[:ru]
Помнится, в 1999 году, когда выбирали Президента РК на альтернативной основе и активизировался А. Кажегельдин, в газете «Казахская правда» (редактор: легендарный аксакал, патриот Алдан Айымбетов, иманды болсын) я дала заметку под названием «Президенты выбираются на небесах». В защиту кандидатуры Н. Назарбаева. Время было тогда сложное, особенно это понимаешь сейчас, сквозь призму истории. Лично я, простой историк, ученый-гуманитарий, испугалась тогда ужасной, бездуховной перспективы для нашего народа в связи с возможным приходом к власти человека, который символизировал, говоря по-шахановски «безжалостный, жиреющий зверь – дикий рынок» (поэма М. Шаханова «Заблуждение цивилизации», 1999), открыто призывая закрыть все библиотеки страны и, по всей видимости, презирал казахскую интеллигенцию. Главная идея небольшой статьи была в том, что Бог (Небеса) — на стороне более духовных и морально здоровых личностей, в том числе и прежде всего – кандидатов в правители.
С тех пор прошло 20 лет. Казахстан вопреки всем злым прогнозам, насмешкам, «Борату» и пр., пусть и с огромными лишениями и ошибками, в том числе в кадровой политике, социальной и культурной области, по проблеме коррупции (то, что по-казахски называется «әттеген-ай»), все же сделал огромный прыжок в Современность и показал динамику Развития и Прогресса. Правда, сначала надо благодарить не Елбасы, а Бога, Всевидящего и Всезнающего Аллаха, одно вето Которого может остановить любые, жалкие по своей сути человеческие потуги и попытки (Помните, еще в орхонских надписях Бог-Тенгри сказал: «Да не погибнет тюркский народ!»).
На этой земле было пролито много крови, совсем еще свежей (в ХХ веке), и принесены жертвы, в том числе жертвы Желтоксана-Декабря. Миллионы умирали за правду, за веру и землю. Разумеется, их священные аруахи создают защиту страны. В том числе и от вредителей из собственного народа, прикрывающихся из-за кордона словами о демократии и справедливости. Заслуги личности Н.А. Назарбаева не видит и не признает лишь слепой и умалишенный. Хотя честный и мудрый человек не будет в то же время идолопоклонствовать и говорить, что за 30 лет все было «окей». Просто надо уметь давать справедливые оценки событиям или людям, учитывая конкретно-историческую ситуацию и реалии того или иного общества, в которых человек жил и действовал (см. мою статью «Президент-«кшатрий» и слабость «брахманов» / сайт «Алтын Орда», 2 декабря 2017 г.)
…И вот, сегодня, в эти дни народ выбирает одного из 7 кандидатур на пост нового Президента РК. И хотя я как аполитичный и скромный человек, труженик из сферы просвещения, молча и тихо сеющий «доброе, разумное, вечное», не проявляла особого интереса к этому событию, но вовремя вспомнив изречение «Если вы не хотите заниматься политикой, то политика займется вами», посчитала нужным сказать свое мнение, дать совет здравомыслящим людям, соотечественникам.
А совет такой: даже если Вы (как и я) не получили за эти 30 лет от государства ни ощутимой материальной поддержки, ни жилья, ни должности, ни наград, порой терпели и терпите до сих пор унижения и несправедливость со стороны чиновников, начальников, власть и богатство имущих и т.д., все же постарайтесь, как делали наши благородные предки-кочевники, в Судьбоносный Час подняться выше своего «эго» и преходящих ценностей, думая о Нации, Отчизне, Предках, Будущем! Честно и беспристрастно сравнивая и сопоставляя имевшие место и возможные в будущем варианты и модели развития. Мудрость заключается в том, чтобы подойти к сложной ситуации диалектически, учитывая и взвешивая все плюсы и минусы, внутреннее и внешнее, прошлое и настоящее. При этом надо полагаться не только на голый интеллект, но и сердце, т.е. интуицию.
И тогда, пусть даже эти семь кандидатов Вам все еще кажутся воплощением политического «зла», но ведь согласно народной мудрости из двух (или более) зол надо выбрать меньшее, более реальное, терпимое и приемлемое. И вот объективная оценка: все эти кандидаты, кроме К. Токаева, как видно невооруженным глазом, – обычные, серые люди (как говорят «серый, как асфальт»), ординарные, безвестные, бесцветные, без всякой харизмы и таланта. А что до Касым-Жомарта Токаева, то он – все таки не «зло», хотя называть его «добром» и «счастьем» мы пока не можем. Потому что будет ли он добром и благом для народа (как говорят казахи, «құт»), как его великий предшественник, покажет время…. Но шанс ему дать надо.
Назира Нуртазина,
доктор исторических наук
[:]