Запад присматривается к Казахстану и предлагает подписать центральноазиатский аналог ассоциации с ЕС, в обмен на это РК может заметно охладеть к своему стратегическому союзнику Москве, отмечают эксперты.
После торможения соглашения об ассоциации Украины с ЕС и намерении Армении вступить в ТС представители Европейского союза заговорили о возможности возобновления переговоров между Казахстаном и Западом по проекту соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС).
26 ноября в Астане состоялось заседание по вопросам соблюдения прав человека, во время которого представители Европейского союза встретились с гражданскими активистами РК. Тема прав человека одна из ведущих в переговорах Казахстана и ЕС и является камнем преткновения для продолжения договора по СПС. В ходе заседания стало известно, что в новом году Европейский союз продолжит переговоры с Казахстаном по соглашению о партнерстве и сотрудничестве.
Около полутора лет ЕС и Казахстан практически не продвигали идею двустороннего договора, согласно которому Астана получит очередные бонусы от Нового Света взамен на имплементацию в РК европейских демократических стандартов. После трагедии в Жанаозене и закрытии практически всех оппозиционных СМИ, казалось, что ЕС еще долго не решится на возобновление переговоров по двустороннему соглашению о партнерстве.
Прежний вариант этого документа между РК и ЕС был заключен еще в 1999 году, Запад намеревался заменить его исходя из новых стандартов, принятых в странах Европы. Однако, тревожные события в Казахстане, которые, по мнению европейских чиновников, осложнили общую ситуацию с правами человека в стране, затормозили этот процесс. Вместе с тем провал переговоров ЕС и Украины об ассоциированном членстве, видимо, подстегнул европейских парламентариев обратить свой взор еще на одного ключевого союзника России – Казахстан.
Стоит отметить, что РК единственное государство в Центральной Азии, с которым ЕС начал переговоры по принятию соглашения второго поколения. Особое значение достижение консенсуса по СПС могут иметь для экономики Казахстана, так как если договор будет подписан, то ЕС примет на себя ряд обязательств по облегчению сотрудничества между Европой и РК.
В частности, предусматривается устранение тарифных и нетарифных барьеров в целях расширения торговли. В документе оговаривается важность сотрудничества между ЕС и Казахстаном в области энергетики, по вопросам осуществления Транскаспийского маршрута. Европейский союз намерен оказывать всестороннюю поддержку в сфере обеспечения энергетической безопасности и устойчивого развития, привлечения инвестиций в энергетические проекты общего и регионального значения. Также предусмотрено, что участие Казахстана в Таможенном союзе и Евразийском экономическом союзе не будет создавать барьеров в торговом, экономическом и финансовом сотрудничестве с Европой. Среди других важных аспектов — предоставление правительством Казахстана доказательств приверженности обновленным обязательствам по инициативе прозрачности добывающих отраслей посредством устранения всех правовых и регулятивных барьеров.
После подписания соглашения РК возьмет на себя обязательства по приведению регулятивных систем Казахстана в соответствие со стандартами и системами ЕС, включая SPS, TBT и IPR. Это позволит увеличить торговые потоки и инвестиции, будут усовершенствованы процедуры лицензирования для развития сферы услуг и увеличения зарубежных вливаний в экономику Казахстана.
Документ Европейского союза предусматривает, что при проведении переговоров необходимо обеспечить полное исключение практик демпинга в отношении производства и экспорта фосфора, так как демпинговый импорт в значительной степени затрагивает интересы европейских производителей, а извлечение и переработка фосфора из вторичных источников является невозможной, на чем ранее настаивал Казахстан.
Также, после подписания СПС объединенная Европа намеревается оказывать всестороннюю поддержку Казахстану в области обеспечения экологической устойчивости. Будет активизирована техническая помощь Астане в сфере сохранения и управления водными ресурсами в рамках водной инициативы ЕС для стран Центральной Азии. Это делается для улучшения взаимоотношений добывающих и перерабатывающих стран региона и заключения устойчивых соглашений о совместном использовании водных ресурсов, подчеркивается в резолюции ЕС по Казахстану. Интересно и другое. После подписания нового СПС с ЕС РК берет на себя обязательства по всестороннему выполнению положений Орхусской конвенции и конвенции Эспо, Астане, видимо, придется отказаться от строительства горнолыжного курорта «Кок-Жайляу», так как оно противоречит нормам этих двух конвенций.
ЕС в свою очередь обязуется оказать содействие Казахстану в принятии мер по снижению отрицательного воздействия и в программах очистки от радиоактивных отходов и радиоактивного загрязнения в Семипалатинском регионе и признать лидерство Астаны в глобальном процессе ядерного разоружения и деятельности по запрету ядерных испытаний.
Принятие соглашения второго поколения с ЕС будет означать для РК признания Западом главенства Казахстана в регионе Центральной Азии, и поспособствует заметному оживлению экономического сотрудничества Астаны и Евросоюза. Но Запад не готов просто так идти на уступки Акорде, призывая сначала улучшить ситуацию с правами человека и демократическими свободами, лишь потом РК может претендовать на экономические и репутационные бонусы от объединенной Европы.
В частности, организация International Partnership for Human Rights (IPHR) выступила с петицией, в которой потребовала на переговорах с властями Казахстана использовать дипломатические процедуры для утверждения Астаной принципа приверженности соблюдению прав человека.
Президент общественного фонда «Ар. Рух. Хак» Бахытжан Торегожина отметила kursiv.kz, что она настроена пессимистично относительно выполнения РК международных обязательств, ранее принятые договоренности не выполнялись, а лишь декларировались намерения их исполнять.
«Так было и с Мадридскими обещаниями перед председательством Казахстана в ОБСЕ. Результат был неудовлетворительный. Получив председательство ничего из обещанного так и не было выполнено. Нынешнее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве важно как для ЕС, так и для Казахстана, именно в получении политических и экономических дивидендов, но никак, в итоге, не в улучшении соблюдения прав человека. Почти на 1 год были отложены переговоры из-за принятых Европарламентом резолюций по Жанаозену и состоянию с правами человека. И что-нибудь было сделано за это время Казахстаном? Наоборот, ситуация ухудшилась: гражданских активистов как преследовали так и преследуют, газеты продолжают закрывать, практикуются пытки, а дела политических заключённых не пересматриваются. В ЕС, как чиновники, так и депутаты, хорошо осведомлены о ситуации в Казахстане с соблюдением права на справедливое правосудие. Было бы прекрасно, если в заключаемом соглашении Казахстан обязался подписать и ратифицировать Европейскую конвенцию по правам человека, и наши партнёры из ЕС максимально помогли бы Астане это осуществить. Это было бы большое достижение и реальный вклад в улучшение общей ситуации», — отметила Торегожина.
Директор центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева сказала, что разговоры о том, что Казахстан и ЕС ведут переговоры, пока в закрытой форме, среди европейских и казахстанских экспертов были. Видимо, теперь они перешли в иную стадию. Такая позиция ЕС логична, после окончания выполнения «Стратегии ЦА», у ЕС не было других политических проектов в этом регионе. Соответственно, Европа посчитала, что необходимо продолжить партнерство. С другой стороны, в позиции ЕС всегда в приоритете находится политика «недопущения доминирования какой-либо одной страны». К примеру, в самом ЕС сейчас ведется исследование экономики Германии, которая на фоне других европейских стран, показывает рост. В связи с чем, представители других стран Европейского союза инициировали такую «проверку» и если их предположения подтвердятся, что Берлин продвигает рекомендации в ЕС, которые способствуют росту его экономики, но кризису в других странах, то будут приняты санкции в отношении Германии.
«В ЕС эффективно работает система «сдержек и противовесов». Поэтому политика России, которая направлена на создание союза, в которой будет доминировать только Москва и получение от этого дивидендов, как политических, так и экономических вызывает тревогу. Это видно и на примере Украины. В силу чего ЕС активизировался на постсоветском пространстве. Хотя ранее после оранжевой революции в Киеве и газового конфликта между Россией и Украиной, ЕС снизил свое участие на постсоветском пространстве, ограничившись лишь экономическими вопросами. Европа прекрасно осведомлена о ситуации в странах ЦА. В том числе в Казахстане. Это миф, что они не знают местных реалий. На самом деле, в Европе в процессе принятия решений участвуют специалисты, которые прекрасно информированы и даже знают, как думает наше правительство. А то, что они заявляют об улучшении ситуации с правами человека, это определенная часть политической игры. Позиция ЕС такова: они считают, что в позиции должна присутствовать и критика и позитивная оценка. Второй должно быть чуть больше, а первая — должна быть конкретной и точечной, и поменьше. В такой ситуации возможны реформы, так как это позиция будет стимулировать к общественным переменам. Объединенная Европа увидела для себя сигнал, поступающий от Казахстана: о его недовольстве в отношении темпов и характера интеграции с Россией. Поэтому в качестве объекта игры со стороны Казахстана выступит снижение интенсивности интеграции с Москвой. В крайнем случае — демонстрация сопротивления. В то время как Астане такая поддержка нужна, ясно, что силы и весовые категории Кремля и Акорды неравны», — отметила Умбеталиева.
Правозащитник Ерлан Калиев также считает, что ЕС неплохо осведомлен о ситуации с правами человека в Казахстане. Об этом можно судить по резолюциям Европейского парламента по Казахстану. На сегодняшний день было принято уже 5 резолюций. В последней из них от 18 апреля 2013 года Европарламент выразил обеспокоенность заключением под стражу оппозиционных лидеров, отметил Калиев
«ЕС призвал власти Казахстана соблюдать принципы и стандарты ОБСЕ по свободе выражения мнений, собраний и объединений. Что касается предполагаемых уступок со стороны Казахстана и насколько далеко он готов пойти, чтобы заключить СПС, то об этом трудно судить. Хотя бы потому, что переговоры с ЕС были ожидаемыми. Значит, у властей было время сделать какие-то шаги, в том числе, и для реализаций рекомендаций изложенных в резолюциях. Сегодня говорить о том, что готовясь к этому событию, наше законодательство приводится в соответствие с международными нормами, пока не приходится. Что касается разворота в сторону Запада, то формально он произойдет, но фактически с учетом пресловутой доктрины «многовекторности» внешней политики наших властей — нет», — считает Калиев.
Согласно информации представительства ЕС в РК соглашение по СПС предоставит обширную платформу для усиленного политического диалога, сотрудничества в области правосудия и внутренних дел, а также будет способствовать взаимной торговле и инвестициям и дальнейшему расширению отношений между ЕС и Казахстаном.
Стоит отметить, что ЕС является крупнейшим торговым и инвестиционным партнером Республики Казахстан. На долю Европы приходятся около 49% объема внешней торговли Казахстана, 60% прямых иностранных инвестиций в РК приходит от европейских компаний.