АЛТЫНОРДА
Обзор казахской прессы

[:ru]Как казахское кино превратилось в источник пропаганды сексизма и культуры насилия. Перевод с казахского Алтын орды[:]

[:ru]

Сексизмом пропитана вся массовая культура и статьи в СМИ.  В  современном казахском кино нет  продвижения темы равноправия и борьбы с сексизмом.  Борец за права женщин Оразай Кыдырбаев отмечает, что в казахских фильмах полно сексистских элементов и стереотипов о месте женщины в обществе.   Профеминист дает свою оценку казахскому кино.

Келинка Сабина.

Возьмем сюжет к фильму Келинка Сабина. Центральный персонаж фильма Сабина- представительница богатой семьи из Алматы. Мечта Сабины выйти замуж за арабского шейха, и переехать жить в Дубай.  Однажды жизнь Сабины кардинально изменится, и она станет невесткой в ауле Жугери. Теперь ее цель не Дубай, а побег из аула.

Оразай Қыдырбаев:

Эту картину многие воспринимают как комедию. Люди смеются над ней. Однако,  в фильме пропагандируется так называемся культура изнасилований.  Воровать девушек нельзя. Это тяжкое преступление, нарушающее права человека.  В картине же преступление рассматривается под углом юмора и сатиры. А еще, воровство девушки приводит нас к хеппи энду. То, что Сабина влюбилась  в своего похитителя, в психологии называется стокгольмским синдромом. Это когда жертва от безвыходности ситуации,  внушает себе, что любит агрессора.

Выйти замуж в 30.

Этот фильм повествует об Анель, которая переступила рубеж тридцатилетия, и устала от вопросов о замужестве.  Девушка выпадает в депрессию. Когда Анель решает покончить с собой, она, наконец, встречает своего принца.

 

Оразай Қыдырбаев:

Чтобы выйти замуж, Анель приходится притворяться. Она постоянно лукавит и фальшивит. В нашем обществе все еще считается, что самое страшное для девушки это статус старой девы. С другой стороны мы четко видим проблему. Как патриархальное общество воспринимает незамужних девушек. Сколько стереотипов вокруг данного явления. Культивируется дурацкий стереотип, что все девушки  хотят выйти замуж.

Келинка тоже человек

 

Асель Садвакасова проявила себя в последние годы как продюсер фильмов. Один из фильмов,  который Асель спродюсировала «Келинка тоже человек». Садвакасова там играет  роль девушки, ставшей   невесткой для критичной свекрови. Свекровь и Невестка постоянно ругаются в данном фильме. Поэтому героиня Асель решает развестись. Но, со временем девушка пересматривает свои взгляды.

 

Оразай Қыдырбаев:

В картине нам продемонстрировано, что женщина  должна сидеть дома и обслуживать мужчину. Однако,  в фильме есть неплохая идея. Старшие решают не лезть в жизнь молодых. В нашем обществе родители мужчины  топчут права его жены. Думаю, фильм «Келинка тоже человек» раскрыл эту тему. Однако, фильм не раскрыл проблематику  места женщины в обществе, в целом. Напротив, женщинам прививается чувство вины.

 

Я муж.

“Тимур работает в крупной рекламной компании. У Тимура есть коллега по имени Алия.  В скором времени Алия должна выйти замуж за парня по имени Самат. Девушка хочет познакомить его с родителями.  Однако, Самат вынужден в этот день идти на день рождения своего босса. Поэтому, Алия вынуждает Тимура сыграть роль ее парня.

 

Оразай Қыдырбаев:

Этот фильм был просмотрен большим количеством людей. Более миллиона просмотров. Авторы кино должны осознавать ответственность  перед зрителем. Важно понимать, что фильмы последних лет,  переполнены патриархальными стереотипами. В них образ женщины привязан к статусу келин, матери, или невесты. Посмотришь наше кино и складывается впечатление, что все мысли женщин крутятся вокруг замужества и мужчины. Комедия «Я муж» тоже входит в категорию стереотипных фильмов.   А где фильмы, в которых женщина показана как отдельная личность со своими целями и мечтами?

 

“Ағасы бардың…”

В ленте  “Ағасы бардың…”, “Ағасы бардың… 2 продюсером выступила Куралай Анарбекова. У главной героини фильма Гаухар 5 братьев. Они настолько любят свою сестренку, что не позволяют ей выйти замуж за Айдара. Перед Гаухар стоит выбор. Либо  братья, либо замужество.

Оразай Қыдырбаев:

Это еще один фильм, где нет женщины ученого.  Или женщины политика.  Очередной гетеронормативный фильм, где четко прописаны социальные роли  для  женщин и мужчин. Семья показана очень консервативно. Счастье это необязательно когда есть  муж и жена. Одинокий человек вполне может себя ощущать счастливым. Это и есть гетеронормативность.  Картина навязывает патриархальные стандарты не только  женщинам, но и мужчинам. Нам внушают, что мужчина обязан быть успешным, смелым, сильным, умным, зарабатывать большие деньги. Если ты не соответствуешь стереотипу, то не можешь быть мужем.

Автор: Таңшолпан Бегалықызы — 20.07.2020

Бари.бар.Кз

[:]