АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Елбасы в углу. Народный артист Тунгышбай Жаманкулов рассказывает правду о бывшем министре Мухамедиулы Арыстанбеке…[:]

[:ru]

Когда я только приступил к материалу о бывшем министре Мухамедиулы Арыстанбеке «Елбасы в углу. Или история госслужащего, ставшего миллиардером», не думал, что получиться такая занимательная и поучительная статья. Статья про приспособленчество и лицемерие, хамство и беспредел, человеческое достоинство и порядочность, вперемешку с коррупцией, взятками и деньгами.

Это история про то, что из себя на самом деле представляет экс-министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы. Про его дворцы, конюшни, торговые центры, рестораны и другое несметное сокровище.

          Сразу после выхода первой статьи с нами связался известный    режиссер Талгад Жаныбеков, рассказавший нам о скандале вокруг фильма “Феникс”. И так появилась вторая статья «Елбасы в углу. Как госслужащий посадил за решетку мэтра казахстанского кино».

 

И вот теперь с нами вышел на связь народный артист Республики Казахстан Тунгышпай Жаманукулов. И ему тоже есть что рассказать о бывшем министре.

Тунгышбай Кадырулы, расскажите, как вы познакомились с экс-министром Арыстанбеком Мухамедиулы?

Экс-министр культуры — это музыкант, которого никто не видел с

музыкальными инструментами. Когда-то он был разносчиком нот, а после стал директором Президентского оркестра. Позднее был ректором академии искусств имени Жургенова, где я работал профессором. Приходилось с ним пересекаться по рабочим

вопросам. Я бы сказал, что он человек недалекий. Совсем не интеллектуал. Это понятно по манере речи и его поведению в обществе. Удивительно, что такой человек смог стать министром культуры.

Какие у вас были отношения с экс-министром?

Мы не были друзьями. Более того, у нас случались конфликты, когда он работал ректором в академии имени Жургенова. Дело в том, что каждые четыре года я набираю свой курс в рамках которого учу молодые дарования актерскому мастерству. Многие таланты хотят у меня учиться. И я помогаю им раскрывать свой потенциал. Я ведь знаю, каково это, когда душа горит искусством. Сам я учился в техническом вузе, но всегда грезил мечтами о кино. Играл на домбре. Пел песни. Был творческой натурой. Восхищался Раджом Капуром.

В искусство я пришел, пожертвовав многим. Мне пришлось бросить технический ВУЗ, где я успешно учился. Поэтому для своих будущих учеников я ставлю высокие требования. Они должны быть интеллектуальными, воспитанными, образованными.

Однажды во время приемных экзаменов на актерский курс, приходит ко мне в кабинет тогдашний декан Асхат Майемиров, и просит принять на курс 11 человек по блату. А грантов было 12. Выяснилось, что список составил Мухамедиулы. Ни один ректор до него не вмешивался в мои дела. Никто из них не просил принимать учеников по блату. Они понимали, что кино — это искусство, требующее определенных талантов и способностей.

 

Что вы предприняли после этого?

 

Я спросил у Асхата, не сошел ли он с ума. Попросил передать ректору, что готов принять из списка действительно способных и талантливых людей, а остальные пусть не обижаются. Я готов был войти в его положение. Вдруг на него давят какие-нибудь влиятельные люди сверху, и он не может им отказать.

Скольких людей из списка вы приняли на свой курс?

Всего двух. Изначально у нас была такая договоренность, о чем он попросту забыл. Был большой конкурс. Вступительные экзамены закончились только ближе к полуночи. И глубокой ночью мне звонит Мухамедиулы. Начал разговор на повышенных тонах. Мол, ты кто такой вообще, что смеешь ослушаться моего приказа? Я тогда просто обалдел. Ведь я народный артист, профессор, кандидат наук, более 30 лет работаю в академии. В конце-концов, я старше его на целых 15 лет. Какое право он имеет разговаривать со мной таким тоном? Я разозлился и послал его.

 

Он смирился с вашим решением принять на курс двух людей из списка?

 

Наутро я отправился к нему в кабинет. У двери стояли охранники, которые меня к нему не пропускали. Затем я встретил Арыстанбека на парковке, когда он вальяжно выходил из своей машины. Я сказал ему “Ареке, меня в твой кабинет не хотят пускать. Я хотел обсудить с тобой вчерашний инцидент.”

 

Он же в ответ даже не поздоровался со мной. Просто молча прошел мимо, а потом попросил своего охранника не пускать меня в его кабинет. Я разозлился и обматерил его по-казахски.

После этого отношения между нами окончательно испортились. Он принял всех тех блатных абитуриентов в академию. Также специально для них он параллельно открыл еще один курс. Руководителем которого был назначен М. Ахманов.  Мухамедиулы в тот момент нарушил закон. Подделал мою подпись. Залез в экзаменационные ведомости и внес там корректировки.

 

Это как-то отразилось на судьбе академии искусств?

При Мухамедиулы в академии царил хаос. Театральный институт при нем стал консерваторией низкого уровня. Тут и музыканты, и гитаристы, и танцовщицы. В общем, намешал всего-всего. По его мнению, чем больше людей у нас обучается, тем престижнее должно считаться заведение. И будет больше блатных абитуриентов, пополняющих его необъятные карманы.

После того, как он стал министром культуры, он оставил вас в покое?

 

Нет, всё стало только хуже. В 2012 году я и мой товарищ молодой режиссер загорелись идеей снять научно-фантастический фильм о космосе. Я был знаком с Талгатом Мусабаевым, казахстанским космонавтом, и хотел включить его в процесс съемок.

 

Я хотел, чтобы фильм затрагивал важные темы вроде природных

катаклизмов. Себя я видел в роли профессора, исследующего эти проблемы. Мы с режиссером написали обращение к Масимову. Он сценарий одобрил. По плану съемки должны были запуститься в 2014 году. Мы ждем 2 года. И тут, как гром среди ясного неба, прогремела новость о том, что министром культуры стал Мухамедиулы.

 

Сколько денег вам выделили на съемки?

 

550 миллионов тенге. Я был генеральным продюсером фильма и актером, поэтому не вмешивался в финансы. В течение подготовительного года мы ездили в Роскомос. Летали в Байконур. Снимали тизер. 69 миллионов было израсходовано по выбору места съемок, командировок, на тизер, зарплаты для съемочной группы. Далее доллар падает в 2 раза. Выясняется, что выделенных денег нам не хватает.

 

Режиссер не стал сидеть сложа руки. Он тут же вылетел в США. Попытался привлечь инвесторов. Американцам общая идея нашего фильма понравилось. Единственное, они хотели поменять сюжет на голливудский лад. Поэтому предложили сложиться по 50 тыс. долларов для оплаты услуг профессионального сценариста.

Главного героя должен был сыграть Квентин Тарантино. Американцы брали на себя ответственность и за прокат картины на мировых рынках. Научно-фантастические фильмы хорошо котируются в мире. Картина должна была принести хорошую прибыль и признание Казахстану.

 И что же в итоге?

Нашего исполнительного продюсера к себе вызывает зам. директор киностудии “Казахфильм” Арман Асенов. И на бумаге он просит нас дать 150 тыс. долларов для продолжения съемок фильма. При этом Асенов указал пальцем в потолок, намекая, что деньги нужны для министра. О принципах работы Мухамедиулы и так всем было известно, поэтому мы сразу догадались.

 

Продюсер Наташа была в шоке. Пришла советоваться  ко мне. Я ответил ей, что Мухамедиулы очень любит деньги, поэтому надо обнадежить его. Сказать, что постараемся дать требуемую сумму потом, после заключения договора с американцами о совместном производстве. Так как американцы были готовы вложить в наш проект столько же, сколько казахстанская сторона.  Я думал, что потом нам удастся проскочить требования министра. А в дальнейшем мы бы включили его в проект в качестве советника или ко-продюсера. Это удовлетворило бы его аппетиты.

 

Что поделать, таковы были реалии, установленные министром. Приходилось давать ему деньги, иначе проект зарубят и никто не поможет. Поскольку очень уж длинными были его «щупальца-связи», доходившие до самых верхов.

 

Экс-министр мешал процессу съемок?

 

Мухамедиулы всячески вставлял нам палки в колеса. Мешал вылететь в США. Талгат (режиссер картины) вступил с ним в открытую конфронтацию. В общем, Мухамедиулы забрал деньги из бюджета, выделенного для нашего фильма, и вложил их в съемку картины “Казак хандыгы”. Потому что в ходе съемок данного фильма каким-то волшебным образом испарились 300 миллионов тенге из бюджета. Пришлось дыры латать из средств нашей кинокартины.

 

Что только не творил экс-министр во время празднования 550-летия казахского ханства! В Ауэзовском театре поставили «площадный» спектакль, посвященный этой дате. Представление показывали в Таразе на футбольном поле. Действие длилось всего полтора часа! А сколько на него ушло государственных денег? А сколько денег ушло в карманы экс-министра?

 

Зато главному художнику этого горе-спектакля Е. Туякову не заплатили ни копейки. Даже денег на его личные затраты не выделили. Он, бедолага, наивно доверял обещаниям Мухамедиулы, кормившим его завтраками. Мол, потом оплатит его работу. Сейчас же Туяков из-за своей порядочности даже боится вспоминать об этой ситуации.

 

В интернете очень много скандальных новостей о Мухамедиулы, которые он называет фейком. В частности, в 2016 году его обвинили в сексуальном домогательстве две девушки. Как вы можете это прокомментировать?

 

В то время ко мне приходили журналисты. Спрашивали, действительно ли ректор домогался студенток. Я ответил, что ничего такого своими глазами не видел. А если бы это произошло на моих глазах, то я собственноручно набил бы Арыстанбеку морду. В газетах так и написали.

 

После этого мои студентки рассказывали мне, что Мухамедиулы заставлял их заниматься эскортом. Возил их в рестораны и кафе, где они должны были петь и танцевать для влиятельных людей.

 

Одна моя студентка рассказывала, что она выбежала из кабинета Мухамедиулы, хорошенько пнув ему между ног.  И пока он очухивался от боли, она уже была в коридоре академии.

 

Енлик Садыкова (жертва домогательств со стороны Мухамедиулы) не была моей студенткой, но я слышал, что после скандала экс-министр подсылал к её родителям своих подчиненных. Предлагал деньги, чтобы те успокоились, а девушка замолчала. Надо отдать ей должное. Она смогла перебороть казахский менталитет и рассказать о сексуальных домогательствах.

 

Как Мухамедиулы отреагировал на ваш заявления в газетах касательно скандала с Енлик Садыковой?

 

После этого, когда я был в командировке в Южном Казахстане, в составе союза театральных деятелей Казахстана, финполовцы начинают

расследование относительно нашего фильма “Феникс”. По приезду в Алматы, меня тут же вызывают в Астану. Встречаемся в кафе с Мухамедиулы, Майемировым и Биляловым. Они просят меня найти Енлик Садыкову и заставить её сделать заявление, что она оговорила экс-министра. В противном случае экс-министр угрожал упечь меня за решетку на 12 лет.

 

Я недоуменно спрашиваю у Мухамедиулы, какое отношения я ко всему этому имею. Ведь Енлик даже не моя студентка. Да она пальцем у виска покрутит, если я потребую у неё что-то. Сказал Арыстанбеку, что он сам заварил кашу, пусть сам ее и расхлебывает. Зачем в это меня вмешивать? Он естественно разозлился. Сказал, что дает мне 3 дня на выполнение его условий, иначе меня ждет тюрьма.

 

В следующей части интервью Тунгышбай Кадырулы расскажет, каким образом Мухамедиулы претворил свои угрозы в жизнь. И как это отразилось на судьбе самого народного артиста.

Продолжение следует…

 Altyn-Orda.kz

[:]