АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Как акмолинские школы переходят на обновлённое содержание образования[:]

[:ru]

В школах страны начат переход на обновлённое содержание образования, который планируется завершить к 2021 году. Это абсолютно новые программы, учебники и стандарты. Президент Казахстана в Послании народу  также подчеркнул необходимость усилить преподавание математических и естественнонаучных дисциплин.

Современный ученик должен свободно владеть казахским, русским и английским языками, а также IT-технологиями. Как реализуют эти задачи акмолинские школы, в интервью корреспонденту  BNews.kz рассказал руководитель облуправления образования Талгат Жунусов.

— Талгат Турлыбекович, в чём суть новых стандартов учебных программ?

— Для того, чтобы сегодняшний ребенок, завтрашний специалист должен быть востребован на рынке труда. То, чему мы сегодня обучаем детей, будь то навыки чтения и письма, математическая, финансовая, культурная или гражданская грамотность, знания в сфере информационно-коммуникационных технологий – всё это позволяет решать только лишь повседневные задачи. Для решения более сложных, помимо  классического образования, у детей необходимо развивать критическое, творческое мышление, умение общаться и прививать навыки работы в команде. Таким образом, классическое образование направлено на знание и понимание. Обновлённое – ещё и на применение информации, анализ, синтез и умение оценивать. Программы успешно прошли апробацию вдвух пилотных школах — «Многопрофильной школе-лицее №5 им. С.Сейфуллина» г.Степногорска  и Никольской Буландынского района. И уже есть хорошие результаты.

— Робототехника — элемент   STEM-образования. Как у нас сегодня развивают эту науку?

— В области активно развивается STEM-образование, особое внимание уделяем развитию образовательной робототехники. Сегодня в рамках проекта «Цифровизация в сфере образования»  в области работают 124 кабинета робототехники, 4 робота-гуманоида, 19 — 3D-принтеров, 21 квадрокоптер.

В начале этого учебного года открыт новый  IT-лицей на 900 мест с обучением по предметам естественно-математического цикла. Партией «Нұр Отан» инициированы три проекта по цифровизации, один из которых в сфере образования –»Бесплатные IT-классы для детей» и сейчас их в области  функционируют 58. Буквально вчера, к слову, открылся  IT-центр в Высшем колледже г.Кокшетау.

— Единая информационная система «Kundelik». В чём её суть и везде ли она внедрена?

— С 2017 года в области началось её внедрение,  на сегодняшний день все школы Акмолинской области перешли на электронный документооборот. Вся информация в процессе обучения доступна в режиме реального времени. Родители могут отслеживать изменения в расписании, текущих и окончательных достижениях ребенка.

— Какие цифровые образовательные ресурсы применяют учителя на своих уроках?

— В системе образования республики и области функционирует образовательный портал  «BilimLand». Это универсальная, полиязычная образовательная платформа, основанная на передовых достижениях мировых лидеров электронного обучения.На портале «BilimLand»размещены  более 40 тысяч цифровых образовательных уроков и  миллион мультимедийнных материалов на трёх языках. Их применяют учителя, ученики, родители.

 Трёхъязычное образование  — ещё одна примета современной образовательной системы…

— Во-первых,  изучение  иностранных языков признано социально значимым. Это залог обеспечения практической и профессиональной жизнедеятельности человека в современном мире;

Во-вторых, определено место иностранного языка как языка международного общения рядом с государственным (казахским) языком и русским – как языком межнационального общения;

В-третьих, осознана необходимость введения раннего обучения иностранного языка

В  нашей области разработан  «План мероприятий в рамках Дорожной карты развития трёхъязычного образования». В сельских школах будут созданы Клубы по обучению английскому языку волонтёрами. Это замечательный партийный проект, работа по которому уже началась.

Для развития трёхъязычного образования в казахстанских школах берётся за основу опыт экспериментальных школ для одарённых детей, НИШ, Казахско-турецких лицеев. В нашей области,  в частности, это в том числе многопрофильная школа-гимназия №3 им. М.Габдуллина и  новый IT-лицей «Білім – инновация».

Отделы образования разработали график поэтапного перехода изучения предметов естественно-научного цикла на английском языке в период с 2018-2022 годы. Согласно графику, переход преподавания предметов естественно-научного цикла на английском языке в нашей области будет проходить в следующем порядке: в 2018 году внедрение произойдет в 41 школе; 2019-м  – в 56-ти; 2020-м – в 48; 2021-м  – 41. 

— Внедрение обновлённого содержания образования – это, в первую очередь, кадры. Современные, высокопрофессиональные, знающие языки и так далее?

— Что касается внедрения трёхъязычияи преподавании предметов етественнонаучного цикла на английском языке. Проводится целевая подготовка учителей в вузах и колледжах; повышение квалификации педагогов физики, химии, биологии и информатики на английском языке. Также запущены программы по обмену студентами и привлечению волонтеров. Наши преподаватели прошли языковые курсы и получили уровни В1, В2, С1. В 2018 году планируется обучить более 6тысяч учителей на краткосрочных, уровневых и языковых курсах.

— Как школы обеспечиваются учебниками?

— В связи с переходом на обновлённое содержание образования 3, 6 и 8 классов, на приобретение учебников в т.г. из бюджета выделено более 1,3 млрд тенге.Заключены договора с 16-ю издательствами, которые определены МОН РК. Закуплено более 877 тыс экземпляров учебной литературы.На сегодняшний день все учебники доставлены в школы области.

В связи с введением нового предмета «Краеведение», закуплено более 36 тыс экземпляров учебника по краеведению (издательство «Келешек-2030») и свыше 15 тыс  — по предметам естественнонаучного цикла на английском языке («Астана-Кітап»).

— Талгат Турлыбекович, как известно, в области есть школы с трёхсменным обучением. Какие меры принимаются для решения данного вопроса?

— Да конечно, в связи с миграционными процессами, движением контингента учащихся получилось так, что в конце 2017 года выявлено 12 школ с трёхсменным обучением.

В 2017 году для снижения их количества за счёт средств Нацфонда начато строительство 3-х объектов образования (школ на 900 мест в г.Кокшетау, на 800 мест с интернатом на 135 мест г.Щучинске Бурабайского района и пристройки к СШ №18 г.Кокшетау на 420 мест). Из них, на 1 сентября т.г. введены два объекта, это школы на 900 мест и дополнительный учебный корпус к СШ №18 в Кокшетау.

Кроме того, для снятия данной проблемы в области строятся ещё три школы на 2 300 ученических мест, с планируемым сроком ввода в 2019 году (на 800 мест в Щучинске, на 300 в с.Кажымукан и 1 200  в с.Коянды Целиноградского района.

Завершается разработка проектно-сметной документации для семи школ (СШ №№ 1,4,13 г.Кокшетау; один проект на 1200 мест для двух школ в с.Косшы (СШ №1 им. Р.Кошкарбаева и №2);  №11 с.Семеновка; №37 с.Шубары Целиноградского района. Строительство данных объектов будет заявлено на 2019 год.

— Имеются ли аварийные школы?

— К сожалению, имелась многолетняя проблема по аварийной школе в Буландынском районе. Для решения этого вопроса из областного бюджета выделялось 200 млн тенге — на реконструкцию Алтындинской средней школы. На сегодняшний день работы завершены, и учащиеся приступили к занятиям в обновлённом учебном заведении.

— Талгат Турлыбекович, какова техническая оснащённость школ области?

— Этот вопросна протяжении долгого времени остаётся в поле повышенного внимания. Ежегодно выделяются средства на оснащение мебелью, соответствующей росто-возрастным особенностям детей. Порядка 80% школ оснащены такой мебелью. В текущем году на данные цели из средств районных и городских бюджетов выделено более 19 млн тенге.

о образования по таким предметам как физика, химия, биология, иностранный язык невозможно достичь без оснащения школ кабинетами новой модификации. Это делается с 2005 года, данный показатель включён в Государственную программу развития образования РК.  Динамика обеспеченности с 2005 по сегодняшний день составила от 16,9 до 49,6%.

За эти годы для общеобразовательных школ области приобретено 986 кабинетов новой модификации на сумму более 3 млрд тенге, в том числе: из республиканского бюджета — 710 кабинетов на 2 319,3 млн; из районных и городских -276на 798,5 млн тенге.

— А в текущем году?

В этом году на приобретение кабинетов новой модификации из бюджета предусмотрено 55,4 млн тенге.

— Что скажете о подключении к интернету?

— Все школы области подключены к широкополосному интернету. На эти цели в т.г. из республиканского бюджета районам и городам выделено 294,1 млн.

На протяжении трёх лет из республиканского бюджета для школ выделяются средства на приобретение комплектов нового мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран). В 2018 году на приобретение 305-ти комплектов мультимедийного оборудования из республиканского бюджета выделено 152,5 млн тенге. В 2016-2017 годах затрачено более 560 миллионов для оснащения 466-ти школ. На покупку компьютеров и интерактивных панелей в областных организациях выделено 45,6 млн тенге. В э.г. запланирована установка Wi-Fi-сетей во всех школах городов и райцентров. В мае из областного бюджета выделено 44,6 млн.

В целом могу сказать, что совершенствование материально-технической базы школ проводится в плановом режиме.

— Спасибо заинтервью!

https://bnews.kz/ru/analysis/reviews/kak_akmolinskie_shkoli_perehodyat_na_obnovlennoe_soderzhanie_obrazovaniya

[:]