АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Дипломная работа. Религиозная ситуация в современном Казахстане

КАЗАХСКИЙ   НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ

 

 

Исторический факультет

 

Кафедра новой и новейшей истории Казахстана

 

 

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

 

 

Религиозная ситуация в современном Казахстане

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………3.

 

Глава 1. Религиозные конфессии  в Республике Казахстан.

1.1..Традиционные и нетрадиционные религиозные объединения……8

1.2.Этноконфессиональные отношения как фактор стабильного развития                                           

Казахстана………………………………………………………………..13

 

Глава 2. Государственная политика в области религии.

2.1.Политка правительства по отношению к традиционным и нетрадиционным

религиозным объединениям…………………………………………….19

2.2.Проблема исламского экстремизма в Республике

Казахстан………………………………………………………………….25

 

Заключение……………………………………………………………………….….….32

Список использованной литературы…………………………………….35                                                                                                                                                                                                                                     

 

Введение

 

     С исчезновением коммунистической идеологии и атеистических принципов казахстанское общество осталось в нравственном и духовном вакууме. Началась переоценка ценностей, подъем этнического самосознания. На этом фоне произошло возрождение религиозной идеологии, которая за относительно короткий срок стала важнейшим элементом культуры и образа жизни. На рубеже веков, в условиях нарастающих процессов глобализации, проявляется  возрастание духовных потребностей и интереса людей к религии. Прежде всего произошел ренессанс религиозных чувств на постсоветском пространстве, где религиозные процессы за последние 10 лет проходили в сложных и противоречивых условиях. Духовный мир человека перешел под зависимость идеологии коммунизма. В советский период культивировала классовая идеология предложенная К.Марксом: “ Религия-это вдох угнетенной твари. Религия — это опиум для народа”. С падением советского строя начался стремительный процесс “реанимации”, поиска человеком себя в верованиях, возрождением духовно-исторических традиций культурного наследия наших предков. В Центральной Азии и Казахстане данный процесс выразился в так называемом религиозном “ренессансе”. Этим и объесняется актуальность выпускной работы.

      Одной из характерных особенностей развития Казахстана в современный период является неуклонное возрастание роли религии в жизни общества. Повышается ее авторитет статус, расширяются социальные функции, растет число верующих и религиозных объединений. Ведущим мотивом такого повышенного интереса к религии становится утверждение о ее нравственной способности.  Но некоторые аналитики считают, что интерес к религии повысился из-за отсутствия идеологии, так как, после распада ленинско-марксистской идеологии на смену пришла, религиозная идеология. Большинство этнических групп воспринимают религиозные  обряды скорее как часть этнической культуры, нежели имеющие самостоятельное значение. С обретением Казахстаном независимости религиозные объединения республики получили мощный импульс для своего развития. Несмотря на то, что  в Конституции 1995гг. Казахстан провозглашается светским государством, свобода вероисповедания признается неотъемлемым правом любого гражданина республики. Казахстан за 14 лет независимости обеспечил мир и согласие представителям более 120 наций и народностей. Конфессиональная картина  Казахстана развивалась в течение веков совместной истории проживании разноязычных народов, населяющих этот регион, всегда характеризовавшийся значительной степенью этноконфессиональной устойчивости и самодостаточности.  Казахстан — ключевой регион, имеющий глубокие духовные корни, связывающий между собой два мира — восток и запад, называют “перекрестком цивилизации”. На этой территории формировались и развивались самые различные вероисповедания. По евразийскому пространству проходит граница между двумя крупнейшими мировыми религиями — христианством и исламом. Мирное сосуществования ислама и христианства в Казахстане выступает эффективным компонентом стабильности евразийского пространства. Исторически сложилась так, что Казахстан стал местом пересечения границ различных религий. После распада языческого мира и возникновения мировых и национальных религий начался процесс одного из самых значительных в истории человеческой культуры завоевания мира религиями.  Действующие в Казахстане религиозные объединения можно условно классифицировать на три типа. Первый тип представляет религии. Которые продолжительное время существуют на территории Казахстана и определяют культурно-исторические традиции доминирующего большинства населения страны. К этой группе относятся ислам и православие. Второй тип  — это религиозные объединения, имеющие достаточно длительный исторический опыт деятельности в Казахстане. К этой группе относятся Римское католичество, протестантизм, буддизм.  Третий тип — это новые религиозные течения или направления, развернувшие свою деятельность с начала 90-х годов. Это разнородная группа к которой можно причислить последователей религиозных объединений, использующих как отдельную атрибутику мировых религий ( христианство — Свидетели Иеговы, Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства, Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней; ислама — ваххабиты, исмаилиты и др.; индуизма- международное общество  Сознание Кришны и т.п.), а также сторонников так называемых новых культов (последователи Виссариона, Церковь Сеантологии и др.)

     Актуальность.Религиозная тематика в последнее время стала широко обсуждаться в Казахстане. Основной причиной столь пристального внимания  к этой проблеме служит, в частности, усиление роли религиозных  организаций в общественной жизни республики. Казахстан в советское время был просто многонациональным, полиэтническим государством, а после распада СССР, Казахстан стал и многоконфессиональным государством. Это привело к опасности конфликтов между конфессиями. Поэтому вопрос о состоянии и сосуществовании различных религий на современном этапе является актуальным,  возникла  необходимость планомерного изучения религиозной ситуации, тщательный анализ состояния и динамики религиозных объединений, т.к. ситуация в сложном современном мире серьезно осложняется в связи с возрастанием и усилением конфликтов, возникающих на почве религиозных разногласий и религиозного фанатизма. Поэтому как никогда важно обратить пристальное внимание на такую сферу общественной жизни как  религия, в особенности на формы ее практического взаимодействия с государством и обществом. Благодаря исторически сложившимся добрым традициям, специфике евразийского, славяно-тюркского менталитета, взвешенной политике внутренней и внешней политике Президента Н.А.Назарбаева обстановка в республике достаточно стабильна. В настоящее время главной задачей  казахстанской политики становятся не только сохранение и укрепление межэтнического согласия, но и сохранение и упрочнение прежде всего религиозной толерантности, согласия межконфессионального. В Казахстане  необходимо прежде всего согласия между исламом и христианством- двумя основными религиями, представляющими вероисповедания двух супер этносов евразийского континента : тюрков и славян.

Рассматривая проблему религии, нельзя не затронуть такую проблему, как    исламский экстремизм.  Человечество, пережив период холодной войны в прошлом веке, столкнулось с новой проблемой мира, с агрессивным проявлениям международного экстремизма. Для Казахстана этот вопрос является актуальным, в первую очередь за счет геополитического расположения: государство находится на перекрестке двух миров между Западом и Востоком. Кругом имеются  горячие точки, которые в любой момент могут перекинутся на территорию республики. Поэтому международный экстремизм необходимо рассматривать как серьезную угрозу интересам Казахстана. Являясь поликонфессиональным государством, Казахстан непосредственно граничит с мусульманскими государствами, причем с весьма проблемными во многих отношениях государствами. Эти обстоятельство диктуют для руководства центральноазиатских республик самым тщательным образом относится к исламскому фактору, учитывать его при принятии и реализации решений по внутри внешнеполитическим вопросам .      Методологическим принципом в данной работе послужили принципы объективности и историзма, анализ, синтез.

 Степень изученности. По данной проблеме написано достаточно монографий и статей казахстанскими исследователями. Общая характеристика религиозной ситуации в Казахстане, религиозные объединения в Казахстане, проблемы и перспективы исследовались в целом ряде работ Подопригора Р.А.[1], Назарбаев Е.Ж. [2], Аулбаева Б.А.[3]. Характерными для них являются выявление основных направлений  взаимоотношений между религиями, описание роли традиционных и нетрадиционных религиозных объединений  в Казахстане [4]. Также исследование Дабжановой Ж.Б. “ Ислам и иудаизм в Казахстане”, посвящено изучению деятельности религиозных  организаций в период становления гражданского общества в суверенном Казахстане. В области межконфессиональных отношений в Казахстане анализируется характер и содержания межрелигиозных взаимодействий  в работе Косиченко А.Г.[5]. В монографии Трофимова Я.Ф. “Религии и политика”, исследуются политические и правовые аспекты становления и развития религии в Казахстане [6]. Также в работе Назарбаева Н.А. “Критическое десятилетие”, всесторонне рассмотрены  история и сущность экстремистских организаций, способы борьбы с ними.[7] В казахстанской историографии известны следующие авторы, затронувшие проблему исламского экстремизма в своих работах, это: Дедерер А. [8], Цепкова И.Б.  [9], Жатканбаев Е. [10], Жусипбек Г. [11], Кузембаев Б. [12].

  Проблемы межэтнической и межконфессиональной ситуации в Казахстане на различных этапах развития общества была изучена Канафиной М.Х.[13]. В своей статье “ Религия: на пути  к миру и согласию”. Насынбаев А. показывает роль научных учреждений и философских общественно-гуманитарных исследований в области религии и межконфессиональных отношений.[14]. В монографии Султангалиевой А.К. » Ислам в Казахстане: история, этничность и общество на территории Казахстана в историческом прошлом и на современном этапе. Соотношение ислама и этничности, религиозной и этнической идентичности казахов занимает особое место в данном исследовании [15]. 

Источники. Источники же можно диффиринцировать по следующим группам: 

Первая группа источников — это основополагающие документы: Закон “О свободе вероисповеданий и религиозных объединений” (1992г.). Декларация участников Первого съезда лидеров мировых и традиционных религий, официальные правительственные документы, Конституция РК 1995г.

Вторая группа источников является комплекс источников содержащий большой фактологически материал, Это выступления, интервью, послания Президента РК к народу в 2005г. Труды Президента Н.А.Назарбаева и руководителей внутриполитических ведомств.

 Третья группа источников — комментарии наблюдателей, аналитические обзоры политологов, экономистов, юристов.

  Четвертая группа источников — материалы периодической печати.

   Хронологические рамки охватываемые данной выпускной работой является период с обретения независимости Республики Казахстан по настоящее время.

Цель. Исходя из актуальности и степени изученности проблемы, формируется предметноцелевые установки. Целью выпускной работы является определить роль и значение религии в современном Казахстане.

Задачи. С поставленной целью решаются следующие задачи:

1.Показать роль традиционных и нетрадиционных религий в Казахстане.

2.Проследить становления  и развития взаимоотношений между религиозными конфессиями.

  1. Определить роль и место религии в системе внутренней политики РК.

4.Выявить причины исламского экстремизма в РК. 

  1. Раскрыть сущность, содержание единства межэтнических процессов как неотъемлемой части общественной жизни государства.

     Структура выпускной работы состоит из введения, двух глав и заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

               

 

              

 

 

 

Глава 1 Религиозные конфессии в Республике Казахстан.

 

 

1.1Традиционные и нетрадиционные религиозные объединения.

 

Важное место в конфессиональном спектре страны занимают наиболее традиционные для местного населения религии — ислам суннитского толка и русское православное христианство.

Прежде всего, рассмотрим особенности ислама на территории Казахстана.

Среди течений ислама, распространенных в республике, можно выделить: суннизм (ханафитского, шафиитского и ханабалитского мазхабов) шиизм, суфизм. Ведущим течением ислама в нашей республике является суннизм ханафитского мазхаба. Он исповедуется казахами, уйгурами, узбеками, дунганами, татарами, частью азербайджанцев. Ханафитская школа сложилась в VIII в. в Ираке, широкое распространение получило в Центральной Азии в IX-X в., так как отличается терпимостью, уважением к иудеям и христианам, допускается свобода суждений человека. Суннизм ханафитского мазхаба (догматическое правовое учение в исламе) в республике имеет определенную культурно-национальную специфику. Он тесно связан с тенгрианством и культом предков, поклонением “святым местам”, мечети Бекет-аты, мавзолею Айши-Биби, могиле Раимбека [6,с.47].

Профессор А. Нысанбаев пишет: “…специфической чертой ислама как мировоззрения в Казахстане стал своеобразный синкретизм, синтезирование с местными традициями тенгрианства… нравственно-духовая сущность ислама нашла отклик в сердцах и душах кочевников и была ими принята, но в свою очередь, конкретно-историческое “вживание” ислама дополнялась элементами доисламской культовой практики. Культ духа предков поклонение могилам и “святым местам”. [14,с.4]

Имамы и муллы, не осуждали такого понимания ислама. Характерно, что многие из них при совершении различных обрядов обращаются не только к Аллаху, Пророку Мухаммеду, но и  Кажи Ахмеду Ясави. Поддерживает утверждение о национальном своеобразии ислама в республике и  главный муфтий ДУМК Абсаттар-кажы Дербисали : «Ислам в Казахстане исторически имеет отличия от классической версии ислама, принятой в арабских странах. Некоторые из этих отличий связаны с тюрко-иранскими культурными традициями ( Наурыз).Другие имеют явные языческие корни (поклонения могилам, повязанные куски тканей на деревьях, традиция обращения к бахсы).»  [27,с.19]

Прововед Р. Подопригора присоединяется к мнению Абсаттар-кажы Дербисали и называет суннизм ханафитского мазхаба “народным” исламом[1].

Но когда в 2000 г. в июне на третьем Курултае мусульман Казахстана позиция ДУМК изменилась, после избрания главным муфтием — Абсаттара Хажи Дербисали тогда под его руководством ДУМК пытается реформировать ислам в ортодоксальном, фундаменталистком духе, восстановить “классический”, “арабский” ислам, которого в историческом прошлом Казахстана не было. [6,с.37]

Следующим течением в исламе является суннизм ханабалитского мазхаба, отличающегося строгостью правовой системы, не восприятием всему новому и превозношением доктрины возврата ислама к его истокам, имеет более четкие организационные формы в обрядовой и структурной деятельности. Благодаря этой особенности религиозно-правовое учение Ахмата Ханбала в исламе приобретает все более широкую известность в Казахстане. Также немаловажное значение в распространении этого направления приобретает информационная и экономическая поддержка религиозной организации Саудовской Аравии, где ханабалитский мазхаб является официальной государственно-правовой доктриной. [3] Особо заметна такая деятельность на юге Казахстана, где функционирует Казаскхо-арабский университет, здесь же расположены исламские центры и благотворительные общества: “Фонд Ибрагим Бин Абдул-Азиз” (Саудовская Аравия), “Комитет мусульман Адди”. И можно предположить, что ислам в Казахстане будет эволюционировать в направлении ханабалитского мазхаба при сохранении некоторых привычных для ряда казахстанских этносов элементов “народного” ислама” — считает А.Г.Косиченко . [5,с.37]

Далее в Казахстане имеет место значительное распространение суфизма, особенно на юге страны. Одна из существующих особенностей суфизма лежит в его духовной гибкости, которая позволяет приспосабливать исламские догматы к тому или иному состоянию общественных отношений. Принявшие суфизм могли одновременно совмещать религиозные культы на основе Корана и традиционных доисламских обрядов. Родоначальником суфизма является Ходжа Ахмет Ясави, именно благодаря ему, стало возможной гармония канонов ислама и языческих обычаев. [3] В Казахстане, считает главный муфтий страны Абсаттар-кажы Дербисали, суфизм не утвердился, так как утратил свое былое влияние.

Шиизм в Казахстане представлен верующими азербайджанцами и некоторыми группами казахов Западного Казахстана. Из-за малочисленности этой религиозной группы в данное время шиизм не оказывает серьезного влияния на общественную и религиозную ситуацию в стране. В результате в настоящее время ислам в Казахстане являет собой древние духовные представление и традиции казахов [3].

В 1990 г. было образовано ДУМК, в ДУМК входит Мусульманская община состоящая из представителей многих национальностей. В структурном плане ДУМК состоит из ряда управлений и отделов, таких как отделы по делам мечетей, шариата и мусульманского права, международных связей, хаджа и протокола, проповедей и учебно-просветительской работы и других. По данным ДУМК за 2003г. в РК действуют 1652 мечети. Следует отметить, что ДУМК учитывает только мечети, которые зарегистрированы в органах юстиции и в ДУМК[17]. В Алматы было открыта новая Центральная мечеть вместимостью свыше трех тысяч человек, которая является одной из крупнейших в СНГ. Строительство многих мечетей осуществлялось с финансовой помощью государства и зарубежных исламских фондов. Так, например, фонд Абу-Даби из Арабских Эмиратов спонсировал строительство 20 мечетей в Алматы и Алматинской области. Распространение в республике исламской литературы также осуществлялось с помощью зарубежных исламских фондов и исламских государств. Так, Саудовская Аравия подарила мусульманам Казахстана сто тысяч Коранов на казахском языке (перевод Халифа Алтая), Пакистан распространял библиотеку из 18 книг по исламу и т.д. Большое число мусульман Казахстана прошло обучение в зарубежных исламских духовных школах. В 2001 г. началось строительство исламского университета “Нур-Мубарак”. Возрастает количество мусульманских и периодических изданий, журнала  “Нур”, газета “Аќ босаѓа”, журнал  “Ислам єлемі”. Ежегодно увеличивается число совершающих хадж [27,с.18].

Таким образом, роль и место ислама в современном Казахстане возрастает. Обращение к исламу определенной части общества актуальна для нее прежде всего в плане возрождения казахского национального бытия, что предполагает, в первую очередь, возрождения казахского языка, нравственных ценностей. Ислам для нее важен не столько как мировоззренческая система, сколько как часть исторической памяти нации, что в целом естественно для современного этапа этнического самосознания казахского общества.[15,с.85]

Вторым по численности религиозным направлением является православие. На 1 января 2003 г. Русская Православная Церковь имела на территории Казахстана 222 прихода и 8 монастырей. В  1991 г. Священный Синод РПЦ разделил Казахстанскую епархию по трем епархиальным управлениям (Алматинско-Семипалатинское, Шымкентское, Уральское). Частью духовенство и мирян такое разделение было воспринято болезненно [5, с.38]. Среди них высказывалось мнение о необходимости существования единого духовного центра РПЦ в Казахстане и создании казахского экзархата (глава христианской церкви). Но постановлением Священного Синода РПЦ от 16.07.95 г. была образована комиссия меж епархиального сотрудничества в РК, председателем которого стал архиепископ Алматинско — Семипалатинского управления Алексей. [5,с.38]

При Алматинско — Семипалатинском епархиальном управлении в 1991 г. было открыто Алматинское епархиальное духовное училище (АЕДУ), которое постановлением Священного Синода РПЦ 17 июня 2001 г. было преобразовано в четырех годичное. Здесь готовят священнослужителей и регентов. Также при АЕДУ существует Вечерний Богословский миссионерский факультет, призванный оказывать помощь мирянам и сотрудникам храмов г. Алматы в получении знаний о православии, готовить православных миссионеров, преподавателей закона Божьего. [18,с.27 ]

В Караганде к 1997 г. продолжает свою деятельность епархиальной филиал Свято-Тихоновского института, срок обучения в котором 5 лет. При всех церквях РПЦ открыты церковно-приходские школы по изучению основ православия. Ежемесячно издаются газеты “Свет православия в Казахстане”, “Веди”. РПЦ оказывает помощь детским домам, домам престарелых, госпиталям и больницам [18,с.28]. В целом православие в республике укрепляет свои позиции, строятся новые церкви и молитвенные дома. Однако в Алматы, Семипалатинске и Костанае усиливается влияние Русской православной церкви за рубежом, в 1999г.она пыталась зарегистрировать через суд свою общину в Костанае, но проиграла процесс.

В последнее десятилетие укрепила и расширила свои позиции в республике Римско-католическая церковь. В 1991 г. Ватикан принял решение об учреждении в Караганде Апостольской Администратуры Казахстана и Средней Азии и настоятель прихода г. Кокшетау, области Ян Павел Ленга был посвящен в епископы и назначен Апостольским администратором. В Казахстане насчитывает около 90 католических общин, 40 костелов и почти 200 других культовых объектов. Численность прихожан-католиков в стране, по заявлениям руководства общины накануне визита Папы Иоанна Павла ІІ в Астану, составила 300 тыс. человек [17].

Протестантизм в Казахстане представлен множеством различных конфессиональных организаций. С 90-х годов на территории республики активизировались новые протестантские организации, в основном силами иностранных миссионеров. В Казахстане протестанты представлены церковью Евангельских христиан — баптистов (ЕХБ) и Лютеранами [19,с.4]. Баптистские объединения появились на территории республики еще в XIX веке. По данным Председателя Союза церквей ЕХБ Казахстана пресвитера Ф.Г.Тиссена , их количество в настоящее время составляет 11 тысяч. Для совершения молитв и обрядов имеются 218 церквей. В 1996 г. в г. Жамбыл баптисты отмечали 120-летие своей деятельности в Казахстане. [19,с.6] Протестантские вероучения имеют благоприятную почву на территории Казахстана связано с тем, что: 1) В стране немало людей с религиозной неопределенностью; 2) протестантские миссионеры ориентируются на социальные потребности и вкусы. Растет численность молодежи в таких протестантских течениях как “Новая жизнь”, “Благодать”, “Агапе”; 3) делают упор на предпринимательство и финансовый успех; 4) протестантизм, признавая ценности бытия земного, формируют, в отличие от православия и католицизма, специфические отношения и к интимной жизни людей. Он делает упор на прочные семейные узы и не считает греховной интимную жизнь человека, что привлекает молодежь[13.c.87].

Определенную историю развития в Казахстане имеет иудаизм.  В настоящее время в Казахстане действуют четыре иудаистские общины. Во многих областях республики действуют культурные еврейские центры, которые пропагандируют еврейские религиозные традиции. В Кустанае, Шымкенте, Кокшетау действуют еврейские воскресные школы. В 1998 г. в Алматы открыт Еврейский культурный центр им. Менахема Шнеерсова, в декабре 1999 г. был образован Еврейский конгресс Казахстана [4].

Буддизм в Казахстане представлен достаточно слабо. В основном его исповедует немногочисленная часть корейской диаспоры и калмыки.

В годы становления суверенитета Казахстана в республику стали проникать ранее не известные, но имеющие свою историю за рубежом, нетрадиционные деноминации индуизма, христианского протестантизма и ислама, “Бахаи”, “Общество сознания Кришны”, “Свидетели Иеговы”, “Ассоциация Святого Духа за объединение Мирового Христианства”, и т.д. [2]

В целом процессы, связанные с религиозным возрождением, следует оценивать как объективный процесс, так или иначе оказывающий влияние на развитие духовных и нравственных ценностей различных этнических групп, проживающих в Казахстане [2]. 

В Казахстане наблюдается такая тенденция, когда традиционные для этнических культур религии не ведут наступательную “борьбу” за новых сторонников (полагая, что к религиозному выбору человек должен прийти сам), а так называемые нетрадиционные религии наполняют мировоззренческое пространство идеологиями, вовлекают в свои ряды через активное психологическое воздействие. [20,с.38]

За годы независимости количество религиозных объединений увеличилось в 3,5 раза, строятся новые культовые сооружения — мечеть, храмы, молитвенные дома. Религиозная ситуация в Казахстане идет к усложнению. В основном обусловлено активным вторжением нетрадиционных религиозных течений, нарушавших исторически сложившийся этно-конфессиональный баланс. [21]

В будущем необходимо активизировать научные и образовательные организации, исследующие религии и религиозные организации. Необходим тщательный анализ состояния и динамики религиозных объединений, учет их возрастного, профессионального состава. Без такого рода теоретических и прикладных исследований и сбора, достоверных и полных конкретно-социологических данных немыслима профилактика конфликтов на религиозной почве, предупреждение всплесков общественно опасных проявлений — фанатизма, экстремизма, религиозного радикализма [8].

Аналитики считают, что в религиозной и меж конфессиональной сфере произойдут в будущем  немалые изменения. Например, роль ислама во многих сферах жизни Казахстанского общества будет нарастать. Будут делаться попытки — отчасти удачные — ввести ислам в содержание общенациональной идеологии. Будет вестись работа по “очищению” ислама от языческих и “народных” наслоений, но не очень активно и не спешно. Будет несколько иерархизировано само руководство мусульманской общины и субординировано мусульманское духовенство. Повысится грамотность как духовенства, так и рядовых верующих. Православие будет удерживать свои позиции, не увеличивая, заметно число приходов. Будет сделан акцент на углубление исповедания и практики откровения веры. Повысится религиозная грамотность и уровень знания догматов, и норм жизни во Христе. [22]

Позиции “нетрадиционных” конфессий могут, как усилиться, так и ослабнуть, что зависит от политики государства в области религии и религиозных организации. Скорее всего, бурный рост общин протестантского направления прекратится, число верующих, несколько сократившись, останется стабильным. Активная миссионерская деятельность “нетрадиционных” конфессий и де номинаций станет более умеренной и спокойной. Число агрессивных и экстремистки ориентированных религиозных групп сократится, часть их могут уйти в полу подпольное существование. [22].Таким образом каждая конфессия в Казахстане получает все возможности для полноценного развития. Сегодня в стране насчитывается более трех тысяч религиозных объединений действуют более полутора тысяч мечетей, свыше 170 православных приходов, более тридцати католических костелов, более тысячи молитвенных домов протестантских церквей. Эти цифры говорят о свободе, которой располагают религиозные конфессии, и согласии во взаимоотношениях между ними.

 

 

1.2 Этноконфессиональные отношения как фактор стабильного развития Казахстана.

 

Религия становится не только важнейшим компонентом культуры и образа жизни миллионов казахстанцев, доминирующим способом национальной самоидентификации, но и фактором в политике. Утрата коммунистической идеологии, возрождение национальных и культурных традиций вызвали сложные процессы переосмысления роли религии среди различных групп населения. В этнической и религиозной сферах выстраиваются особые этноконфессиональные отношения. [23]

Несмотря на огромную численность религиозных объединений, к верующим себя относит лишь 39,7%  населения республики, а 55,9% граждан индифферентны к религии. На 4,4% населения, религия вообще не оказывает никакого воздействия, но в то же время нельзя забывать, что подавляющее большинство казахстанцев, смешивают соотношение таких понятий, как “национальное” и “религиозное”. Поэтому многие относят к членам той или иной конфессии, прежде всего, по национальному признаку [4].

Как видим, для значительной части население Казахстана важную роль играет этническая идентификация. Представители большинства этнических групп воспринимают религиозные обряды как часть этнической культуры, чем как имеющие самостоятельное значение. Нередко разрыв этнического и религиозного приводит к межэтническим и межрелигиозным конфликтам.

В Казахстане в течение последних двух веков иммигрировали представители множества этнических групп, процентная численность 50%. Это повлекло смещение акцентов в идентификационных факторах, поскольку происходило постепенное размывание этнических черт как у коренного этноса, так и у прибывшего населения в Казахстан. В этих условиях религиозная принадлежность стала важным фактором этнической идентификации [9].

По данным социального опроса, проведенного министерством культуры, информации и общественного согласия, 50,6% — идентифицируют себя как мусульмане, 12,5% — как христиане, 11,9% — не просто считают себя верующими, но стоят в общине и соблюдают все ее установления. Таким образом, значительная часть респондентов считающих себя верующими, не могут считаться таковыми в полной мере, так как идентификация себя с религиозной общностью они не являются членами религиозных общин и не соблюдают религиозных обрядов. Как отмечает И. Циренчикова, главный редактор «Казахстанской правды» в своей статье,  “доминирующий этнос Казахстана — казахи причисляют себя к мусульманству, второй по численности этнос — русские относят к русской православной церкви. [24] Тем самым принадлежность к конфессии рассматривается верующим как элемент национального самоопределения. С этим мнением согласен и профессор А.Г.Косиченко, который пишет: “Как и для всякой много этнической стране, для Казахстана характерно отождествление населением своей конфессиональной принадлежности с этнической. Так, азиатские этносы, и казахи в том числе, относят себя к мусульманам, а европейские — к христианам (“русскоязычные”, в основном, к православию), отождествления конфессиональной и этнической принадлежности неверно, поверхностно, не отвечает сущности веры. В ситуации подобного отождествления любое напряжение углубляет противоречие и приводит к противостоянию и даже к конфликту. Этот аспект межконфессиональных отношений чрезвычайно важен для РК, сохраняющий стабильность как в межконфессиональных, так и межэтнических отношениях» [22] Наше государство является не только многонациональным, но и много конфессиональным — считает Президент РК Н.А.Назарбаев. Религиозное мироощущение присуще сотням тысяч граждан, и число последователей различных исповеданий продолжает возрастать…. Религиозные общины много делают для поддержания в обществе здоровой атмосферы, мира и согласия.

Далее глава государства Н.А.Назарбаев. рассуждает о важности широкого диалога духовенства различных конфессий в целях идейной консолидации общества и требовал от различных конфессий в целях идейной консолидации общества и требует от государственных органов “противодействовать попыткам использовать религиозные чувства для провоцирования в обществе конфликтов. [7,с.112] Такое положение дел создает напряжение в религиозной сфере. И это зачастую является одним из препятствий, чтобы конфессиям придти к диалогу. Каждый волен принять свободное решение выхода из религии своего этноса. Наиболее важным для стабильности общества является использование потенциала религии для достижения согласия в сфере межнациональных отношений. Это и привлечение представителей различных конфессий к участию в общеполитических мероприятиях, проведения круглых столов, Дней духовного согласия, работа Ассамблеи народов Казахстана и малых ассамблей, а также совместное проведение различных благотворительных акций, способствующих взаимопониманию между ними.

Так, например, в 2000 г. в  Алматы состоялись  конференции на тему: “Диалог конфессий — веление времени” проведенные по инициативе партии “Отан” и Арабо-тюрского центра “Духовность, Культура, Экономика”, в которых приняли участие духовенство Православной церкви, протестантских церквей Ислама. [7,с.113]

22-25 сентября 2001 г. т.е. менее чем через две недели после трагических событий 11 сентября, состоялся государственный визит Папы Римского Иоанна Павла ІІ в Казахстан, что наложило на его поездку особую ауру противостояния попыткам разделения христианской и исламской цивилизаций. Этим визитом Иоанн Павел ІІ еще раз подтвердил вселенский характер католической церкви, ее стремление к сотрудничеству, как с верующими других религий, так и с атеистами и свободомыслящими , в защите прав человека. Папа Римский отметил, что: » Казахстан — страна с многовековой историей, которая хорошо знает, сколь важен и насущно необходим мир…. Здесь встречаются люди самых различных этносов, культур и религий. «У вашей страны есть особое предназначение — быть мостом между Европой и Азией» [13,с.114].

В феврале 2003 г. в Алматы состоялась Международная конференция мира и согласия. В ее работе приняли участие президенты: Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, государственный министр Турции Мехмет Айдын, советник президента Афганистана Яхид Маруфи, министр иностранных дел Азербайджана Виюят Гулиев, а также ведущие религиозные деятели Ислама, православия, иудаизма Казахстана и религиозные деятели Иудаизма из США, Австралии, Новой Зеландии. [35] Была подписана декларация участников І съезда лидеров мировых и традиционных религий. Как пишет Б. Кузенбаев “Съезд мировых религий — первое и беспрецедентное в мире событие подобного масштаба, направленное на осуществление межконфессионального диалога в глобальных рамках [12] Диалог между религиями позволяет создать предпосылки для появления единой силы, выступающей за перемены к благополучию во всем мире, которые объединяет религиозные конфессии. Межконфессиональный диалог — требования времени организованного руководством Казахстана форума представителей различных религий и конфессий должны являться не только обзор и обсуждение настоящего положения дел или даже не только достижения определенного взаимопонимания и разрешения возможных конфессий. Межконфессиональный диалог ни в коем случае не ставит задачи объединения различных религий и конфессий, т.е. не стремится растворить в единой массе существующие религиозные учения” [14,с.5]. Основными целями межконфессионального диалога должны быть устранение различных стереотипов, предрассудков, которые формировались веками, принятия каждого, “каков он есть” способствование формированию сознания, основанного, на том, что нас больше объединяет, нежели разъединяет”, считает профессор Г. Жусупбек в своей статье «Межконфессиональный диалог» [11,с.24].

В своем Послании к народу в феврале 2005 г., президент отмечает, что Казахстан обеспечил свободу вероисповедания, последовательно проводит политику межконфессионального согласия и религиозного равноправия. «Мы известны миру своей толерантностью, межэтническим межконфессиональным согласием и диалогом. Казахстан государство многонациональное и межконфессиональное, переживающий решающий  этап реформирования всей социально-экономической структуры. Для нас сохранение межрелигиозного и межэтнического согласия, создание в обществе атмосферы диалога и взаимопонимания — важнейшая составляющая гражданского мира и политической стабильности»[25,с.71]. В своей книге “Критическое десятилетие” Н.А. Назарбаев большое внимание уделяет проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений. В частности, он пишет: “Казахстан как светское государство, гарантирует принятие мер противодействия межконфессиональным конфликтам. Это касается как внутриполитических решений, так и законодательных инициатив, которые не могут включать в себе статьи и акты, приводящие к приоритету той или иной религии в ущерб другим конфессиональным течениям [27,с.125].

Говоря о толерантности и межконфессиональном согласии в Республике Казахстан нельзя не упомянуть о той значительной роли, которая в этой сфере играет Ассоциация религиозных объединений Казахстана, объединяющая более 200 религиозных организаций, в состав которых входят порядка 23 тысяч верующих христиан церквей различных де номинаций.

На сегодняшний день АРОК, является одной из самых крупных общественных объединений, представляющих различные конфессии. В состав АРОК-а входят баптистские, методические церкви, гуманитарные миссии и христианские издания. [7,с.125]

На территории Казахстана в древности проживали представители различных этнических групп. С тех пор, как РК обрела независимость, в стране идет процесс становления демократического государства, который не мыслим без прав граждан на свободу совести, свободу убеждений и верований. Это отражено в Конституции нашей страны и в законе “О свободе вероисповедания и религиозных объединениях”. [41] Процесс становления нового противоречив, не случайно сегодня большое значение приобретают вопросы веротерпимости, преодоления этнической и конфессиональной розни и религиозно-политического экстремизма. В институте философии и политологии национальной Академии наук РК проводятся исследования по проблеме диалога ислама и православия, духовной консолидации народов в Казахстане, ведутся интенсивные исследования по проекту. “Религия в политике и культуре суверенного Казахстана” под руководством директора А.К. Нысанбаева.

Проблема укрепления межконфессиональной и межнациональной толерантности требует постоянного внимания. От ее решения зависит внутриполитическая стабильность и безопасность, уверенное движение Казахстана в направление новых горизонтов развития.

Как отметил в интервью Абсаттар — кажы Дербисали “…сохранение мира и дружбы между последователями различных религий является нашим гражданским долгом”. [27,с.18]

Межконфессиональные отношения в РК, считают аналитики, не претерпят существенного изменения. В среднесрочной перспективе прогнозируется некоторое обострение этих отношений, но не глубокое, а связанное с изменениями позиции и удельного веса конфессий.

В целом, если не произойдет ничего экстраординарного в общегосударственном масштабе, стабильность в межконфессиональной сфере Казахстана сохранится. Этот небольшой прогноз основан на некоторых уже заметных тенденциях в области развития внутри конфессиональных и межконфессиональных отношений [11,с.29].

Республика Казахстан является многоконфессиональным государством, местом проживания верующих и деятельность религиозных объединений самой различной вероисповедной направленности.

В современном мире религиозная принадлежность, наряду с этнической, превращается в значимый фактор общественной жизни. Поэтому отношения между конфессиями — межконфессиональные отношения приобретают первостепенное значение. Характер и содержание межконфессиональных отношений во многих определяют стабильность политических и многоконфессиональных обществ. Казахстанское общество относится именно к таким. Поэтому межконфессиональное согласие не просто желательно для Казахстана, а крайне необходимо. Согласие между конфессиями выступает условием самого существования множества конфессий, т.к. при отсутствии согласия возникает конфронтация между конфессиями [28,с.3]. Значение межконфессионального согласия чрезвычайно важно для стабильности любого многоконфессионального общества и казахстанского общества, в частности. Таким образом, необходимо повышение эффективности воздействия государственной политики в сфере межконфессиональных отношений посредством совершенствования законодательства и сокращения до минимума влияния политики на религиозную сферу. Одной из главных задач государственной политики в сфере межконфессиональных отношений должна быть религиоведческая и правовая подготовка государственных служащих в целях повышения эффективности их работы с населением.

 

Глава 2. Государственная политика в области религии

 

 

          2.1 Политика правительства РК по отношению к традиционным и нетрадиционным религиозным объединениям.

 

  Нынешний Казахстан — страна стремительных перемен. Эти перемены, затрагивающие все стороны жизни государства и общества, естественно отражаются и на сфере государственно-религиозных отношений. Религиозное возрождение обнажило непростые вопросы, вокруг которых стало возникать политическое и идейное противостояние. Главные узлы противоречий — отношение государства к религиозным объединениям, соблюдение демократических норм по отношению к религии, в частности, принципа свободы совести, статус религии в государстве и ее влияние на государство, ее участие в политике; права и возможности отдельных конфессий воздействовать на создание и образ мышления населения, консолидируя тем самым уже сложившуюся общину своих последователей или расширяя ее.

Отношение государства к религиозным объединениям менялось на протяжении рассматриваемого периода: от достаточно либерального в начале 90-х годов до запретительного в конце 90-х. В течение определенного времени государство играло роль стороннего наблюдателя в религиозной сфере, не вмешиваясь в деятельность религиозных образований и даже рассматривая религию как нравственную составляющую общества, а религиозные объединения как неотъемлемую часть социальной структуры страны.

Мнения геологов исследователей по данной проблеме, в настоящее время двойственны. Как, например А.Дедерер, председатель общественных объединений немцев, Казахстана считает, что государство должно оказывать поддержку традиционным для Казахстана религиям, учитывая их влияние на менталитет народов республики [8]. Далее он отмечает что государство не должно обращаться к религии унитарными целями и имеющий в настоящее время распространение среди духовных лидеров лозунг: “религия — основа консолидации общества” — глубоко неверен, считает А.Дедерер, т.к. слишком глобальное явление, чтобы служить политическим интересам. Попытка государства обращаться с этой целью к религии — свидетельство его слабости, а попытка конфессий опереться на государство означают нечто иное, как использование его в стремлении подавить конкурентов силой [8].

Р.Подопригора в своей статье “Религиозные объединения в Казахстане отмечает, что: “… чрезмерная активность иностранных миссионеров, появление “проблемных” религиозных структур, реальная, а порой необыкновенно подогреваемая угроза распространения исламского экстремизма обусловили новую роль государства во взаимоотношениях с религиозными  объединениями». Далее он пишет что, государство возвращается к советскому опыту государственно-церковных отношений: тотальному контролю за деятельность религиозных объединении, установлению многочисленных запретов и ограничений для верующих и их объединений [8].

Сегодня религия во многом определяет поведение больших масс людей, поэтому религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные организации должны быть в поле контроля государства.                 

Профессор А.Насынбаев. считает, что решения не должна вмешиваться в дела государства,  а тем не менее подменять свою государственную волю, так и государству не следует грубо вмешиваться в дела религиозные организаций и покушать и нарушать принцип свободы совести и вероисповедания. Непродуманное вмешательство государства, пусть даже из благих побуждений, тоже может спровоцировать конфликтные ситуации в политическом и поликонфессиональном социуме. Государство не должно быть и стороннем наблюдателем того, что происходит в религиозной жизни. [14,с.4]    

Что же конкретно может и должно делать государство совместно с общественными организациями и учреждениями науки и культуры для того, чтобы не только предотвратить всякого рода конфликты, не только сохранять и поддерживать нормальное отношение в нашем обществе, но и всячески способствовать тому, чтобы общественная жизнь казахстанцев наполнялась высоким нравственным содержанием, обогащалась подлинно человеческими ценностями, в том числе ценностями веры: Путей и способов точного государства и общественного влияния видит в роли научных учреждений и философских, общественно — гуманитарных исследований духовного согласия.

Против отделения религии от государства отчисляя, что роль религий в светских государствах, к которым, согласно Конституции относится кг., двойственная. Казалось бы отделение религии и религиозных объединений от государства наделяет и государство и решению своим “правовым пространством” и своими специфическими функциями в обществе, что устраняет недоразумение и неясности в их взаимоотношениях. [5,с.38]. Профессор  А.Г.Косиченко. апеллирует этот факт тем, что верует человек одновременно является и гражданином, т.е. в нем в человеке совмещаются эти две разделенные законодательством сферы — религия и государства. Верующий человек приносит собой, со своей системой мировоззренческих и поведенческих норм в общественную жизнь требования религии и отделить от другого практического невозможно и в этом А.Г.Косиченко. видит основную причину невозможности отделения государства от религии и ее организации. Чем больше верующих в обществе, тем данное отделение труднее осуществить. Поэтому % верующего населения важный показатель светскости государства; в идеале реально светским государством может быть только общество неверующих людей.[5,с.39]

Есть и иные причины для светского государства проникновения в религию. Например: “Заигрывание” с религией со стороны властных элит и оппозиций, стремление использовать религию в политических целях. Это совмещает религию в политику. [5,с.40]

Никогда на территории Казахстана не доминировала какая нибудь  одна из религий, никогда религия не была государственной т.е. нет традиций теократического государства. Это очень хорошие “стартовые условия” для развития светского государства считает профессор А.Г. Косиченко.

Профессор Трофимов Я.Ф. в своей монографии. “Политика и религия” считает, что вмешательство государства в религию это вынужденная мера.[6,с.21]

Руководители государства и местных органов власти постоянно посещают мечети и церкви в дни больших религиозных праздников. Общение Президента Н.А. Назарбаева с религиозными служителями служит целью разъяснения современной религии государства, программы его развития, позволяет вовремя решать проблемы государственно-конффесиональных отношений.

Профессор Я.Ф.Трофимов видит причину в слаборазвитой, не сформулированном гражданском обществе. Поэтому государство вынуждено оказывать помощь религиозным объединениям в восстановлении строительстве культовых зданий, в подготовке кадров священнослужителей и др. Это приводит к повышению значимости религии в обществе. Но это не означает, что государство стремиться найти в религии идеологическую опору для реформирования общества для разработки стратегии и программы развития страны. [6,с.59]

         Президент Н.А. Назарбаев, выступая на 5 сессии Ассамблеи народов Казахстана, подчеркнул: “В республике найдена та золотая середина во взаимоотношениях государства и религии которая позволяет находить общий язык и обеспечивает понимание процессов, происходящих в конфессиональной среди страны. Сегодня существует две общие толчки сотрудничества государства и религиозных общин:   1. Проповедь мира и гражданского согласия являющихся высшей ценности и ставших фоновой характеристикой нашей повседневной жизни. 2.       Это развитие  и возрождение культуры. Национальную и религиозной цивилизации  религию отделить друг от друга любому из нас сегодня трудно определить национальными или религиозными является праздники Рамазан или Наурыз, Пасха или Рождество на современном этапе развития человечества религии стали реальным механизмом сохранения национальных культур.

Религиозные объединения должны держать дистанцию, только такая позиция позволит обеспечить внутриполитическую стабильность и консолидацию общества. Философ М.Х.Канафина. в своей диссертации, отмечает что законодательно религиозные объединения лишены возможности участвовать в политической деятельности, но существует разнообразные связи между государством и религией, позволяющая последним оказывать влиянию на решения властных институтов и общественную жизнь.

Во-первых, участия религиозных деятелей в консультативных органах при Президенте страны (Ассамблея народов Казахстана) и акимах (Малые Ассамблеи) [13,с.81].

Во-вторых, принятию возможных заявлений и резолюций поддержки либо протеста, выступления в СМИ стабильности оценкой политических ситуации.  В третьих, участие в различных общественных политических акциях

В четвертых, сегодня ни одно событие в общественной жизни городов, сел и РК не обходиться без приглашения представителей от религиозных конфессии, особенно в проведением религиозных праздников. [13,с.83].

За годы независимости в Казахстане создана нормативно-правовая база, обеспечивающая равенство прав и свободу всех граждан, независимо от их религиозной и этнической принадлежности. Гарантировать демократические свободы призвана Конституция. Осуществление Конституционного права на свободу совести регулирует принятый 15 января 1992, Закон РК “О свободе вероисповедания и религиозных объединениях” [26,с.28]. В тот момент его можно было отнести к наиболее прогрессивным законодательным актом, повлиявшим на развитие демократии в стране. На первоначальном этапе становления казахстанской государственности закон в целом выполнил свою роль. Он обеспечил право граждан на свободное изъявление своих религиозных чувств, на распространение религиозных взглядов и убеждений, освободил религиозные организации от государственной опеки. Впервые за годы существования Республики Казахстан свобода вероисповедания стала объективной реальностью.

Закон декларировал право на свободу вероисповедания , равенство прав граждан независимо от отношения к религии (ст.3), отделение религии от государства   образования (ст.5), равенство всех конфессии и религиозных объединений перед законом (ст.4), неучастие религиозных объединений в органов государственной власти и управления, запрет на образование партий и иных политических формирований религиозного характера, а таких участие религиозных объединений в деятельности и  политических партий или оказание им финансовой  помощи (ст.4). Верующие и  их объединения получали право на самостоятельное установление и поддержание международных связей (ст. 15). Государственные органы не финансировали религиозные объединения (ст. 4), однако имело право передавать им в собственность или в безвозмездное пользование культовые здания и иное имущество, находящееся в собственности государства (ст. 17). Руководство религиозными объединениями со стороны религиозных центров, находящихся за пределами Казахстана, допускалось в той мере, в какой это не противоречило законодательству республики (ст. 7).[26,с.30]

Позднее ощутимые изменения претерпели количественные и качественные параметры религиозной  ситуации в Казахстане, которые стали вызывать обеспокоенность со стороны местных органов власти. Все это вызвало необходимость пересмотра ряда положений и статей.

.Закона “О свободе вероисповедания и религиозных объединениях”. В 1998 г. было предложено внести некоторые поправки в существующий закон. Некоторые положения нового Законопроекта по многим параметрам противоречили  международным стандартам и даже самой Конституции РК. Так, поправки в существующий закон были нацелены на усиление контрольных функций государства и регламентацию деятельности религиозных  организаций, противоречащие принципу отделения религиозных объединений от государства  [9].

Была усложнена процедура регистрации. Предлагалось ввести запрет на миссионерскую и религиозно-пропагандистскую деятель иностранных религиозных групп и организаций и т.д.

Предложенные изменения и дополнения в закон о вероисповедании вызвали тревогу среди религиозных объединений, некоторых религиоведов, представителей Алматинского Хельсинского комитета и экспертов ОБСЕ. Все они единодушно отметили, что Законопроект не стоял на пути к улучшению прав граждан и значительно ограничивал свободу совести, и поэтому был отозван.

Варианты поправок к Закону “О свободе вероисповедания и религиозных объединениях” 2001 и 2002 гг. были отозваны  т.к. несоответствуют международным правовым стандартам, нечеткость и расплывчатость используемых дефиниций, запрещения, и наказания миссионерской деятельности без “разрешения государственного органа по связям с религиозными объединениями” [9].

Согласно вышеуказанным положениям, второй Законопроект не только не  сделал шаг вперед на пути к защите демократических свобод граждан, но ещё больше отдалился от них. И.Б.Цепкова в своей статье “Религия в реалиях  государственной политики Казахстана” пишет: “В годы перестройки и становлением независимости РК наблюдалась всеядная любовь к любой религии, то в последнее время, нарушая, а, не изменяя закон, власти все в большой степени осуществляют серию поддерживающих действий в отношении двух “титульных” концессий, чем доказывают им свои симпатии.” Государство часто поощряет лидеров двух основных религий — ислама и православия к совместному участию в государственных мероприятиях”- считает политолог И,Б.Цепкова. Вместе с тем поддержка традиционных религий означает с одной стороны — вмешательство государства в дела религии и косвенное признание их “государственными”, с другой -политизацию религии,  что не укладывается в светский характер государства [9].

Признавая, что религия является неотъемлемым элементом духовно-культурного возрождения народов Казахстана, Правительство уделяет самое пристальное внимание вопросам взаимодействия с религиозными объединениями. При высшем органе исполнительной власти действует совет по связям с религиозными объединениями. Аналогичные структуры образованы при Акимах областей и городов. В ряде министерств и ведомств созданы отделы или подразделения, взаимодействующие с религиозными объединениями в рамках своей компетенции.

Радикальные изменения в общественном развитии в результате политических и социально-экономических преобразований вызвали существенные изменения в сфере религиозных отношений. В нашей стране религия отдалена от государства, но не отдалена от общества; религиозные организации участвуют в общественной жизни, в воспитании подрастающего поколения в духе казахстанского патриотизма, благотворно влияют на укрепление мира и гражданского согласия, вносят свой вклад в решение социальных проблем. В стране установились, в целом, доверительные отношения между государством и религиозными объединениями. Руководители конфессий являются членами Ассамблеи народов Казахстана. Государство находится в неоднозначном положении. С одной стороны, оно уже не может отрицать религиозные права и свободы граждан, как это было, к примеру, в советское время. С другой,  государство не заинтересовано в развитии религиозных институтов. Для него предпочтительнее иметь слабые религиозные объединения, поскольку усиление мусульманских настроений может привести к непредсказуемым последствиям для существования самого государства. Усиление позиций христианских и особенно протестантских организаций может привести к переоценке социальных ценностей, что также не входит в планы политической элиты. Правовед Р.Подопригора пишет, что государство хочет иметь дело со знакомыми  и бес проблемными, традиционно пассивными, чем с новыми, иногда агрессивными и не укладывающими в стандартные схемы [1]. Поэтому государство открыто и напрямую не создает ограничения для верующих и их объединений. В то же время оно законодательными и административными мерами не дает возможности развиваться религиозным институтам, что, в конечном счете, приводит к ограничению религиозных свобод. Традиционно в Казахстане многое зависит от политической воли высших руководителей, понимание этими руководителями социальных процессов, их желания прислушиваться к представителям самых различных вероисповеданий, а не только избранных.

В конечном счете, государству для сохранения социальной стабильности в стране выгоднее сделать законопослушных верующих своими союзниками, уважая их убеждения, чем вести нескончаемую борьбу зачастую с придуманным противником на религиозном поле.

Таким образом для Республики Казахстан проблема в области религии сегодня особенно актуальна. Это вызвано тем, что, во-первых, РК держит путь на демократические преобразования; во-вторых, на территории РК уже “закрепился” один демократический принцип — принцип религиозного плюрализма, и его необходимо “поддерживать”. Поэтому характер взаимоотношений и политики позволяет определить степень демократичности государства и гуманности гражданского общества.

 

 

 2.2 Проблема  исламского  экстремизма в РК.

 

Человечество,  пережив период холодной войны в прошлом веке, столкнулось с новой общемировой проблемой, с агрессивным проявлением  международного экстремизма и терроризма. Для Казахстана этот вопрос является актуальной, в первую очередь за счет геополитического расположения: государство находится на перекрестке двух миров между  Западом  и Востоком, кругом имеются горячим точки, которого в любой момент могут перекинуться на территорию республики. Поэтому международный экстремизм и терроризм необходимо рассматривает как серьезную угрозу национальным интересам. Казахстана. Этимология термина “экстермизма” восходит к латинскому слову “extremus” или краткий и подразумевает под собой некую “приверженность к кратким взглядам и мерам”. В законе “О свободе вероисповедания и религиозных объединений” определения религиозному экстремизму дается следующим образом: религиозный экстремизм-это приверженность в вероисповедании к кратким взглядам и действием, направленным на насильственное изменение конституционного строя, нарушения целостности РК, подрыв безопасности государства, разжигания социальной, расовой, религиозной, сословной и родовой розни, а также на разрушения легкости человека, угрозу его здоровью и жизни .[26,с.30]

Казахстану несут угрозы распространение радикальных экстремистских идей, в основном, из депрессивных и густонаселенных регионов Центральной Азии   — Таджикистана, Ферганской долины, юга Казахстана — регионах, где царит неудовлетворенность экономической отсталостью и социальной незащищенностью [10,с.43].

В этих условиях популистские идеи экстремистов, эксплуатирующих религию в своих целях, способны увлечь значительные массы людей, неудовлетворенных уровнем жизни и потерявших веру в способность своего государства улучшить экономическое положение. Но не только материальная неудовлетворенность может привести на этот путь. Наиболее сложен и опасен экстремизм, в основе которого лежат идеологические, особенно религиозные убеждения и прикрывание ими политических целей и установок. Он сложен потому что трудно отслеживать его возревание в силу территориальной неопределенности. Этот вид экстремизма формирует фактичную преданность идее, догмам и установкам, независимо от того, является ли идея светской или религиозной. Убежденность в том, что эта идея божественна, а потому безупречна и справедлива, придает ей мощную силу, а у ее последователей создает иллюзию, что, борясь за ее претворение в жизнь, они выполняют миссионерскую, даже мессианскую роль, оправдывающую их любые действия.

           Подобная угроза распространения экстремистских идей способна политически дестабилизировать государство изнутри. Она способна привести к потере легитимности правительства, что, несомненно, представляет угрозу национальной безопасности Республики. Религиозный экстремизм можно рассматривать как угрозу политической безопасности государства, если понимать под ней организационную стабильность государства, системы правления и идеологии, которая дает легитимность  правительству, государству в целом. Идея свержения существующего светского правления представляет собой опасность не только системе правления и идеологии, но и дестабилизирует обстановку в целом. Они препятствуют развитию национальной идентичности всего казахстанского общества, создают очаги религиозной нетерпимости в государстве. Поэтому данная угроза меняет традиционные понимания безопасности и является немаловажным фактором национальной безопасности Казахстана. [10,с.44].

Для Казахстана реальной угрозой безопасности является присутствие на территории соседних государств (Кавказ и Центральная Азия) радикальных террористических группировок. Их контингент, в основном, составляют наемники, выходцы из Пакистана, Саудовской Аравии, Йемена, Иордании, Египта, Афганистана и др. государств Ближнего и Среднего Востока. Эти организации наращивают усилия по вмешательству во внутренние дела СНГ.

Главной целью их деятельности является разжигание сепаратистских настроений и создание государственных образований радикально-исламского типа. Среди международных террористических организаций, представляющих большую угрозу безопасности в республике, можно отнести: “Братья-мусульмане”, “Общество социальных форм”, “Комитет исламского призыва”, “Даава исламия”, или “Комитет исламского призыва”, “Аль-Игаса”, “Комитет мусульман Азии”, “Хиз-Ут-Тахрир аль-исламия”, “Исламское движение Узбекистана”, “Хамас”, “Аль-Харрамин”, “Центр исламского развития”, “Акрамиды”, “Ислам ласикареари”, “Товба” [10,с.44].

Их основной задачей в настоящее время является пропаганда  идей национализма  и радикального исламского фундаментализма, с целью последующего объединения всех мусульман в единый халифат регионах Кавказа и Центральной Азии.

В Казахстане понимают всю серьезность угрозы терроризма. В республике была принята стратегия Национальной безопасности на 1999-2005 гг., которая определила наиболее острые угрозы нашей безопасности и меры по ее защите. Среди наиболее опасных в этом документе обозначены были вероятность локальных конфликтов в непосредственной близости от границ Казахстана, экспорт терроризма и экстремизма,  распространение оружий массового поражения в азиатском регионе, наркотрафик,   незаконная миграция и торговля  оружием — все это факторы риска, повышающие уровень потенциальной опасности  терроризма для нашей страны. Известно,  что проводится укрепление границ республики, созданы военные округа, усилены визовый, паспортный и таможенный режимы. В числе соответствующих мер защиты предусмотрены и меры законодательного обеспечения безопасности страны. Парламентом внесены изменения и дополнения, в некоторые законодательные акты страны по вопросам борьбы с терроризмом, усовершенствовало  миграционное законодательство. Казахстан своевременно присоединился к Шанхайской конвенции  о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом и ко всем другим международным соглашениям в рамках СНГ и ЕС по этому вопросу. Противодействия международному  терроризму будут эффективными при условии согласованных действий не только на двустороннем, региональном уровне, но при активной совместной борьбе с этим злом всего мирового сообщества.

Президент Н.А. Назарбаев своей книге “Критическое десятилетие” пишет, что эти агрессивные умонастроения, выраженные в конкретной форме, нечего общего не имели и не имеют с миротворческим потенциалом каждой религии, основанной на идее гуманизма и добра (ст. 76) [25,с.76]. Президент отмечает, что идет искажение отдельных постулатов ислама и попытки его переосмысления в угоду тем или иным агрессивным интересам  или политической позиции. Усиления религиозного экстремизма во многих частях света и, особенно, в азиатской части Евразии заставляют нас более внимательно отнестись к этому явлению, как  с точки зрения всевозможных причин его возникновения и возможных последствий, так и с точки зрения методов превентивной политики и вариантов действий для его предотвращения. Религиозный экстремизм в Казахстане — явления, которое у нас масштабно не проявилось, но в то же время  существует определенная опасность, что процесс конфессиональной дестабилизации, в конце концов может проявится и у нас, считает Президент Н.А.Назарбаев. С мнением Н.А. Назарбаева согласен профессор А.Г. Косиченко. говорит, что религия в идеальном ее отправлении высоконравственная, конечно же наоборот. Ислам пытаются представить как   агрессивную религию, как религию с позиции силы. [5,с.42].

Деятельность экстремистов, следует признать,  во многом становится возможной из-за широкой финансовой поддержки общественных организаций и фондов из многих стран мира. Кадровый состав экстремистских групп — афганские моджахеды, остатки организации “Талибан”. Но само их существование представляет собой гораздо меньшую угрозу, чем те идеи и идеологию, которую они стремятся претворить в жизнь. Именно здесь находится водораздел между их потенциальной опасностью как группы вооруженных боевиков и той фактической опасностью, которая обусловлена их масштабной программой действия.

«Для экстремистов всех мастей терроризм — это универсальная панацея, считает Н.А.Назарбаев, от всех проблем».  Во многих случаях террористы и сами не могут представить последствия террористических актов, но самое главное они усвоили  — терроризм дестабилизирует обстановку, провоцирует ответную агрессию, рождает чувство недовольства в обществе, так или иначе, приводит общественному хаосу и гражданским беспорядкам, которые создают, в свою очередь благоприятную среду для овладения умами, захватом власти экстремистами группами или оказания давления с целью тех или иных требований. [7,с.100].

Н.А.Назарбаев считает, что в Казахстане религиозный экстремизм не распространится, не только потому, что политическая воля не даст каких-либо серьезных массовых шансов, но и потому, что сама природа конфессиональной веротерпимости этноса Казахстана. В этом смысле Казахстан является светским государством не только формально как фактически по самой природе и духу всего казахстанского народа, сознание которого формируется на исторической веротерпимости. [7,с.101]. Профессор А.Г.Косиченко. считает роль “исламского фактора” в реальной политике, экономике, иных сферах казахстанского общества не велика [5].

Политолог Ю.Жихорь. в своей статье, пишет что проблемы являющиеся катализаторах для зарождения  в обществе идей экстремизма, основанного на религиозной почве идентичны для каждого государства [31,с.83].В первую очередь это проблемы социально-экономического характера. Рост безработицы, низкое качество здравоохранения, постоянное сокращение социальных, государственных  дотаций. Идея религиозного экстремизма привлекательна тем, что объясняет кризисное  явление в обществе просто отходом от догм религии, отходом от традиций страны. Во-вторых, демографический фактор. В государствах, где зародился и ныне процветает религиозный   экстремизм, таких, как страны Ближнего Востока, страны Центральной и Юго — Восточной Азии, демографическая ситуация принимает угрожающие размеры.  Модернизация не может создать возможности для большинства населения, особенно в условиях все возрастающего демографического давления. Третья причина, влияющая на появления в обществе идей экстремизма, связана с ростом преступности и коррупции.[31,с.84]

С  мнением политолога Ю.Жихоря согласен профессор А.К.Избаиров. Он пишет что “исламский-экстремизм”  имеет к исламу отношение только по названию и предполагаемой конфессиональной принадлежности их участников. Далее он пишет, что в большинстве случаев “исламские экстремисты” стоят еще дальше от заповедей Корана, нежели атеисты. На базе социально-экономических условии культивируется экстремизм. т.е. единственная возможность хоть как-то прокормить семью — это участие в вооруженных отрядах. [32,с.83]

Аналитики считают, что исламский экстремизм Казахстану не грозит т.к.:

1) радикальные религиозные лозунги не находят широкой поддержки среди местного населения

2) традиционный ислам среди казахов не имеет корней и является ритуальной практикой, чем мировоззренческим убеждениям

3) исламский экстремизм несет в себе нерелигиозный, а социальный протест

4) исламский радикализм — форма политической борьбы между группировками, цель которых захват власти.

5) ислам в Казахстане коренным образом отличается от ислама на Ближнем Востоке и др. исламских государствах, и поэтому не имеет поддержки у масс.

До недавнего времени для Казахстана указанная проблема не была актуальной. Идеи исламское и христианское фундаментализма в целом, и их экстремистского проявления в частности, не имели в Казахстане сколько-нибудь широко распространения благодаря традиционному отсутствию религиозного фанатизма у основной массы верующих мусульман и христиан, преобладанию в исламе и православии обрядовой, а не  идейной стороны. Идеи исламского фундаментализма начинают проникать в РК, распространять литературу фундаментального характера, и оказывать влияние на некоторых граждан Республики Казахстан. “… мавзолеи надо уничтожать, могилы святых достойны осквернению, пантеон святых сборище самозванцев…” Эта позиция талибов коренным образом противоречит менталитету казахов, т.к. полностью отрицает культ предков, который глубоко укоренился в казахском народе [6,с.74]. Показательно и сообщения прокуратуры республики о деятельности общины ваххабитов в поселке Кульсары Атырауской области Ю.Хитрин ген. прокурор РК, пишет “деятельность секты сопряжена с насилием над гражданами, побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей, непосещениям детьми школ, женщины носят паранджу, было обнаружено оружие”. О наличии исламского экстремизма в Казахстане свидетельствует, задержания в 2000 г. в октябре, в Южно-Казахстанской области четырех членов подпольной религиозно-политической организации Хизб-Ут-Тахрир распространяя листовки с призывом к созданию Исламского Халифата. [6,с.75].

Хизб-Ут-Тахрир (исламская партия освобождения) была образована в 1952 г. Тани-ад-дином Найхани аль-муслимин, не регистрируется в органах власти, не признает ни одно исламское государство в качестве “исламского”. Задачей партии является возрождения Халифата на принципах времен Пророка Мухаммеда основным методом работы является распространение листовок, литературы, проведение дискуссии имеет штаб-квартиру в США. [6,с.76]

Правительство РК не бездействует по этому поводу. Из выступления Президента Н.Назарбаева на 1 съезде мировых религии в 2003 г. можно проследить насколько серьезно государство подходит к этой проблеме. “Мы должны противостоять подобным организациям пресекать наших граждан от любого негативного влияния”[33]. Также в Декларации участников 1 съезда лидеров мировых и традиционных религии, участники заявили что “экстремизм и др. формы насилия во имя религии не имеют ничего общего с истинным пониманием религии, является угрозой для человеческой жизни, и должны быть отвергнуты”. [34]

Если же там называемый верующий рассматривает других людей как “чужих”, “еретиков” и тем более если они берутся за оружие, выступая против них, то следует оценивать как следствие неистинной веры. В этом случае мы имеем дело уже не с религией и с экстремизмом, считает А.Нысанбаев. [14]. В Казахстане религиозные объединения, не берут на себя функции некоей особой политической силы, у нас не существует “военно-религиозных организации”. Однако силы и организации существуют не так уж далеко от нас, странах Центральной Азии, в арабо-мусульманском мире, и они объективно несут угрозу национальной безопасности Казахстана, способны создавать известную напряженность и конфронтацию среди населения нашей республики. Стремясь к укреплению конституционного строя, поддержания социальной стабильности и межрелигиозного мира, государство в 1999 г. создает комиссию совета Безопасности РК “по противодействию экстремизму и терроризму”, Президент издает Указ “О мерах по предупреждению и пересечению проявлении терроризма и экстремизма”. Принята пятилетняя стратегия и двухлетняя программа государственная программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом [14].

В своей книге “Критическое десятилетие” Н.А.Назарбаев перечисляет меры для борьбы с экстремизмом:

  1. Укрепление силовой составляющей антитеррористических рубежей.
  2. Полицейский надзор, направленный на проверку деятельности религиозных организации и благотворительных фондов и пресечения
  3. Развитие регионального и международного сотрудничества казахстанских и иностранных спец-служб по выполнению экстремистских центров и их финансовой сети, и принимать меры по противодействую транзиту наркотиков через Центральную Азию.
  4. Активизировать участие в деятельности международной антитеррористической коалиции.
  5. Создать континентальное объединение по противодействию экстремизму, которые кроме Центральной Азии, охватит другие кризисные регионы Южной Азии, Ближнего Востока [7,с.115]

В 2005 году 18 февраля был принят закон “О противодействии экстремизму, в котором были указаны запреты по созданию экстремистских организации в РК. Например, в статье 3. Запрещения создания экстремистских организации в РК, говорится, что на территории РК запрещаются создания и деятельность организации, иностранных организации, цели и действия которых направлены на осуществление экстремизма” [35,7].

В конце хотелось бы отметить, что мир на стороне тех религии, которые воспитывают в человеке любовь к окружающей среде, семье, Родине; трудолюбие, законопослушность, патриотизм и способствует духовно-нравственному обогащению личности, а не на стороне тех кто разжигает меконфессиональную рознь, неприязнь и жестокость, прикрываясь догматами религии, проследует свои корыстные идеи с целью изменения политической власти, нарушение целостности РК, разрушения личности человека.

Таким образом, наша страна не за создание религиозного государства, а за демократическое и гражданское общество, основанное на рыночных механизмах экономики и свободы творчества человека. Свобода вероисповедания носит не основной, а дополняющий смысл для полноценного развития общества, и религия в этом отношении не может являться самоцелью прогресса, выступая только как одна из частей общественно-политического развития Казахстана. Главным инструментом в борьбе с эксремизмом не силовыми методами, а информационной политикой.   

 

 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

Заключение

 

        В целом в настоящее время религиозная ситуация в Республики Казахстан характеризуется следующим рядом тенденций.

      Во-первых, за последнее десятилетие у казахстанцев произошло раскрепощение сознания. При этом обращение населения к религиозным ценностям стало одним из аспектов возрождения традиционной культуры. По результатам ряда социологических опросов уровень религиозности населения неоднороден в различных социальных группах. Так, чем старше население, тем выше уровень религиозности. Уровень религиозности также зависит от места проживания, в частности, жители сельской местности более религиозны, чем является следствием преобладания уклада жизни на селе.

     В то же время значительное количество населения остается с достаточно высоким уровнем религиозной индифферентности.

  Последствия атеистической пропаганды, проводимой в советское время, репрессии и гонения верующих устойчиво сказались на сознании целых поколений казахстанцев. В настоящее время количество людей, равнодушно относящихся к религии, по оценкам экспертов, составляет в РК около 55%. Во многом  религия является больше культурным фактором, чем нормативной моделью, регламентирующей различные стороны их повседневной жизни.

        Во-вторых, заметно возросла активность религиозных объединений, относящихся к нетрадиционному для Казахстана типу. Рассматривая Казахстан как “ миссионерскую целину”, пользуясь ослабленностью традиционных конфессий за годы тоталитарного режима, в страну устремились проповедники десятков зарубежных религиозных организаций, прежде всего не имевших здесь распространения. Успех им обеспечивает высокий уровень агитационной и рекламно-издательской деятельности, а также финансовая поддержка из-за рубежа. За последние 14 лет численность зарегистрированных нетрадиционных религиозных организаций в республике возросла в 1,7раза. Новые мировоззренческие ориентиры внедряются в те социальные группы, которые представляют наиболее активную и влиятельную часть социума, т.е. среди граждан, проживающих в крупных городах, занимающихся политикой, бизнесом, наукой и т.д.

     На начальной стадии своего внедрения в республику зарубежные миссионеры использовали национальные и родственные связи. Среди нетрадиционных конфессий, пользующихся массовой поддержкой, можно назвать общину евангельских христиан-пресвитериан, церковь объединения, церковь “ Свидетели Иеговы”, общество сознания Кришны и др.

           В-третьих, возросло количество нелегальных религиозных объединений и общин в два с половиной раза. Во многих случаях их официальными представителями выступают коммерческие, культурные организации или НПО, типа “Дианетика”, “Трансцендентальная медитация”, “ Общество Шри Чинмоя” и тд.

   В-четвертых, активизировались процессы, связанные с попытками политизировать деятельность ряда конфессий и религиозных организаций. Они находят выражение в стремлении лидеров некоторых религиозных объединений распространять свое влияние на сферы политических отношений, культуры, образования и  тд. Крайнюю и наиболее опасную форму политизации религии и выраженного клерикализма составляют проявления религиозно-политического экстремизма. Определенное падение уровня мусульманских верующих к  традиционному вероучению активизировала деятельность исламских течений на территории республики. В последнее время особенно среди мусульманского населения стали распространятся религиозные идеологии суннизма ханабалитского мазхаба, отличающего отрицанием свободы мнений в религии, фанатической строгостью при соблюдении обрядовых и правовых норм шариата, ограниченным применением кияс. Их влияние достаточно сильно проявляются в южном регионе республики, который характеризуется более сложным социально-экономическим положением, чем другие регионы страны.

      В-пятых, в последнее время наметилась тенденция на омоложение религиозных групп, особенно нетрадиционных направлений. Вербовка молодежи наиболее активно происходит через различные учебные заведения.

    Религия достаточно автономная сфера общественной жизни, и все же она вплетена  в эту жизнь, поэтому очень многое в религиозной области будет зависеть от  хода экономических и социально-политических преобразований от уровня и глубины демократизации казахстанского общества.

Многообразие религиозных объединений и исповеданий должны вести не к взаимному подозрению, дискриминации и уничтожению, а к взаимовосприятию и гармонии, демонстрирующих уникальность каждой религии и культуры. Религии должны стремится к большему сотрудничеству признавая толерантность и взаимовосприятия, как существенные инструменты мирного сосуществования всех народов. Религия не может и не должна влиять на политические процессы, происходящие в обществе. Религия- это восприятие души. Она направлена на то, чтобы человек мог свободно осуществлять свои духовные потребности. Каждый человек исповедует то верование, которое он считает приемлемым для себя, своего разума.

   Казахстан исторически  относится к тому пространству, которое оказалось в ареале активного распространения новых единобожных религий. Мировые религии, ставшие подлинными столпами величия человечества, проходили по нашей земле, становясь частью истории и культуры Евразийского континента.

   Президент Н.А.Назарбаев занимает совершенно правильную позицию в государственно-конфессиональных отношениях, постоянно подчеркивая в своих выступлениях светский характер государства, многоконфессиональный уклад страны, факт мирного сосуществования всех религиозных объединений в республике, необходимость создания для реализации условий для реализации права на свободу совести каждому.

     Наша страна имеет полное право претендовать на выполнение особой миссии — консолидирование наций и народов с целью обеспечения мира и согласия в регионе. Прошедший съезд мировых религий в Казахстане символизирует продолжения первых шагов по достижению мира и согласия на земле.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

Список использованной литературы.

 

 

1.Подопригора.Р.Религиозные объединения в Казахстане: проблемы и перспективы.//www.confession.ru

  1. Назарбаев Е.Ж. Основные тенденции развития межконфессиональных отношений в современном Казахстане.//http://forum.grani.ru
  2. Аулбаев Б.А.. Роль религиозных организаций в общественной жизни Казахстана.//www.unesco.kz

4.Дабжанова Ж.Б. Ислам и иудаизм в Казахстане: взаимодействия в процессе становления гражданского общества.//http://www.agnus.info

  1. Косиченко А.Г. Религиозная ситуация в Республике Казахстан.//Аналитик,2001.№4(5).
  2. Трофимов Я.Ф. Религия и политика. А, 2002.
  3. Назарбаев Н.А.. Критическое десятилетие. А.,2003.
  4. Дедерер А.Толерантность как характерная черта взаимоотношений между релишиозными народами//www.kazpravda.kz/
  5. Цепкова И.Б. религия в реалиях государственной политики Казахстана.//www.aif.kz

10.Жатканбаев Е. Международный экстремизм и терроризм как угроза национальным интересам Казахстана.// Саясат.№1,2005.

  1. Жусипбек Е.Г. Международный диалог: проблемы и перспективы.// Саясат. №14,2004.

12.Кузембаев Б. Съезд мировых религий.// Казахстанская правда ,24 сентябрь.2003

13.Канафина М.Х. Этноконфессиональное отношение в Казахстане.А,2004.

14.Нысанбаев А.Религия: на пути к миру и согласию.// Казахстанская правда, 22 марта,2001.

 15.Султангалиева А.К. Ислам в Казахстане: история, этничность и общество.А,1998.

  1. С.Жусупов. Ислам в Казахстане: прошлое, настоящее, будущее во взаимоотношениях государства и религии.//http:www.hot.kub.kz
  2. Геополитические апекты динамики изменения религиозной ситуации в РК.//http:www.religare.ru
  3. Иванов В.А.,Трофимов Я.Ф. Религии в Казахстане. А.,2003.
  4. Купенова Б, Айталы А. Современная казахстанская политика в отношении религии.//Экспресс К.,27 янв.2004.
  5. .Казкенов К. Религиозные процессы в Казахстане.//Саясат..№12.,2002

           21.Мынбай Д.К.. Место и роль религии в современном обществе//http://www.uko.kz

           22.Косиченко А.Г.. Межконфессиональные отношения в Казахстане:состояния и тенденции.//www/nomad/su

           23.Диалог конфессий важный фактор укрепления стабильности в Казахстане.//www.cvi.kz

           24.Циренчикова А. Религия в общественнполитической жизни Казахстана.//www/kisi.kz

           25.Послание президента Н.А.Назарбаева  народу Казахстана.,А.,2005

           26.Закон” О свободе вероисповеданий и религиозных объединений”.А.,1992

           27.Интервью с главой ДУМК Абсаттаром-кажи Дербисалиевым.//Континент.№19(57).,2001.

           28.Мухашов А.. Во имя религиозного равноправия.//Казахстанская правда.10 марта.2005.

           29.Абдыкаримов О.Религиозное положение в Казахстане.// Казахстанская правда.20 декабря, 2003

  1. Акимбеков С.Ислам в Казахстане. //Континент,№19 2001

           31..Жихорь Ю.. Религиозный экстремизм: проблемы идентификации//Казахстан-Спектр.№3,2002.

           32.Избаиров А.К.. Ислам в социально-политических процессах в Казахстане.//Казахстан-Спектр.№3,2002г.

          33.Выступления Пезидента РК Н.А.Назарбаева на первом съезде лидеров мировых и традиционных религий// Казахстанская правдв.25 сент.2003.

          34.Декларация участников Первого съезда мировых и традиционных религий// Казахстанская правдв.25сент.2003.

         35.Закон “О продиводействии экстремизму”// Казахстанская права.,2005.