АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Гайнижамал ШЕКЕЙ. ТУРБУЛЕНТНОСТЬ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, ДЕШЕВЕЮЩАЯ НЕФТЬ И ФРАГМЕНТАЦИЯ МИРОВОГО ПОРЯДКА – ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД?

images (3)Турбулентность – стадия вызревания  новой стадии глобального финансово-экономического кризиса 2008 года? Глобальный финансовый кризис 2008 года  затронул 80% мировой экономики. И до сих пор, хотя прошло уже 7 лет, темпы ее роста все еще не восстановились, сохраняются высокий уровень безработицы, многие страны одолевают долги. Экономика целого ряда стран  находится в стагнации, а их правительства не знают, как  выбраться из «экономического болота».

Некоторые эксперты считают, что идет постепенное восстановление докризисной ситуации. Другие полагают, что  возможен гиперкризис, но его можно избежать, если будет устранена главная причина – накопившиеся дисбалансы, прежде всего на валютных и торговых рынках. А это сделать весьма непросто, ведь глобальный финансовый кризис уже перешел в сферу валютных, экономических (в виде  санкций) и социально-политических войн. На этом фоне назревает новая «холодная война». Происходит потеря доверия между лидерами великих держав и коррозия международного права. Такую оценку дал лидер Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ на VIII Астанинском экономическом форуме (АЭФ) в мае нынешнего года. Его мнение  поддержали и многие из гостей, приглашенных на АЭФ,  эксперты с  мировым именем – политики, экономисты, политологи.

Как удержать цены на нефть?

Дисбалансы дисбалансами, а нефть в нашем подлунном мире, как говорится, всему голова. До середины нового века без энергоресурсов в виде нефти и газа мировая экономика существовать не может. Но мировой финансово-экономический кризис нагрянул не один – неприятности всегда ходят вместе. Долго ждать не пришлось – возникла  турбулентность на нефтяном рынке, которая повлекла за собой массу проблем.

Головной болью правительств стран-экспортеров нефти стал вопрос, как  оптимальным образом составлять бюджеты, причем удерживать социально-экономические статьи расходов на должном уровне. Август 2015 года преподнес неприятный сюрприз для правительственных чиновников¸   собравшихся было расслабиться на  пляжах в самом начале «бархатного сезона – в понедельник 3 августа стоимость барреля нефти марки Brent упала ниже $50. Как  отмечает Slon.ru, был достигнут минимум с 30 января 2015 года,  а до января 2015 года цены на нефть опускались так низко только в апреле 2009 года. Нефть начала дешеветь после анализа Reuters о рекордном уровне добычи нефти в странах ОПЕК.

images (4)

Цены на нефть падают на фоне новостей о быстром росте объемов добычи в Иране после снятия санкций и  замедлении экономики Китая. При этом министр нефти Ирана Бижан Намдара ЗАНГАНЕ заявил, что страна  сможет нарастить добычу нефти на 500 баррелей в сутки уже через неделю после снятия санкций и на 1 миллион баррелей в сутки через месяц. А в Китае темпы роста экономики заметно снижаются, что приведет, возможно, к снижению спроса на нефть.

 Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Однако, мировое экспертное сообщество все же склонно давать средние оптимистические прогнозы для выхода из сложившейся непростой ситуации. Так, как отмечает ДВЭП МИД РК в обзорной аналитической справке, невзирая на слабые показатели первого квартала нынешнего года, рост экономики развитого мира возглавит США. Уже достигнув своего оптимально низкого уровня безработицы, рынок США начал постепенное повышение средней заработной платы, что также увеличивает потребление в стране. Несмотря на имеющиеся трудности, эксперты МВФ все же положительно оценивают перспективы развития США. По их прогнозам, в 2015 и 2016 гг. рост ВВП Соединенных Штатов составит 3,15 % ежегодно. 

А программы количественного смягчения и реформы помогут Европейскому Союзу и Японии избежать дальнейшей дефляции. Однако рост этих экономик останется довольно скромным до конца 2016 года и существенного повышения ставок ЕЦБ и Банка Японии не ожидается. Экономика Китая  остается стабильной, замедление роста ВВП до 7%  вполне ожидаемо в результате ослабления рынка недвижимости, что станет альтернативой резкого обвала. Для вывода Японии из долгосрочного периода экономического застоя правительство этой страны с 2013 года внедряет ряд финансовых экономических реформ. Возможно, понадобится значительное ослабление иены для наращивания экспорта и сокращения дефицита.

Правительство Канады продолжает реализовывать стратегию по привлечению большого количества частных компаний в сферу международного развития для экономии бюджетных средств. Можно ожидать, что на фоне новой волны финансовой нестабильности власти Канады будут продолжать сокращать свои расходы на гуманитарную помощь и инициативы международного развития.

766557311

Что касается стран Восточной Европы, то, к примеру, Чехия проводит антикризисную экономическую политику жесткой экономии. Помимо этого используются инструменты стимулирования экономического роста. Это: улучшение предпринимательского климата в стране, стимулирование инвестиционной активности, повышение прозрачности системы госзаказов, борьба с коррупцией и экономической криминогенностью, государственная поддержка экспорта, который является главным двигателем чешской экономики. Проводится диверсификация географической структуры экспорта для выхода на новые рынки сбыта.

В странах СНГ, в частности в Беларуси,  также предпринимаются антикризисные меры. Так, по итогам 1 квартала 2015 года Правительство и НацБанк последовательно реализовали вынужденные жесткие меры по макроэкономической стабилизации. В сжатые сроки пришлось адаптировать бюджет, банковскую систему, реальный сектор к работе в новых экономических условиях, вызванных обвалом цен на нефть, резкой девальвацией российского рубля и других валют, рецессии мировой экономики и сжатием спроса у  ключевых торговых партнеров. Но отсутствие существенных внутренних реформ и улучшений во внешней конъюнктуре, высокий уровень внешней ликвидности и рисков рефинансирования, по мнению ЕБРР, означают, что в Беларуси в 2016 году будет зафиксирован нулевой рост.

Казахстан перед лицом глобальных вызов, несущих угрозы для будущего процветания.

В нашей стране, самой первой в СНГ признанной мировым сообществом страной с рыночной экономикой, принята программа Стратегия-2050, цель которой – вхождение в Топ-30 развитых стран мира. Однако глобальные вызовы представляют серьезную угрозу планам государства. Поэтому руководство страны предприняло серьезные и существенные меры для укрепления экономического развития Казахстана.

 С учетом пяти новых внешних вызовов разработаны детально просчитанные госпрограммы, такие как «Нұрлы жол» – новая экономическая политика» и «100 конкретных шагов дальнейшего государственного строительства». В апреле нынешнего года были проведены досрочные президентские выборы, которые подтвердили курс на внутреннюю политику единства и согласия, внешнюю политику многовекторности и защиты национальных интересов, проведение  глубоких экономических реформ. Как отметил в своей инаугурационной речи Лидер нации, «главная задача для нашего молодого государства – не сбиться с пути вхождения в 30-ку наиболее успешных стран».

Для этого внедряется Государственная индустриально-инновационная программа,  ведется работа по повышению экспорта, борьба с коррупцией, формируется прозрачная структура госзаказов. Так, реализация Госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития (ГП ФИИР) в 2010-020124 годах способствовала запуску процесса диверсификации экономики, в первую очередь за счет ускоренного развития обрабатывающей промышленности, увеличения несырьевого экспорта и привлечения прямых инвестиций в несырьевые сектора. В целом 1-я пятилетка индустриализации завершилась реализацией 770 из 1042 проектов на 3 трлн.частных инвестиций. В рамках программы создано 75 тысяч постоянных рабочих мест, отмечен быстрый рост производительности труда в промышленном секторе. По итогам первой пятилетки обрабатывающий сектор по темпам роста опередил сырьевой.

С 2015 года началась вторая пятилетка индустриализации, которая будет направлена на  форсированное развитие промышленности,  используя новые возможности и уроки ГП ФИИР 2010-2014 годов. Основной целью второй пятилетки станет стимулирование диверсификации и повышение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности. Выбраны пять приоритетных отраслей обрабатывающей промышленности, такие как металлургия, химия, нефтехимия, машиностроение, производство стройматериалов. На реализацию ГП ФИИР в 2015 году в общей сложности запланировано 200,7 млрд. тенге, из которых 54,7 млрд. выделяются из Республиканского бюджета и 146 млрд. – из Национального фонда РК.

В стране проводится глубокое реформирование и модернизация всех ключевых сфер жизни. Для реализации 5 президентских институциональных реформ определены «100 конкретных шагов», которые обеспечат формирование современного госаппарата, верховенство закона, индустриализацию и экономический рост, формирование нации единого будущего и транспарентного подотчетного государства.

Все громадье этих планов и госпрограмм – наш ответ на глобальные внешние вызовы, наш План Нации, который не только  защитит страну от мирового финансово-экономического кризиса, но и  приведет в ТОП-30 самых развитых стран мира.