В данной статье хотелось бы проанализировать развитие судебной системы Казахстана за годы независимоси и роль в этом процессе Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева. По прошествии этого времени приходит понимание всей важности решений, принятых в непростые перестроечные годы и далее, в самом начале пути строительства суверенного государства.
В сложных внутренних и внешних условиях необходимо было в сжатые сроки обеспечить переход на рыночную экономику, создать главные государственные институты, основную базу законодательства, а главное — подготовить общество к современным реалиям.
В числе структур государственной власти особое значение придавалось поэтапному становлению и развитию судебной системы республики, как стержневому органу государственного механизма. Уровень эффективности правосудия стал определяющим фактором успешной модернизации экономической, социальной, правовой и других сфер.
Именно в этот период Главой государства были предложены упреждающие меры переустройства судебной системы как основы построения новой правовой политики.
Начало пути.
Становление судебной системы как самостоятельной ветви государственной власти начинается с разработки нового закона о судоустройстве, которая велась по поручению Нурсултана Назарбаева на завершающей стадии в 1989-1990 годах. Как результат, 23 ноября 1990 года Верховным Советом Казахской ССР был принят Закон «О судоустройстве Казахской ССР».
В этом законе декларативно заявлялись такие принципы как «всемерное укрепление демократического правового государства» и «обеспечение демократизации и дальнейшего развития самоуправления народа».
Но надо понимать, что при существующем советском командно-административном устройстве государства, когда номенклатура на местах отвечала за все и решала все, эти принципы были мало реализуемы. Между тем, можно назвать этот Закон самым первым предшественником становления и развития судов Казахстана.
Этот факт умышленно отмечаю, для того чтобы подчеркнуть, что судебная система суверенного Казахстана появилась не на пустом месте. На первом этапе она была в определенном смысле правопреемником той старой советской системы судов. И, прежде всего, это выражалось в судьях, их менталитете и психологии. Их ориентации на приоритетную защиту социальных и общественных прав и их фактическую неподготовленность к работе в системе рыночных отношений.
Важно подчеркнуть, что у только, что создавшегося нового государства не было абсолютно никакой законодательной базы и никакого практического опыта в организации деятельности судов в соответствии с общемировыми демократическими стандартами. Это прекрасно понимал Глава государства.
На первом этапе, в течение 1991-1997 годов началась большая работа по созданию законодательной базы для работы правосудия нового государства. При этом у судебной власти, как и у всей страны не было времени на раскачку. В этой работе Нурсултан Назарбаев, четко определил стратегическую линию — формирование и становление судебной системы нового типа с предоставлением судам в полном объеме полномочий, присущих им в правовом государстве, закрепление их высокой и ответственной социальной роли.
Во всех политических и основополагающих юридических документах того периода красной нитью проходила норма о независимости судебной системы как отдельной ветви государственной власти. Среди таких документов особо можно отметить конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», Конституции 1993 и 1995 годов.
Глава государства всегда смотрел в корень вопросов по становлению судебной системы и принимал максимальные меры по их решению на текущий момент. Так, несмотря на сложные экономические условия первых лет независимости, специальным постановлением Президиума Верховного Совета Республики Казахстан от 1 февраля 1993 года был предусмотрен ряд мер, направленных на улучшение материально-технического обеспечения судов.
23 сентября 1993 года в рамках Постановления Президента «О государственной программе первоочередных мер по борьбе с преступностью и укреплению правопорядка в РК на 1993-1995 годы» предусматривалось строительство 35 зданий народных судов, выделение в 1994-1995 годах народным и областным судам дополнительно 1540 штатных единиц, обеспечение потребности в жилье работников судов.
Комплекс мер, направленных на коренное изменение всей национальной правовой системы также был предусмотрен в Государственной программе правовой реформы, утвержденной в 1994 году. Предполагалась реорганизация судоустройства и судопроизводства, совершенствование материального и процессуального законодательства.
При развитии судебной системы Казахстан самостоятельно определял путь для дальнейшей модернизации. И здесь, хочется привести очередной наглядный пример прозорливости Главы государства и его способности находить оптимальные решения. Как, наверное, многие знают в соответствии с распространенной практикой, при провозглашении независимости суверенного Казахстана судебная власть делилась на Верховный Суд и Высший Арбитражный суд. Обе ветви имели равный судебный статус. По инициативе Президента при разработке Конституции 1995 года произошла реорганизация Верховного Суда путем присоединения к нему Высшего Арбитражного суда.
Время показало правильность этого решения. Судебная практика в республике развивалась по единым законодательным нормам, было исключено противоречие и расхождение в правоприменительной деятельности. Это позволило создать единую крепкую судебную ветвь власти, имеющую четкую вертикаль. Будет уместно отметить, что в Российской Федерации Арбитражный суд только в текущем году вошел в состав Верховного суда. Аналогично вопрос решен и в Республике Беларусь. То есть Казахстан обогнал своих партнеров по Евразийскому экономическому союзу в этом вопросе почти на 20 лет.
Таким образом, Глава государства, ставя задачу о скорейшем реформировании судебной системы и началом ее работы в соответствии с новыми реалиями по развитию страны, очень внимательно занимался этим вопросом и создавал для этого все необходимые условия. В течение первых трех лет независимости уже был сформирован фундамент новой судебной системы и регламентированы принципиальные вопросы ее деятельности.
И не случайно в числе первых Указов Главы государства, имеющих силу закона, 20 декабря 1995 года был и Указ, имеющий силу Конституционного закона «О судах и статусе судей в Республики Казахстан», который заложил основные принципы судоустройства и отправления правосудия в нашей стране. Именно эти нормативно-правовым актом впервые был введен термин — «судебная власть».
Надо понимать, что все эти процессы происходили параллельно с такими знаковыми для страны событиями как переход страны на рыночную экономику, приватизация, восстановление промышленного производства, ввод национальной валюты, формирование новой политический системы и др. Эта работа проводилась при тотальном дефиците средств и ресурсов, неподготовленности кадров.
В то время очень часто многие чиновники не понимали истинного стремления Главы государства и этим тормозили реформы. Как может быть суд независимым? А если он сделает что-то не так? Давали о себе знать долгие годы советских принципов управления. Было желание оставить скрытые инструменты контроля над судьями. Но все эти действия принципиально пресекались Президентом. Он внимательно изучал этот вопрос, в том числе за рубежом в ходе своих командировок и прекрасно понимал ключевой принцип правосудия – независимость. Он понимал, что без эффективного суда не состояться современному государству, не будет работать рыночная экономика и не состоится социальное государство. Этим Нурсултан Назарбаев руководствовался в работе по созданию судебной ветви государственной власти, этого он требовал от государственного аппарата.
От съезда к съезду.
Сформировав необходимый политический каркас из нормативно-правовой базы, заложив материально-техническую и финансовую основу, Глава государства особое внимание сосредоточил на изменении самой идеологии правосудия. Он призвал отказаться от доминирования карательной функции судов, а в приоритет поставить задачу по позиционированию судов, как месте где любой гражданин может найти защиту своих интересов и отстоять свои права. Для этого общество должно уважать суд, доверять ему и неукоснительно исполнять его решения.
«Гражданин должен перестать видеть в суде карательный орган, а идти туда и защищать свои права» — подчеркнул Глава государства. Он понимал, что это процесс долгий и системный, он нуждается в постепенном внедрении, ведь психологию судей не переделаешь за один день.
Для эффективной работы по реформированию судебной системы с участием самого судейского корпуса, была заложена практика проведения съездов судей Казахстана. На съездах Президент подводил итоги развития за текущий период и обозначал приоритеты на ближайшую перспективу, советовался с судьями как дальше двигаться, что необходимо решать в первую очередь.
Для судебного корпуса — это были глубоко идеологические мероприятия. Глава государства в своих выступлениях закладывал четкие месседжи и идеологеммы работы судебной системы, формировал тренды, проговаривал принципиальные ориентиры для судейского корпуса. Среди данных приоритетов особо следует отметить укрепление подлинной институциональной независимости судей, необходимость эффективности судебной системы, справедливость судебных решений, ответственность судей перед обществом и четкое понимание проводимой работы по реформированию всех сфер республики. Президент не уставал говорить о них от съезда к съезду.
Всего, начиная с 1996 года, было проведено шесть съездов. На первом этапе они проводились каждые три года, начиная с 2005 года каждые четыре. За исключением одного все они прошли с участием Главы государства. Каждый съезд судей рассматривался как рубежный момент, точкой отсчета для внедрения новых реформ. По итогам каждого съезда принимались Постановления и формировались Планы мероприятий по исполнению поставленных задач. Результаты их реализации докладывались Главе государства.
Первый съезд судей состоялся в декабре 1996 года. В своем докладе Нурсултан Назарбаев, отметил: — «Нам надо, наконец, выкорчевывать из сознания тот прежний стереотип, будто суд – это некий придаток государственного аппарата, непосредственно ему подчиняющийся. В условиях разделения властей суд, как самостоятельная ветвь единой государственной власти, сам становится ее органом, независимым при отправлении правосудия. Он подчинен только закону. Без независимого правосудия невозможно достичь уважения к закону и обеспечить социальную стабильность в обществе».
Я хорошо помню эмоциональное и, вместе с тем, выверенное выступление Президента на Первом съезде, в котором он целый блок посвятил призыву к судьям — вникать в проводимые в стране реформы и стараться всячески их поддерживать. Президент отметил, что у всех присутствующих сегодня на съезде советское образование, что все изучали советское право, теорию марксизма-ленинизма, экономику через социалистическую и политическую экономию. Он призывал судей не стесняясь учиться и стремиться идти в ногу со временем.
Для того, чтобы судейское сообщество эффективнее решало задачи по отправлению правосудия, Первый съезд судей учредил Республиканское общественное объединение «Союз судей Республики Казахстан» и принял Кодекс судейской этики. Это были ключевые корпоративные профессиональные инструменты по улучшению судейского корпуса.
В течение последующих четырех съездов был принят целый комплекс мер по становлению судебной системы. Анализируя их хочется отметить конкретность и целенаправленность проводимой работы. Все предлагаемые решения постепенно шаг за шагом решали три задачи – укрепляли независимость судейской власти, повышали ее эффективность и создавали условия для формирования высокопрофессионального корпуса судей.
Немногим более семи месяцев прошло с последнего Шестого съезда судей, который состоялся 20 ноября 2013 года с участием Президента страны в городе Астане. Съезд еще раз наглядно продемонстрировал определяющую роль Главы государства в формировании эффективной системы правосудия, как неотъемлемой части современного демократического государства.
На Шестом съезде Президент поставил перед судебным сообществом пять задач. Среди них: последовательное совершенствование законодательных норм, совершенствование судоустройства, внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, обеспечение доступности правосудия широким слоям граждан, повышение профессионализма судейского корпуса Казахстана.
По исполнению поставленных задач выстроена системная работа. Определенные результаты есть уже сегодня. Так, в стадии завершения находится исполнение поручений, направленных на совершенствование законодательства в уголовной, административной и гражданско-правовых сферах. Практически подготовлен проект нового Гражданско-процессуального кодекса. В октябре текущего года планируется его внесение в Правительство. Устанавливаются категории судебных дел, подлежащих обязательному досудебному рассмотрению, сокращается число дел, подсудных Верховному Суду. Предложены новые подходы к уплате государственной пошлины в судах.
Особое внимание уделяется реализации поручения Президента о вхождении судебной системы в 30-ку стран по критерию «Независимость судов». Разработана Дорожная карта по повышению индекса независимости судебной системы. Принята новая методика проведения мониторинга деятельности судов, позволяющая исключить неправомерное влияние на судей внутри самой судебной системы. Повсеместно получило развитие электронное судопроизводство. В целях повышения открытости и доступности правосудия для населения разработана Концепция информатизации в судебной системе до 2020 года. Широко внедряются досудебные (медиация) и альтернативные (третейские суды) формы разрешения споров. Так в текущем году число дел, оконченных в порядке медиации, увеличилось в пять раз по сравнению с 2013 годом.
Данные меры существенно упрощают судопроизводство, делают его более прозрачным и доступным, укрепляют гарантии прав граждан, в том числе предпринимателей.
Достижения.
Для показа конкретных результатов развития судебной системы независимого Казахстана, итогов исполнения поручений Главы государства, а также демонстрации динамики развития данной сферы хочется остановиться на нескольких направлениях работы.
Первое. Одно из самых важных – это кадровое обеспечение судебной системы.
Президент всегда уделял особое внимание судейскому корпусу. По инициативе Президента на Первом съезде была предоставлена возможность для выступления судьям с мест, чтобы они поделились своим видением текущей ситуации и озвучили предложения по реформированию судов в дальнейшем. Здесь же Нурсултан Назарбаев процитировал слова великого Толе би о том, что «у справедливого бия нет родственников, если у бия есть родственники, то у него нет души».
Этим Глава государства хотел подчеркнуть, что для государства особое значение имеет работа каждого судьи и в этом вся уникальность судебной власти. Я помню еще такие слова Президента на Первом Съезде – «У меня было желание 2500 судей пригласить и поговорить со всеми». Ведь каждый судья осуществляет правосудие от имени государства, принимает решения от имени государства и олицетворяет собой государство. Именно от его справедливости, взвешенности и приверженности закону зависит доверие граждан стране. Это имело архиважное значение в 90-х годах прошлого века.
Вопрос кадровой политики судебной системы всегда находится во внимании Главы государства. Для обеспечения независимости судей еще в 1994 году были предусмотрены такие меры как закрепление принципов несменяемости и назначаемости судей Президентом, разработка четких оснований и механизмов освобождения судей, кадрового и ресурсного обеспечения судебной системы. Для обеспечения выполнения данных мероприятий был образован Совет по правовой реформе.
Глава государства не раз подчеркивал, что судья – это человек наделенный особыми полномочиями вершить судьбы людей от имени государства. Он не имеет права на ошибку, так как его ошибки имеют высокую цену. Судья должен обладать высокими моральными принципами и иметь безупречную репутацию. С точки зрения профессиональной – это высшая карьерная точка для любого юриста.
В этой связи государством системно разрабатывались и внедрялись механизмы по отбору судей, исключению попадания в судейский корпус случайных людей. Для формирования судебного корпуса был введен конкурсный отбор, который носит публичный и многоступенчатый характер. Законодательно создана возможность вести отбор кандидатов на занятие вакантной должности судьи через органы судебного сообщества.
Для формирования судейского корпуса Конституцией 1995 года было регламентировано создание Высшего Судебного Совета, возглавляемого Президентом. Глава государства в течение трех лет лично провел ряд заседаний Совета, на которых отбирались судьи, в том числе для местных судов. В 1998 году в Конституцию были внесены изменения, и была введена специальная должность — председатель Совета. Юридически он оформлен как Совет при Президенте. За его организационное обеспечение отвечает Администрация Президента. Совет по итогам конкурса коллегиально рассматривает кандидатов на должность судьи, а также вопросы по их освобождению и дает соответствующие рекомендации Президенту.
Для выдвижения на руководящие судейские должности создан кадровый резерв, который позволяет среди действующего состава судей отбирать наиболее опытных, профессиональных сотрудников на руководящую должность.
В настоящее время в рамках поручений Главы государства прорабатываются вопросы ужесточения требований к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, в том числе с возможностью применения психологического тестирования кандидатов. Изучается вопрос прохождения кандидатами в судьи стажировки в суде на постоянной основе.
В 2012 году образовано Судебное жюри, в состав которого входят судьи районных, областных судов и судьи Верховного Суда. Главной его задачей является профилактическая работа, направленная на укрепление судебной системы, повышение ее имиджа, формирование высококвалифицированного судейского корпуса.
За годы независимости проходила социально-экономическая трансформация государства. Исходя из этого, росло количество судебных дел, что, в свою очередь, потребовало увеличения количества судей и их специализация. Так, с начала 2001 года по поручению Главы государства осуществлено внедрение специализированных судов.
С учетом возросшей нагрузки на судей, которая увеличилась за последние 4 года почти вдвое Президентом принято решение на Шестом съезде об увеличении количества судейского корпуса в текущем году.
Быстрое изменение экономических правоотношений и появление множества новых законов требует постоянного повышения профессионального уровня и совершенствования профессионализма судей.
Указанная задача решается созданием Института правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан. Реализуется программа кураторства над молодыми судьями.
Второе. Материально-техническое и социальное обеспечение судебной системы.
На Шестом Съезде судей Глава государства подчеркнул, что надо улучшать материальную базу судов. Это направление Президент держит в поле зрения постоянно.
Все мы понимаем, что материально-техническое оснащение – это практический инструмент обеспечения независимости судей. О какой самостоятельности можно говорить, если суд не имеет соответствующего помещения, автотранспорта, техники.
В этой связи знаковым являлся Указ Президента от 1 сентября 2000 года, которым был образован Комитет по судебному администрированию при Верховном Суде как уполномоченный орган по материально-техническому и иному обеспечению деятельности судов республики. До этого момента данные вопросы входили в компетенцию Министерства юстиции, структуру исполнительной ветви власти. То есть понятно, что этим Верховный Суд технически находился в прямой зависимости от правительства.
Ведется комплексная работа по развитию инфраструктуры судебной системы. В течение последних трех лет возведено десять новых зданий судов в г.Астана, Алматинской, Южно-Казахстанской, Актюбинской, Костанайской, Кызылординской и Восточно-Казахстанской областях. На ближайшую перспективу составлена заявка на строительство более 70 новых зданий для судебной системы.
Разработаны типовые проекты зданий судов, которые отвечают международным стандартам и с этого года начата их практическая реализация. В данных проектах предусмотрены все необходимые помещения для качественного осуществления правосудия: совещательные комнаты, комнаты для работы адвокатов, прокуроров, содержания обвиняемых и др.
Наличие у судов соответствующего здания, оформленного в необходимом стиле – это тоже определенная идеология, посыл в общество о верховенстве закона. Говоря об этом, хочется вспомнить историю строительства существующего здания Верховного Суда в г.Астане.
Глава государства в беседах не раз рассказывал об идеи и духе, которые должны нести здание правосудия. Говорил он об этом и с трибуны Первого съезда судей. Так во время официального визита Главы государства в Израиль, в Иерусалиме, в той части, где находятся правительственные здания, ему первым показали здание Верховного суда. При этом ему объяснили, что Верховный суд – самое авторитетное здание, он защитил государство от хаоса, когда стоял вопрос быть или не быть Израильскому государству, когда шел спор между противоборствующими политическими силами. С благоговением израильтяне смотрят не на президентский дворец, не на здание Правительства, а на здание суда.
И вот, когда планировалась возведение в г.Астане главных государственных зданий – резиденции Президента, Парламента и Правительства – Глава государства уделил особое внимание постройке здания Верховного Суда с правой стороны от Акорды. Именно он определил это место и подчеркнул, что здание должно быть монументальным и массивным, подчеркивающим особую значимость и статус судебной системы Республики Казахстан.
Прежде чем начать строительство были изучены аналогичные здания за рубежом. Макет здания согласовывался с Президентом, ход строительства также находился на его особом контроле. Тогда в этой части Астаны не было даже дорог. Здание Верховного суда им было торжественно открыто в 2004 году. В этом году исполняется ровно 10 лет, как мы работаем в новом здании в центре столицы.
Немаловажным фактором безупречной работы судей является их социальное обеспечение.
В республике законодательно установлены нормы, согласно которым судье во внеочередном порядке, не позднее шести месяцев со дня заступления на должность предоставляется благоустроенное жилье. На особом контроле держится вопрос зарплаты судей. Так, в 2009 году судьям была повышена зарплата на 60%.
Третье. Внедрение новых технологий.
На Шестом съезде судей Глава государства обозначил значимость доступности правосудия широким слоям граждан. Он поручил повсеместно внедрить электронную фиксацию судебных процессов как механизма, обеспечивающего полноту и качество протокола судебного разбирательства, а также отправления правосудия в дистанционном режиме.
Реализуя данное поручение, уже сегодня оснащенность залов судебных заседаний системами технической фиксации судебных процессов составляет 58,7%.
Кроме того, в судебных органах внедряется система видеоконференцсвязи, которая позволяет повысить оперативность судебного процесса. Представьте, в местах лишения свободы создается кабинет оборудованный видеоконференцсвязью, соединенный с судебным залом. Обвиняемого не надо будет конвоировать в зал заседания, он дает показания прямо из СИЗО. Иной раз это экономит значительные средства и время. Кстати, уже сегодня в пилотном режиме ведется запись судебных процессов, которая затем выкладывается на сайте Верховного Суда.
Во всех судах республики внедрено электронное судопроизводство (е-суд). В 2013 году через портал «электронного правительства» поступило 17 539 электронных исковых заявлений, заявлений о выдаче судебного протокола в электронном виде и замечаний на протокол. Также в истекшем году на Контакт-центр Верховного Суда поступило 551 обращение. Таким образом, практика электронного суда набирает обороты. Со временем с дальнейшим проникновением Интернета, думаю, эта тенденция усилится.
Реализован проект внедрения альтернативных (электронных) форматов извещений участников судопроизводства путем направления им повесток посредством SMS-сообщений. До этого подобные уведомления направлялись посредством АО «Казпочта» и на эти цели ежемесячно тратилось более 1 млрд. тенге. Сегодня можно говорить об экономии данных средств.
Хочется отметить, что Верховный суд еще в 2007 году самостоятельно разработал и внедрил новую авторскую разработку — Единая автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов Республики Казахстан. Эта система соединила все суды Республики, позволила вести единый учет и мониторинг судебных дел, их архивное хранение и оперативный обмен материалами по ним.
Эта система была высоко оценена зарубежными коллегами. Для ознакомления с нею приезжали эксперты из России, Франции, США. Причем французские коллеги не верили, что такая передовая система уже внедрена в Казахстане. Не доверяя официальной презентации, они ходили по кабинетам и с разных компьютеров заходили в систему, пока не убедились, что она действительно работает. Французский коллега, тестируя систему, направил запрос на французском языке и был удивлен когда получил ответ на французском же языке уже на следующий день. Когда он спросил, как мы этого добились, ему ответили, что в Верховном Суде работает международный отдел, который также подключен к системе. По данной казахстанской компьютерной разработке по инициативе США в г.Ташкенте был проведен специальный тренинг для стран Центральной Азии.
Современное состояние.
В результате проводимой планомерной работы по итогам 25 лет можно констатировать, что полноценная судебная система в Казахстане состоялась. Она отвечает всем требованиям правового государства и способна выполнять возложенные на нее задачи по обеспечению исполнения Конституции и законов, защите прав, свобод и законных интересов граждан.
Успешно реализованы все задачи, обозначенные Главой государства на съездах судей. Создана эффективная законодательная база деятельности судов, осуществлены комплексные меры по усилению независимости судов, упрощаются процедуры судопроизводств, расширяется доступ населения к правосудию, введен институт специализированных судов.
Кардинально пересмотрена кадровая политика. За годы реформ сумели преодолеть издержки в системе подбора судейских кадров, покончили с практикой келейности, добились прозрачности процедур отбора будущих судей.
Обновление процессуального законодательства способствовало расширению сферы судебной компетенции и доступности судов, позволило полностью устранить ограничения в возможности отстаивания своих прав для граждан. Сегодня действительно трудно найти какую-то сферу общественных отношений, где конфликты и споры не урегулировались бы обращением в суды. Увеличивающийся поток обращений в суды еще раз доказывает, что суды успешно справляются со своими задачами, обеспечивая качество и оперативность рассмотрения дел. А это значит, что люди стали больше доверять суду. И в этом я вижу прямой результат проводимой Главой государства политики по реформированию судебной системы.
О достижениях казахстанской судебной системы говорит и достаточно резкое улучшение (сразу на 23 позиции за последние три года), показателя по критерию «Независимость судов» в Глобальном рейтинге конкурентоспособности. Сегодня мы занимаем 88 место.
Концептуально достижение казахстанской судебной системы можно выразить в цитате Президента, озвученной на Шестом съезде судей – «В ХХI-м веке важнейший критерий развитости наций – это безупречная и эффективная национальная судебная система. Независимый и справедливый суд – стержень деятельности любого государства. Без этого ни в одной стране мира, тем более в самых развитых государствах, не может быть ни благоприятного инвестиционного климата, ни высокого уровня благосостояния граждан, ни успешного развития общества».
Конечно, сегодня рано самоуспокаиваться. Перед судебной системой страны возникают новые вызовы. Например, можно предположить, что значительно возрастет число исковых заявлений в связи с началом работы в рамках Единого экономического пространства. И это нормально для современного правового государства, где происходит существенное расширение рынка.
Существенной подготовки и дополнительных усилий потребует работа в условиях начала действия новых Уголовно-процессуального, Уголовного, Уголовно-исполнительного кодексов и Кодекса об административных правонарушениях.
Но я уверен при том уровне поддержки, который оказывает Президент Нурсултан Назарбаев, казахстанская судебная система достойно справится с поставленными перед ней задачами по обеспечению правосудия в стране, станет надежным гарантом верховенства права и стабильности в обществе.
Этим судебная власть внесет свой вклад в реализацию общенациональной идеи Лидера Нации, изложенной в Стратегии 2050 по вхождению в 30-ку мировых лидеров.
Председатель Верховного Суда
Республики Казахстан
Кайрат Мами
«Казахстанская правда», 18 июня 2014 года