АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Гайнижамал ШЕКЕЙ. ОБЗОР КАЗАХСКОЙ ПРЕССЫ: ПОДДЕРЖКА АУЛА И ВНУТРЕННИХ МИГРАНТОВ – ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ НАЦИИ

images (1) Уже во второй половине ХХ века Казахстан мог бы стать урбанизированной нацией, как и многие другие современные государства планеты. Однако Советская власть,  используя такой жесткий инструмент, как прописка, старалась не допустить казахов в города, вынуждая их оставаться разбросанными в отдаленных небольших аулах. По негласному указанию Москвы процент казахского населения в городах не должен был превышать 17 процентов.

Но и сегодня, по прошествии без малого 25 лет (целых четверть века!) суверенного развития, ауылдың бағы әлі де ашылмай жатқанын көріп те, біліп те отырмыз – до сих пор расцвета аула не видно, он остается на периферии развития страны. Об этом говорится в статье «Ауылдан қалаға жөнкілген қазекемнің жазығы не?» («Почему  казахи массово переселяются в города?», автор Жұмамұрат  ШӘМШІ, 04.06.2015) сайт «Казакстан-ZAMAN».

Таким образом, половина 11-миллионного казахского населения Казахии, проживающая в сельских населенных пунктах, остается на обочине рыночных отношений, технического развития, сферы оказания различных услуг, динамично развивающейся научной и культурной жизни.

Сегодня в аулах в основном проживают люди 60-70 лет и старше. Все еще не решена проблема обеспечения сельского населения питьевой водой. О более чем плачевном состоянии дорог внутри населенных пунктов, между аулами, райцентрами и областными городами известно даже детям. А охрана  здоровья аульных детей и их матерей – тема для отдельной статьи.  Вопрос об обеспечении жильем или создания  приемлемых условий для его аренды внутренними мигрантами, вынужденными  уезжать из аулов из-за многолетней тотальной безработицы вообще не поднимался в стенах с комфортом обставленных правительственных кабинетов, Парламента и маслихатов, где заседают  народные избранники. Также неизвестно, что думает Правительство по поводу преобразования аграрной страны с отсталым сельским хозяйством в урбанизированное мобильное современное государство.

285642-620x400

По мнению автора статьи, «в политическом плане аульчане все еще остаются бессловесной  массой – «өлі жұрт, мылқау немесе сақау». По-хорошему, уровень жизни сельского населения давно уже пора поднять на уровень городского,  ведь еще в советское время КПСС провогласила политику стирания различий между городом и деревней. Тогда  у народа открылось бы второе дыхание, проявились бы  его деловые качества и другие личностные способности, находящиеся сегодня в задавленном состоянии. А пока вопрос стоит не о развитии аулов и сел, а о выживании сельского населения. Причем не благодаря, а вопреки Правительству страны. В аулах ощущается нехватка учителей, нет современного уровня обучения. В Домах культуры нет никаких кружков для занятий с детьми. Когда ни приедешь в аул, клуб всегда закрыт. Любой инвестор, видя бедную инфраструктуру сельского хозяйства, не имеет желания ехать  в аулы и работать там постоянно. Политические партии, молодежные объединения, спортивные организации тоже  не показываются в аулах и не хотят вести там  работу на постоянной основе.

Что ни говори, сегодня уровень жизни, материальный достаток, бытовое обслуживание, здравоохранение, образование казахского населения, составляющего большинство сельского населения страны, не отвечают уровню жизни современного человека. Наоборот, порой кажется, что жизнь  там идет в обратном направлении, к  отсталости,  – к такому выводу приходит журналист.

Так почему же 5 миллионов казахов, проявляющих признаки жизни в аулах, являются безработными, почему не обеспечиваются их права на труд и достойную заработную плату?  Да потому что Правительство аульчанина, продавшего 1 корову и 5-6 полуживых козлят (тышқақ лағын), чтобы хоть как-то прокормить семью (нан-шайын айырғаны үшін), относит его в разряд работающего, ведь он «имеет денежный доход». Таким образом в стране, по мнению Правительства, «70 процентов аульных домохозяйств являются самозанятыми»., то есть имеют работу и доходы.

Хотя о каких доходах может идти речь вообще?! Согласно статданным,  «средний уровень заработной платы аульчан в 2010 году составлял 15 тыс.500 тенге, в 2011 – целых 20 тыс. тенге, в  2015 году – аж 23 тыс. тенге. Как говорится, живи себе и радуйся, а главное, ни в чем себе и детям не отказывай! Однако Правительство и народных избранников особо не волнует, как  на такие «доходы» можно развивать  уровень жизни в аулах? Как аульчане должны заботиться о своем здоровье, если, к примеру, в городе КТ (компьютерная томография)  стоит 10-15 тыс, тенге, МРТ (магнитно-резонансная томография)  25-30 тыс. (Г.Ш.), а без их данных врачи диагнозы не ставят и не берутся за лечение?  И как они могут давать своим детям достойное, качественное образование? Я не могу найти ответы на эти вопросы», — пишет автор статьи.

И сколько времени  аульчане будут так прозябать? — задается вопросом журналист. Ведь сегодня как минимум половина каждого аула живет на грани нищеты, «доходов» едва хватает на питание семьи. Вторая половина может позволить себе в 2-3 года один раз купить обновку для себя и детей. На приобретение техники и современных электронных товаров есть возможности всего лишь у 5-10 процентов сельчан. Единственный выход – пускаться во все тяжкие с потребительским кредитами и, как следствие,  выходящими отсюда трудноразрешимыми последствиями.

Добавлю от себя (Г.Ш.), что некоторые умозрительно разглагольствующие политики и экономисты и иже с ними городские шала-казахи, пренебрегающие родным языком, презрительно называющие аульчан «мамбетами», а их мировоззренческие устои «мамбетизмом», как будто их собственные ата-әжелер и все предки до  седьмого колена не являются выходцами из казахского аула, могут  обвинить самих аульных казахов в прирожденной лени, в нежелании идти в ногу со временем, в приверженности патриархальным порядкам.

Однако в качестве ответа на эти необоснованные обвинения автор статьи приводит рассказ Марата ЕСПЕМБЕТОВА, жителя аула Жолымбет Акмолинской области о тяжелой доле казахстанского сельского жителя. Как видно из невеселого рассказа аульчанина, испытавшего «на своей шкуре»  все «прелести»  деревенского житья-бытья, пусть те, кто бросает камни в наших аульных собратьев, попробуют сами оказаться на их месте и понять, что к чему в сельском хозяйстве прилагается или отнимается.

Вот его рассказ: «Для молодежи работы нет, и они массово уезжают в город. Люди постарше родные места покидать не хотят, поэтому остаются в своих аулах. Как говорится, и «дым отечества нам сладок и приятен». Однако здесь имеют регулярную заработную плату только акимы и местные чиновники, учителя, врачи и другие медработники. У остальных аульчан работы нет вообще. Те из нас, кто не имеет постоянной работы , а до пенсии возраст еще не подошел (37-63 года)  утопают в бесконечных долгах. Зимой надо купить уголь, при этом  экибастузский стоит 25 тыс. тенге за тонну, майкудукский – 30 тыс., шубаркольский – 35 тыс.тенге. За его доставку из Астаны в Жолымбет (120 км) платим еще по 20 тыс.тенге. К тому же, чтобы хватило на всю суровую и длинную акмолинскую зиму, нужно купить не одну тонну угля.

Мало того, надо ежемесячно платить наличными деньгами за электроэнергию, тарифы на которую постоянно растут, за воду, за телефонную связь, налог на недвижимость (дом) и землю на приусадебном участке, нужны деньги на еду и одежду. Если я сажаю 5 тонн картофеля, то после продажи урожая, у меня нет какого-то ощутимого дохода от него, «жыртығына жамау болмайды». Чтобы продать выращенный картофель в городе, за каждый мешок на продажу я должен добровольно отдавать по 500 тенге, иначе полицейские отберут весь мой «товар». Лучше заплатить и отделаться от них. Мы выживаем только за счет домашнего хозяйства. На деньги от продажи живности как-то ухитряемся  покупать прдукты питания, топливо,  брать в аренду сельхозтехнику, которой не хватает, становимся в очередь за ней, а владелец трактора за то, что вспашет поле, берет 15 тыс.тенге. Мне тяжело платить за учебу мой дочери, которая учится в одном из вузов Астаны, я должен выкручиваться из последних сил, чтобы дать ей образование, чтобы она не отстала от своих ровесников. Такое положение не только у меня, но и у всех наших простых аульчан. Я не слышал и не видел, что такие, как я аульчане, где-то смогли выбраться из  сложной ситуации и поправить свое материальное положение».

Далее в статье говорится, «сегодня нет веры в то, что в сельской местности народ сможет  массово заняться малым и средним бизнесом, что многие там смогут разбогатеть в условиях рыночных отношений. Хотя Правительство считает, что это легко, можно взять в акимате или банке кредит для стартапов. Но ведь не секрет, что многие хозяйства в сельской местности не могут получить разрешение на свою деятельность, потому что, начиная с акиматов и банков, добиться утверждения документов можно только лишь путем дачи взяток. Или если ты брат, сват, приятель акимов, акимчиков и банкиров, ведущих себя как удельные князьки. Такое мнение крепко утвердилось в народе.

И это не ложный взгляд на нашу действительность, как ни горько признавать, но сегодня такова наша жизнь в реальности. Изжить коррупцию очень трудно, нет уверенности, что ее могут остановить даже предложенные Президентом страны «сокрушительные удары». Вот недавно в Парламенте после обсуждения вопроса об огромной, неосвоенной в прошедшем году Правительством суммы из республиканского бюджета в 320 миллиардов тенге депутат  Парламента  Светлана РОМАНОВСКАЯ на вопросы журналистов, как такое может иметь место, ответила: «Зачем скрывать, сейчас без отката ничего не решается».

Если учитывать накопившиеся проблемы аула и сельского хозяйства, годами  не находящие своего решения для сельского населения бытовые вопросы, плюс прочные позиции русскоязычной бюрократии в правительственных структурах и ведомствах, которую никогда не волновала судьба «золотой колыбели» казахского народа – аула, то можно понять, насколько трудно народу и в каких сложных условиях ему приходится выживать. По-казахски ситуацию можно охарактеризовать как «алды мұз, арты жар» («впереди –  ледник, позади – пропасть»), — говорится в статье.

Политика объединения всего казахстанского народа в единую нацию в культурно-языковом плане не проводится в полной мере. Хотя я думаю, что эта работа должна проводиться планомерно и на государственном уровне, — завершает статью  автор.

От редакции. Эта острая тема, поднятая Жұмамұратом ШӘМШІ, часто обсуждается в  обществе и на страницах СМИ. Но власть, как всегда, не обращает на нее должного внимания. А ведь массовое переселение казахов из аулов в города по причине массовой безработицы на селе началось еще в 1990-х годах. Мы тоже постоянно поднимали этот вопрос и призывали  системно решить жилищный вопрос для переселенцев, для чего необходимо принять правительственное постановление или соответствующий закон. К тому же разве миграция из аулов в города не означает казахизацию полуобрусевшего городского населения? По нашему мнению,  простые казахи-аульчане таким образом без всяких указаний сверху решают вопрос укрепления национальной идеологии в эпоху независимости. Вот только со стороны Правительства должна оказываться соответствующая помощь и поддержка. Ведь это вопрос государственной важности.