На прошлой неделе российские националисты вновь заявили о своих территориально-имперских амбициях. Если раньше о присоединении к РФ северных областей нашей республики заявили представители имперского национализма, на этот раз автором заявления стал некий Просвирин.
В связи с этим мы обратились к нашему автору и «последнему казаху» Герольду Бельгеру, уроженцу Северо-Казахстанской области.
– Герага, с российской стороны снова зазвучали голоса о территориальных претензиях к Казахстану. Так, некто Просвирин, называющий себя представителем «новых правых», пишет, что Казахстан «обязан вернуть исконные русские территории». Как вам подобные заявления?
– Честно говоря, я не большой охотник давать интервью, с одной стороны. С другой, мы с вами давным-давно знакомы, всегда общаемся по-казахски. А теперь, глядя на вас, я должен говорить по-русски. У меня несколько дискомфортное состояние.
Ну, что ж. То, что было опубликовано на интернет-сайтах, для меня давно знакомый алауляй! Об этом говорили в те времена, когда я учился в аульной школе в Северном Казахстане. И тогда уже были разговоры, что эта казахская территория – исконно русская земля. И тогда возникали вопросы: с какой стати, когда кругом аулы с казахским названием – «Көктөбе», «Ақсай», «Өрнек», «Мектеп», «Қаратал», «Жарқайың» и т.д., население – чисто казахское, в некоторых аулах было по одному русскому или вообще их не было. Тогда у меня, у школьника, возникал вопрос: с какой стати это должна быть российская земля? Конечно, в силу своего возраста я глубоко не смог вникнуть в суть вопроса, но в дальнейшем все становилось яснее и яснее.
Начну с того, что разговор о том, что поделили Казахстан за счет русских земель, идет издавна. Некоторые ругают Ленина, дескать, он виноват. Я уважаю писателя Солженицына, но, с другой стороны, его казахи откровенно недолюбливают. Потому что он тоже придерживался такой российской шовинистической позиции. В своей скандальной статье «Как нам обустроить Россию?» он прямо говорил о том, что там, где казах прогонял стаду овец, это казахская земля. Тут содержится издевательская насмешка. Помню, мой друг Аскар Сулейменов, прочитав эту статью (он тоже был сторонником Солженицына как борца с Советской властью, против всех устоявшихся законов), возмутился: «Ай подлец, как он до этого додумался?».
Мы жили в казахском ауле на берегу Есіл, к нам приезжали казахи из Тюмени, Оренбурга, они называли себя «іш жақ», то есть это были те казахи, которые были голодные, в тяжелые годы они были вынуждены уехать или же еще до этого жили в тех краях. Потом я узнал, что в Омске, Оренбурге, Астрахани живут казахи. Я из Саратова, рядом с нами, в Уральске, в немецких селах тоже жили казахи. Они говорили по-немецки, по-гессенски. Так что эти связи были всегда. Казахи, насколько я знаю, жили везде и всюду.
Но разговоры о территориальной принадлежности земли время от времени всегда вбудораживались. Будто какая-то темная сила дергает некоторых людей и натравливает идею передела. Я, конечно, никакой не сторонник этого. Я вырос на казахской земле, в казахском ауле. Имею представление об истории казахов и считаю подобные разговоры некорректными. Так можно очень далеко зайти.
Расскажу один анекдот. Это было еще при Кунаеве. Некий уйгур, если не ошибаюсь, по фамилии Кибиров, опубликовал в «Казахстанской правде» статью, которая называлась «Уйгуры автохтоны Семиречья». В ней он доказывал, что семиреченская земля принадлежит уйгурам.
Тогда в ЦК работали Камал Смаилов, Устинов, многие другие мои знакомые. Нас, писателей и литераторов, в том числе уйгурской национальности, пригласили на совещание. Разговор пошел о том, что как же так случилось, что даже Алма-Ата, оказывается, столица уйгуров?
Особенно кипятился Сакен Жунусов. Он вообще был человек резкий и эмоциональный. «Сонда біз қайда қалдық?» – возмутился он. И началось… Тогда я попросил слово и сказал: «Бросьте вы это! Это не казахская и не уйгурская земля, это – немецкая!». Все разинули рты. Сакен Жунусов чуть не набросился на меня. «Алматы – немістің астанасы ма?». «Ие, немістің астанасы», – ответил я. Начиная с ХІІ века немецкие путешественники объездили этот край, изучили и описали его. «Әрі – беріден соң, это земля принадлежит немцам», – сказал я.
Сакен Жунусов вскинулся: «Сонда қазақтың астанасы қай жерде?». Я отвечаю: «Қазақтың астанасы – Талғар болады». Доля секунды звенящей тишины – и гомерический смех. Таким образом конфликт был исчерпан. На прощание Камал Смаилов, пожав мне руки, не удержался: «Ай молодец, тауып кеттің!».
Я это к тому, что нельзя позволять говорить всякую чушь и глупость. Надо доказывать историческими фактами и раз и навсегда положить конец этим разговорам. Границы определены, а если поставить вопрос: «Чья это земля?», то казахи тоже могут претендовать на очень много российских городов и деревень.
– Да, именно, откуда же тогда появились такие названия местностей на территории России, как Қорған (Курган), Орынбор (Оренбург), Түмен (Тюмень), Сарытау (Саратов) и тому подобные? Мы намеренно не называем Орду (Ордынку) в Москве…
– Эти названия всем известны. Есть еще в Москве Арбат. На казахском языке «Арбат», 520-летие которого отметили на днях, означает – «арба мен ат», то есть телега с лошадью.
Я повторяю, в спорах о территориальных претензиях можно далеко зайти. Есть темная сила, которая дергает наших русских казаков и разных славян, настраивая их на волну отделения, очень многим неймется. Хотят разделить большой казахстанский пирог.
Я хорошо знаю, с каким вожделением Россия смотрит на Казахстан. Российский медведь рычит, а там и китайский дракон зубы скалит, тоже хочет отхватить кусок. А за океаном дядюшка Сэм тоже строить свои козни-планы…
– Вам не кажется, что подобные вопли раздаются с подачи российских спецслужб? Например, чтобы приструнить казахстанскую власть в одном вопросе (Таможенный союз, Евразийский союз), показать зуб – в другом. И тем самым сделать нашу власть покорной…
– Я это очень охотно допускаю, но откровенно не говорю, потому что политикой не занимаюсь. Я – писатель-литератор, лежу на диване и строчу, я – Аль Дивани, вмешиваться в политику не имею морального права. Но что ветер оттуда дует, что собака там зарыта – верю. Это очень удобный подход к нашему руководству, давить на психику свободно мыслящих людей, держать их в узде, время от времени грозить пальчиком и говорить «Ц-с-с». Я думаю, наши казахи тоже должны показывать свой палец и говорить: «Ц-с-с, тәйт!».
– Черт с ним, с этим Просвириным! А вообще кто стоит за этими воплями, одни ли просвирины так истошно вопят?
– На такие вещи, на таких людей, которые с низкой кочки что-то говорят, лучше вообще не обращать внимания. Когда Солженицын это говорит – тогда надо давать отпор! Это казахи делали, тот же Нурпеисов и другие писали на эту тему довольно откровенно, доказывая историческую, географическую несостоятельность его заявлений. Но было и чисто «казахбайские» отношения, дескать, «голову отрубим» и тому подобное. Этого нельзя делать, надо просто методически постоянно доказывать несостоятельность этого мнения. Спорить надо с большими людьми, с теми, кто это в сознание втравливает. А с такими, как Просвирин, не стоит. Я бы даже его фамилию не стал называть. Настолько мелкая сошка.
– Кстати, в этом плане хорошо высказался наш политолог Расул Жумалы, который сказал, что «казахстанским властям необходимо крайне жестко реагировать на подобные выпады российских политиков любого толка…». Как вы думаете, стоит ли реагировать ей на выпады просвириных? Если мы в этот раз промолчим, то завтра могут предъявить территориальные претензии такие одиозные российские политики, как Жириновский, Рагозин, Любимов и тому подобные…
– Повторюсь, молчать, конечно, не надо, надо знать своего главного противника, с ним надо говорить на достойном языке. Аргументация должна быть на основе истории и географии, на основе геополитики. Если на каждого Просвирина обращать внимание и спорить, это для них большая честь. Их надо отметать и не замечать.
– А что наши аксакалы от интеллигенции? Почему бы им не подать голос, призвать казахстанскую власть реагировать на подобные заявления?
– Правильно поставленный вопрос. Наши философы вместо того, чтобы оправдывать нашу власть, наших временщиков, лучше бы спорили с оппонентами на конкретных фактах. Скажем, философы А.Нысанбаев, Ж.Абдильдин. Наши литераторы вместе того, чтобы «гусей дразнить», поднимали бы эти проблемы – то честь им и хвала! Но на это они не способны, затаились по своим углам.
Единственный правильный подход, я считаю, это если в такие периоды казахская интеллигенция, и вообще казахстанская – не только казахи и немцы, как Бельгер, – а и русские, корейцы, уйгуры должны поднять свой голос за единство и неделимость нашего государства, нашей страны. Я выражаю свою гражданскую позицию вот таким образом.
Амина БУРАБАЕВА
«Общественная позиция» (проект «DAT») от 03 октября 2013 г.
ДАТ-ДИАЛОГ