АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Эксперты заговорили о «торговой войне» Казахстана и России

Несмотря на Таможенный союз и единый рынок, казахстанским компаниям по-прежнему трудно работать в России. Разумеется, мешают казахстанцам не системно, а как бы так, между делом.

На минувшей неделе президент ассоциации “Казалко” Амиржан КАЛИЕВ обвинил российские власти в усложнении экспорта казахстанского алкоголя на территорию России.

По его словам, в соседней стране вступил в силу Закон о лицензировании перевозок алкогольной продукции. Теперь все транспортные средства, занимающиеся перевозкой спиртных напитков, должны иметь специальную лицензию на перевозку.

В этом законе не нашлось места для транспортных компаний из Казахстана и Беларуси, которым фактически отказали в получении такой лицензии, несмотря на то, что правила ТС предусматривают единый рынок не только товаров, но и услуг.

Поэтому на границе мы должны найти их транспорт, который имеет эту лицензию, и перегрузить товар. Это дополнительные затраты и потеря времени

– Получается, что наши транспортные средства, перевозящие такую продукцию, не могут заехать на территорию России. Поэтому на границе мы должны найти их транспорт, который имеет эту лицензию, и перегрузить товар. Это дополнительные затраты и потеря времени, – сказал А. Калиев в интервью “Каравану”.

– Что создает барьеры для проникновения казахстанской продукции на российский рынок. Если они такие нормы вводят, то должны были предусмотреть пути получения лицензии для казахстанских транспортных средств. Но наши перевозчики не знают, как получить эту лицензию. Нет такого механизма.

Кроме этого, казахстанские предприятия, желающие экспортировать товар в Россию, вынуждены выделять 420 рублей за литр водки на обеспечительный платеж, который мы должны вносить при экспорте в Россию. Эти деньги будут возвращены владельцу через 7–8 месяцев.

Но это живые деньги, которые на это время попросту изымаются из оборота предприятия. В это же время внутренний рынок страны полностью открыт для всех производителей из стран ТС.

Страну не видно

После анализа внутренней статистики Таможенного союза и бесед с представителями промышленных предприятий и ассоциаций страны сложилось впечатление, что сырьевая ориентация казахстанского экспорта сохраняется и внутри Таможенного союза.

Небольшой рост казахстанского экспорта готовой продукции большой роли не играет. Больше 90 процентов экспорта занимают сырье и полуфабрикаты

Небольшой рост казахстанского экспорта готовой продукции большой роли не играет. Больше 90 процентов экспорта занимают сырье и полуфабрикаты. Или, как пишут в официальной статистике, продукция промежуточного назначения.

Как вы думаете, какие товары приветствуются в России, а какие сталкиваются с трудностями? Легко понять, что сырье и полуфабрикаты уходят со свистом. А вот готовые товары – продовольствие, товары народного потребления, автомобили – сталкиваются с непонятными проблемами.

Так же, как и кондитерские изделия, молочные продукты, соки, сигареты. Все, что у нас достигло конкурентоспособного качества.

Приятное исключение

Но есть и исключения. Пожалуй, единственной отраслью, которая заметно выросла при ТС, оказалась легкая промышленность.

– Только благодаря действию ТС объем производства на казахстанских предприятиях отрасли вырос примерно на десять процентов. Многие российские компании размещают заказы на казахстанских предприятиях – это тоже фактор увеличения производства, – отметила председатель Ассоциации предприятий легкой промышленности Любовь ХУДОВА.

– Сегодня Казахстан экспортирует текстиль, детскую и спортивную одежду, верхнюю одежду.

В чем риск, брат?

Еще одна проблема: наши предприятия лишают доступа к сырью.

– Казахстанские производители упаковки оказались лишены сырья для своей работы из-за желания России поддержать своих производителей полипропилена. Это угрожает самому существованию наших компаний, – считает исполнительный директор Ассоциации производителей упаковочных материалов Батырбек АУБАКИРОВ.

Необходимое сырье в Казахстане не производят, поэтому мы его импортировали из-за рубежа по нулевой ставке. После создания ТС Россия настояла на увеличении импортной таможенной пошлины до 10 процентов от цены товара. Это позволило захватить рынок российским химическим гигантам.

Казахстанские производители упаковки оказались лишены сырья для своей работы из-за желания России поддержать своих производителей полипропилена

– Но и в России тоже дефицит этого сырья! Поэтому отпуск для потребителей квотируется. К потребителям из Казахстана и Беларуси продавцы сырья применяют остаточный принцип: останется товар после российских покупателей – дадим, не останется – извините, – рассказал Б. Аубакиров.

На заседании юридической и экономической комиссии в Москве представители Казахстана и Беларуси выступили с предложением о снижении импортной пошлины на полипропилен до нуля. Но российская сторона не уступила.

В комиссии Таможенного союза, куда делегированы полномочия по изменению таможенных тарифов, 57 процентов голосов принадлежит России, по 21,5 процента принадлежит Казахстану с Беларусью.

Даже объединившись, Казахстан с Беларусью никогда не смогут “переголосовать” Россию. А по процедурным вопросам решения принимаются простым большинством голосов.

Бойцы невидимого фронта

Назвать такое отношение “торговой войной” нельзя. Все-таки такие конфликты ведутся целенаправленно против конкретной отрасли. Но опыт такого нетарифного регулирования наши соседи накопили внушительный.

По словам российских и украинских журналистов, начиная с 2005 года и по настоящее время Россия постоянно находится в состоянии “торговой” войны с кем-нибудь из своих соседей. Причем объявление такой “войны” не зависит от состояния отношений с таким соседом.

В 2005–2006 годах произошли первые “мясные войны” с Польшей и Украиной из-за плохого качества поставляемого мяса и подозрения на реэкспорт продукции, произведенных в третьих странах.

В том же 2006 году Москва развязала еще три торговых конфликта: против молдавских и грузинских вин, грузинской же минералки и латвийских шпрот. По странному стечению обстоятельств одновременно с торговыми санкциями протекали и политические конфликты России с этими странами.

Так, исполняющий обязанности президента Молдовы Михай Гимпу неосторожно заявил, что присоединение страны к СССР было оккупацией. В Грузии арестовали нескольких российских офицеров. А Литва никак не могла урегулировать территориальный спор.

В 2007 году начался бойкот эстонских товаров, в июне 2009-го – молочная война с Беларусью, в августе – таможенный конфликт с Литвой, переросший еще в одну “молочную войну”.

В октябре 2007 года был введен запрет на поставку мяса и молока украинских предприятий, а затем и запрет на экспорт курятины из Украины. В 2011 году в этом конфликте поучаствовали уже и Беларусь, и Казахстан.

Минсельхозпрод Беларуси и Минсельхоз Казахстана проинспектировали 32 украинских мясо-молочных предприятия, после чего запретили экспорт в свои страны продукции с 18 проверенных заводов.

Сегодня эксперты опасаются введения мер против экспорта украинского сахара в Казахстан.

Основными инициаторами торговых конфликтов были три организации: Росприроднадзор, Россельхознадзор и Роспотребнадзор. Они обладают такими полномочиями, которые позволяют выгнать с рынка почти любую компанию.

А руководитель Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач Геннадий Онищенко стал крупной политической фигурой.

Мы не были готовы

– В основном препятствия казахстанскому импорту создаются снизу, на местах. На верхнем уровне принимаются решения об открытии рынка, но местные власти и предприятия решают все сами.

Губернаторы регионов достаточно самостоятельны в своих действиях и не оглядываются на Москву, – считает президент Независимой ассоциации предпринимателей (НАП) РК Тимур НАЗХАНОВ.

По его словам, наш бизнес не готов к жесткой конкуренции внутри Таможенного союза. Вся наша экономика была ориентирована на импорт готовой продукции. Поэтому и тарифы на импорт у нас были самыми низкими в ТС. Россияне, наоборот, постоянно защищали своих производителей, помогали, дотировали.

– Поэтому сегодня ставятся вопросы по активному включению государства в развитие собственной экономики, подъему конкурентоспособности, помощи в появлении новых предприятий, – уверен глава НАП.

– Надо активнее подключать к этой работе Антимонопольное агентство и Комитет по защите конкуренции. Размер российских компаний таков, что они вполне в состоянии обвалить цены на нашем рынке, устранив своих местных конкурентов.

Источник: Караван, Адиль УРМАНОВ