На сайте «АЛАШ АЙНАСЫ» ( 23.09.14 Қамшат САТИЕВА «Қазақтың жерін Ресейге тартатын экстремистерді қалай жазалаймыз? » (23.09.2014 –«Как остановить тех, кто покушается на казахскую землю?») обсуждается вопрос о том, как противостоять экстремистским нападкам в информационном пространстве. Как известно, в социальной сети «Вконтакте» с недавних пор группа «Северный Казахстан – это русская земля» ведет активную антиказахстанскую пропаганду. И хотя в Казнете ее деятельность прекращена с 13 августа, тем не менее в Рунете она продолжает вести свою подрывную деятельность. Как разъяснила администрация «Вконтакте» контроль за действиями контента в российском информационном пространстве и его закрытие находится в компетенции федеральной службы контроля в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ. Однако этот полномочный орган, ссылаясь на то, что «Роскомнадзор» не включил этот сайт в состав экстремистских групп на территории России, не принимает никаких мер к экстремистам. Получается, что нам остается только молча смотреть, как радикальные политические силы извне ведут в Интернете подрывную деятельность против территориальной целостности Казахстана?!
В материале приведены мнения экспертов по этой проблеме.
Дос КӨШІМ, политолог: – Понятно, что Казахстан не может наказывать граждан другой страны. Надо отметить, что подобная экстремистская деятельность определенных российских политических сил в информационном пространстве ведется уже давно. Особенно активно раздавались призывы об оккупации Россией северных областей у Казахстана в период краха и распада СССР, и эти призывы даже стали в какой-то мере уже привычными для нашего уха. И тем не менее, думаю, нельзя продолжать с обреченностью смотреть на все это, ведь безопасное информационное пространство сегодня является главной опорой для любого государства. Поэтому казахстанская сторона должна постоянно вскрывать подоплеку подобных экстремистских действий и заявлять о них с официальных трибун, в выступлениях экспертов, открыто анализировать их и разъяснять общественности истинное положение дел. Только так мы можем раскрывать гнусные замыслы виртуальных врагов в глазах народа, тем самым влиять на подъем народного духа, национального самосознания.
Однако замечу, что наши законы в этой сфере очень жесткие, даже обсуждение подобных проблем несколько ограничивается властями. Конечно, это неправильно. Ведь на наших глазах идет информационная война, развязанная недругами нашего молодого независимого государства. В такой ситуации нельзя сидеть сложа руки, необходимо давать достойный и решительный отпор любым информационным нападкам.
Досым СӘТБАЕВ, политолог:– Внутренняя стабильность государства зависит от того, кто контролирует информационные потоки. В информационном обществе любую информацию утаить или закрыть невозможно. И тем не менее, информация обязательно должна проходить через определенное «сито», еще лучше, если ее вовремя анализировать. Почему в нашем обществе всякие слухи и негативная информация так быстро распространяются? Да потому, что наше государство допустило наличие большого свободного пространства на своем информационном поле. А свободное информационное пространство представляет для безопасности государства большую опасность. И поэтому теперь будет лучше, если вместо запретов государство само будет выдавать больше информации, вызывающей доверие у населения. Или приложит усилия для организации распространения такой информации в информационном поле.
Летом депутаты ушли в свои трудовые отпуска в полной уверенности, что преградили путь необоснованным призывам и негативным слухам. Ведь они перед выходом на отдых приняли закон о лишении свободы на 7 лет тех лиц, кто будет распространять клевету и домыслы провокационного характера. Однако, как мы убедились, в виртуальном мире такие законы не действуют. И теперь народные избранники должны, не ленясь, выяснять все факты и действия, направленные на ущемление суверенитета нашей страны, и требовать от правительства или полномочных органов привлекать к ответственности экстремистов. Думаю, что депутаты, наделенные народом всеми полномочиями говорить от его имени, должны быть более активными. Особенно в нынешнее время, чреватое столь серьезными вызовами для сохранения независимости Казахстана, — сказал политолог.
На сайте «ҚАЗАҚ ҮНІ» со ссылкой на Радио «АЗАТТЫҚ» опубликована статья «Қазақтардың мемлекеттілігі Ресейден бүрын қалыптасқаның мәлімдеді тарихшылар» (03.09.2014 – «Казахская государственность сформировалась раньше российской»). В статье обсуждается наделавщее шуму в казахстанском информационном пространстве высказывание российского президента В.ПУТИНА о том, что на территории нынешнего Казахстана до 1991 года государства и государственности не было. Это заявление прозвучало в августе на всероссийском молодежном форуме «Селигер-2014» .
Разумеется,путинское заявление, особенно на фоне предыдущих экстремистских заявлений жириновских, лимоновых и прочих «ястребов» по поводу территориальной целостности Казахстана. произвело эффект сброшенной на головы казахстанцев идеологической бомбы. Казахстанцы восприняли слова ПУТИНА как продуманный ход главы РФ в поддержку информационной войны, развязанной определенными российскими политическими кругами сразу же после начала российско-украинского конфликта в начале нынешнего года с последующей аннексией Крыма и провокациями на восточных территориях Украины. В Казнете сразу началась акция «Отправь Путину учебник по истории».
Не остались в стороне и историки. Так, Мамбет КОЙГЕЛЬДЫ заявил, что с древнейших времен в регионе Центральной и Средней Азии сушествовали сильные государственные объединения. Иначе зачем бы поэт и мыслитель того времени Жусуп БАЛАСАГУН искал ответы на вопрос «Как правильно управлять государством?» в своей философской поэме «Благодатное знание» («Құтты білік»)? И почему русские делают вид, что не знают о предшественниках тюркских государств – государствах саков (VIIв. до н.э.) и гуннов (с 204 г. до н.э. до 216 г.н.э.), не говоря уж об истории могущественного Тюркского каганата (552-744 гг. н.э.) до Казахского ханства (с середины 15 века до порабощения Россией)?
«Так каким же образом, по мнению российского президента, никогда не имевшие государственности и национального самосознания казахи, на протяжении веков защищали свои границы?», — возмущаются историки. «Казахстан, если посмотреть на его историю в исторически недавнем прошлом, берет свои истоки из Алтын Орды (Золотой Орды), на смену которой в числе других осколков великой империи пришла Ак Орда (Белая Орда), продолжением которой является Казахское ханство. Преемником Казахского ханства является современное государство – Республика Казахстан. И если бы Путин знал историю евразийского континента, то он не мог бы отрицать казахскую государственность», — говорит историк.
А политологи, в свою очередь, связывают заявление Путина об отрицании казахской государственности как исторического факта с сознательным давлением на Казахстан из-за того, что наша страна отказывается от открытой поддержки российской политики агрессии в отношении Украины. Ясно, что выступления Путина и его подданных представляют собой заранее продуманный и выстроенный сценарий, — считают они.
Политолог Айдос САРЫМ возмущен позицией казахстанских властей в ситуациях, подобных той, когда Россия устами уже самого президента РФ открыто заявляет, что казахской государственности никогда не было. «Наш МИД постоянно проявляет слабость и нерешительность в этом вопросе. Наоборот, когда казахские СМИ, журналисты и все граждане-патриоты выражают свое негодование по этому поводу, наши верхи стремятся сгладить остроту вопроса. Неужели хорошие отношения с Россией должны означать нашу молчаливую покорность?», — заявляет политолог.
Его возмущает то, что хотя «Россия наращивает свои агрессивные выпады в отношении Казахстана, наши политические верхи предпочитают отмалчиваться», что нет ни одного политика в нашей стране, который бы растормошил «спящие умы и дремлющие мозги». «Этот вопрос должен быть рассмотрен в Парламенте , в результате чего должно быть принято официальное заявление, — считает А.САРЫМ. – От имени России должны быть принесены извинения казахскому народу за экстремистские лозунги и призывы в отношении суверенного Казахстана».
Остается добавить, что казахстанский МИД не должен продолжать хранить молчание и придерживаться «страусиной политики, пряча голову в песок». Если делать вид, что угрозы безопасности нашего государства со стороны северного соседа нет, все равно она никуда не исчезнет. Политическая элита и МИД РК должны дать достойный отпор нападкам со стороны России и защить честь и достоинство нашего независимого государства.
Как известно, 22 сентября – День языков в Казахстане, приуроченный к дате принятия Закона РК «О языках в РК». В этой связи группа депутатов Парламента обратилась с депутатским запросом к главе Правительства Кариму МАСИМОВУ по вопросу развития государственного казахского языка (сайт «АЛАШ АЙНАСЫ», 24.09.2014 – «Мемлекеттік тілді дамыту – табыс көзі емес, мемлекеттік маңызы бар жоба» («Развитие государственного языка – не источник доходов, а дело государственного значения».
В запросе говорится: – Как известно, в стране осуществляется Государственная программа развития языков и их применения, рассчитаннная на 2011-2020 годы. Целью Программы является проведение такой языковой политики, которая при сохранении языков всех диаспор предусматривает обеспечение широкого применения государственного языка как важнейшего фактора укрепления единства народа Казахстана. Для выполнения Программы используются средства республиканского и местных бюджетов, а также другие средства, которые не запрещены законодательством республики. Сумма, выделенная на выполнение первого этапа Программы из государственного бюджета, составляет 134 млн. 946 тыс.тенге. А в 2015-2020 годы объем финансирования Программы будет рассчитан при формировании республиканского и местных бюджетов на каждый год. В целях выполнения этой Программы местными исполнительными органами созданы государственные предприятия — Центры обучения государственному языку.
Кроме того, в соответствии с поручением Главы государства, в стране утвержден Комплексный план приватизации на 2014-2016 годы. Этот план направлен на укрепление экономики страны посредством сокращения участия в ней государства и увеличения доли частного сектора. Приватизация должна дать мощный импульс для развития предпринимательства, что приведет к усилению его конкурентоспособности и улучшению качества оказываемых населению товаров и услуг, повышению его благосостояния.
В реальный сектор экономики посредством приватизации будут выведены государственные организации, не имеющие особого статуса. К при меру, областные и районные акимы выставили на приватизацию государственные коммунальные предприятия – Центры обучения государственному языку. Однако при этом не учитывается, что эти Центры финансируются только из бюджета и у них нет больших активов и они имеют социальную направленность. Но ведь если они, не имея заказов, без финансовой поддержки, попадут под приватизацию, то у них не будет будущего, они просто исчезнут, перестанут существовать. А если сохранить им государственное финансирование, то у них не будет стимула к развитию, стремления к конкурентоспособности. В такой среде Центры превратятся в источник доходов частных лиц и станут площадкой для коррупционных нарушений. К тому же неизвестно, кто станет собственником этих Центров после их приватизации, и будет ли они заботиться о развитии государственного языка, или думать только о личных доходах.
Мы должны рассматривать развитие государственного языка не как источник личных доходов, а как дело государственной важности и социального значения. Партия «Ак жол» поддерживает развитие бизнеса в конкурентной среде. Однако насколько будет правильным выведение обучения государственному языку в конкурентную среду и развитие этого «бизнеса» за счет кармана граждан? Поэтому, учитывая вышеизложеннное, просим пересмотреть вопрос о приватизации Центров обучения государственному языку. Подписано: фамилии депутатов парламентской фракции КДП «Ак жол» и группы депутатов Парламента от фракции Ассамблеи народа Казахстана.