[:ru]
Казахстанские эксперты дали оценку состоянию дел в республике
Казахстанское экспертное сообщество больше проявляет интерес к предстоящим выборам президента Узбекистана, нежели к уже состоявшимся выборам в США. Ведь результат выборов в соседней республике, которые назначены на декабрь, может непосредственно отразиться на взаимных экономических, торговых и политических отношениях между Узбекистаном и Казахстаном. Впервые за долгое время экспертное сообщество дало оценку того, что происходит и может произойти у соседей и как это повлияет на расстановку сил в Центральной Азии, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По их словам, уже сейчас можно говорить о нескольких очевидных вещах. Следующим президентом соседней республики на долгое время придет Шавкат Мирзиеев. Узбекистан однозначно изменится: станет более открытой и динамично развивающейся страной. Казахстану в Центральной Азии может быть составлена существенная конкуренция. Родственники бывшего президента Ислама Каримова и его ближайшее окружение, скорее всего, покинут страну. Их имущество будет отобрано или национализировано государством.
Какой банк выберет Узбекистан: БРИКС, АБИ, МВФ или Всемирный банк
С точки зрения экономического развития Узбекистан возьмет крен в сторону постепенного выхода из самоизоляции. И.о. президента страны, который скорее всего и займет это кресло — Шавкат Мирзиеев, даст определенную свободу малому и среднему бизнесу. При этом, он на самом деле, продолжит тот тренд, который был заложен в последние годы правления Ислама Каримова — медленного движения к либерализации экономических отношений на нижнем и среднем уровне. В то же время, в сфере крупного бизнеса будет сохранена госмонополия. Такое мнение высказал экономический эксперт, глава консалтинговой компании«Алмагест» Айдархан Кусаинов.
Он считает, что этот шаг будет вынужденный, так как Узбекистан уже исчерпал свои возможности самоизоляции и закрытия от всего мира. К тому же, в последнее время казахстанские предприниматели уже сотрудничали с узбекскими коллегами в плане поставок в эту страну различного оборудования и товаров народного потребления. Однако это сотрудничество было бессистемным и спорадическим.
Эксперт считает, что в других республиках Центральной Азии больше не осталось скрытых резервов для развития, тогда как в Узбекистане они практически не тронуты. Ташкент может начать привлекать иностранные инвестиции, однако скорее всего он сосредоточится на привлечении денег из Китая. При этом, будет стараться интенсифицировать свое сотрудничество с Евразийским экономическим союзом. Дело в том, что сейчас эта страна находится на перепутье, на котором находился Казахстан в начале 90-х годов. Узбекистан не находится в таком положении, к тому же в условиях жесткого разделения мира по линии противостояния Запада с одной стороны, России и Китая с другой, вынужден будет перестать антагонистично относится к блоку стран ЕАЭС. Возможно, что он активизирует сотрудничество со странами в рамках БРИКС. Тем более, что сейчас перед ним есть выбор — МВФ и Всемирный банк с одной стороны, банк БРИКС и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с другой. При этом для мощного экономического рывка Узбекистану потребуется около 5 лет, однако в случае медленных преобразований этот период может затянуться. Вместе с тем, каких-либо политических преобразований, послаблений и либерализации эксперт не ожидает.
Имущество и активы Ислама Каримова будут экспроприированы
В свою очередь, казахстанский политолог Жаксылык Сабитов солидаризировался с тем, что сила Узбекистана может быть заключена в его слабости. Он считает, что экономическое положение Узбекистана на данный момент не очень хорошее. Низкое качество жизни и низкий ВВП на душу населения характеризует Узбекистан не слишком положительно. Но с другой стороны Узбекистан может этим воспользоваться. В такой ситуации можно наблюдать эффект низкой базы, который характерен для многих экономик, находящихся в перманентном застое или кризисе. Эффект низкой базы позволит Узбекистану на первых порах иметь большие темпы экономического роста только за счет либерализации курса правительства.
Он также отводит Узбекистану пять лет для роста, говоря, что в ближайшие пять лет темпы экономического роста этой республики будут превышать темпы экономического роста соседних стран, как раз-таки за счет эффекта низкой базы.
Что касается политической сферы, то эксперт отказывается называть Шавката Мирзиеева новым претендентом на власть, так как он уже правитель Узбекистана как минимум на ближайшие 10 лет. При этом, эксперт полагает, что с большой долей вероятности можно утверждать, что Мирзиеев будет править гораздо дольше 10 лет.
Он уверен, что в начале его правления мы увидим, как большие темпы экономического роста, так и экономическую модернизацию, но изменений в политической сфере ждать не приходиться. Узбекистан будет активно выстраивать отношения, как с Казахстаном, так и с Евразийским экономическим союзом.
Насчет родственников Ислама Каримова и их отношений с новым президентом Узбекистана, эксперт убежден, что семья Ислама Каримова рано или поздно покинет территорию Узбекистана, а их имущество внутри республики будет национализировано или передано в управление местным олигархам или родственникам нового президента Узбекистана.
Личность премьер-министра Узбекистана объяснит многое
Политолог Замир Каражанов отвечая на вопрос, готов ли новый претендент на власть (и.о. президента) Шавкат Мирзиеев дать больше свобод в рыночной экономике, так охарактеризовал ситуацию в соседней республике: «В определенной степени ответ на этот вопрос можно получить сейчас. Как утверждают наблюдательные СМИ, при и.о. президента Шавкате Мирзиееве полномочия вице-премьера правительства Рустама Азимова расширились. Все это позволяет говорить о том, что после президентских выборов пост премьер-министра (который занимал Шавкат Мирзиеев) достанется Азимову. Однако, однозначно так утверждать нельзя! Обращает на себя внимание другое назначение, также проведенное и.о. президента Мирзиеевым. Вице- премьер-министром был назначен Абдулла Арипов, который попал в опалу при экс-президенте Исламе Каримове. Его „реинкарнация“ в правительстве, да еще в высоком сане, говорит о большом доверии к нему со стороны Мирзиеева. В условиях восточной политики, это многого стоит. Поэтому должность премьер-министра может достаться не Азимову, а Арипову».
Эксперт считает, что перемены в высших эшелонах власти позволяют заглянуть в «послезавтра». Рустам Азимов давно трудится в правительстве, и зарекомендовал себя в амплуа рыночника. Только такую лестную оценку дают ему не в стране, а за ее пределами. Азимов, являясь главой Минфина РУ, встречался с главами международных финансовых структур. И скорее всего, это они сложили лестное мнение об узбекском чиновнике. Если пост премьер-министра достанется Азимову, то это, конечно, станет сигналом для тех же западных иностранных инвесторов, МВФ, Всемирного банка, что Узбекистан готов к серьезным рыночным реформам.
Назначение же Абдуллы Арипова на должность главы правительства РУ скажет о том, что смена власти в стране законсервирует политические, социальные и экономические проблемы. Перемены без перемен! Главная суть назначения Абдуллы Арипова в этом случае будет — укрепление власти нового президента Узбекистана. Поэтому говорить об экономических реформах не придется. Если они и будут иметь место, то, скорее всего, станут носить половинчатый и компромиссный характер.
Вопрос только в том, что выберет Шавкат Мирзиеев: стабильность или рыночные реформы?
Между тем, отвечая на вопрос: будут ли какие-либо послабления в политической сфере, эксперт солидаризировался с двумя другими спикерами. Он сказал, что не стоит ждать узбекской «оттепели». Власти помнят, чем закончился демократический эксперимент в СССР и не хотят его повторения в своей стране. Но проблема заложена немного глубже. Дело не в том, чего хотят в Ташкенте, а в том, есть ли для этого реальная почва. Узбекистан сложное государство, которое сталкивается с многими вызовами политического и экономического характера, а также в сфере безопасности. Все они сковывают руки новым властям. Трудно проводить либеральные реформы в стране, чье население ездит в Россию на заработки, в стране, где тонкая прослойка среднего класса, где совершенно не развито гражданское общество. Опасно проводить либерализацию в стране, которая сталкивается с террористическими рисками и имеет под боком неспокойного соседа — Афганистан.
«Конечно, как уточняет эксперт, есть большой соблазн либерализовать экономику. Узбеки — трудолюбивые люди и термин общество всеобщего труда — больше подходит им, нежели нам, они хорошие декхане, то есть аналогии с Китаем и Южной Кореей существуют прямые. Реформы потенциально способны ускорить экономический рост Узбекистана, тем более что труд в стране стоит дешево. Но следует признать, что „шоковая терапия“ в Узбекистане способна обострить имеющиеся противоречия — социальные, экономические, политические внутри страны и усложнить жизнь соседям по региону», — заметил эксперт.
Он напомнил, что следует принимать во внимание и глобальный кризис: его влияние на политические, идеологические предпочтения. Европа и другие демократии сегодня трудно переживают последствия мирового экономического кризиса. Ввиду чего, демократия утрачивает ауру респектабельности, в то время как большую привлекательность получает китайская модель развития, где делается ставка на авторитет государства.
Далее, отвечая на вопрос о том, как новая узбекская власть намерена выстраивать свои отношения с Казахстаном и странами Евразийского экономического союза, эксперт заявил, что не стоит ждать радикальных перемен в отношениях между Казахстаном и Узбекистаном. В последние годы жизни Ислама Каримова, отношения между странами получили хорошую динамику. Скорее всего, тренд удастся сохранить и при новом узбекском лидере. Тем более, что Мирзиеев, будучи премьер министром РУ, не нуждается в представлении. Он известен в политических кругах постсоветского пространства, и в этом смысле является предсказуемым лидером для Астаны, Москвы и других столиц Центральной Азии. Предсказуемость имеется и в случае с ЕАЭС. Здесь, однако, не стоит ждать расширения числа участников за счет Узбекистана. По крайней мере, в ближайшие годы. Узбекистан ранее сторонился участия в разных межгосударственных структурах, которые ограничивают его политический и экономический суверенитет. Этой линии страна будет придерживаться после президентских выборов. Тем более, что Шавкат Мирзиеев сам проводил такую политику.
Отвечая на вопрос, каково может быть отношение нового президента к наследию, в том числе и родственникам, их имуществу, прежнего лидера Ислама Каримова, политолог отметил: «Если родственники Ислама Каримова не будут питать политических амбиций, то им ничего не грозит. По поводу имущества. Не помню, чтобы дочери Ислама Каримова были в списке «Форбс» самых богатых людей планеты. Они не жили на воде и хлебе, но и в золоте не купались. Остается неясной судьба Гульнар Каримовой, которая была арестована еще при жизни Ислама Каримова. Но дело в том, что ее ресурсы влияния были связаны с именем отца. А его уже нет в живых. Едва ли теперь она представляет какую-либо опасность для новых властей Узбекистана. Для них есть только одна проблема: где поставить запятую в предложении«посадить нельзя помиловать», — отметил Замир Каражанов.
https://kapital.kz/world/55121/dlya-ekonomicheskogo-ryvka-uzbekistanu-potrebuetsya-okolo-5-let.html
[:]