами защиты, а так же организационными и техническими мероприятиями в случае возникновения повреждения человека электрическим током. Основным организационным мероприятием является инструктаж и обучение безопасным методам труда, а так же проверка знаний правил безопасности и инструкций в соответствии с занимаемой должностью применительно к выполняемой работе. Отключение компьютера от сети, если ремонт проводится на токоведущих частях, находящихся под напряжением, то выполнение работы проводится не менее чем двумя лицами с применением электрозащитных средств.

Производственная деятельность программиста, заставляет его продолжительное время находиться в сидячем положении, которое является вынужденной позой, поэтому организм постоянно испытывает недостаток в
подвижности и активной физической деятельности. Рациональный режим труда и отдыха работников СТО, установленный с учетом психофизиологической напряженности их труда, динамики функционального состояния систем организма и работоспособности, предусматривает строгое соблюдение регламентированных перерывов. При этом перерывы должны быть оптимальной длительности: слишком длительные перерывы ведут к нарушению рабочей установки, расстройству динамического стереотипа.

Наиболее опасен случай возникновения пожара в рабочем помещении. Для предотвращения данной ситуации необходимо выявить и устранить все причины возникновения пожара, разработать план мер по ликвидации пожара в здании и план эвакуации людей из здания, вывить неисправности электропроводки, розеток и выключателей, которые могут привести к короткому замыканию или пробою изоляции, а также проконтролировать использование в помещении электронагревательных приборов с
открытыми нагревательными элементами и соблюдение мер пожарной
безопасности. Пожарная профилактика представляет собой комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей, на предотвращении пожара, ограничение его распространения, а также создание условий для успешного тушения пожара.

Необходимые меры для исключения пожара включают в себя своевременный ремонт электроприборов, качественное исправление поломок, не использование неисправных электроприборов; обогревание помещения электронагревательными приборами с открытыми нагревательными элементами. Открытые нагревательные поверхности могут привести к пожару, так как в помещении находятся бумажные документы и справочная литература в виде книг, пособий, а бумага – легковоспламеняющийся предмет.

 

 

6.7Санитарно-гигиенические нормы и правила

 

Санитарно-химические исследования в натуральных условиях (в жилых, учебных, административных и общественных помещениях) должны проводится при осуществлении текущего санитарного надзора за состоянием воздушной среды и условиям применения видеодисплейных терминалов, ПЭВМ, ПК и ЭС в процессе их эксплуатации.

Площадь на одно рабочее место с видеодисплейными терминалами и ПЭВМ в офисах, административно-производственных помещениях и других учреждениях при периметральном расположении должна быть не менее 4,0 кв.м, при рядном и центральном расположении – не менее 6 кв.м.

При размещении рабочих мест с ПЭВМ должны учитываться следующие расстояния между рабочими столами с видеомониторами:

  • при рядном расположении расстояние между тыльной поверхностью одного монитора и до экрана другого расстояние не должно быть менее 2,0 м;
  • при любом расположении расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов должно быть не менее 1,0 м;
  • расстояние между стеной с оконными проемами и столами должно быть от 0,25 до 0,5 м.

Поверхность сидения, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, не электризующимся покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнения.

Для уменьшения влияния на оператора рентгеновского излучения (особенно цветных дисплеев) и электромагнитного поля, необходимо чтобы экран видеомонитора находился от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 70-80 см, но не ближе 50 см, с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

В помещениях с видеодисплейным терминалом и ПЭВМ ежедневно должна проводиться влажная уборка. Помещения в ПЭВМ должны быть оснащены аптечкой первой помощи и углекислотными огнетушителями, а также должны оборудоваться системами отопления и кондиционирования воздуха.

Высота рабочей поверхности стола должна регулироваться в пределах 68-80 см. рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 60 см, шириной – не менее 50 см, глубиной на уровне колен – не менее 45 см и на уровне вытянутых ног – не менее 65 см. Клавиатуру следует располагать на специальной, желательно регулируемой по высоте рабочей поверхности стола на расстоянии 10-30 см от края, обращенного к пользователю. Расстояние  клавиатуры от монитора должно быть не менее 30 см.                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.8.  Электробезопасность

 

Все помещения, предназначенные к эксплуатации видеодисплейных терминалов, ПЭВМ, ПК и ЭС, должны обязательно оснащаться отдельным контуром заземления.

Все помещения, предназначенные к эксплуатации видеодисплейных терминалов, ПЭВМ, ПК и ЭС по опасности поражения электрическим
током можно отнести к 1 классу, т.е. эти помещения без повышенной опасности (сухое, бес пыльное, с нормальной температурой воздуха, изолированными полами и малым числом заземленных приборов). На рабочем месте программиста из всего оборудования металлическим является лишь корпус системного блока компьютера, но здесь используются системные блоки, отвечающие стандарту фирмы IBM, в которых кроме рабочей изоляции предусмотрен элемент для заземления и провод с
заземляющей жилой для присоединения к источнику питания.

Опасное и вредное воздействие на людей электрического тока, электрической дуги и электромагнитных полей проявляется в виде электротравм и профессиональных заболеваний. Степень опасного и вредного воздействия на человека  электрического тока, электрической дуги и электромагнитных полей зависит от пути тока через тело человека.

Опасно прикосновение к металлическим нетоковедущим частям (корпусу, периферии компьютера), которые могут оказаться под напряжением в результате повреждения изоляции.

В течение работы на корпусе компьютера накапливается статическое электричество. Для уменьшения напряжённости применять применение
увлажнители и нейтрализаторы, антистатическое покрытия пола. Кроме того, при неисправности каких-либо блоков компьютера корпус может оказаться под током, что может привести к электрическим травмам или электрическим ударам. Для устранения этого необходимо обеспечить подсоединение металлических корпусов оборудования к заземляющей жиле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.9 Пожарная безопасность

 

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 22.11.1996 N 48-1 «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние   защищенности   людей, имущества, собственности, общества и государства от пожаров. Специальный вид государственной надзорной     деятельности осуществляется должностными лицами органов Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.    

Согласно данным нормам и правилам СниП РК 2.02-05-2002 устанавливаются общие требования противопожарной защиты зданий, помещений и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, из элементов и частей, строительных конструкций и материалов.

Здания, а также части зданий, выделенные противопожарными стенами, – пожарные отсеки – подразделяются по степеням огнестойкости, классам конструктивной и функциональной пожарной опасности. Степень огнестойкости зданий определяется огнестойкостью его строительных конструкций и максимальными пределами распространения огня по этим конструкциям, которая определяется согласно таблице 5.6.

 

 

 

Таблица 6.9

Степени огнестойкости зданий

Степень огнестойкости зданий

Минимальные пределы огнестойкости строительных конструкций, ч (над чертой), и максимальные пределы распространения огня по ним, см (под чертой)

Стены

Колонны

Лестничные площадки, косоуры, ступени, балки и марши лестничных  площадок

Плиты, настилы и др. несущие конструкции перекрытий

Элементы покрытий

Несущие и лестничных клеток

Самонесущие

Наружные ненесущие (в том числе из навесных панелей)

Внутренние ненесущие (перегородки)

Плиты, настилы и прогоны

Балки, фермы, арки, рамы

I

2,5

0

1,25

0

0,5

0

0,5

0

2,5

0

1

0

1

0

0,5

0

0,5

0

II

2

0

1

0

0,25

0

0,25

0

2

0

1

0

0,75

0

0,25

0

0,25

0

III

2

0

1

0

0,25  0,5

  0     40

0,25

40

2

0

1

0

0,75

0,25

н.н.

н.н.

н.н.

н.н.

IIIa

1

0

0,5

0

0,25

40

0,25

40

0,25

0

1

0

0,25

0

0,25

25

0,25

0

IIIб

1

40

0,5

40

0,25  0,5

  0     40

0,25

40

1

40

0,75

0

0,75

0,25

0,25    0,5    0   (25)40

0,75

25(40)

IV

0,5

40

0,25

40

0,25

40

0,25

40

0,25

40

0,25

25

0,25

25

н.н.

н.н.

н.н.

н.н.

Ivа

0,25

40

0,25

40

0,25

н.н.

0,25

40

0,25

0

0,25

0

0,25

0

0,25

н.н.

0,25

0

V

Не нормируется

 

 

 

 

К пределу огнестойкости несущих элементов здания, выполняющих одновременно функции ограждающих конструкций, например, к несущим стенам, в нормативных документах должны предъявляться дополнительные требования по потере целостности и теплоизолирующей способности.

К несущим элементам здания относятся конструкции, обеспечивающие его общую устойчивость и геометрическую неизменяемость при пожаре, — несущие: стены, рамы, колонны, арки и др.

Пределы огнестойкости заполнения проемов (дверей, ворот, окон и люков, а также фонарей) не нормируются, за исключением специально оговоренных случаев и заполнения проемов в противопожарных преградах.

При применении подвесных потолков для повышения пределов огнестойкости перекрытий и покрытий пределов огнестойкости перекрытия или покрытия с подвесными потолками следует определять как для единой конструкции, а предел распространения огня – отдельно для перекрытия или покрытия и для подвесного потолка.

Пожарная профилактика представляет собой комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей, на предотвращении пожара, ограничение его распространения, а также создание условий для успешного тушения пожара.

Для профилактики пожара чрезвычайно важна правильная оценка пожароопасности здания, определение опасных факторов и обоснование способов и средств пожаропредупреждения и защиты. В лаборатории источниками воспламенения могут быть: неисправное электрооборудование, неисправности в электропроводке, электрических розетках и выключателях.

Для исключения возникновения пожара по этим причинам необходимо вовремя выявлять и устранять неисправности, проводить плановый осмотр и своевременно устранять все неисправности. В целях профилактики пожара желательно не использовать открытые обогревательные приборы в помещении лаборатории; короткое замыкание в электропроводке. В целях уменьшения вероятности возникновения пожара вследствие короткого замыкания необходимо, чтобы электропроводка была скрытой.

Для устранения возгорания в результате курения в помещении лаборатории категорически запрещено курение, а разрешено только в строго отведенном для этого месте.

В случае возникновения пожара необходимо отключить электропитание, вызвать по телефону пожарную команду, эвакуировать людей из помещения согласно плану эвакуации и приступить к ликвидации пожара огнетушителями. При наличии небольшого очага пламени можно воспользоваться подручными средствами с целью прекращения доступа воздуха к объекту возгорания.

 

 

 

 

 

  1. Расчет естественного освещения

 

При выполнении данной работы были произведены расчеты естественного освещения и требуемой звукоизолирующей способности для помещения (где располагается отдел информационных технологий) размером . В данном помещении находится 3 компьютеров и соответственно 3 человек.

Высота рабочей поверхности над уровнем пола равна 0,9 м; окна начинаются с высоты 1,2 м; высота окон равна 1,5 м. Предприятие находится в городе Алматы. Рядом с предприятием на расстоянии 10 м находится здание высотой 3,3 м. В данном помещении 2 ряда компьютеров по 8 штук в одном ряду.

Общую площадь световых проемов помещения определяется по следующей формуле:

 

                                  ,                                        (5.1)

 

где S0 – площадь пола помещения, м2;

      e – нормированное значение КЕО (коэффициент естественной освещенности);

      kз – коэффициент запаса;

       – общий коэффициент светопропускания;

       –световая характеристика окон;

       – коэффициент, учитывающий повышение КЕО при боковом освещении благодаря свету, отраженному от поверхностей помещения и подстилающего слоя, прилегающего к зданию;

   – коэффициент, учитывающий затенение окон противостоящими зданиями.

Согласно исходным данным площадь пола определяется по формуле:

 

                                                S0 = B*L,                                                 (5.2)

 

где B – ширина помещения;

       L – длина помещения.

Таким образом, площадь пола составляет:

 

S0 = B*L = 24*28 = 672 (м2)

 

Так как город Алматы находится на 430 северной широты, то его можно отнести к IV световому поясу, для которого коэффициент светового климата m = 0,9, а коэффициент солнечности c=0,8 (см. Таблица 5.1).

 Тогда

 

                     е = ек*m*c = 1,5*0,9*0,8 = 1,08 ,                                      (5.3)

 

где ек – коэффициент естественной освещенности.

Коэффициент естественной освещенности для работ средней точности IV разряда берем равным 1,5.

Для того, чтобы определить значение световой характеристики окон необходимо вычислить отношение длины помещения к глубине B1 (наиболее удаленной точке от окна, в данном случае это 10 м), а также отношение ширины B к h1 (h1 – высота от уровня условной рабочей поверхности до верха окна). Первое отношение равняется:

 

                                     L/B1 = 28/10 = 2,8                                             (5.4)  

 

Второе отношение составило:

 

                         B/h1 = 24/(0,9+1,5) = 24/2,4 = 10                                  (5.5)

 

Отсюда в соответствии с таблицей 5.3 значение световой характеристики окон принимается равной =14.

В качестве светопропускающего материала используем одинарное листовое стеклянное окно с металлическими рамами, вид несущих покрытий – железобетонные формы. Из таблицы 5.5 принимаем значения:

 

= 0,9

= 0,9

= 0,8

 

Отсюда

 

                                                          (5.6)

 

Для определения коэффициента r1, необходимо вычислить следующие отношения:

 

B/h1 = 24/2,4 = 10 – первое,

L/B = 28/24 = 1,16 – второе.

 

Согласно таблице 5.6 /1/ коэффициент k1 = 4.

Для определения последнего необходимого коэффициента требуется вычислить следующее отношение:

 

P/Hзд = 10/2,7 = 3,7

 

где Hзд – высота расположения карниза противоположного здания над подоконником рассматриваемого окна.

Исходя из этого отношения в таблице 1.7  определяем коэффициент kзд = 1.

В таблице 5.10  коэффициент запаса принимаем равным kз = 1,2.

Таким образом, требуемая площадь световых проемов окон равна:

 

S0 = (м2)

 

Так как предусматривали двустороннее боковое освещение, то площадь световых проемов на одной стороне будет 47:2 = 23,5 (м2). Так как высота оконных проемов равна 1,5, то следовательно, длина их составит 23,5:1,5 = 17(м2).

 

 

7.1 Расчет звукоизоляции рабочего помещения

 

Расчет требуемой звукоизолирующей способности производится отдельно для каждого элемента ограждения (перекрытие, окно, дверь и др.) по следующей формуле:

 

               ,                      (5.7)

 

где  – суммарный уровень звуковой мощности всех источников шума в смежном помещении, дБ;

       Si – площадь рассматриваемого ограждения или отдельного элемента ограждения, через которое шум может проникать в изолируемое помещение, м2;

       Lдоп – допустимый по нормам уровень звукового давления в изолируемом помещении в данной октавной полосе частот, дБ;

    n – общее количество применяемых в расчете отдельных элементов ограждения;

    Bш – постоянного шумного помещения.

Постоянная шумного помещения определяется по рисунку 5.1.

 

Рисунок 5.1. Постоянные помещения для частоты 1000 Гц: а –помещения без мебели с небольшим количеством людей; б – помещения с жесткой мебелью и небольшим количеством людей; в – помещения с большим количеством людей и мягкой мебелью; г – помещения со звукопоглощающей облицовкой стен и потолка .

 

Для определении Bш используем помещение с жесткой мебелью и небольшим количеством людей. Так как объем помещения равен 2217,2 м3, то Вш  выбираем равной 65.

Количество применяемых в расчете ограждений n=6.

Допустимый по нормам уровень звукового давления Lдоп принимаем равным 60 дБ в соответствии с нормами.

Суммарный уровень звуковой мощности принимаем равным 75 дБ.

Размеры помещения  м, исходя из этих данных рассчитаем общую площадь всех ограждений:

 

S = (24*3,3)*2 + (28*3,3)*2 + (24*28)*2 = 158,4+184,4+1344 = 1687,2

 

 Таким образом, получив все данные, требуемая звукоизолирующая способность равна:

 

Rтреб = 75 +10*lg1687,2 +6 – 60 +10*lg6 – lg65 =  43 (дБ)

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Результатом выполнения дипломного проекта является разработанная Разработка и внедрение прикладной программы для станции технического обслуживания автомобилейна станции технического обслуживания. Система позволяет ускорить и автоматизировать деятельность сотрудников станции технического обслуживания.В ходе выполнения дипломного проектирования произведен анализ структуры станции технического обслуживания. Построена организационная модель объекта автоматизации и сформулированы существующие проблемы. На основе проблем определены цели, задачи и план создания автоматизированной системы, построена ее структура.

В рамках дипломного проекта был произведен расчет себестоимости разработки, а также определена экономическая эффективность данного проекта.

Разработка и внедрение прикладной программы для станции технического обслуживания автомобилей

технического обслуживания позволит решить ранее выявленные проблемы, а так же снизить временные затраты.

 

Список использованной литературы:

 

  • Вендров А.М. «CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем». — М.: МГУ, 1998 г.
  • Вильямсон Х., Универсальный Dynamic HTML. Writing Cross-Browser Dynamic HTML. — СПб.: БХВ — Петербург, 2001.
  • Евсюков К.Н., Колин К.К. «Основы проектирования информационно-вычислительных систем». — М.: «Статистика», 1977.
  • Силич В.А. «Содержательные модели систем и их использование при проектировании АСУ». — Томск, 1984.
  • Тиори Т., Фрей Дж. «Проектирование структур баз данных»: В двух книгах. — М.: «Мир», 1985.
  • Штайнер Г., HTML/ XML/ CSS. Серия: Справочник, Москва, ДиаСофт, 2001 г.
  1. Кирсанов Д., Web-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова, «Символ», 2009.
  • Конолли Т., Бегг К., Страчан А., Базы данных: проектирование, реализация и сопровождение (2-е издание), М.: Вильямс, 2000.
  • Котеров Д.В., Самоучитель РНР4. — СПб.: БХВ — Петербург, 2001.
  • Кузнецов С. Д., SQL: Язык реляционных баз данных. – М.: Майор, 2001.
  • Пауэлл Томас А., Web-дизайн: Пер. с англ. — СПб.: БХВ – Петербург, 2002.

 

  1. Пожарная безопасность. Общие требования-ГОСТ12.1.004-91 — 1992.
  2. Отопление, вентиляция и кондиционирование.- СНиП РК 4.02-05-2001.
  3. Электрооборудование жилых и общественных зданий. Нормы проектирования. — СН РК 4.04-23-2004.
  4. Гигиенические требования к организации и условиям работы с видеодисплейными терминалами и персональными вычислительными машинами. — СанПин 1.01.004-01.
  5. Князевский Б. А. Охрана труда. — М.: Высшая школа, 1982.
  6. Элобинский Б.М. Производственная санитария. — М.: Весть, 1969.
  7. Электробезопасность. Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов. — ГОСТ 12.1.038-96 ССБТ.
  8. Официальный сайт компании Carel. //http//www.carelbuy.ru.
  9. Смирнова Г.Н. и др. Проектирование экономических информационных систем: Учебник  — М.: Финансы и статистика, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало работы

 

Перед тем как начать работу с программой необходимо пройти процедуру авторизации. После запуска программы пользователь увидит окно показанное на рисунке 4.1. Нужно ввести требуемые данные и после этого, в зависимости от роли пользователя, будет начата работа с программой.

 

Приложение А

(обязательное)

 

Листинг программы

 

Рисунок 4.1– Окно авторизации

 

 

 

Рисунок 4.2– Главное меню работника СТО

 

 

 

 

Продолжение приложение А

 

 

 

Рисунок 4.3 –Добавление новой заявки

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4.4– Добавление нового отчета