АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Дипломная работа: Организация таможенного дела в Республике Казахстан

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

Введение__________________________________________________________

 

 

  1. Организация таможенного дела в Республике Казахстан._____________

 

  • Таможенное дело в  Республике Казахстан                    ______
  • Таможенные органы Республики Казахстан                            ______
  • Должностные лица таможенных органов Республики Казахстан__

 

  1. Анализ деятельности таможни «Кордай».

 

  • Структура и    основные      задачи      таможни      «Кордай»    таможенного управления по Жамбылской области____________________________________________________
  • Анализ взимания таможенных платежей и налогов и организации таможенного контроля на таможне «Кордай» ТУ по Жамбылской области ___________________________________________________
  • Анализ правоохранительной деятельности таможни «Кордай» ТУ по Жамбылской области _____________________________________

 

  1. Совершенствование системы организации таможенного оформления и контроля в таможенных органах_________________________________

 

  • Проблемы при организации таможенного оформления и контроля в таможенных органах ________________________________________
  • Совершенствование системы организации таможенного дела_____

 

 

 

Заключение ________________________________________________________

 

 

Список использованной литературы ___________________________________

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Таможенные службы играют важную роль в международной торговле. Если учесть, что при заключении любой торговой сделки к таможенным органам обращаются, по крайней мере, два раза: при импорте и при экспорте, становится ясно, что от того, как таможенная служба осуществляет свою деятельность, зависит движение товаров через таможенные границы.

Основной функцией таможенной службы как государственной структуры является проведение политики государства. Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы Республики Казахстан, как это определено, было и остаются: защита казахстанского рынка, защита казахстанских производителей и потребителей, стимулирование развития экономики, содействие проведению структурной перестройки в экономике, поощрение конкуренции и противодействие монополизму, стимулирование экспорта и поощрение импортозамещающего производства, привлечение иностранных инвестиций, решение задач торговой политики, осуществление фискальной и правоохранительной функции, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля.

Данная дипломная работа имеет цель осветить вопросы, связанные с деятельностью таможенного управления, а также его структурного подразделения таможни «Кордай».

В первой главе дано определение таможенного дело, организации таможенного дела, структуры таможенных органов.

Во второй главе отчета раскрывается деятельность таможни «Кодай», основные задачи таможни и обязанности ее должностных лиц, освещены вопросы взимания таможенных платежей и налогов и организации таможенного оформления и контроля на таможне, анализ правоохранительной деятельности и вопросы взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными органами Республики Казахстан и зарубежных стран.

В третьей главе работы раскрываются стоящие перед таможенными органами проблемы и  возможные пути  решения этих проблем.

Учитывая возрастающий интерес к области таможенного дела, его различными сторонами и аспектами, практической потребностью в информации, в работе раскрываются основные задачи и особенности таможенных органов, аспекты совершенствования их правового статуса, а также вносятся предложения и рекомендации по совершенствованию правоохранительной деятельности и организации таможенного оформления и таможенного контроля  на таможенной границе Республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организация таможенного дела в Республике Казахстан.

 

  • Таможенное дело в Республике Казахстан.

 

 Таможенное дело в Республике Казахстан составляют таможенная политика Республики Казахстан, а так же порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения в жизнь таможенной политики.

Таможенное дело относится к ведению высших органов законодательной и исполнительной власти  Республики Казахстан.

 Республика Казахстан стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела, развитию его в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.

При осуществлении таможенного дела Республика Казахстан соблюдает признанные в международных отношениях системы классификации и кодирования товаров, единую форму декларирования экспорта и импорта товаров, таможенную информацию, другие общепринятые международной практикой нормы и стандарты.

В Республике Казахстан осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики и представляющая собой систему мер, применяемых государством с целью повышения эффективности внешнеэкономических связей  Республики Казахстан.

Основными целями таможенной политики  Республики Казахстан являются обеспечение эффективного таможенного контроля и регулирования товарообмена  на таможенной территории Республики Казахстан, участие в мероприятиях по развитию национальной экономики и иные цели, определяемые Президентом Республики Казахстан, Правительством  Республики Казахстан.

Территория Республики Казахстан составляет единую таможенную территорию, включая сухопутную территорию и воздушное пространство над ней, в пределах которой Республика Казахстан обладает исключительной юрисдикцией относительно таможенного дела.

На территории Республики Казахстан могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территория свободных таможенных зон и свободных складов рассматривается как находящаяся вне таможенной территории Республики Казахстан, за исключением случаев, определяемых Таможенным Кодексом Республики Казахстан и иными законодательными актами  Республики Казахстан по таможенным вопросам. Пределы таможенной территории Республики Казахстан, а так же периметры свободных таможенных зон и складов являются таможенной границей.

В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции  Республика Казахстан создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами  международного права.

Таможенное законодательство является составной частью законодательства  Республики Казахстан.

Таможенное дело Республики Казахстан регулируется таможенным Кодексом  Республики и иными актами законодательства  Республики Казахстан, принятыми в соответствии с Таможенным Кодексом  Республики Казахстан.

В таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенным органом Республики Казахстан таможенной декларации и иных документов, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным Кодексом  Республики и иными законодательными актами  Республики Казахстан. При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу  Республики Казахстан таким днем считается день фактического перемещения товаров и транспортных  средств через таможенную границу  Казахстана.

 

  • Таможенные органы Республики Казахстан.

 

Общее руководство таможенным делом в Республике  Казахстан осуществляет Правительство  Республики.

Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы  Республики, являющиеся правоохранительными органами.

Таможенная служба строится и функционирует, как единая система таможенных органов Республики Казахстан.

Принцип единой системы таможенных органов неразрывно связан с однородными принципами, на которых основываются организация и осуществление таможенного дела: единой таможенной политики, единой таможенной территории, единого таможенного законодательства, единого тарифного регулирования и сочетания его с мерами экономической политики (нетарифного регулирования).

В понятие единой системы таможенных органов включает название тех органов, которые эту систему образуют:

  • центральный таможенный орган Республики Казахстан;
  • таможенные управления (16 управлений);
  • таможни;
  • таможенные посты.

Каждая из этих подсистем является таможенным органом Республики Казахстан, имеет статус правоохранительного органа.

Таможенные управления и таможни создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению Правительства Республики Казахстан и действуют на основании положений, утвержденных Правительством Республики Казахстан.

Таможенные посты создаются, реорганизуются и ликвидируются решением уполномоченного государственного органа по вопросам таможенного дела по представлению центрального таможенного органа Республики Казахстан и действуют на основании Положений, утвержденных уполномоченным государственным органом по вопросам таможенного дела.

Единая система таможенных органов – это вся совокупность таможенных органов: их взаимосвязь и взаимодействие в осуществлении таможенного дела, основывающиеся на общих системных принципах: целостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости с окружающей социальной средой.

 Целостность системы образуют взаимосвязь и зависимость таможенных органов друг от друга при достижении общих целей (результатов) взаимодействия, реализации своих функций.

Структурность системы создается своеобразием форм построения организационных структур таможенных органов, их связей и отношений в рамках единого технологического процесса осуществления таможенного дела.

Иерархичность системы характеризуют  отношения субординации по вертикали и координации действий по горизонтали, которые базируются на распределении полномочий и функций таможенных органов в осуществлении таможенного дела.

Взаимозависимость системы с окружающей социальной средой воплощена в постоянном взаимодействии таможенных органов с  органами государственной власти, различными объединениями и структурами участников внешнеэкономических связей.

Характерные признаки любой системы – ее целенаправленность и целесообразность, которые придают ей самостоятельность.

Применительно к системе таможенных органов самостоятельность обеспечивается таможенным законодательством. Отличительные особенности таможенной службы подчеркивают ее атрибуты и символы, утвержденные на государственном уровне: герб, флаг, присяга, форма одежды, специальные звания, профессиональный праздник.. Права и обязанности сотрудников таможенных органов регламентированы Постановление  Правительства Республики Казахстан от 12 августа 2002 года № 1238 «Положение о прохождении службы должностными лицами в таможенных органах Республики Казахстан».

Становление единой системы таможенных органов было сопряжено с конкретными политическими, экономическими, социальными условиями и предпосылками. Они обусловлены процессами создания казахстанской государственности, перевода экономики страны на рыночные отношения, изменением характера и условий осуществления внешнеэкономической деятельности.

Служба в таможенных органах Республики Казахстан строится на принципах законности, единоначалия, обеспечения права на защиту, равенства перед законом , независимо от происхождения, социального и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений или по любым иным обстоятельствам.

Общее руководство таможенным делом в Республике Казахстан осуществляется правительством Республики Казахстан и уполномоченным государственным органом по вопросам таможенного дела. Непосредственное руководство таможенным делом в Республики Казахстан осуществляется центральный таможенный орган РК — Таможенным комитетом Агентства таможенного контроля Республики Казахстан.

Никакие государственные органы, кроме президента РК и Правительства РК, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов   РК, выполнять без соответствующего  допуска или изменять их функции. Возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в их деятельность.

Центральный таможенный орган РК является юридическим лицом и действует  в пределах совей компетенции. Положение о центральном таможенном органе РК утверждается правительством РК.  Таможенный комитет возглавляет председатель Таможенного комитета, который назначается Правительством РК по представлению уполномоченного государственного органа по вопросам таможенного дела.

Уполномоченный государственный орган по вопросам таможенного дела по представлению центрального таможенного органа РК вносит предложения в Правительство РК о создании организаций, способствующих решению задач таможенных органов РК, в том числе научно-исследовательских учреждений, учебных заведений профессионального образования и таможенных лабораторий.

Имущество таможенных органов РК, таможенных лабораторий, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, подведомственных центральному таможенному органу РК, является государственной собственностью.

При приватизации объектов государственной собственности, в том числе организаций, указанных выше, имущество, используемое исключительно для таможенных целей, обособляется и передаются на баланс таможенных органов РК в порядке, установленном законодательными актами и актами правительства РК.

Центральный таможенный орган РК в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты по таможенному делу, согласованные с уполномоченным государственным органом по вопросам таможенного дела (приказы таможенного комитета). Указанные акты подлежат государственной регистрации и опубликованию в соответствии с законодательством РК.

         Общее руководство таможенным делом в Республике  Казахстан осуществляет Правительство  Республики.

Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы  Республики, являющиеся правоохранительными органами.

Непосредственное руководство таможенным делом в  Республике Казахстан осуществляет Агентством таможенного контроля Республики Казахстан.

     Агентство таможенного контроля Республики Казахстан (далее — Агентство) является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, не входящим в состав Правительства Республики Казахстан, осуществляющим, в целях обеспечения экономической безопасности Республики Казахстан, непосредственное руководство, межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные, разрешительные функции в сфере таможенного дела.

     Агентство является правоохранительным органом.

     Агентство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, в том числе международными договорами Республики Казахстан и настоящим Положением.

     Агентство является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, а также в соответствии с законодательством счета в органах Казначейства Министерства финансов Республики Казахстан и банках.

     Агентство вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.

     Агентство имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством.

     Лимит штатной численности Агентства утверждается Правительством Республики Казахстан.

      Полное наименование Агентства — государственное учреждение

«Агентство таможенного контроля Республики Казахстан».

     Финансирование расходов на содержание Агентства осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующий год.

     Агентству запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями Агентства.

     Если Агентству законодательными актами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в доход республиканского бюджета.

             Основные задачи, функции и права Агентства

     Основными задачами Агентства являются:

     1) обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности и экономических интересов Республики Казахстан;

     2) участие в разработке и проведении таможенной политики Республики Казахстан;

     3) обеспечение соблюдения таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого обязаны осуществлять таможенные органы Республики Казахстан, защиты законных прав и интересов граждан и организаций при осуществлении таможенного дела;

     4) применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

     5) взимание таможенных платежей и налогов;

     6) участие в разработке мер нетарифного регулирования в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, включая лицензирование;

     7) обеспечение соблюдения разрешительного порядка при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан;

     8) борьба с контрабандой и преступлениями, правонарушениями в сфере таможенного дела, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящего к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Казахстан, пресечение незаконного оборота через таможенную границу Республики Казахстан наркотических средств, психотропных веществ, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Республики Казахстан и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечение незаконного вмешательства в аэропортах Республики Казахстан в деятельность международной гражданской авиации;

     9) осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Казахстан;

     10) ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики Республики Казахстан;

     11) ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

     12) содействие развитию внешнеэкономических связей Республики Казахстан, а также деятельности в рамках таких связей организаций и граждан;

     13) содействие в осуществлении мер по защите государственной безопасности, нравственности населения, защите жизни и здоровья человека, охране окружающей природной среды, животных и растений, защите интересов республиканских потребителей ввозимых товаров;

     14) осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Республики Казахстан материалов;

     15) осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

     16) обеспечение выполнения международных обязательств Республики Казахстан в части, касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров Республики Казахстан, связанных с таможенным делом; осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами зарубежных государств, международными организациями, занимающимся вопросами таможенного дела;

     17) проведение научно-исследовательских работ и в пределах компетенции консультирование в сфере таможенного дела; подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов и организаций;

     18) представление в установленном законодательством порядке органам государственной власти, организациям и гражданам информации по таможенным вопросам;

     19) участие в реализации единой финансово-хозяйственной политики, развитии материально-технической и социальной базы таможенных органов.

Агентство в пределах своей компетенции и в установленном законодательством порядке осуществляет следующие функции:

     1) участие в подготовке предложений по совершенствованию таможенной политики Республики Казахстан, обеспечение ее реализации;

     2) разработка проектов нормативных правовых актов по вопросам

таможенного дела;

     3) внесение предложений о ставках и механизме применения таможенных пошлин и налогов, взимание которых возложено на таможенные органы;

     4) участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, включая лицензирование;

     5) организация системы контроля за правильностью определения

таможенной стоимости товаров;

     6) обеспечение своевременного и полного внесения в республиканский бюджет таможенных пошлин и налогов, взимание которых возложено на таможенные органы Республики Казахстан;

     7) обеспечение эффективного использования таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан;

     8) организация осуществления таможенного контроля и оформления товаров и транспортных средств, принятие мер к их совершенствованию;

     9) обеспечение самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля, организация системы охраны объектов таможенной инфраструктуры, осуществление других мер по охране таможенной границы Республики Казахстан;

     10) участие в разработке и исполнении разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан;

     11) осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для Республики Казахстан материалов, а также культурных ценностей;

     12) осуществление валютного контроля;

     13) обеспечение участия таможенных органов в осуществлении мер по защите государственной безопасности, природной среды, животных и растений, защите интересов потребителей ввозимых товаров в республику;

     14) организация ведения борьбы с контрабандой и иными преступлениями, правонарушениями в сфере таможенного дела;

     15) осуществление работы, связанной с нарушениями таможенных правил;

     16) оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечению незаконного вмешательства в аэропортах Республики Казахстан в деятельность международной гражданской авиации;

     17) осуществление контроля за соблюдением должностными лицами таможенных органов Республики Казахстан законности при производстве по делам о контрабанде, об иных преступлениях в сфере таможенного дела;

     18) ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

     19) обеспечение своевременного и объективного рассмотрения жалоб на решения, неправомерные действия или бездействие таможенных органов Республики Казахстан и их должностных лиц;

     20) проведение информационно-разъяснительной работы по состоянию и развитию таможенного дела в Республике Казахстан;

     21) участие в разработке проектов международных договоров Республики Казахстан по вопросам таможенного дела, проведение переговоров и заключение международных договоров Республики Казахстан;

     22) участие в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела;

     23) обеспечение выполнения международных обязательств Республики Казахстан в части, касающейся таможенного дела;

     24) обобщение и анализ практики применения законодательства о

таможенном деле в Республике Казахстан и зарубежных государствах, в том числе и проведение научно-исследовательских работ;

     25) обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по таможенному делу, подготовки специалистов для работы в таможенных лабораториях, других подведомственных организациях;

     26) обеспечение эффективного функционирования в своей системе научно-исследовательских организаций, учебных заведений;

     27) осуществление управления имуществом системы таможенных органов Республики Казахстан;

     28) содействие в реализации мер правовой и социальной защиты должностных лиц системы таможенных органов;

     29) проведение профилактики и праворазъяснительной работы по предупреждению правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела;

     30) взаимодействие с компетентными органами зарубежных государств по вопросам таможенного дела;

     31) информирование Правительства Республики Казахстан и заинтересованных государственных органов о состоянии таможенного дела в республике и принимаемых таможенными органами мерах по его укреплению и развитию;

     32) осуществляет иные функции, возложенные на него законодательством.

Агентство для реализации возложенных на него задач и осуществления функций имеет право:

     1) издавать обязательные для исполнения на всей территории Республики Казахстан нормативные правовые акты по вопросам таможенного дела;

     2) запрашивать и получать информацию от государственных органов, иных организаций, должностных лиц и граждан, необходимую для осуществления функций, возложенных на Агентство;

     3) в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц организаций, независимо от форм собственности, а также физических лиц устранения нарушений таможенного законодательства и контролировать его выполнение;

     4) принимать участие в разработке и реализации совместных с другими правоохранительными органами программ борьбы с преступностью в Республике Казахстан;

     5) осуществлять дознание и производство по делам об административных правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела;

     6) составлять протоколы об административных правонарушениях, а также применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

     7) внесение в Правительство Республики Казахстан предложений о создании, реорганизации и ликвидации таможенных управлений, таможен, таможенных лабораторий и иных организаций, способствующих решению задач таможенных органов;

     8) вносить в Правительство Республики Казахстан предложения по вопросам таможенного дела, организационно-штатного, кадрового и материально-технического укрепления таможенных органов;

     9) представлять Республику Казахстан в международных отношениях по вопросам предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере таможенного дела;

     10) в пределах своей компетенции и финансовых средств, выделенных на содержание, принимать меры по улучшению материального обеспечения и социальной защищенности сотрудников таможенных органов;

     11) иные права в соответствии с законодательством.

                        Имущество Агентства.

         Агентство имеет на праве оперативного управления обособленное  имущество.

     Имущество Агентства формируется за счет имущества, переданного ему государством, а также иного имущества, стоимость которых отражается в балансе Агентства.

     Имущество, закрепленное за Агентством, относится к республиканской собственности.

     Агентство не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете, если иное не установлено законодательным актом.

                 Организация деятельности Агентства.

      Агентство и его территориальные подразделения образуют единую систему таможенных органов Республики Казахстан.

      Агентство возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Республики Казахстан.

     Председатель имеет четырех заместителей, в том числе одного первого, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей Правительством Республики Казахстан по представлению председателя.

     Председатель организует и руководит работой Агентства, самостоятелен в принятии решений в пределах своей компетенции и несет персональную ответственность за деятельность Агентства.

     В этих целях председатель осуществляет следующие полномочия:

     1) осуществляет руководство деятельностью Агентства;

     2) представляет Агентство во всех государственных органах Республики Казахстан и иных организациях;

поощрения, оказания материальной помощи и налагает дисциплинарные взыскания на сотрудников таможенных органов, в установленном законодательством порядке представляет их к на     3) определяет права и обязанности своих заместителей, а также начальников департаментов и иных структурных подразделений Агентства;

     4) в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные к исполнению таможенными органами;

     5) производит назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц таможенных органов;

     6) принимает граждан в кадровый состав таможенных органов, присваивает им первоначальные и последующие специальные звания до полковника таможенной службы включительно;

     7) вносит Президенту Республики Казахстан представления о присвоении сотрудникам таможенных органов специальных званий высшего начальствующего состава;

численность Агентства;

     8) в установленном законодательством порядке решает вопросы граждению государственными наградами и присвоению почетных званий Республики Казахстан;

     9) в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством утверждает положения о структурных подразделениях Агентства, а также уставы подведомственных организаций;

     10) в пределах своей компетенции утверждает структуру и штатную льством Республики Казахстан.

  1. Актами Агентства являются приказы председателя Агентства.
  2. Агентство имеет Коллегию, являющуюся консультативно-совещательным органом при председателе. Численный и персональный состав Коллегии утверждается председателем Агентства.

Никакие государственные органы кроме высших органов законодательной власти Республики Казахстан, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в деятельность этих органов, которая соответствует законодательству   Республики Казахстан.

Таможенные органы  Республики Казахстан выполняют  следующие основные функции:

  • участие в разработке таможенной политики Республики Казахстан и реализации этой политики;
  • обеспечение соблюдения законодательства, контроль за использованием которого возложен на таможенные органы Республики Казахстан;
  • обеспечение соблюдения законности, защиты прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
  • защита экономических интересов Республики Казахстан, обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Казахстан, являющейся экономической основой суверенитета  Республики;
  • применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
  • взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
  • обеспечение соблюдения предусмотренного Таможенным Кодексом и иными правовыми актами Республики Казахстан разрешительного порядка при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу  Республики Казахстан;
  • ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через границу Республики Казахстан, пресечение незаконного оборота через таможенную границу Республики Казахстан наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, а так же оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах в деятельность международной гражданской авиации;
  • осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, создания условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Казахстан;
  • введение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики Республики Казахстан, а также ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
  • осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Республики Казахстан материалов;
  • содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов отечественных потребителей ввозимых товаров;
  • осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;
  • обеспечение выполнения международных обязательств Республики Казахстан в части, касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров Республики Казахстан, затрагивающих таможенное дело; осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами зарубежных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
  • обеспечение в установленном порядке высших органов государственной власти, иных государственных органов, информацией по таможенным вопросам;
  • осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области;
  • реализация единой финансово-хозяйственной политики, развитие материально-технической базы таможенных органов, создание необходимых условий труда для работников этих органов.

Законодательством Республики Казахстан на таможенные органы могут возлагаться и иные функции.

В целях повышения эффективности организации работы таможенных органов по осуществлению таможенного контроля, выполнению задач по защите экономических интересов Республики Казахстан, проведения деятельности таможенных органов в соответствии с действующим законодательством:

  1. Местные таможенные учреждения: таможни, таможенные посты и таможенные группы являются государственными учреждениями, деятельность которых оставлена на соблюдение совершения таможенных операций, ведения борьбы с нарушениями таможенных правил и контрабанды.
  2. Местные таможенные учреждения: таможни, таможенные посты и таможенные группы в своей деятельности руководствуются Таможенным Кодексом, Указами Президента Республики Казахстан, приказами, инструкциями, правилами Государственного таможенного комитета Республики, а так же нормативными актами министерств, ведомств в вопросах таможенного дела.
  3. Местные таможенные учреждения: таможни, таможенные посты и таможенные группы образуют единую систему государственной таможенной службы Республики Казахстан и решают поставленные перед ними задачи в пределах территорий закрепленных за ним приказом Государственной таможенной инспекции при Правительстве Республики Казахстан зон деятельности.
  4. Таможня имеет право:
  • давать согласие на осуществление перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Республики Казахстан вне мест своего расположения;
  • требовать от предприятий и организаций, а так же от граждан, перемещенных через таможенную границу товара и иные предметы, либо следующих через таможенную границу Республики Казахстан представления документов, необходимых для таможенного контроля;
  • производить досмотр транспортных средств, товаров и иных предметов, в целях установления законности перемещения через таможенную границу Республики Казахстан товаров и иных предметов, учета обложения их таможенной пошлиной, таможенными сборами, доступа на территорию или перемещения любого предприятия и организации, где находятся предметы, подлежащие таможенному контролю;
  • взимать налог на экспорт и импорт;
  • выдавать свидетельства на право декларирования.
  1. Местные таможенные учреждения выполняют свои задачи в тесном взаимодействии с контрольно-пропускными пунктами пограничных войск, МВД Республики Казахстан, областными комитетами по внешнеэкономической деятельности, экспертами искусствоведами Министерства Культуры Республики Казахстан, органами гражданской авиации, а также другими предприятиями и организациями.
  2. Таможни, таможенные посты и группы возглавляются начальниками.

Права и обязанности начальника таможни (поста, группы) определены должностной инструкцией. Начальник таможни (поста, группы) несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед таможенным органом задач и осуществление им своих функций, распределяет обязанности между своими заместителями и сотрудниками таможни.

  1. При осуществлении таможенного контроля таможенные посты (группы) обладают равными правами с таможнями, кроме внесения решений по вопросам, входящим в исключительную компетенцию таможен.
  2. Местные таможенные органы в пределах своей компетенции на основе и во исполнении законодательства Республики Казахстан издают приказы и дают указания. Штатное расписание и сметы расходов местных таможенных учреждений утверждается Государственным таможенным комитетом.
  3. В структуру местных таможенных учреждений могут входить следующие отделы:
  • оперативный
  • грузовой
  • пассажирский
  • экономический

задачи и права отделов определяются положениями об отделах, утверждаемые начальниками таможен, распределение обязанностей производится начальником таможни в соответствии с должностными инструкциями.

  • Должностные лица таможенных органов

Республики Казахстан.

 

Должностными лицами таможенных органов Республики Казахстан могут быть только граждане  Республики Казахстан, способные по своим деловым и моральным качествам, уровню образования и состоянию здоровья выполнять возложенные на таможенные органы  Республики Казахстан задачи.

При первом назначении на должность в таможенных органах  Республики Казахстан может устанавливаться испытательный срок до одного года.

Граждане Республики Казахстан, впервые назначенные на должность в таможенных органах  Республики, принимают следующую присягу:

«Я, гражданин Республики Казахстан, поступая на таможенную службу, обязуюсь неукоснительно соблюдать законодательство  Республики Казахстан о таможенном деле, защищать ее законные интересы, добросовестно выполнять свои служебные обязанности и подчиняться требованиям дисциплины таможенной службы».

Церемония принятия присяги утверждается Правительством  Республики Казахстан.

Должностные лица таможенных органов Республики Казахстан подлежат аттестации, проводимой в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом.

Должностными лицами таможенных органов Республики Казахстан присваиваются специальные звания. Порядок их присвоения утверждается Правительством  Республики Казахстан.

Для должностных лиц таможенных органов Республики Казахстан устанавливается ношение форменной одежды. Форма одежды определяется Правительством  Республики, а правила ее ношения – Агентством таможенного контроля Республики Казахстан. Форменная одежда выдается бесплатно.

Должностные лица таможенных органов Республики Казахстан при исполнении своих служебных обязанностей являются представителями и находятся под защитой государства.

Должностное лицо таможенных органов Республики Казахстан при исполнении возложенных на него обязанностей руководствуется только актами законодательства  Республики Казахстан и международными договорами Республики и подчиняется только непосредственному и прямым начальникам.

Незаконное воздействие или вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность таможенных органов Республики Казахстан  и их должностных лиц с целью повлиять на принимаемое таможенными органами  Республики или его должностным лицом решение, либо на осуществляемое этим лицом действие не допускается и влечет ответственность, установленную Таможенным Кодексом.

Никто не имеет права понуждать должностное лицо таможенного органа Республики Казахстан выполнять обязанности, не возложенные на эти органы законодательством  Республики Казахстан.

При получении приказа или указания, явно противоречащих актам законодательства  Республики Казахстан, должностное лицо таможенного органа  Республики Казахстан обязано руководствоваться положениями указанного законодательства.

Создание и деятельность политических партий и других общественных движений, преследующих политические цели, в  таможенных органах  Республики Казахстан не допускается. Должностные лица таможенных органов  Республики Казахстан в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и общественных движений, преследующих политические цели.

Должностные лица таможенных органов  Республики Казахстан не вправе:

  • заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе через посредников;
  • быть поверенным у третьих лиц по таможенным вопросам;
  • выполнять любую оплачиваемую работу на условиях совместительства, кроме научной, преподавательской и творческой деятельности;
  • выполнять связанные с таможенным делом работы по договорам гражданско-правового характера;
  • оказывать любое не предусмотренное законодательством Республики Казахстан содействие лицам с использованием своего служебного положения и получать за это вознаграждение, услуги и льготы;
  • самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении хозяйствующими субъектами;
  • организовывать забастовки и участвовать в их проведении.

Оскорбление  должностного лица таможенного органа  Республики Казахстан, угроза, сопротивление, насилие или посягательство на его жизнь, здоровье и имущество влекут ответственность в соответствии с Таможенным Кодексом и иными законодательными актами  Республики Казахстан.

Защита жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества членов семьи должностного лица таможенного органа Республики Казахстан от преступных посягательств в связи с исполнением этим должностным лицом своих служебных обязанностей гарантируется законодательными актами Республики Казахстан.

Законные распоряжения или требования должностного лица таможенного органа Республики Казахстан обязательны для исполнения предприятиями, учреждениями и организациями, государственными органами, их должностными лицами и иными работниками, а так же физическими лицами.

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа Республики Казахстан, а также другие действия, препятствующие выполнению возложенных на это должностное лицо обязанностей, влекут ответственность, предусмотренную Таможенным Кодексом.

Должностные лица таможенных органов Республики Казахстан не несут ответственности за моральный, физический и имущественный вред, причиненный правонарушителю с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия.

Согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан № 300 от 1 июля 1996 года в положении службы в таможенных органах Республики Казахстан говориться: таможенные органы комплектуются на конкурсной основе за счет приема лиц, имеющих соответствующее высшее, а в необходимых случаях средне специальное образование или обладающих знанием иностранных языков.

На службу в таможенных органах преимущественным правом приема обладают выпускники средних специальных и высших учебных заведений, направленные на учебу, а так же лица, имеющие высшее образование, стаж работы в правоохранительных органах или в органах государственной власти и управления.

Прием на службу, перемещения по службе и увольнение работников из таможенных органов не могут быть связаны с их национальностью и отношением к религии.

Гражданин Республики Казахстан не может быть принят на службу в таможенные органы, если он:

  • вступившим в законную силу решением суда признан недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • имеет не снятую судимость;
  • не отвечает требованиям, предусмотренных настоящим положением.

Для лиц, не подлежащих  служебной аттестации и впервые поступающих на службу в таможенные органы, может устанавливаться испытательный срок от 3 до 6 месяцев в зависимости от уровня подготовки к должности, на которую они  поступают. Продолжительность испытательного срока может быть сокращена по решению руководящего таможенного органа. Во время испытательного срока стажер пользуется правами сотрудника таможенного органа в соответствии с занимаемой должностью. При неудовлетворительном результате испытательного срока  стажер увольняется в соответствии с Положением.

Председатель Агентства таможенного контроля назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Казахстан по Консультации с Премьер-министром  Республики.

Заместители председателя Агентства таможенного контроля назначаются и освобождаются Премьер-министром Республики Казахстан по представлению председателя Агентства таможенного контроля.

Назначение всех сотрудников центрального аппарата Агентства таможенного контроля, а также начальников, заместителей начальников инспекторского состава таможенных органов на должности и их освобождение производится председателем Агентства таможенного контроля.

Аттестация производится аттестационными комиссиями.

Аттестационная комиссия назначается приказом председателя АТК РК в количестве не менее 5 человек и состоит из председателя членов комиссии и секретаря.

Секретарь аттестационной комиссии не является ее членом.

Основными задачами аттестации являются:

  • формирование высоко профессионального кадрового состава таможенных органов Республики Казахстан;
  • установление соответствия сотрудника занимаемой должности;
  • использование каждого сотрудника в соответствии с его специальностью и уровнем квалификации;
  • выявление перспективы применения профессиональных и деловых качеств, способностей и возможностей сотрудника;
  • стимулирование роста профессионализма сотрудников;
  • определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки сотрудника;

Основными принципами аттестации являются:

  • законность;
  • гласность;
  • коллегиальность.

Проведению аттестации предшествует подготовительная работа, которая включает в себя следующие мероприятия:

  • проведение разъяснительной работы среди сотрудников о задачах аттестации и порядке ее проведения;
  • ознакомление каждого сотрудника, подлежащего аттестации, с настоящим Положением;
  • утверждение графика проведения аттестации.

Комиссия, рассматриваемая материалы аттестации, заслуживает представление руководителя аттестуемого, а при необходимости, сообщение сотрудника о своей работе.

По окончании аттестации комиссия дает одну из следующих оценок:

  • соответствует занимаемой должности;
  • соответствует занимаемой должности с учетом замечаний аттестационной комиссии;
  • соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций аттестационной комиссии с прохождением повторной аттестации через год;
  • не соответствует занимаемой должности, не аттестовывается.

Комиссия по результатам аттестации может вносить рекомендации (с указанием конкретных мотивов):

  • о поощрении сотрудника за достигнутые им успехи в работе;
  • о представлении сотрудника к досрочному присвоению очередного специального звания;
  • о включении в резерв на выдвижение;
  • о назначении на вышестоящую должность;
  • об освобождении от занимаемой должности;
  • о мерах по повышению уровня профессиональной подготовки.

Лицам аттестованного состава в соответствии с законодательством  Республики Казахстан установлены и присваиваются следующие специальные звания:

  • прапорщик таможенной службы;
  • старший прапорщик таможенной службы;
  • младший лейтенант таможенной службы;
  • лейтенант таможенной службы;
  • старший лейтенант таможенной службы;
  • капитан таможенной службы;
  • майор таможенной службы;
  • подполковник таможенной службы;
  • полковник таможенной службы;
  • генерал-майор таможенной службы;
  • генерал – лейтенант таможенной службы.

 

Звания присваиваются соответственно следующим должностям

 

Лейтенант таможенной службы

– инспектор АТК РК, таможни, таможенного поста, группы.

 Старший лейтенант таможенной службы

– старший инспектор АТК РК, таможни, таможенного поста, группы.

Капитан таможенной службы

– главный инспектор АТК РК, таможни, таможенного поста, группы.

Майор таможенной службы

– начальник отдела АТК РК, начальник таможенного поста.

Подполковник таможенной службы

– заместитель  начальника управления АТК РК, зам. начальника таможни.

Полковник таможенной службы

– начальник управления АТК РК, начальник таможни.

Генерал-майор таможенной службы

 

– заместитель председателя АТК РК

Генерал-майор таможенной службы

– первый заместитель председателя     АТК РК

Генерал-лейтенант таможенной службы

– председатель АТК РК

 

Специальные звания младшего начальствующего состава и старшего начальствующего состава включительно присваиваются председателем Агентства таможенного контроля Республики Казахстан.

Звания высшего начальствующего состава присваиваются Президентом  Республики Казахстан.

К присвоению служебного первоначального звания  представляется должностное лицо, освоившее таможенную практику, проработавшие в соответствующей должности не менее шести месяцев и прошедшие аттестацию.

Перемещение по службе лиц аттестованного состава производится:

а) на вышестоящую должность в порядке выдвижения;

б) на равнозначную должность:

  • для более целесообразного использования по специальности с учетом опыта работы;
  • по личной просьбе;
  • по семейным обстоятельствам;
  • по состоянию здоровья;
  • в связи с поступлением на учебу, с освобождением от занимаемой должности, а так же при назначении на должность после окончания учебы;

в) на нижестоящую должность:

  • при сокращении штатов (при невозможности перемещения сотрудника на равную должность и с его согласия);
  • по состоянию здоровья;
  • по личной просьбе;
  • по служебному несоответствию – по результатам аттестации;
  • в порядке дисциплинарного взыскания;
  • по личной просьбе сотрудника на службу в другие таможенные органы (местность) по согласованию с начальником соответствующего органа.

Должностным лицам таможенных органов устанавливаются доплаты за специальные звания в процентах к должностным окладам в следующих размерах:

  • младший и средний начальствующий состав – 20%
  • старший начальствующий состав – 30%
  • высший начальствующий состав – 40%

Должностные лица таможенных органов, имеющие специальные звания при исполнении служебных обязанностей должны находится в форменной одежде с установленными знаками различия.

Срок выслуги лет должностных лиц исчисляется со дня присвоения им специального звания.

Срок выслуги лет в таможенных органах, в том числе и для назначения пенсий, исчисляется с учетом стажа их работы в указанных органах.

Процентная надбавка выплачивается к окладам месячного денежного содержания в зависимости от выслуги лет по следующим процентным ставкам (в расчете от суммы оклада по должности и за звание):

от   2  до  5 лет –   3 – 5%;

от   6 до 10 лет –   6 – 10%;

от 11 до 15 лет – 11 – 15%;

от 16 до 20 лет – 16 – 20%;

от 21 до 25 лет – 21 – 25%;

от 26 до 30 лет – 26 – 30%;

от 31  и   более – 35%.

Сроки и порядок выплаты надбавок устанавливается комиссией при АТК РК по установлению стажа непрерывной работы, дающего на установление процентной надбавки за выслугу лет.

Сотрудники таможенных органов поощряются за добросовестное выполнение служебных обязанностей, высокие результаты в службе, проявление активности и инициативы, бережное отношение к собственности таможенных органов, продолжительную и безупречную службу, а так же за отвагу и самоотверженность, проявленные при выполнении служебного долга.

К сотрудникам таможенных органов могут применяться следующие виды поощрения:

  • объявление благодарности;
  • выдача денежной премии;
  • награждение ценным подарком;
  • награждение Почетной грамотой Агентства таможенного контроля Республики Казахстан;
  • досрочное присвоение специального звания, но не выше чем одного звания от предела, установленного для данной службы;
  • награждение нагрудным знаком «Отличник таможенной службы».

В качестве меры поощрения может применяться также досрочное снятие наложенного дисциплинарного взыскания.

За образцовое выполнение служебного долга, а также проявленные при исполнении служебных обязанностей самоотверженность, героизм и отвагу сотрудники таможенных органов могут быть представлены в установленном порядке к государственным наградам  Республики Казахстан.

На сотрудников таможенных органов могут налагаться следующие взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • строгий выговор;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • понижение в должности;
  • снижение в специальном звании на одну ступень;
  • увольнение из таможенных органов.

Применение дисциплинарного взыскания не освобождает сотрудника, совершившего проступок, от материальной и административной ответственности, а так же может сочетаться в установленном порядке с полным или частичным лишением премий, вознаграждения по итогам годовой работы и с ограничением льгот в области социально-культурного и жилищно-бытового обслуживания.

Дисциплинарное взыскание должно соответствовать степени вины и тяжести совершенного проступка. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение виновного, его отношение к службе, время пребывания его в занимаемой должности и в целом на службе в таможенных органах и степень знания правил несения службы.

При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности.

Дисциплинарное взыскание может быть наложено, как правило за должностную халатность, систематическое невыполнение служебных обязанностей, и особенно в том случае, когда предшествовавшее дисциплинарное взыскание не оказало на виновного должного воздействия.

Аттестованные сотрудники таможенных органов подлежат увольнению в следующих случаях:

  • служебного несоответствия – по результатам служебной аттестации;
  • по другим основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан.

Начальник обязан лично до наложения на сотрудника взыскания, всесторонне и объективно разобраться в мотивах и причинах совершенного проступка и затребовать от виновного объяснения в письменной форме.

Решение об увольнении из таможенных органов, понижение в должности или в специальном звании должно, как правило принимается после проведения служебного расследования.

Сотрудников таможенной службы, осужденных за совершение преступления, увольняют со службы после вступления приговора в законную силу.

 

  1. Анализ деятельности таможни «Кордай».

 

2.1 Структура и основные задачи таможни  «Кордай» таможенного управления по Жамбылской области.

 

         В Республике Казахстан осуществляется единая таможенная политика, которая является составной частью внутренней и внешней политики Республики Казахстан. В Законе «О таможенном деле в Республике Казахстан» указаны следующие таможенные органы:

Единую систему таможенных органов Республики Казахстан  составляют:

  • уполномоченный орган по вопросам таможенного дела;

2) территориальные подразделения уполномоченного органа по вопросам таможенного дела по областям (городам республиканского значения, столице) (далее — территориальные подразделения уполномоченного органа по вопросам  таможенного дела);

3) таможни;

4) таможенные посты;

5)  контрольно-пропускные пункты на таможенной границе Республики Казахстан;

6) специализированные таможенные учреждения.

Основными задачами таможенных органов, рассматриваемых в Законе о таможенном деле РК являются:

1) участие в разработке и реализации таможенной политики Республики Казахстан;

2) обеспечение в пределах своей компетенции суверенитета и экономической безопасности  Республики Казахстан;

3) обеспечение соблюдения таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

4) обеспечение соблюдения мер тарифного и нетарифного регулирования, установленных законодательством Республики Казахстан в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан;

5) защита прав и интересов участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела;

6) борьба с правонарушениями в сфере таможенного дела в соответствии с законодательством  Республики Казахстан;

7) осуществление и совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Казахстан;

8) осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

9) обеспечение выполнения международных обязательств Республики Казахстан и участие в разработке международных договоров Республики Казахстан в сфере таможенного дела; осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями по вопросам таможенного дела;

10) участие в реализации единой бюджетной политики, развитии материально-технической и социальной базы таможенных органов;

11) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите  национальной безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;

12) проведение радиационного контроля на Государственной границе Республики Казахстан;

13) выполнение иных задач, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

Таможенное управление по Жамбылской области является территориальным органом Агентства таможенного контроля Республики Казахстан и осуществляет руководство таможенным делом на территории Жамбылской области.

Таможенное управление по Жамбылской области состоит из аппарата управления, таможни «Кордай» и 9 постов. Границы таможенной территории по Жамбылской области простираются до 644 км. Наша область граничит с Республикой Кыргызстан, поэтому очень актуально является тема перемещения товаров и транспортных средств, а именно таможенное оформление и таможенный контроль.

Таможня «Кордай» — пограничный таможенный орган, который является структурным подразделением Таможенного управления  по Жамбылской области Агентства таможенного контроля Республики Казахстан, осуществляющий таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РК, таможенный контроль за доставкой товаров, перемещением через таможенную границу Республики Казахстан и республики Кыргызстан, борьбу с  контрабандой и нарушениями таможенных правил в зоне деятельности таможни.

Зоной деятельности при осуществлении таможенного контроля таможни «Кордай», является административная территория Кордайского района Жамбылской области.

       Структура и штатное расписание таможни утверждаются Агентством таможенного контроля Республики Казахстан.

        Распределение должностных обязанностей производится начальником таможни и утверждается начальником Таможенного управления в форме приказа.

Таможня в своей работе руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан от 20 июля 1995 года “О таможенном деле в Республике Казахстан”, законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также настоящим Положением.

 Основные задачи таможни.

Основными задачами таможни являются:

  • обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности и защита экономических интересов Республики Казахстан;
  • обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Республики Казахстан;
  • борьба с контрабандой и преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, правонарушениями налогового законодательства, относящимися к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Казахстан;
  • охрана таможенной границы, содействие в осуществлении мер по защите

 государственной безопасности, охране окружающей среды, животных и растений;

  • осуществление контроля за временно ввозимыми (вывозимыми) товарами и транспортными средствами в зоне деятельности таможенного поста;

Основные функции таможни.

Основными функциями таможни являются:

  • осуществление таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, валюты, перемещаемой через таможенную границу РК физическими лицами, пропуск и оформление физических лиц, досмотр ручной клади и багажа, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан в зоне деятельности таможенного поста;
  • организация и осуществление борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил;
  • осуществление взаимодействия с правоохранительными органами в борьбе с таможенными правонарушениями в зоне деятельности таможенного поста, проведение совместных мероприятий;
  • обеспечение самостоятельного и во взаимодействии с другими государственными органами контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля, организации системы охраны объектов таможенной инфраструктуры, охраны таможенной границы Республики Казахстан в зоне своей деятельности;
  • организация и ведение таможенной статистики внешней торговли, в установленном порядке представление исходных данных для формирования базы данных таможенной статистики внешней торговли Республики Казахстан;
  • осуществление мероприятий по совершенствованию Таможенной автоматизированной информационной системы Республики Казахстан, контроль целостности операционной системы сервера баз данных;
  • подготовка и своевременное предоставление в таможенное управление статистических отчетов по установленным формам отчетности;
  • обеспечение надлежащего ведения и хранения, формирование архивов служебной документации, базы электронных копий грузовых таможенных деклараций (далее – ГТД);
  • передача сведений, необходимой для учета и контроля в соответствующие подразделения Таможенного управления ;
  • создание необходимых условий труда для работников таможенного поста, обеспечение их правовой и социальной защищенности в пределах своей компетенции;
  • организация и обеспечение сотрудничества со средствами массовой информации, информирование физических и юридических лиц по вопросам таможенного законодательства, своевременное и объективное рассмотрение жалоб и заявлений граждан в рамках своей компетенции, принятие мер по устранению причин, порождающих ущемление прав и интересов граждан и организаций.
  • ведение приема, регистрации и проверки правильности заполнения соответствующих граф таможенной декларации и ее электронной копии в соответствии с правилами заполнения ГТД, в порядке, определяемом центральным таможенным органом, согласно заявленному таможенному режиму, а также сверки соответствия электронной копии таможенной декларации бумажному носителю, с момента приема таможенной декларации до момента выпуска товаров и транспортных средств;
  • осуществление таможенного досмотра товаров и транспортных средств, фиксирование результатов досмотра;
  • осуществление контроля за правильностью определения таможенной стоимости, классификации кода товара по ТН ВЭД, определения страны происхождения, начисления и взыскания таможенных платежей и налогов в процессе таможенного оформления;
  • осуществление сбора таможенных деклараций и прилагаемых к ним документов после завершения таможенного оформления и передача их в соответствующие структурные подразделения таможенного органа;
  • осуществление выпуска товаров и транспортных средств, либо запрет такого выпуска путем проставления соответствующих штампов;
  • участие в организации и проведения мероприятий по выявлению и предупреждению нарушений таможенного законодательства Республики Казахстан;
  • принятие мер по обеспечению полной сохранности печатей, штампов, личных номерных печатей, пломбираторов и другого таможенного реквизита;
  • ведение регистрации в журналах согласно утвержденной номенклатуре;
  • обеспечение эффективного взаимодействия таможни с другими подразделениями ТУ;
  • разработка предложений по улучшению работы таможни и устранению недостатков в деятельности таможни и представление этих предложений начальнику ТУ;
  • оформление документов контроля доставки товаров юридических и физических лиц при перемещении через таможенную границу Республики Казахстан, а также по международным грузоперевозкам (книжкам МДП);                     
  • проведение консультативно-разъяснительной работы с участниками внешнеэкономической деятельности.

Права таможенного поста

Таможня при выполнении основных задач и функций вправе:

  • требовать представления от физических и юридических лиц документов и сведений, необходимых для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан;
  • взаимодействовать с другими структурными подразделениями таможенного управления;
  • в пределах своей компетенции принимать к своему  рассмотрению и  производству дела о  нарушении  административных  правил;
  • осуществлять иные правомочия, предусмотренные законодательством Республики  Казахстан.

Организация деятельности таможенного поста

      Таможня организует свою работу на основе текущих и перспективных планов во  взаимодействии с другими структурными подразделениями таможенного управления.

      Таможня состоит из служб, обеспечивающих его деятельность.

      Таможню возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности в порядке, определяемом уполномоченным государственным органом по вопросам таможенного дела.

        Заместитель начальника таможни назначается на должность и освобождается от должности приказом центрального таможенного органа по представлению начальника таможенного управления.

        Структуру таможни «Кордай» можно представить в следующем виде (схема 1).

        Начальник таможни осуществляет руководство за деятельностью таможенного поста и несет персональную  ответственность за выполнение возложенных на него задач.  

         Начальник таможни подчиняется начальнику управления и его заместителям.

         Начальник таможни:

  • представляет таможню в государственных органах и организациях;
  • распределяет обязанности между работниками таможни;
  • утверждает функциональные обязанности  должностных  лиц  таможни;
  • готовит отчетные документы, аналитические справки и доклады по итогам служебной деятельности таможни;
  • осуществляет контроль за исполнением приказов, указаний и распоряжений центрального таможенного органа, таможенного управления ;
  • проводит воспитательную работу с личным составом, направленную на предотвращение коррупционных правонарушений и преступлений, а также по выполнению задач, стоящих перед таможенными органами РК;
  • организует работу по повышению профессионального уровня сотрудников таможни, боевой и строевой подготовке;
  • участвует на совещаниях у руководства таможенного управления, вносит предложения руководству таможенного управления по изменению штатной численности таможни с учетом объемов работы, задач и целей, стоящих перед ним, а также о должностных перемещениях сотрудников;
  • вносит предложения руководству таможенного управления о наложении дисциплинарных взысканиях и поощрениях сотрудников;
  • организует работу по обеспечению условий для деятельности таможни, охране труда и соблюдении техники безопасности сотрудниками.

На заместителя начальника наложены следующие обязанности:

  • осуществлять профессиональную подготовку сотрудников таможни и проводить занятия с личным составом по изучению нормативно-правовых документов, связанных с таможенным делом;
  • осуществлять контроль за выполнением приказов по таможенному оформлению и контролю в пределах своей компетенции в соответствии с таможенным законодательством;
  • организовывать работу мобильных групп, определять время выхода и места дислокации и осуществлять контроль за их работой;
  • периодически контролировать наличие и исправность у сотрудников оружия, боеприпасов, служебных удостоверений и личных номерных печатей;
  • обеспечивать своевременное рассмотрение жалоб и заявлений, принимать меры по устранению причин и условий ведущих к ущемлению прав и интересов предприятий и граждан-участников внешнеэкономической деятельности;
  • немедленно докладывать начальнику таможни о происшествиях и чрезвычайных ситуациях.

На таможни «Кордай» в зоне деятельности автопереходов дежурят 3 смены.

Должностными лицами таможенного поста на автопереходах являются:

  • старший смены;
  • главный инспектор;
  • старший инспектор;
  • инспектор.

 Должностное лицо таможни во время дежурства на автопереходах несет патрульно-постовую службу и осуществляет таможенный контроль за товарами и транспортными средствами, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан в зоне деятельности автоперехода.

Должностные лица на автопереходах таможни «Кордай» руководствуются в работе Законом о таможенном деле, постановлениями Правительства Республики Казахстан, другими законодательными актами, регламентирующими таможенное дело, приказами, инструкциями  центрального таможенного органа.

Можно выделить следующие основные задачи должностных лиц:

  • регистрация, оформление, контроль за товарами и транспортными средствами, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан
  • борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил.

Организация работы заступившей на дежурство смены, осуществляется начальником смены, назначаемым начальником таможни.

Старший смены во время дежурства на автопереходе обязан:

  • производить инструктаж личного состава смены, ознакомить их с вновь поступившими материалами;
  • следить за правильным ношением форменной одежды;
  • контролировать работу инспекторов при осуществлении контроля за перемещаемыми грузами через автопереходы таможни;
  • распределять обязанности инспекторов при несении службы на автопереходах таможни;
  • организовывать и контролировать работу инспекторов по  борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что основной обязанностью в работе старшего смены на автопереходе таможни является организация работы инспекторов при несении службы и осуществлять контроль за их работой.

Главный инспектор обязан:

  • осуществлять регистрацию груза, товаров и автотранспортных средств, проходящих через автопереходы таможни, оформлять грузы в соответствии с заявленными таможенными режимами, согласно действующего законодательства;
  • следить за правильностью оформления и регистрации товаров и транспортных средств, вести контроль за действиями младшего персонала.

В обязанности старшего инспектора входит:

  • осуществлять досмотра товаров и транспортных средств, проходящих через автопереходы таможни;
  • требовать документы на перевозимый товар;
  • осматривать груз (количество мест, наименование, соответствие пломб, штампов);
  • производить регистрацию и их оформление согласно указанного таможенного режима;
  • при обнаружении нарушений таможенных правил должен поставить в известность начальника смены или главного инспектора и приступить к оформлению первичных документов совместно с дознавателем;
  • при подозрении на нарушение таможенных правил или контрабанду имеет право направить машину на склад временного хранения;
  • получать уведомление от юридических и физических лиц о прибытии товаров на таможенную территорию республики Казахстан и о намерении этих же вывезти груз за пределы таможенной территории;
  • производить доставку грузов и транспортных средств на СВХ;
  • при необходимости производить регистрацию и оформление грузов согласно данного режима.

Необходимо отметить, что все сотрудники смен взаимозаменяемы и несут административную и уголовную ответственность согласно действующего законодательства.

 

2.2 Анализ взимания таможенных платежей и налогов и организация таможенного контроля на таможне «Кордай»

ТУ по Жамбылской области.

 

 

Таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, производится в целях выявления фактов ввоза и вывоза товаров на/с территории РК, запрещенных к ввозу и вывозу, пресечение ввоза товаров в нашу страну помимо таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля, либо с нарушениями таможенных правил.

        При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения товаров и транспортных средств таможенной границы, а при вывозе он начинается с момента принятия таможенной декларации. Завершается таможенный контроль только в момент выпуска товаров и транспортных средств. При этом под выпуском понимается передача таможенными органами товаров и транспортных средств после их таможенного оформления в полное распоряжение лица ( т.е. при ввозе – это выпуск для свободного обращения на территории РК либо обратного пересечения таможенной границы, при вывозе – момент пересечения таможенной границы).

Согласно ЗРК «О таможенном деле в РК» таможенный контроль производится в следующих формах:

  1. Проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей.
  2. Таможенного досмотра товаров и транспортных средств.
  3. Личного досмотра, как исключительной формы таможенного контроля.
  4. Учета товаров и транспортных средств.
  5. Устного опроса физичесикх и должностных лиц.
  6. Проверки системы учета и отчетности.
  7. Осмотра территорий и помещений СВХ, таможенных складов, свободных складов, объектов свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находится товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю.
  8. Либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.

      По формам осуществления таможенного контроля его можно разделить на следующие виды:

  • проверка документов на товары и транспортные средства
  • таможенный осмотр
  • таможенный досмотр товаров и транспортных средств.

      Все эти виды  таможенного контроля находятся в единстве и направлены на достижение следующих целей: установление законности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;  выявление контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела, а также НТП.

      Вместе с тем по своему объему, характеру и значимости эти виды таможенного контроля существенным образом отличаются один от другого.

           Под таможенным осмотром понимается административное действие должностных лиц таможенных органов, заключающееся в проверке внешнего вида транспортного средства или находящегося в нем товара без вскрытия грузовых помещений, тары либо упаковки  на предмет установления законности их перемещения через таможенную границу.

             Таможенный осмотр обусловлен ст.208 ЗРК «О таможенном деле в РК», согласно которой транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю и места, где осуществляется деятельность , контроль за которой возложен на таможенные органы, а также товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, могут идентифицироваться таможенными органами.

              Идентификация – это наложение пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков, проставление штампов, взятие проб и образцов, описание товаров и транспортных средств, составление чертежей, масштабных изображений, изготовление фотографий, иллюстраций, использование товаросопроводительной или иной документации.

             Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами  РК или с их разрешения, за исключением случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.

           Таким образом, в процессе осуществления таможенного осмотра товаров и транспортных средств проверяется также наличие и состояние средств идентификации.

           Вместе с тем, таможенный осмотр на практике имеет место в отношении товаров и транспортных средств при ввозе – в таможне отправления, при вывозе – в таможне назначения, где проверяют наличие свидетельства о допущении дорожного транспортного средства либо таблички о допущении контейнера, достоверность указанных в них сведений, а также проводят осмотр дорожных транспортных средств и контейнеров.

           Таможенный досмотр  — это административное действие, заключающееся в фактической проверке товаров и транспортных средств в целях установления законности их перемещения через таможенную границу , предотвращения ввоза или вывоза запрещенных предметов, обнаружения скрытого перемещения товаров, а также определение наименования товара согласно ТН ВЭД, цены и количества. Досмотр заключается в проверке транспортных средств, товаров, почтовых отправлений, багажа со вскрытием грузовых помещений либо упаковки, валюты и товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами.

         Основными  целями досмотра являются:

  1. Проверка информации, содержащейся в декларации и подтверждающих документах, в частности, в коммерческих счетах – фактурах, в сопоставлении с физической реальностью товара.
  2. Предоставление дополнительной информации в случае необходимости для определения правильной тарифной классификации и оценки товаров.
  3. Гарантирование, что товары не подпадают под запрещение или ограничения в отношении допуска в страну.

           Различие между осмотром и досмотром состоят в способах и методах их осуществления. Осмотр представляет собой проверку, обозрение товаров, транспортных средств, помещений, где  они могут находиться, без их вскрытия, без нарушения целостности предметов. Досмотр производится путем вскрытия грузовых помещений, транспортных средств, тары и упаковки, установления наименования и качества товаров, подсчете его количества, проверки всех или части мест, полостей и конструктивных особенностей транспортных средств, контейнеров и предметов, в том числе с применением ТСТК, с целью обнаружения тайников, хранилищ, в которых могут быть скрыты предметы. Осмотр, как правило, предшествует досмотру, являясь стадией, в ходе которой проверяются документы и решаются вопросы о целесообразности досмотра, способах его осуществления, установления количества объектов, подлежащих досмотру.

               Досмотр может быть либо общим (кратким), либо детальным. Краткий досмотр представляет собой не более чем открытие одной или двух упаковок, досмотра одного или двух изделий в этих упаковках, подсчете упаковок. Краткие досмотры проводятся, когда товары одного и того же   типа часто импортируются одним и тем же импортером, когда точность заявленной информации может быть проверена  по подтверждающим документам или другой информации, или когда импортные пошлины и налоги не начисляются и отсутствуют импортные ограничения на товары. Детальный досмотр включает тщательную проверку многих изделий во многих упаковках грузов. Детальный досмотр проводится, в частности, когда таможенные органы не удовлетворены точностью информации, содержащейся в декларации или подтверждающих документах. 

              Основными задачами таможенного досмотра являются:

  1. Установление законности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств.
  2. Обнаружение товаров, запрещенных к ввозу, вывозу товаров, перемещение которых через таможенную границу допускается только с соблюдением установленных на этот счет положений и предотвращение их незаконного перемещения.
  3. Выявление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу без документов.
  4. Определение тарифного наименования товара согласно ТНВЭД, его цены, количества и качества.

        Согласно ст.210 ЗРК таможенные органы наделены правом, при проведении таможенного контроля, использовать те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства РК о таможенном деле. При необходимости таможенные органы могут использовать все формы таможенного контроля, предусмотренные таможенным законодательством.

          Для целей осуществления таможенного контроля    создаются зоны таможенного контроля. Зоны таможенного контроля в обязательном порядке создаются в пунктах пропуска на таможенной границе, в местах таможенного оформления, которыми являются и СВХ, в местах в местах нахождения таможенных и свободных складов.

           Для оказания содействия в проведении таможенного контроля таможенные органы вправе привлекать специалистов других правоохранительных и контролирующих органов, а также экспертов. Запрос таможенного органа о привлечении специалиста или эксперта для оказания содействия в проведении таможенного контроля является обязательным для исполнения руководителем органа, в котором специалист или эксперт работает.

           Таможенный контроль может быть осуществлен в любое время, если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства РК, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. В этих случаях таможенные органы вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять коммерческие документы, а также другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с данными товарами и транспортными средствами.

           Для осуществления целей таможенного контроля необходимым является формирование данных по факторам риска, т.е. обнаруженные ранее несоответствия между заявленной информацией и тем, что было обнаружено в действительности.

Самый большой риск расхождений обычно наблюдается:

  • в счетах-фактурах, которые не представляют всей необходимой информации для тарифной классификации
  • в счетах-фактурах, представляемых иностранными импортерами с неточной или ложной информацией
  • когда лицами, готовившими документы, допускаются ошибки
  • когда к таможенному контролю предъявляются новые виды товаров, с которыми у таможенных органов нет предыдущего опыта работы
  • при высокой ставке пошлин, высокой стоимости, толкающих на нарушение закона.

В целях обеспечения казахстанского законодательства и международных договоров РК, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, таможни, региональные таможенные управления и центральный таможенный орган вправе назначать либо проводить в пределах своей компетенции проверку финансовой и внешнеэкономической деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих внешнеэкономическую или иную деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы. Такие проверки позволяют таможенным органам проверять участников внешнеэкономических связей, осуществляющих экспортно-импортные операции, с точки зрения выполнения ими законодательных актов и правил уже после выдачи товаров. В той форме, в какой проверки проводятся таможенными органами, они являются финансовыми проверками бухгалтерских книг и бухгалтерских счетов импортеров — экспортеров для того, чтобы сверить их бухгалтерские счета с информацией, содержащейся в таможенной декларации и с самим товаром, а также поступление валютной выручки.

         При проведении подобного контроля должностные лица таможенных органов вправе:

  1. Требовать безвозмездного предоставления для ознакомления  любые        

     документы (включая банковские) и информацию, касающиеся осуще-       

     ствления     внешнеэкономической  и иной  хозяйственной   деятельно-

            сти,  имеющие отношение к таможенному делу и функциям таможен-              

            ных органов.

  1. Получать от должностных лиц и других работников справки, письменные и устные объяснения.
  2. Опечатывать помещения.
  3. Изымать по акту документы, подлежащие проверке.

Для проведения таможенного контроля должностные лица таможенных органов вправе иметь доступ на территорию и в помещения, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие такому контролю.

    Проверка обычно начинается со сверки информации, содержащейся в таможенной декларации, например, фактурной стоимости; дополнительных расходов, таких как перевозка, страхование, других дополнительных расходов; количества импортируемой, экспортируемой продукции; сумм поступлений экспортной выручки. Какова действительная стоимость товара и дополнительных расходов – прослеживается по фактически уплаченным или поступившим суммам бухгалтерского учета. Информация о товарах прослеживается по бухгалтерским счетам для того, чтобы подтвердить, что заявленные в декларации количества, действительно записаны как поступление или отпуск товаров, а также для того, чтобы подтвердить, что заявленное в декларации или указанное в накладной наименование товара то же, что и импортированного или экспортированного.

    Если проверка выявила несоответствие в стоимости или количестве товаров, то таможенный орган вправе произвести доначисление причитающихся сумм пошлин и налогов и взыскать их в бесспорном порядке, а также завести дело о нарушении таможенных правил для привлечения к ответственности. 

Для того, чтобы эффективно осуществлять таможенный контроль разрабатываются схемы осуществления таможенного контроля на таможнях и таможенных постах Республики Казахстан. Необходимо отметить, что такие схемы разрабатываются индивидуально для каждого таможенного управления, таможни, таможенного поста с учетом их особенностей работы, тонкостей в проведении таможенного контроля и таможенного оформления.

Типовые схемы организации таможенного контроля отражают системы взаимодействия служб таможенных органов. Иных предприятий и организаций, имеющих отношение к перемещению через таможенную границу товаров, транспортных средств и лиц.

На таможне «Кордай» таможенного управления по Жамбылской области для наиболее качественного проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, разработана технологическая схема осуществления таможенного контроля. Поэтому. Анализируя организацию таможенного контроля на таможне «Кордай», можно охарактеризовать схему осуществления таможенного контроля и изучить проблемы, которые возникают при его осуществлении.

Для начала проведем анализ по взиманию таможенных платежей и налогов на таможне «Кордай», в зависимости от изменения объема внешнеторгового оборота, в том числе объемов экспорта и импорта,  за два последних года (2001 год и 2002 год).