Наступивший 21 век поставил перед человечеством новые глобальные вызовы. В своем Послании народу Казахстана, озвученном в декабре 2012 года, Президент РК Н.А. НАЗАРБАЕВ отметил, что для нашей страны и региона можно выделить десять основных вызовов.
«Мы обязаны учитывать каждый из них, если планируем и дальше добиваться новых успехов в своем развитии», — подчеркнул Лидер нации.
О НОВОМ КАЗАХСТАНСКОМ ПАТРИОТИЗМЕ
В числе указанных в Послании Елбасы десяти основных вызовов 21 века указан «кризис ценностей мировой цивилизации». Суть этого вызова в том, что «мир переживает острый мировоззренческий и ценностный кризис. Все чаще раздаются голоса, возвещающие о противоборстве цивилизаций, конце истории, провале мультикультурализма».
В ответ на вопрос «Что же делать?» предлагается «оберегать наши веками проверенные ценности, научиться жить в сосуществовании культур и религий, быть приверженными диалогу культур и цивилизаций, укреплять позиции регионального лидера и стать мостом для диалога и взаимодействия Востока и Запада».
И чтобы преодолеть вызов нового века на прочность, нация должна совершенствоваться, каждый гражданин Казахи должен «воспитывать в себе и своих детях новый казахстанский патриотизм».
А это означает не просто испытывать гордость за страну. Как указывается в Стратегии-2050,
— Сегодня, на этапе состоявшегося государства, такого понимания недостаточно, мы должны прагматично посмотреть на этот вопрос. Мы любим страну, мы ею гордимся, если государство гарантирует каждому гражданину качество жизни, безопасность, равные возможности и перспективы.
К 2050- году нам надо построить такую политическую систему, при которой каждый гражданин Казахстана должен быть твердо уверен в завтрашнем дне, в будущем. Наши дети и внуки должны предпочесть жить на родине, потому что им здесь гораздо лучше, чем на чужбине.
ВСЕКАЗАХСТАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ — СТЕРЖЕНЬ НАЦИИ
Сегодня, в эпоху ускоренной глобализации. наступило то время, когда моноэтничность государств сменилась полиэтничностью.
Население почти всех современных стран теперь состоит из коренных насельников и достаточно многочисленных представителей других этносов на территории того или иного государства-нации.
И этот процесс так же объективен и необратим по своей сути, как сам ход истории человечества.
Ведь изначально глобализация в общем-то началась еще в пещерные времена, когда племена стали обмениваться примитивными орудиями труда и излишками добычи.
Однако в современном мире глобализация превратилась во всепожирающего дракона, заглатывающего в себя все прежние, вековые устои экономики, политики, культуры.
Она заменила их геополитикой, транснациональной геоэкономикой и так называемой масс-культурой, потребительским отношением даже к искусству.
В Стратегии-2050 указано, что «мы вступаем в такой период развития нашей государственности, когда вопросы духовной сферы будут иметь не меньшее значение, чем вопросы экономического, материального порядка».
В таких условиях чрезвычайно важно сохранить ментальность, особенности мировоззрения, культурного кода современного государства-нации.
А для этого необходимо определиться с приоритетами, важными для каждой страны.
Безусловно, самый главный приоритет для современного государства-нации, в том числе для Казахии – это сохранение исторического сознания.
Этот вопрос обсуждался на июньском совещании (2013 г.) по вопросам освещения истории Казахстана и развития казахстанской исторической науки.
Как отметил в своем выступлении Государственный секретарь РК Марат ТАЖИН, необходимо «сохранение в глобализирующемся мире исторической памяти, как единственного способа самосохранения вообще».
При этом в качестве первоочередного и главного направления для казахстанских историков в свете выполнения Стратегии-2050, госсекретарь отметил: «Сегодня на этапе состоявшегося государства мы должны осмыслить историю с высоты современной науки и создать целостную национальную историческую картину».
В то же время для сохранения новейшей казахской государственности и ее будущего важно не только осмысление истории Казахии в контексте мировой истории.
Сегодня важно формирование и укоренение всеказахстанской идентичности, которая, как справедливо сформулировано в тексте Стратегии-2050, «должна стать стержнем исторического сознания нашего народа».
Вместе с тем цивилизационный смысл как казахской, так и всеказахстанской идентичности, закодирован не только в уходящей в глубь веков богатой истории и культурологическом наследии казахского народа.
В первую очередь, этот смысл заключается в казахском языке, как базовом фундаменте историко-культурного развития современной Казахии.
«КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК — БРИЛЛИАНТ В КОРОНЕ
СУВЕРЕНИТЕТА» И «ТРИЕДИНСТВО ЯЗЫКОВ»
В третьей главе президентского Послания народу РК на 2013 год, озаглавленной «Стратегия «Казахстан-2050» — новый политический курс для нового Казахстана в быстроменяющихся исторических условиях» особое место уделено вопросу консолидации казахстанской нации.
Наряду с такими консолидирующими факторами, как формирование исторического сознания нации, формирование всеказахстанской идентичности, в Послании отмечается, что «казахский народ и государственный язык выступают как объединяющее ядро развивающейся казахстанской гражданской общности».
При этом подчеркнуто, что «казахский язык – это наш духовный стержень», а «ответственная языковая политика является одним из главных консолидирующих факторов казахской нации».
Здесь важно отметить, что в Стратегии-2050 четко обозначено, какая государственная политика будет проводиться в отношении развития и укрепления позиций государственного языка.
Так, указывается, что:
— наша задача – развивать казахский язык, активно используя во всех сферах;
— мы должны провести политику модернизации казахского языка, сделать его современным, искать консенсус в вопросах терминологии;
— к 2025 году 95 процентов казахстанцев должны владеть казахским языком;
— уже сегодня 60 процентов школьников обучаются на государственном языке, во всех школах введено его изучение;
— если ребенок пошел в школу в этом году, то через 10-12 лет мы получим новое поколение казахстанцев, поголовно владеющих казахским языком.
И главное, Лидер нации указал на весьма знаменательную, конкретную временную веху:
— «Таким образом, уже к 2025 году казахский язык станет главенствовать во всех сферах жизни, станет языком повседневного общения.
И это, безусловно, будет важнейшим достижением нашего государства.
Наш суверенитет, наша независимость наконец-то обретет то, что скрепляет нацию, цементирует ее, — это родной язык.
Это главный бриллиант в короне суверенности нашего государства», — подчеркнуто в Послании.
При этом, с учетом исторического прошлого, процесса глобализации и мировых тенденций в ходе создания единой планетарной системы мировой коммуникации Президент страны заявил о необходимости поощрения политики трехъязычия, триединства языков – казахского, английского, русского.
Ведь, как отмечается в Послании, «посредством русского языка казахстанцы уже на протяжении не одного столетия обретают дополнительные знания, расширяют круг общения как внутри страны, так и за ее пределами».
Вместе с тем, в Стратегии-2050 предусматривается, что
— «Нам необходимо, начиная с 2025 года приступить к переводу нашего алфавита на латиницу, на латинский алфавит.
Ради будущего наших детей мы должны принять такое решение этого принципиального вопроса.
Это создаст условия для нашей интеграции в мир, лучшего изучения нашими детьми английского языка и языка Интернета, и самое главное – это даст толчок модернизации казахского языка.
Мы должны сделать рывок в изучении английского языка. Владение этим «лингва франка» современного мира откроет для каждого гражданина нашей страны безграничные возможности в жизни».
Здесь необходимо отметить, что внедрение латиницы начнется с 2025 года и политика трехъязычия (разумеется, добровольного) не отразится на положении государственного казахского языка.
Ведь согласно Стратегии-2050, о чем уже было сказано выше, к 2025 году казахский язык станет главенствующим во всех сферах жизни казахстанского общества.
Его позиции уже будут укреплены, а переход на латинскую графику даст толчок для более форсированного вхождения Казахстана в процессы Третьей индустриальной революции.
Ведь это новая технологическая реальность, знаменующая новый скачок в развитии человеческой цивилизации в новом веке. А ее база – связь и коммуникации – основана как раз на латинской графике и артикулируется посредством английского языка.
Как показал мировой опыт до сего времени, вся общепринятая научная терминология, весь передовые достижения человечества в области научного знания и технического прогресса основаны на латинице и с незапамятных времен передаются по миру на английском языке.
К тому же английский язык, уже сейчас исполняющий роль главного коммуникатора в жизни планеты, становится языком межнационального общения.
Он уже занимает второе место после родного языка во всем мире.
Это проявляется сейчас и на всем постсоветском пространстве, в том числе в России.
Так же, как это сегодня имеет место в Европе, в том числе и в Турции, в Африке, в Индии, Японии, Южной Корее, странах Юго-Восточной Азии (Малайзия, Сингапур, Тайиланд), в арабских странах и даже в полуторамиллиардном Китае.
Везде, где есть аэропорты, развивается туризм, разрабатываются и применяются новые технологии, проводятся Олимпиады и другие масштабные спортивные мероприятия, международные научно-практические конференции, конкурсы и фестивали в сфере искусства и шоу-бизнеса.
Таким образом, в эпоху ускоренной глобализации без английского языка и
владения Интернетом обойтись невозможно.
Одним словом, латинская графика и английский язык – это окно в мир для нашей сегодняшней молодежи и последующих поколений казахстанцев. Точно так же, как овладение алфавитом и грамотой в прежние века.
«НОВЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ШАНС
НЕ БУДЕТ НАМИ УПУЩЕН»
Как показал весь ход исторического процесса развития земной цивилизации, каждое новое тысячелетие, каждое новое столетие ставит перед человечеством, народами, государствами свои вызовы.
Но, как выясняется, к началу третьего тысячелетия, историческое время ускорилось, причем самым стремительным образом.
Поэтому XXI век поставил перед нами не простые, локальные или региональные вызовы, что было характерно до ХХ века. А самые что ни на есть глобальные вызовы.
А это требует огромных сил для того, чтобы не просто противостоять им, но и выстоять, суметь пойти в ногу с новым Временем. Иначе новая конфигурация времени просто уберет с исторической арены слабых, нерешительных, не способных преодолеть инерцию развития и вписаться в картину нового мира путем решения новой парадигмы задач.
…Давно уже очнулась после летаргического сна одряхлевшая после пассионарного взлета своей величайшей цивилизации мусульманско-буддийская Азия.
Она стряхнула с себя паутину древности, возродила к новой жизни полный сил и энергии величественны й азиатский континент, который на пороге третьего тысячелетия вновь приобрел свои увядшие было красоту и молодость.
В одном из своих Посланий народу Президент РК Н.Назарбаев отметил Малайзию и других азиатских «тигров» как пример для получивших независимость и развивающихся в новом столетии стран. И конечно для молодого, но уже уверенного в своих силах казахстанского «барса».
Как выразился один из признанных современных лидеров Мохаммад МАХАТХИР, «времена изменились, и хотим мы того или нет, но и мы должны измениться».
Но, как говорится, «времена не выбирают».
И все же Казахия и весь Центральноазиатский регион не остались сегодня на обочине всемирной истории, погребенными под толстым слоем пыли древних курганов.
Не потерялись в глухом средневековье, в феодальной отсталости.
Пережили столетия колониального существования, сохранив свои исконные территории, языки и культуру.
Не исчезли под властью завоевателей железного девятнадцатого и пережившего две кровопролитные мировые войны двадцатого веков.
Но то, что мы смогли преодолеть вызовы прежних столетий и твердой поступью вступить в новое третье тысячелетие, не дает права нам, потомкам великого Турана, плестись в хвосте современной Истории.
И хотя самое известное восточное проклятье звучит как «чтоб ты жил в эпоху перемен!», наступившая в преддверии нового века эпоха перемен, эпоха Независимости дала Казахии новый исторический шанс.
В этой связи Лидер новой казахстанской нации Н.НАЗАРБАЕВ, обращаясь в Стратегии-2050 к молодежи, так обозначил квинтэссенцию программы развития современной Казахии:
«Мы не должны забывать, что адекватный ответ вызовам времени мы сможем дать только при условии сохранения нашего культурного кода: языка, духовности, традиций, ценностей.
Если случается сбой в компьютерной программе, тогда нарушается программный код. Так и в жизни. Если нация теряет свой культурный код, то разрушается сама нация. Этого нельзя допустить!!
Я верю, что наша достойная история, память наших славных предков помогут нам преодолеть трудности грядущего времени…
Я верю, что новый исторический шанс не будет нами упущен».
Гайнижамал ШЕКЕЙ