Стратегическое планирование развития – главный ориентир для любого государства. Без долгосрочной стратегии, без продуманных действий на десятилетия вперед страна напоминает корабль «без руля и ветрил». После очередного переизбрания Нурсултана НАЗАРБАЕВА в апреле нынешнего года на пост Президента Республики Казахстан мировое сообщество в очередной раз убедилось в том, что Лидер нации вновь проявил себя как выдающийся стратег. Об этом говорится и в недавно опубликованной статье «ТИТАН» Председателя сената Парламента РК Касым-Жомарта ТОКАЕВА («Казахстанская правда», 4 июля 2015 года). В статье говорится, что предложив План Нации, Н.НАЗАРБАЕВ подтвердил свое реноме выдающего реформатора современности, он предметно обрисовал масштабную перспективу развития нашего государства на многие годы вперед.
План Нации под названием «100 конкретных шагов дальнейшего государственного строительства» был разработан и принят как тактический план действий для реализации 5 институциональных реформ, проведение которых позволит успешно реализовать Стратегию «Казахстан-2050». Стратегия впервые была озвучена как Послание народу на торжественном собрании в честь 21-й годовщины Независимости Казахстана 14 декабря 2012 года и представлена как «новый политический курс состоявшегося государства».
Как заявил Елбасы, «Новый стратегический план развития до 2050 года – это ответ Казахстана на новые вызовы современности. Наша главная цель – к 2050 году войти в число 30-ти самых развитых стран мира. Для этого у нас есть все возможности, ресурсы, образованные люди, сплоченные казахстанцы. Мы должны создать общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда».
Как состоявшееся государство, успешно преодолевшее трудности первого двадцатилетия и выполнившее задачи Стратегии-2030, Казахстан на новом этапе поставил перед собой амбициозную цель – вхождение в Топ-30 развитых государств мира. Представляя народу Стратегию-2050, Глава государства отметил, что до этого «наш собственный казахстанский путь был очерчен в Стратегии-2030. Как гласит народная мудрость, «мақсат – жетістіктің желкені», только правильно поставленная цель приводит к успеху». И, как подчеркнул Лидер нации, «сильное государство занимается не политикой выживания, а политикой планирования, долгосрочного развития и экономического роста. 2050 год – не просто символичная дата. Это реальный срок, на который ориентируется мировое сообщество. ООН разработан сегодня глобальный прогноз развития цивилизации до 2050 года. Прогнозный доклад до 2050 года обнародован и Всемирной продовольственной организацией. Сейчас все большее число стран принимают такие долгосрочные стратегии».
Сегодня Казахстан тесно интегрирован в мировую экономику. А в рамках Плана Нации будут внедряться самые современные инструменты и стандарты государственного управления наиболее развитых стран мира. Казахстан уже подписал Страновую программу с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), — заявил Г.НАЗАРБАЕВ в своем выступлении на VIII Астанинском экономическом форуме (22 мая 2015 г.). Как известно, ОЭСР основана 30 сентября 1961 года (штаб-квартира в Париже) на базе созданной в 1948 году для координации проектов в рамках плана Маршалла «Организации европейского экономического сотрудничества». На долю ОЭСР приходится 60% мирового ВВП.
Каков же прогноз развития мировой экономики до 2050 года? Этот вопрос надо рассматривать отдельно для нескольких групп стран: развитых, развивающихся и стран с переходной экономикой. Казахстан и другие постсоветские республики на пространстве СНГ входит в группу стран с переходной экономикой. Само собой, эти страны и группа развивающихся стран (Китай, Индия, Бразилия и др.) будут вынуждены находиться на линии «догоняющего» развития для приближения к показателям развитых стран, которые были «локомотивом» мировой экономики в 20 веке. И хотя ждать и догонять – не самые приятные занятия, но, как говорится, такова жизнь. Ведь чтобы не отстать еще больше и перегнать лидеров, надо суметь догнать ушедших вперед.
А успешность развития «догоняющих» зависит от ряда факторов. Во-первых, от решения задач социального плана, обеспечения занятости населения, во-вторых, от того, насколько динамично будет произведена диверсификация экономических структур, в-третьих, насколько быстро и со знанием дела будут заменены адмресурсы управления экономикой.
Для стран с переходной экономикой экспертами прогнозируется развитие по умеренно оптимистическому сценарию. Что касается прогнозов для мировой экономики в целом, то во второй четверти 21 века темпы роста ВВП уменьшатся в связи с замедлением роста численности населения. Кроме того обострится экологический кризис и будет нарастать дефицит ресурсов в связи с быстрой индустриализацией, особенно в странах с большой численностью населения.
Самое главное для всех участников процесса дальнейшего развития мировой экономики в первой половине 21 века – это достижение конкурентоспособности. Поэтому для Казахстана важное значение имеет ускоренное и успешное выполнение 46-52 шагов, обозначенных в экономическом блоке Плана Нации. Они предусматривают реорганизацию важнейших секторов экономики. Один из них – строительный, реорганизация которого позволит изменить нормативную базу и применять новые инновационные технологии и материалы взамен устаревших, но до сих пор применяемых с советского периода. Кроме того, повысится конкурентоспособность Казахстана на мировом рынке строительных услуг, что создаст возможности для выхода наших строительных компаний на зарубежные рынки в этой сфере.
А реорганизация электроэнергетики в части внедрения новой тарифной политики позволит стимулировать инвестиции в эту сферу народного хозяйства. При этом надо отметить, что конкурентоспособность всей казахстанской экономики напрямую зависит от снижения энергоемкости производств.
Выполнение 55-61 шагов Плана Нации, предусматривающих привлечение стратегических инвесторов и создание совместных предприятий (СП) с «якорными инвесторами», даст возможность значительно продвинуться приоритетным секторам экономики страны (машиностроение, авиаперевозки и др.). Привлечение стратегических инвесторов для создания туристических кластеров, создания единого оператора по содержанию и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры, в сферу энергосбережения даст новые статьи доходов в экономику страны. А приток инвестиций в перерабатывающий сектор (производство и переработка молочной и мясной продукции) даст возможность для развития сельскохозяйственной сырьевой базы и роста экспортной продукции этого важнейшего сектора. И это очень важно, если учитывать нарастающий дефицит продовольствия в мире. Так, поставлена задача в течение ближайших трех лет обеспечить экспорт до половины выпускаемой мясной и молочной продукции на рынки стран СНГ, затем будет продвижение на другие мировые рынки. Ряд шагов предусматривает создание на базе «Астана бизнес кампус» НАЗАРБАЕВ университета двух инновационных кластеров как основы для формирования наукоемкой экономики и внедрению инноваций в производство.
Кроме того 65-68 шаги экономического блока Плана Нации предусматривают интеграцию Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки. Это проект по созданию мультимодального транспортного коридора «Евразийский трансконтинентальный коридор» для транзита грузов из Азии в Европу. Это развитие авиаперевозчика «Эйр Астана», который будет сосредоточен на международных направлениях и откроет новые направления в основные финансовые центры мира (Нью-Йорк, Токио, Сингапур). Это развитие альтернативных маршрутов национальной компанией «Қазақстан Темір Жолы», что позволит снизить стоиость доставки грузов более чем в 2 раза. Это создание международного авиационного хаба (центра), для чего под Алматы с привлечением стратегического инвестора будет построен новый международный аэропорт, соответствующий мировым стандартам.
В Плане Нации (70-73 шаги) предусмотрено создание международного финансового центра «Астана» (AIFC) на базе инфраструктуры ASTANA EXPO -2017 с приданием ему специального, особого юридического статуса, который будет закреплен в Конституции. Это будет финансовый хаб для стран СНГ и для всего региона Западной и Центральной Азии. В перспективе финансовый хаб Казахстана, который будет иметь самостоятельное законодательство, в качестве официального английский язык и будет обеспечен международной транспортной доступностью, должен войти в 20 передовых финансовых центров мира. Планом нации также предусмотрена разработка Стратегии развития финансового центра со специализацией на обслуживании рынков капитала и исламском финансировании.
Планом Нации предусмотрено также повышение качества человеческого капитала на основе стандартов ОЭСР, введение которых предусмотрено в 76-84 шагах экономического блока (секторы образования, медицины, трудовых от ношений, социальная помощь).
Кроме экономического блока в «План Нации – 100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ» включены реформирование государственного аппарата, реформирование судебно-правоохранительной системы (обеспечение верховенства Закона), направление «Идентичность и единство» – создание нации единого будущего и «Создание транспарентного подотчетного государства».
В целом План Нации – это уникальный документ, направленный на реализацию Стратегии «Казахстан-2050», главная его цель – модернизация нации, страны, ключевых сфер жизни казахстанского общества, вхождение в Топ-30 самых развитых государств мира. Глобальность идеи, масштабность замысла и детализация реализации реформ говорят о том, что «100 конкретных шагов» дальнейшего государственного строительства – это новая страница в истории Казахстана, уходящей корнями в глубокую древность. И это прекрасный подарок в честь 550-летия Казахского ханства, от которого современный независимый Казахстан принял эстафету своего исторического развития.