АЛТЫНОРДА
Мультимедиа

Геополитика и правительства тюркских и монгольских народов Глава II

Заветы Чингиз-хана
Создание татаро-монгольской империи.
За Великой китайской стеной простиралась Великая Татария или по-современному Великая степь. На этой территории располагался  Тюркский каганат во главе династии из рода Ашина. 742 году власть в Тюркском каганате перехватили уйгуры. Во главе каганата стала уйгурская династия, а каганат стал называться Уйгурским каганатом. 842 году южносибирские племена киргизы захватили столицу Уйгурского каганата Каракорум, но у власти не удержались. После междоусобной войны за власть Уйгурский каганат распался. На территории современной Монголии, Забайкалии, Хакасии, Алтая в течение 300 лет не было централизованного государства. На этой территории жили разные племена – татары (тюрки), монголы, фино-угоры, а на востоке тунгуссы. Все они себя называли татарами (тадарами). Китайцы знали названия наиболее больших племеных объединенй, а маленких племеных объединений или родов которые переплетены были родственными узами, и трудно было разобраться кто есть кто, и какое чье название, они путались и чтобы не вдаваясь в тонкости родовых названий, всех кочевников называли татарами. Кочевники которые жили вдоль Китайской стены и были в союзе  с Китаем, китайцы называли их белыми татарами, а те которые жили подальше от Китая и не хотели принимать китайскую культуру и враждебно относились к китайцам, их называли черными татарами. Кочевой образ жизни у кочевников Великой Татарии был схожий. Язык у татар был един, отличались только диалектами, поэтому при общение между собой кочевники обходились без переводчиков. Все племена и роды почитали культ Неба Тэнгри и поклонялись духам предкам  или по современному тэнгрианство. Большое влияние на общество оказывали камы (шаманы). Религия определяет поведение человека, формирует его мировоззрение, его взгляд на окружающее. Таким образом у всей этой массы людей было общее мировосприятие, мировоззрение и один минталитет.

В начале XI века тюркские племена кидани захватили северные территорию нынешнего Китая и образовали огромную империю киданей (кидании родственные племена найманов), от названия которой и произошло современное название Китая. Свою империю они назвали Ляо. В 1115–1125 гг. тунгусы, обитавшие в долине Уссури и Сунгари, объединились в орду под название чжурчжени, сумели организоваться и разгромить империю киданей Ляо. В 1120 г. они захватили Северный Китай и его столицу, располагавшуюся в окрестностях современного Пекина, а в следующем году они напали на Кайфын столицу Китая династии Сун. Император династии Сун Хуэй-цзун и его сын попали в плен чжурчжэням. Династия Сун прекратила свое существования. Часть киданей подчинилась победителям, а другая часть, отступила с боями в Семиречье в Среднюю Азию. Затем в течение 20 лет чжурчжени завоевали весь Китай.  Свою династию назвали Цзинь (золото),  державу Айсин-гурун – «Золотой оградой».

Великая Татария более 400 лет не пыталась строить империи и не угрожала Китаю. Но такая опасность оставалось, и чжурчжени стоящие у власти Китая попытались уничтожить эту опасность в корне. Каждые три года стали совершаться походы против черных татар в Забайкалье с целью ослабить про­тивника, уничтожая население под корень. Эта политика неприкрытого геноцида сначала была поддержана белыми татарами. Но, затем, уничтожение своих людей в гражданской войне, служа орудием чужих, не нравилось и этим наемникам. Отряд татарских наемников восстало против чжурчженей, и двинулась в Забайкалье. Они вошли на территорию подвластное Темучину. Татары были профессиональными войнами и по многим параметрам превосходили ополченские отряды, которые были под командованием Темучина. Бой с татарами произошел на реке Улзе притоке Онона, южнее современной Читы. Участвовал в сражении и старший союзник Темучина кераитский хан Тогрул. Темучжин и Тогрул одержали победу над потрепанным, но регулярным войском татар­ских наемников до прихода чжурчженей, убили предводителей. В победе большую роль сыграла орда Темучина. Малочисленным дружинам племенных вождей во главе ополчения вряд ли удалось бы это сделать. Захваченное в плен татарское население было распределено между Темучином и Тогрулом, а командиру чжурчженьского отряда послали извещение о победе. За оказанную помощь император Алтын-хан пожаловал Тогрула титулом «Ван-хан» – государь кераитов, а Темучину был пожалован титул «Джаут-хури» – военный комиссар. Это был первым крупным военным предприятием и победой молодого Темучжина, против  татарских наемников.

Далее, до 1197 г. нет сведений, чем занимался в эти годы Темучин. По утверждению некоторых ученых,  к примеру, Л.Н. Гумилева, который, ссылаясь на китайского генерала и историка Чжао Хуна, говорит, что Темучин пробыл в чжурчженьском плену 11 лет, пока не убежал. Правда, эти сведения противоречат мнению других ученых, которые не упоминают о его пленении.

Андрей Кривошапкин из Якутии, написал книгу «Завещание Чингисхана». В этой книге, он считает, что «Темчучин служил в китайских войсках, поэтому эта часть таинственного периода, не описана в летописях монголь­ской и китайской версиях». Но за что и зачем было им держать его такое длительное время в плену? Считает Кривошапкин.

Можно держать человека в плену, если за него могут дать большой выкуп, или он сын какого-то союзного правителя, которого можно держать в узде, пугая смертью залож­ника. Темучина, за которым не стоял никто, просто убили бы, никому он в Китае не был нужен. Летописцам просто было неудобно писать, что Потрясатель Вселенной вместе со своей ордой служил простым военным комиссаром в пограничных областях, каких там было тысячи.

Белые татары до этого были союзниками чжурчженей, но после разгрома их мятежного отряда,  этот союз распался. Возможно, на службе у чжурчженей ему во многом помогали белые татары онгуты, у которых не было большого повода любить своих веролом­ных и жестоких соседей. Жители границы в отличие от забайкальцев хорошо знали обы­чаи и традиции чжурчженей, и без их помощи на первых порах нельзя было обойтись. Темучин эту услугу, оказанную онгутами не забыл. Косвенным доказательством службы Темучина китайским комиссаром было то, что он уравнял в правах с монголами онгутов — кочевников пограничной с Китаем степи, хотя они и не выбирали его ханом на курултае.

Чжурчженьская служба многое дала Темучину и его соратникам. За эти годы они приобрели громадный военный опыт, увидели жизнь Золотой империи изнутри. Из четы­рех выдающихся полководцев, которых звали четырьмя псами Чингиз-хана, трое ушли с ним на эту службу. Чжэлмэ, Субэтэй и Мухали стали полководцами именно там. Самый молодой из четырех Джэбэ нойон примкнул к Чингиз-хану позже.

Темучин и его люди за долгие годы службы поняли, что, несмотря на внешнее ве­ликолепие, империя слаба, что внутренние противоречия раздирают его на части, крестьянское население не боеспособно, а государственные чиновники продажны. Что есть си­лы, которые помогут кочевникам разгромить своих южных соседей – это противостояние киданей и чжурчжэней и т.д. Все эти годы Темучин узнавал то, что тщательно скрывалось от кочевников, знако­мился с нужными ему для этого людьми, изучал другие государства и другие народы. И именно эти годы, проведенные на службе империи, позволили Темучину стать затем Чингиз-ханом»11.

После таинственного периода времени, который не описан в монголь­ской и китайской версиях летописей в 1197 году Темучин со своей ордой внезапно появился в степи. Это был умудренный в военном деле человек, у которого была регулярная военная часть из ветеранов, обладающих громадным опытом боевых действий. Они быстро опрокидывали ополченские отряды местных племенных вождей. С этого периода началось объединение Степи. Но объединение проходило не только с помощью оружия, но с и помощью идеи.  Чтобы консолидировать общество перед внутренней и внешней угрозой Темучин использовал лозунги: мир, справедливость и благополучие. Темучин не мог выдвинуть идею завоевания всего мира. Такая война была бы бесконечной, она противоречила бы его лозунгу о мире  и на такую идею не согласились бы ни вожди племен, ни рядовые воины. Кочевники предпочитают мир войне. Для того чтобы кочевники воевали, нужно, чтобы кочевники этого захотели сами. Это прекрасно знал Темучин и поэтому не хотел воевать со всем ми­ром и завоевывать земли, которые его народу не были нужны. У них уже была Родина, менять ее они не собирались.

Какие бы не были хорошие идеи или лозунги, если их не проводить в жизнь, то их цена обесценивается. Справедливости желают все люди. За нее всегда боролись. К примеру, подросший молодой талантливый воин или будущий вождь из бедной семьи сразу сталкивался с родовыми обычаями, возвышаться он не мог. Все правящие места занимали родственники родового вождя, хотя по своим моральным и профессиональным качествам не всегда соответствовали занимаемой должности. У такого молодого человека не было шансов на дальнейший перспективу роста. Он должен был всю жизнь оставаться табунщиком или простым воином. Родовые традиции не предусматривали социальных лифтов. Молодой человек считал, что социальная система построена не справедливо. Что тогда делали такие люди. Они откочевывали и пытались самим добиться власти, а это значить становиться изгоем в племени. Так появлялись орды, которые воевали друг с другом в межплеменных воинах. Чтобы исправить такую несправедливость Темучин при основании государства стал подбирать людей на государственные должности ни по родству и ни по принципу личной преданности, а на их деловые и нравственные основы. Он опирался на свои основные принципы: деление людей на подлых, эгоистичных, трусливых и наоборот – на честных, справедливых, смелых, которые ставили свою честь, и достоинство выше безопасности и материального благополучия. Согласно этим принципам, власть правителя должна опираться не на какое-либо господствующее сословие, а на честных, справедливых, смелых людей. Была элита, погрязшая в междоусобных стычках, не способная управлять жизнью общества. Был народ, которому эта ситуация надоела до чертиков. «Когда явилось счастье Чингиз-хана, они пришли под его начало, и он ими управ­лял посредством единого для всех непреклонного джасака (закона). Тех, которые были умны и могучи, он сделал беками — (беке — начальниками) войска, тех, которые были проворны и ловки, дав на руки их принадлежности, сделал табунщиками; глупых, давши им хворостинку, послал в пастухи. По этой-то причине дело его, словно молодой месяц, возрастает со дня на день; от неба, силою Верхних Творцов, нисходит победоносная по­мощь, а на земле с помощью его явилось благоденствие; летние кочевки его стали местом ликующего праздника, а зимние кочевки получались приятные и удачливые». Конечно, такая справедливость не нравилась родовым вождям, если они были подлыми, эгоистичными, а так же и их прислужникам. Конечно, им было по душе самоуправство, безнаказанные грабежи соседей, угон скота и убийства. Таким вождям было нипочем и Степные законы. Вседозволенность в отношении остального общества, в основе, которой лежит завышенные самооценки и скудоумия таких людей.

В 1206 г. Темучин решил осуществить свой план о перенесении своей ставки в древнюю тюркскую столицу Каракорум. В курултае, провозгласившем Темучина Чингиз-ханом, участвовали до девяти кочевых племен. Они представляли уже не федерацию племен, а однородную нацию. Чингиз-хан на холме Дэлюнь-Булдак, окруженный священными знаменами, стоя рядом с главным прорицателем со святым Кукчэ («небесный» по-татарски), поклялся перед курултаем соблюдать национальный договор: «Этот народ…, который, несмотря на мои невзгоды и опасности, неразрывно связал себя со мною против всех, – этот народ, готовый принять и радость, и горе, вооружил мою мощную мысль своей великой силой, – этот народ, чистый, как горный кристалл, который среди всевозможных опасностей до конца сопровождал своей преданностью каждое мое усилие, я хочу, чтобы он назывался Кюк Монгол («небесные монголы») и чтобы он возвысился над всеми”. Так завершился процесс образования монгольского государства. Так продолжалась традиция – империя Кюктюрков сменилась империей кюкмонголов, небесные монголы сменили небесных тюрков. Образовалась татаро-монгольская империя.

Чингиз-хан создавая государство, обещал кочевникам создать государство Мэнгу Иль — Вечное государство, где будет мир, справедливость и благополучие. Такая идея пришлась по вкусу не только простым воинам, но и племенным вождям кочевых племен. Поэтому название “мэнге” – “мэнэ” – “вечные” приняла элита, кото­рая участвовала в выборе Чингиз-хан каганом и договорилась назвать свое государство Мэнгэ Иль – Вечная Родина. «Менгу Ел — Вечная Родина» это популярная в народе цитата из орхонских памятников эпохи Кюктюрков 6-8 вв. была не забыта еще в 12-13 вв. Вечная Родина — возника­ет в результате договора между теми, кто согласен жить в мире и согласии. Множествен­ное число от этого слова мэнге будет мэнгелер. Оттуда и появилось названия монгалы, мунгалы, монголы у иноязычных исследователей. Такое политическое название мунгалы, монголы, не ущемляли достоинство людей ни из слабых, ни из сильных племен. И поэтому вожди племен, согласились называть себя мэнгу (монгол), и на курултае подняли Темучина, на шкуре белой лошади к синему Небу и нарекли новым именем Чингиз-хан. За вновь сформированным народом-войском официально было закреплено единое имя «монгол», поскольку монголами были сторонники и сподвижники Чингиз-хана, составившие военно-политическое ядро молодого государства. Конечно, всякий помнил свою генеалогию, но это было их личное дело. Монгол – это имя, которое сам Чингиз-хан дал объединению племен и народов составивших новую общность людей. Отдельных племен с именем «монгол» тогда не было. Никаких документов государства Чингиз-хана на монгольском языке не обнаружено. Яса была написана на тюрки уйгурским письмом. А исходный текст «Сокровенного сказания монголов» дошел до наших дней лишь записанный китайскими иероглифами. В связи неясностью этнонима монгол, для иностранных ученых послужило основой для создания теории «Монгольского нашествия». Эта ложная теория насаждалась учеными Российской империи и была продолжена в Советском Союзе и продолжает в современной России. Вредность этой теории состоит в том, что она разделила один народ, когда то называвшиеся себя татарами, на два народа – тюрков и монголов.

Чтобы покончить с произволом и придать ему законность, на курултае во время избрания Чингиз-хана каганом, было принято законы Ясы. Законы Ясы было написано на основание тэнгрианского мировоззрения. Эти законы назывались Яса или Тура – два тюркских слова, из которых первое обозначает «уложение», второе – «обычай», обычное право, устав.

На курултае Чингиз-хан поклялся соблюдать законы и первым подчиняться им. Чингиз-хан всю жизнь оставался точным исполнителем этого справедливого закона, в котором были закодированы древние обычаи тюрков и монголов. Чингисхан считал, что неуклонное выполнение закона обязательно для всех, даже для родных ему людей. Он считал, что предатель должен быть казнен, а его родные наказаны. Недруги не могут сказать, что он сам нарушил какой-то закон. Злейшие враги Чингиз-хана не могли указать в его жестокостях ни следа произвола. Это признают все его современники: Жуанвиль и Марко Поло, обладающие наиболее достоверными сведениями, видят в нем лишь строгого законодателя»12. Он был первым ханом, при котором законы Ясы были не только изложены, но и написаны на бумаге.

Рашид ад-дин точно подметил, почему Чингиз-хан, вступив на престол, т. е. победив врагов и будучи поднят ханом на белом войлоке, ввел повсеместно строгий порядок и указал каждому свое место. «До него младшие не слушали старших, подчиненные не уважали начальников, начальники же не исполняли своих обязанностей относительно подчиненных. Злодеяния приняли такой обширный характер, и людям стало невмоготу, что Небеса не стерпели», – утверждается в знаменитой летописи «Алтан Тобчи». Так с помощью законов Ясы утверждалось справедливость.

О благополучной жизни мечтают все люди. Мирная жизнь кочевника, устойчивый рост его хозяйства, повышает уровень жизни и степень уверенности в завтрашнем дне. Безопасность его самого и членов семьи дает ему уверенность в завтрашнем дне. Когда исчезает уверенность в завтрашнем дне, это означает, что по отношению к большинству общества реально  властные творят несправедливость. Тогда вера в правительство и в государство быстро теряется. Поэтому при Чингиз-хане на безопасность и благополучие   жизни кочевников уделялось особое значение. Все те, кто считал, что их родовые вожди правят не справедливо, присоединялись к Чингиз-хану. Переход к справедливому вождю в степи  было обычным делом.

После курултая 1206 года степные и лесные племена Забайкалья стали присоединяться к монгольскому союзу добровольно. Чингиз-хан знал, в чем сила кочевых народов. В то время у элиты кочевников не было и мысли, что они могут выступить против импе­рии Цзинь, слишком неравными были силы, многомиллионный Китай и разрозненные ко­чевые племена, которые еще и воевали друг с другом. Возродить столицу тюрков Каракорум, поднять знамя империи Кюктюрков, т. е. тюркской державы значило то же, что объявить войну известному врагу кюктюрков Северному Китаю, «Золотой ограде». Идея завоевания Северного Китая, восстановление  исторической справедливости, была сверхзадачей, сверхидеалом, она консолидировало общество перед внешним врагом, она объединяла всех кочевников, она была общим делом, которая являлось смыслом существования татар и монголов. Это война предполагалось быть короткой, так как в Китае шла гражданская война, и она облегчила бы завоевательный поход.

Как пишет Абул-Гази, Чингиз-хан созвал собрание монгольских вельмож и сказал: «Императоры Китая (т. е. «Золотой ограды») причинили много зла моим предкам и родственникам. Теперь всевышний Тэнгри обеспечил мне победу. Он дает мне случай и власть потребовать у Китайской империи в лице императора «Золотой ограды» восстановления прав моих предков и родственников (под родственниками он имел в виду тюркскую нацию). И вот все восточные тюрки – кидани, уйгуры, татары, карлуки, кунграды, мангуты, онгуты, кераиты, найманы, ойраты, торгуты и т. д. – все потомки Огуз-кагана, все дети Серого волка, пошли за Чингиз-ханом, чтобы отомстить национальному врагу – чжурчженям и китайцам – за все зло, которое они причинили их предкам, древним кюктюркам». С этого момента история Чингиз-хана обретает новое качество, история вступила в этап образования империи Великой Степи, фактически повторив события 400-летней давности, империю Кюктюрков.

Для приготовления войны с  Северным Китаем Чингиз-хан начал создавать административную систему. Низшей административной единицей была признана группа аулов, способная выставить десять воинов. Далее шли группа аулов выставлявшие по 100 воинов, по 1000 воинов и. наконец, по тумену (10 тысяч воинов). Чингиз-хан не освобождал в порядке исключения от воинских обязанностей родных братьев и сыновей. Мораль Чингиз-хана не позволяла освобождать от воинской службы своих близких. А заставлять воевать только чужих сыновей. Во время создания государства-войска, Чингиз-хан отодвинул на второй план родоплеменное деление. В каждом десятке, сотне воинов он собирал представителей разных родов. И это правило было нерушимо. Если воин пытался перейти из одной десятки в другую к соплеменникам – это каралось  смертью. Так достигалось объединение людей.

Чингиз-хан создал дисциплинированную армию с чувством взаимовыручки. «В бою монгол должен был чувствовать локоть своего товарища и знать, что он не предаст ни в коем случае, а для этого и другой товарищ обязан был не предавать его ни под каким предлогом. Смертная казнь ждала и каждого, кто оставит в беде на поле боя своего соратника, не зависимо какого он был рода-племени. Так достигалась взаимовыручка. Так возникла новая общность людей с именем монгол. Название монгол тогда носило собирательный политический характер. Не было ни титульных, ни рабских родов, в бою все были равны перед смертью.   По тэнгрианским понятиям предательство считалось худшим из грехов и пороков,  на войне для победы можешь идти на хитрость, но нельзя обманывать доверившегося. Ложь категорически запрещалось. В Ясе смертная казнь грозила тем, кто будет уличен в сознательном обмане, в предательстве, лжесвидетельстве, а также невозвращении оружия, случайно утерянного владельцем в походе или в бою.

Новый общественный императив монголов – взаимовыручка – включал в себя гарантию, даваемую боевому товарищу, ставшему жертвой предательства. Если его не могли спасти, то за него следовало отомстить нарушителям закона гостеприимства (например, убийство посла).  Вот такой  этикой обеспечивалось единство Орды. Силу элиты тэнгрианцы видели в ее способности жить для других людей, для государства.

Перед выступлением в поход на Северный Китай Чингиз-хан поднялся на священную гору, вознося молитвы о даровании победы. Окружавшие у подножия горы народ и войско все это время взывали: «Тэнгри! Тэнгри!» На четвертый день Чингиз-хан спустился и объявил, что Небо дарует ему победу. Правление Чингиз-хана можно соотнести именно как потрясающую мистическую духовность во время образования татаро-монгольской империи. Началась война с Северным Китаем, которая впоследствии перекинулась и на Среднею Азию. Это была не просто война за пространство, за пастбища, за религию. Это была глубинно-космическая война. И Небо даровало в этой войне победу Чингиз-хану.

Северный Китай (современная внутренняя Монголия КНР) со времен Хуннской империи принадлежал татарам (тюркам), монголам, чжурчженам (маньчжурам), и поэтому это наследие Чингиз-хан считал своей   собственностью и решил отобрать его у чжурженей. Война между татаро-монголами и чжурженями в тот период была обычной, дележ родственников за территорию и каждая из сторон его считала своей. Такие войны сопутствовали кочевников  за пастбища, водопои и т.д. Противостояние цар­ских династий киданей и чжурчжэней, которые были, на самом деле не коренными китай­цами, а племенной знатью племен, завоевавших Северный Китай, позволи­ло в последующем опираться на выходцев из потерпевшей поражение киданьской царской династии Елюев, которые ненавидели своих противников чжурчженей. Татаро-монголы опирались не только на киданей, но и на восставших китайских крестьян. То есть в зависимости от сложившейся ситуации монголы на свою сто­рону привлекали то киданей, то китайцев. Таким образом, у татаро-монголов в Северном Китае были не только враги, но и союзники. Кидании и другие тюркские племена, восстали и захватили Ляодун и перешли на сторону Чингиз-хана. В 1215 г. после длительных боев татаро-монгольские войска заняли Северный Китая со столицей Пекин. Император  подписал  договор,  по  которому  он признавал  протекторат  татаро-монголов  над  Северным Китаем. В обеспечение договора он выдал свою дочь за Чингиз-хана и перенес свою столицу в Пиан-Кинг, к северу от Желтой реки. В Северном Китае Чингиз-хан оставил в качестве своего наместника надежного и методичного Мухали с тридцатью тремя тысячами человек, предоставив ему гражданскую и военную власть. Чингиз-хан вернулся в Каракорум. Следуя согласно тюркским традициям, он стал во главе Северного Китая. Он не продолжил завоевание всего Китая, так как дальше была чужая земля.

На территории Средней Азии находилась мусульманская империя Хорезмшахов. Эта империя простиралась от  границ Индии до Кавказа, от Персидского Ирака до территории современного Казахстана. В городах Средней Азии Бухаре, Самарканде, Узгенче и т.д., жили сарты, фарсы и тюрки, исповедовавшие ислам. Кыпчакские воины, находящиеся на службе у хорезмшахов приняли ислам. На территории современного Казахстана и в степях средней Азии жили тюркские кочевники, которые исповедовали тэнгрианство. Слухи об идеи Мэнгу Иль — Вечное государство, где будет мир, справедливость и благополучие дошло и до кочевников, проживающих на территории современного Казахстана. Находясь в Каракоруме, Чингиз-хан послал послов хорезмшаху Мухаммеду на взаимное сотрудничество между двумя империями. Хорезмшах Мухаммед дал согласия. Но прошло немного время воины хорезмшаха напали на отряд татаро-монголов в Тургайской степи недалеко от реки Иргиз, территория принадлежавший государство монголов. Чингиз-хан сделал вид, что он не знает о случившемся. Далее, неожиданно люди хорезмшаха Мухаммеда вероловно убили купцов Чингиз-хана, направляющиеся торговать в империи хорезмшахо. Хорезмшах убил и послов посланых Чингиз-ханом на урегулирования этого события. Хорезмшах заявил:” что мир не может быть между двумя империями”. Своими поступками хорезмшах Мухаммед спровацировал войну с Чингиз-ханом. Идя войной против хорезмшаха Мухаммеда, Чингиз-хан знал, что он вел непрерывные воины и требовал все время уплаты налогов в больших размерах. Знал, что чиновники погрязли во взяточничестве, в казнокрадстве и в распутстве, которые тяжелым бременем ложились на бедные слои населения. Чингиз-хан знал, что хорезмшах в грозный час войны не найдет поддержки ни у народа, ни у войска. Кроме того он знал, что в империи хорезмшаха кроме врагов, есть много его сторонников и союзников. Многие тюркские племенные вожди, которые исповедовали концепцию духа Неба и поклонялись духам предкам, увлекшиеся его идеей, дали согласие присоединиться к своему единоверцу Чингиз-хану. Случаи перехода тюркских войск тэнгрианцев от мусульман к своим единоверцам в степи возникали часто. Впоследствии, почти все кочевники-тэнгрианцы перешли добровольно на сторону Чингиз-хана. Чингиз-хан был для них родней по вере и идее.

Истинные патриоты Туркестана, Средней Азии тюркские националисты, знали, что столица Великой тюркской империи – Каракорум, восстановлена Чингиз-ханом и что он ведет не религиозную войну, а за возрождение тюркской империи, многие из них ждали случая, чтобы открыто встать на сторону великого заступника, объединителя всех тюрков и монгол, Чингиз-хана. И это время настало, и они массово переходили на сторону Чингиз-хана. Хорезмшах не дал генерального сражения, а разделил свое войско и распределил их по городам. Именно ненадежность войск была причиной разделения Мухамме­дом войск на части. В надежде, что они будут до конца защищать свою родину.

Только воины мусульмане защищали Бухару, Самарканд, Ургенч, и были уничтожены. Поэтому Чингиз-хан почти без кровно завоевал Восточный Туркестан, территорию современного Казахстана и Среднею Азию, хотя войско хорезмшаха Мухаммеда имело численное превосходство в десять раз, и, не смотря на это, потерпело поражение. В 1221 году на территории Средней Азии уже не было другой власти, кроме татаро-монгольской. Сын хорезмшаха Джелал ад-дин, потерпев поражение в Средней Азии, затем в обороне Газны, он ушел с остатками войнами в Индию. Чингиз-хан не стал преследовать Джелал ад-дина в Индии. Он не собирался завоевывать Афганистан и Индию. Он дал приказ армии на отход в Среднею Азию, и сам возвратился под Самарканд в свою резиденцию. Территория Восточного Туркестана, территория современного Казахстана,  Средняя Азия  входили в состав Хуннской империи, затем  в состав Тюркского каганата и Чингиз-хан продолжатель идеи кюктюрков присоединил их к своей империи.

Территорию, которою занимали  в XIII веке кыпчакская федерация, входила в 6-8 вв. в состав Тюркского каганата. Эти земли были заселены множеством разных тюркских родов и племен. После распада Тюркского каганата многие племена объединились в  федерацию. Во главе этой федерации стояли кыпчакские вожди. По имени этой федерации земли стали называться кыпчакскими. Кыпчакские вожди не смогли объединиться и создать своего государства. Они занимались грабежами, погрязли в междоусобных войнах. И создали такие позорные условия, что своих же соплеменников продавали в рабство, заполнив рынки Ближнего Востока и Европы рабами-кыпчаками. Так были проданы, к примеру, будущие султаны Египта – Бейбарс, Калаун и правитель Азербайджана и Ирана Ильхан Ильгизид.

Отряду во главе полководцев Джебе и Субетея уполномочивалось идти разведкой в кыпчакские земли, с целью узнать, желают ли кыпчакские храбрецы добровольно войти в империю Чингиз-хана, если они окажут непонимание и будут сопротивляться, тогда включить их силой. С берегов Хазарского (Каспийского) моря, Терека и Черного моря кыпчаки были готовы встретить нашествие. Они знали, что в святом городе Каракоруме сидит повелитель всех тюрков и монголов. Всем им издавна была знакома обычная дорога тюркских походов – по ней шли их собственные предки. Они знали, что татаро-монголы придут. И вот собрались военные отряды кыпчаков, осетин, черкесов, лезгин. Они отправились поджидать татаро-монголов на равнине Терека, на обычной степной дороге, рассчитывая, что они придут с севера. С изумлением они узнали, что татаро-монголы перешли через непреступный Кавказ и наступают с юга. Впереди войска скакали агенты Джебе, проникая всюду, разбрасывая золото полными пригоршнями, превознося славу тюркской нации. Они говорили кыпчакам: «Мы татары, как и вы, кыпчаки, – одна кровь одного рода. А вы соединяетесь с иноплеменниками против своих братьев. Осетины и нам, и вам чужие, не следует помогать им. Вы должны действовать заодно с нами». Они щедро раздавали подарки. Кыпчаки колебались, они были чувствительны к родству, но уровень кругозора был у них мал, ограничен, поэтому они не могли сразу воспринять Великую тюркскую идею и воспылать страстью к созданию новой империи, наследницы империи кюктюрков.

Кыпчаки отошли в сторону от места боя. Джебе воспользовался их нерешительностью и двинул Субэтая против соединенной армии осетин и лезгин. Опытные татаро-монгольские эскадроны опрокинули и разбили это нестройное войско и затем двинулись дальше.

После победы Джебе потребовал, в соответствии с обычаями и законами Ясы, у кыпчаков помощи людьми, лошадьми и фуражом. Кыпчакские беи сначала согласились, но они никогда не имели системы государственных налогов, никогда не подвергались поборам в пользу хана, поэтому возник конфликт. Видя, что монголы забирают лошадей и мулов, конфискуют их фураж, уводят их молодежь в свое войско, пополняя ряды убитых, кыпчаки взбунтовались. Они собрали все, что можно прихватить, и массами бежали из татаро-монгольского войска к своим родичам, кыпчакам, обитавшим в обширной равнине р. Тан (Дон). Это было дезертирство – проступок, непростительный в глазах монголов. Необходимо было вернуть их, казнить вожаков и наказать непонятливых. В это время пришло известие, что некий народ, по имени русы, взял кыпчаков под свое покровительство и поспешно вооружается. В то время многие кыпчакские ханы породнились с русскими князьями, естественно, те выступили на защиту своих родственников. Тогда татаро-монголы решили: этим русским надо дать хороший урок, чтобы они потеряли охоту защищать предателей и научились уважать законы Ясы.

Призванные на помощь устрашенными кыпчаками (половцами) объединенные русские князья и кыпчаки выступили в поход против татаро-монголов. На берегу реки Калки 25-тысячный татаро-монгольский отряд встретил 100-тысячное русское войско. Битва произошла в апреле 1223 г. и закончилась полным поражением русских. По­сле битвы в 1223 г. на Калке русские княжества могли быть присоединены к империи Чингиз-хана. Но он отозвал своих полководцев Джебе и Субетея обратно, так как территория русских княжеств не входили в кюктюркский каганат. В 1225г. Чингиз-хан ушел из Средней Азии  в Монголию.

Как видим Чингиз-хан завоевывал (объединял) только те земли, которые принадлежали Тюркскому каганату. Нигде и не кому Чингиз-хан не говорил о завоевании всего мира.  Этот миф распространили после его смерти. «Все войны, которые вел Чингиз-хан, а их было четыре, были спровоцированы его противниками, а его территориальные приобретения лежали в ореоле окраин Великой Татарии (Великой Степи).

Война с найманами началась в 1204 г. по инициативе найманского царевича Кучлука и закончилась его гибелью в 1218 г., когда он был покинут своими подданными, перешедшими к Чингиз-хану.

Война с чжурчженями, начавшаяся в 1130 г., прервалась после взятия монголами Пекина в 1215 г. перемирием, по условиям которого монголам был уступлен Северный Китай, фактически ими уже занятый и считавшийся землей не чжурчженьской, а татаро-монгольской. Чжурчжени нарушили этот мир, и возобновленная война закончилась в 1235 г. истреблением чжурчженьских войск. Население же Маньчжурии, не принявшее участие в авантюре полководцев, было принято в состав монгольского войска.

Войну с Хорезмом развязал султан Мухаммед, напавший на монгольский отряд у реки Иргиз в 1216 г. и затем казнивший монгольских послов в 1219 г. Чингиз-хан, разгромив войска Мухаммеда и его сына Джелал ад-дина, оттянул свои силы за Амударью и оставил за собой только те земли, которые принадлежали кара-киданям (найманам), подчинившимся ему добровольно. Ведь Самарканд и Бухара были незадолго перед этим захвачены султаном Мухаммедом (1210 г.), и там вспыхивали частые восстания против жестокого гнета султанского режима, которые силой усмирялись.

Четвертая война – покорение Тангута в 1227 г. – была ответом на невыполнение союзного договора, что Чингиз-хан расценивал как предательство. А поскольку земли Тангутского государства лежали в пределах Великой Степи, то присоединение их к Монгольскому улусу нельзя считать внешним завоеванием».13

Чингиз-хан практически вы­полнил программу, записанную небесными тюрками на орхонских памятниках. Где четко указано, в каком месте может быть создано государство. То, что он знал это, показывает и выбор места столицы Каракорум. На этом месте располагалась столица Хуннской империи, Кюктюркского каганата. Их желание создать государство, где будет царить мир, справедливость и благополучие Мэнге Иль (Вечное государство), он сумел создать, но сохранить его он смог только во время своей жизни. Его наказ по­томство проигнорировало и не выполнило. Его потомство стала выполнять другую задачу, завоевать весь мир. Причина последующих поражений заключалась в истоках побед. Так после смерти вождя  и уже при внуках Чингиз-хана начался распад его Великой им­перии.

Чигиз-хан не смог подготовить себе достойную замену. Он часто отсутствовал  на длительное время и мало проводил время со своей семьей, к тому же гениальность и талант не передается по наследству. Сыновей воспитывала жена. Старший сын Джучи не стал идейным сторонником своего от­ца. Прожив мирную жизнь под крылышком матери, он не любил воевать, потому что не видел в этом необходимости. Это заставило Чингиз-хана лишить его практически реальной власти. Второй сын Чагатай вырос нелюдимым, жестоким человеком. Он завидовал Джучи за то, что мать больше любила и уделяла времени Джучи, чем ему. Именно этой ревностью и объясняется дикая выходка Чагатая, когда он обозвал при своем отце своего старшего брата «меркитским отродъем». Простить ему это отец не мог. Нельзя было делать своим наследником человека, который не может справиться со своими низменными чувствами. Поэтому, ско­рее всего, желание Чингиз-хана было высказано в форме устного совета своим соратникам о не допущении к власти двух старших сыновей. Третий сын Окотой (Угедей), вырос в тихого без­злобного человека, который больше всего предпочитал попойки, в кругу таких же, как он сам, бездельников.

Чингиз-хан завоеванные при нем территории разделил на уделы между своими сыновьями. Но старшему сыну Джучи достались еще не завоеванные земли кыпчаков и Хорезм. Второй сын Чагатай получил, Среднею Азию, Семиречье и южную часть Восточного Туркестана. Уделом третьего сына Окотоя (Угедея) стала северная часть Восточного Тюркестана. К младшему сыну Тулую, по обычаю татаро-монголов, переходил коренной юрт отца – Центральная Монголия, а также Северный Китай.

Джучи погиб еще при жизни Чингиз-хана. Престолонаследие сыновья решили вопрос согласно Ясе. Отджегин (хранитель очага), Тулуй, которому была предоставлена столица, получил непосредственную власть над наследственными народами – монголами и кераитами. Остальными он должен был управлять временно, в качестве регента, и обязан был следить за соблюдением национального договора Яса. Тулуй имел в своем распоряжении печати отца и его министров, но не был провозглашен кааном.

В 1229 г. на обширном курултае в г. Каракоруме избрали Угедея Великим кааном. По описанию европейского посла Рубрука, Угедей сильно отличался от своего грозного отца тем, что он был очень добр, великодушен и терпимый ко всем. На курултае было решено продолжить покорение Цзинской империи и присоединить кыпчакские степи к империи татаро-монголов.

Содержание:

Глава I: https://www.altyn-orda.kz/library/geopolitika-i-pravitelstva-tyurkskix-i-mongolskix-narodov-glava-i/
Глава II: https://www.altyn-orda.kz/library/geopolitika-i-pravitelstva-tyurkskix-i-mongolskix-narodov-glava-ii/
Глава III: https://www.altyn-orda.kz/library/geopolitika-i-pravitelstva-tyurkskix-i-mongolskix-narodov-glava-iii/
Глава IV: https://www.altyn-orda.kz/library/geopolitika-i-pravitelstva-tyurkskix-i-mongolskix-narodov-glava-iv/
Глава V: https://www.altyn-orda.kz/library/49789/
Глава VI: https://www.altyn-orda.kz/library/geopolitika-i-pravitelstva-tyurkskix-i-mongolskix-narodov-glava-vi/
Глава VII: https://www.altyn-orda.kz/library/geopolitika-i-pravitelstva-tyurkskix-i-mongolskix-narodov-glava-vii/