Понятие «страновой брендинг» (country brending) сформировалось в начале нового, 21 века и означает имидж страны в символически стоимостном выражении. Разумеется, выставить этот актив на продажу на биржу невозможно, но оценка бренда страны говорит о многом, особенно для инвесторов и туристов.
В начале октября был опубликован обновленный рейтинг страновых брендов, составленный экспертами компании Brand Finanse на 2015 год. Исходя из данных рейтинга, стоит отметить три хороших повода для гражданской гордости казахстанцев. Во-первых, бренд «Казахстан» занял 44-е место с оценкой в $175 млрд. и входит в топ-50 самых дорогих кантри-брендов. Во-вторых, является единственной страной региона Центральной Азии, входящей в эту группу страновых брендов. В-третьих, бренд «Казахстан» подорожал на 6%, или на 11 млрд. долларов – в сравнении со $164 млрд. в 2014 году.
В тройку лидеров рейтинга «странового брендинга» входят: США ($19 трлн. 703 млрд.), Китай ($6трлн. 314 млрд.), Германия ($4трлн. 166 млрд.). В топ-10 самых дорогих страновых брендов плюс к передовой «тройке» вошли Великобритания, ($3,01 трлн.), Япония ($2,541 трлн.), Франция ($2,158 трлн.), Индия ($2,137 трлн.), Канада ($2,04 трлн.), Италия ($1,445 трлн.) и Австралия ($1,404 трлн.).
В «тройку» национальных брендов, показавших наихудшую динамику за прошлый год, вошли бренд «Россия» (упал с $1,167 трлн. до $810 трлн., то есть подешевел на $357 млрд., или на 31%), бренд Перу (-33%), бренд «Украина» (-45%). Наибольший прирост стоимости странового бренда за прошедший год показали Иран (+59%, на 46-м месте, то есть в топе-50 самых дорогих брендов), а также Камерун (+50%), и Танзания (+44%).
Рейтинг национальных брендов рассчитывается, исходя из многих показателей, имеющих международное значение – внешняя политика, межкультурные связи, инвестиционный климат, развитие науки, достижения в области высоких технологий, экономика развития, дипломатические связи, качество экспортной продукции и т.д.
В мировом сообществе с учетом занимаемых позиций в рейтингах сегодня строятся дипломатические и экономические отношения, межкультурные связи. Кроме странового брендинга, современные государства «сверяют часы», участвуя в мировых рейтингах по показателям в отдельных направлениях экономического, политического и социально-культурного развития.
Кроме странового брендинга Казахстан также входит в топ-50 стран в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного Экономического Форума (ВЭФ). Это швейцарская авторитетная неправительственная организация – создана в 1971 году, известна ежегодными экономическими форумами в Давосе. У нашей страны – 42 позиция (между Польшей и Италией). В первой «тройке» – Швейцария, Сингапур и США. В топ-10 входят также Германия, Нидерланды, Япония, Гонконг, Финляндия, Швеция, Великобритания. Среди стран СНГ лидирует Азербайджан – на 40-м месте, России занимает 45-е место.
В рейтинге Всемирного Банка «Doing Business»-2016 наша страна также входит в топ-50. Как сообщает Azattyq, Казахстан поднялся на 12 позиций и занял 41-е место среди 189 стран мира, ранее находился на 53 месте. Среди стран СНГ рейтинг выглядит следующим образом: Казахстан – на 41-м Беларусь – на 44-м, Россия – на 51-м, Молдова – на 52-м, Азербайджан – на 63-м, Кыргызстан – на 67-м, Украина – на 83-м, Таджикистан – на 132-м месте.
В рейтинге процветания (Prosperty Index-2015) международной компании The Legatum Institute Казахстан занял 56-е место, опередив страны Центральной Азии (ИА Новости-Казахстан, 3 нояб.). В рейтинг вошли 142 страны, на первых местах – Норвегия, Швейцария, Дания, Новая Зеландия Швеция, замыкают рейтинг – Бурунди, Чад, Гаити, Афганистан и Центральноафриканская Республика, В центральноазиатском регионе: Узбекистан – на 57-м, Кыргызстан – на 66 -м, Таджикистан – на 91-м месте, Туркмения в рейтинге не представлена.
Как сообщает сайт www.strategy2050.kz (6 июня 2015г.), по оценке ЮНИСЕФ в рейтинге «Глобальный индекс развития молодежи» Казахстан входит в число 30 стран-лидеров, занимая 27-е место. В топ-30 входят также Швеция, Франция, Турция и ряд других стран.
Как известно, с начала 2015 года Казахстан развивается в условиях новой экономической политики «Нұрлы жол». На 15 съезде партии «Нұр Отан» была поставлена задача «по разработке антикоррупционной стратегии как принципиального вопроса политического лидерства». Согласно антикоррупционной программе «Нұр Отана», к 2025 году Казахстан планирует войти в первую 30-ку стран с низким уровнем коррупции по четырем критериям. Это критерий Глобального индекса конкурентоспособности (ГИК), неформальные платежи и взятки, Индекс Всемирного Банка по легкости ведения бизнеса (Doing Business).
Наши планы поддерживаются, а имеющиеся успехи объективно оцениваются известными международными экспертами. Так, по итогам Астанинского Экономического Форума (АЭФ) -2015, главный редактор делового еженедельника «Forbes» Стив ФОРБС заявил, что « Казахстан значительно улучшил условия для бизнеса». По мнению другого участника АЭФ-2015 Анхеля ГУРРИА, генсека ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), «экономика Казахстана функционирует превосходно, она показала впечатляющую стойкость, вопреки падению цен на сырье». А председатель правления Сбербанка России Герман ГРЕФ назвал президентскую программу «100 конкретных шагов» манифестом, который изменит страну. «Это один из лучших документов, который я когда-либо видел, он всеобъемлющий, логично выстроенный. Если из этих 100 шагов будет сделано хотя бы 50, а будем надеяться, что будет сделано больше, то очевидно Казахстан будет принципиально другим государством», — сказал российский эксперт. Так что, «Алға, Қазақстан!».