К 25-летнему юбилею благословенной Независимости в суверенной Казахии все еще остаются нерешенными два жизненно важных для укрепления новейшей государственности вопроса. Первое – земельный вопрос. Второе – реальный статус государственного казахского языка.
Без решения первой проблемы нельзя говорить о сохранении государственного суверенитета. Нерешенность второй проблемы на фоне неколебимых позиций атавизма колониального прошлого – русского языка напрямую влияет на национальную безопасность страны. Ведь государство-нация – это единая территориальная и языковая общность. Без территории нет страны как таковой и соответственно народа, который проживает в границах определенной территории. А единый язык – главный фактор, объединяющий народ.
К сожалению, надо признать, что все годы Независимости – не два года, и не десять лет, а целых четверть века! – эти два животрепещущих вопроса не получили своего решения и остаются в «подвешенном» состоянии. Понятно, что сложившаяся ситуация, к тому же в условиях нестабильности международного порядка, весьма чревата. Чем чревата, показали недавние волнения в казахстанском обществе по земельному вопросу и трагические актюбинские события.
Чреватость ситуации усугубляется тем, что за годы суверенного развития при видимой внутриполитической стабильности и общественном согласии в обществе постоянно усиливается раскол в двух направлениях – идет четкое разделение по языковому вопросу и деление на богатых и бедных.
Но и это еще не все. Власти стараются не замечать, что казахоязычное, то есть коренное население, все больше разочаровывается в идеалах Независимости, о которой веками мечтали предки. Взять земельный вопрос – ведь это подъем сельского хозяйства и развитие аула. Но в сельской местности, где проживает преимущественно казахское население, нет работы. Или жилищный вопрос. В городах много внутренних трудовых мигрантов, а это сотни тысяч бывших аульчан, которые семьями живут в халупах, съемных времянках.
Или взять языковой вопрос – язык коренного населения лишь формально является государственным. Все эти вопросы напрямую задевают интересы именно казахов, которые, между прочим, составляют большинство населения республики и являются законными наследниками государственности на древней казахской земле. Они и производительная сила, и движущая сила, поэтому властям с ними и их интересами надо считаться.
Прискорбно также, что в год 30-летия Желтоскана , несмотря на 25-летие Независимости, «казахский вопрос», «казахские» проблемы (земельно-жилищный и языковой вопросы) остались, можно сказать, в прежнем виде. Но теперь, через три десятка лет, они вновь фокусируются и могут сдетонировать, как это произошло 16-17 декабря 1986 года.
Сейчас уже другие времена. Глас народа и все усиливающийся ропот недовольства отчетливо слышен со страниц казахскоязычных газет и интернет-сайтов. Так почему бы законодательной и исполнительной власти, министрам-миллионерам, хотя бы в собственных интересах (чтобы сохранить властные полномочия и нажитые непосильным трудом за 25 лет богатства) раз и навсегда не решить «казахский вопрос» по справедливости?
Своими размышлениями о решении земельного вопроса в статье «Әділдік салтанат құрмаса, мазаққа қаламыз» («Справедливость должна восторжествовать», сайт «ҚАЗАҚСТАН -ZAMAN» , 6 июня 2016) делится Өкей ҮРІМХАНҰЛЫ. :
«Земля не твоя, не кого-то там другого, и не моя. Она нам всем дана волей Всевышнего и завещана своим наследникам нашими предками. Поэтому землю нельзя продавать, ее надо охранять законом. Как говорится в казахской народной поговорке, «аспаннан былғары жауса да, құлға оқшантайлық тимейді» (дословно: «если бы с неба падали тюки кожи, рабу все равно не досталось бы ни кусочка даже на мешочек для дроби». То есть неважно, продавать землю или сдавать ее в аренду, все равно она достанется богачам, а простой народ не получит ни клочка. Сегодня латифундисты, начиная с 2000-го года нахватавшие огромные участки, оградили свои владения глубокими рвами и колючей проволокой. Ау простых аульчан, имеющих всего-то по 2-3 коровенки и с десяток овец, нет земли для их выпаса.
Во-вторых, больше миллиона казахстанцев нуждаются в жилье. Властям известно, что жилищный вопрос в стране стоит остро. Почему бы не удовлетворить право граждан на получение положенных им десяти соток?
Государство обязано создавать условия своему народу для нормального существования. У нас власть имущие и прочие слуги народа получают хорошую оплату за свои труды, при этом разрыв между их заработной платой и у простого народа очень большой. Пенсионное обеспечение, система образования тоже нуждаются в создании справедливой системы их организации.
Борьба с коррупцией тоже должна быть продуманной. Не секрет, что вместо 20-25 тысяч тенге штрафа работники госавтоинспекции берут 10 тысяч мзду, что устраивает обе стороны.
Необходимо развивать сельское хозяйство, а для этого необходимы квалифицированные работники. Почему бы в аулах не открывать «школы молодых животноводов» и других профессий, где можно организовать подготовку необходимых для сельской местности кадров – животноводов, механизаторов, строителей, земледельцев? Это помогло бы также решить проблему занятости сельской молодежи, уменьшить внутреннюю трудовую миграцию.
Сегодня народ возлагает свои надежды на созданную Жилищную комиссию. Если не восторжествует справедливость, то пострадает наша государственная независимость. Сограждане, давайте думать об интересах нашей страны и всего нашего народа. Как гласит еще одна мудрая казахская поговорка, «келіссе ердің құны кешіріледі, керіссе қолдағы келін кетеді». То есть, если стремиться к согласию, то можно простить и грехи, и ошибки. А если противостоять друг другу, то из этого ничего хорошего не выйдет. Но мы должны прийти к единению и согласию во имя нашего независимого Казахстана, во имя нашего народа!».