На сайте Tengrinews.kz появилась замечательная статья журналистки Аружан Дарибай. Автор ссылаясь на экспертное мнение, рассказывает о том, почему плох религиозный фанатизм, и как он приводит к следованию деструктивным течениям.
Журналист приводит цитату Касым-Жомарта Токаева о том, что «Облачение во все черное противоречит мировосприятию нашего народа, является бездумным копированием инородных норм, обусловленным религиозным фанатизмом. Мы не должны отрываться от своих духовных корней и размывать свою национальную идентичность»
Так же приводится позиция имама и теолога Нурлана Байжигитулы, считающего, что облачение во все черное связано с отъездом казахстанской молодежи в заграничные учебные заведения.
«После обретения независимости наша молодежь начала учиться в зарубежных учебных заведениях, и начали нашему народу прививать определенную одежду, дресс-код, которые были за границей: в Пакистане, Саудовской Аравии и в других мусульманских странах. Это их обычаи, особенно что касается покрывания лица. В народе это называют паранджой — платок с прорезями для глаз — а на арабском языке он называется никабом. Никаб, который полностью закрывает лицо, для нашего народа вообще неприемлем, и наш народ им не пользовался. Сегодня мы в некоторых регионах нашей страны на улицах иногда наблюдаем такие моменты. Но в черные одеяния наш народ никогда не одевался«, — подчеркнул теолог.
Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney
По словам имама Нурлана, черная одежда у казахов ассоциировалась с трауром. Сам он, как давно могли заметить окружающие, предпочитает носить национальную одежду.
«Даже посещая святые места — Мекку и Медину, всем нашим паломникам я советую, и многие знают, что я сам всегда ношу национальную одежду, где бы я ни был: на Западе, в Соединенных Штатах, в Европе или в Саудовской Аравии», — отметил имам.
Вместе с тем имам и теолог подчеркивает, что любовь к национальным обычаям и традициям, в том числе и к национальной одежде, должны исходить от сердца. Никакого принуждения здесь быть не должно.
«Именно этот момент я хочу подчеркнуть: не надо заставлять всех носить национальную одежду, как мы наблюдаем в некоторых странах. Это должно быть на уровне любви, уважения. И это правильно, что национальной одежде уделили отдельный день (в концепции Наурызнама — прим.)», — отметил он.
Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов
Ведущий научный сотрудник Национального музея, доктор PhD, этнограф и кандидат исторических наук Ернур Рахимов считает, что для традиционного казахского общества одевание во все черное несвойственно и привнесено извне, в частности, из стран Ближнего Востока.
«На курултае в Атырау Президент коснулся вопроса об облачении некоторых наших женщин и девушек во все черное, в так называемые никабы. Понимая, что современная молодежь отдает предпочтение традициям и обычаям казахского народа, формировавшимся на протяжении тысячелетий, такая мода шокирует», — заявил он.
Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов
Этнограф напомнил, как традиционно одевались казахские женщины.
«Традиционно казашки носили косы, тюбетейку — такия — до замужества. Молодые надевали акжаулык — белый платок — только после сватовства. При самом сватовстве невеста наряжалась в саукеле — высокий конусообразный головной убор, богато украшенный серебром и полудрагоценными камнями. Лицо было закрыто налобным украшением — шекеликом, а при самом обряде беташар — платком. Замужняя женщина прикрывала волосы платком — кимешеком, но при муже снимала его. До конца жизни казашка носила жаулык, орамал, в пожилом возрасте — кундик», — поведал эксперт.
Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов
При этом, по словам историка, оставлять голову и волосы неприкрытыми считалось неприличным для казахской женщины.
«При людях не покрывать голову могла вдова, или мать — при детях. Традиции ношения платков у казахских женщин были строже, чем мы представляем, но до замужества девушки пользовались определенной свободой, были любимицами отцов, их баловали братья и сестры, их даже сажали на правую сторону юрты, так как девочка считалась гостьей в отчем доме. Но после замужества ее положение и статус коренным образом менялись», — отметил Рахимов.
Как подчеркнул специалист, для казахов чужды черные одеяния с головы до пят.
«Следует заметить, что в старину девушек рано выдавали замуж, в 13-14 лет. Если жених был ее ровесником, то до 16-17 лет невеста могла не покрывать голову, если этого строго не требовали родители мужа. Наш Президент верно указал, что облачение во все черное противоречит мировосприятию нашего народа и является бездумным копированием инородных норм», — заключил историк.
Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов
О том, что у казахов не было черной одежды, говорит и сенатор Али Бектаев.
«Черная одежда – это традиционная одежда других народов, других стран. В основном арабских. У нас свои традиции и одежда. Одежда разделялась для взрослых, подростков, девушек, женщин, бабушек. Каждая одежда имела свой смысл. Даже каждый узор имел особенный смысл. Поэтому нам надо переходить к своим традициям, в том числе и в национальной одежде», — подчеркнул он.
Сенатор считает, что казахстанцам необходимо пропагандировать свою национальную одежду, традиции и культуру.
«Это не пропаганда против каких-либо религий. Казахский народ на своем веку не делал ничего такого, чего мог бы стыдиться. Нам нужно внедрять в сердца нашей молодежи и детей наши традиции и культуру. Мы должны развиваться на основе наших традиций. К примеру, японцы, корейцы и китайцы не забывают ведь свою национальную одежду, свои традиции и музыку. Везде, где что-то связано с этими государствами, там звучит их музыка. Так и мы должны более патриотично относиться к нашей истории, к нашим традициям», — заключил сенатор.
Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов