[:ru]
В последние годы у продуктовых ретейлеров и рестораторов появились серьезные конкуренты. В эту нишу пришли нефтетрейдеры, для которых нетопливный бизнес на АЗС стал своего рода «подушкой безопасности» при волатильности цен на топливо и энергоресурсы
Такие нефтеперерабатывающие компании как «Роснефть», ЛУКОЙЛ и Shell уже не первый год зарабатывают миллионы на кофе и сэндвичах. За счет чего заправщики получают гарантированный доход и из чего складывается маржа в «сухих» продажах? Forbes.kz рассказывает об успешном опыте по созданию многофункциональных автозаправочных комплексов на примере казахстанских нефтепереработчиков, владеющих в Европе сетью АЗС.
Нам по пути
Группа «KMG International» (KMGI, 100%-ный международный актив «КазМунайГаза») имеет сеть автозаправочных станций по всему Черноморскому региону. В сети свыше тысячи точек продаж топлива: основная часть сосредоточена в Румынии, есть заправки в Молдове, Грузии, и Болгарии. В последние 4 года компания стабильно наращивает маржу от нетопливных продаж в среднем на 30% в год, открывая при АЗС магазины сопутствующих товаров, кафе и даже рестораны. Это веяние времени, говорят в KMGI.
В Европе сопутствующие сервисы на заправках развиваются очень активно, появляются новые форматы. Например, в Италии сеть заправок Eni открывала «поликлинику быстрого обслуживания» для тех, кто не успевает заехать к врачу. В Германии самая крупная сеть автозаправок Aral объединилась со второй по величине немецкой сетью супермаркетов Rewe. Как правило, заправки находятся на улицах с большим автомобильным трафиком. Клиент при выборе между обычной и многофункциональной заправкой предпочитает второй вариант, чтобы сэкономить время на перекус или поход в супермаркет.
— Мы активно растем в продажах именно в этом сегменте. На сегодняшний день уже 21% от валовой прибыли на АЗС — это нетопливные продажи, — отмечает главный директор KMGI по ритейлу Владислав Руснак.
Если посмотреть на отчетность производственной группы KMGI, то только в Румынии маржинальность нетопливных продаж составила $21,4 млн ($17,5 млн в 2017).
Значительную долю прибыли казахстанскому зарубежному активу принесли такие инновационные даже для продвинутого румынского и европейского рынка продукты и услуги как топливный бренд Efix, гастробренд Hei и карточная система оплаты с программой лояльности Fill and Go. Компания позиционирует фирменное горючее Efix как премиальный продукт со специальными добавками, снижающими расход топлива, а также защищающими и повышающими производительность двигателя, и продает его дороже обычных марок бензина и дизеля.
— Румыния – самый большой, взрослый и конкурентный рынок нашего присутствия, где мы занимаем около 15-16% в ретейле. Кроме нас присутствуют еще как минимум три серьезных игрока. Наши преимущества – имидж, все знают завод, который производит высококачественное топливо. Второе – высокий уровень сервиса, над которым мы постоянно работаем. Третий фактор – маркетинговая деятельность по узнаваемости бренда, — говорит Владислав Руснак.
В KMGI пошли дальше продаж фастфуда, создав собственный ресторанный бренд с фирменным стилем. Рестораны Hei — это уже практически полноценная кухня. Недорогая, но концептуальная. В ассортименте свыше 70-ти позиций: десерты, выпечка, горячие блюда. Работает wi-fi. Некоторые АЗС совмещены с мойками: пока машину моют, водители не прочь перекусить.
Получив хорошие результаты в Румынии, KMGI собирается развивать нетопливные продажи в других странах присутствия: в Молдове, Грузии и Болгарии, увеличив прибыль на треть от текущего показателя к 2021. Эксперты считают, что это работа на долговременную перспективу, которая станет особенно заметна с развитием электродвигателей. Изменится время пребывания клиентов на АЗС. За 20 минут Tesla Model S заряжается наполовину, за 40 минут – на 80% и для полной зарядки нужно полтора часа.
Пока электрозарядки есть только на 13 заправках Rompetrol. Они бесплатные — машин с электродвигателями мало. Но в соответствии с базовым прогнозом McKinsey, число электрических автомобилей к 2035 году превысит 100 млн. Это приведет к резкому снижению спроса на нефть в автомобильном транспорте. Пик будет пройден в 2030-х годах. Спрос на природный газ будет расти до 2035, после чего начнет снижаться.
— KMGI, выбрав правильный, имеющий накопленный потенциал, присутствует и расширяется в странах, где спрос на продукцию такого формата только растет. В Болгарии, Румынии, Молдове и Грузии еще нескоро пересядут на электродвигатели, в отличии от технологически развитой и более продвинутой части Европы. Но это означает, что есть куда расти и есть чему расти в ближайшие 5-10 лет, — считает Элдияр Мурадов, президент Singapore Castle Family Office.
От нефти к «зеленым технологиям»
Помимо ресторанного бизнеса, у операторов топливного рынка есть и другие перспективные направления для заработка, которые еще мало освоены. В их числе – альтернативные источники энергии. Даже такая нефтяная держава, как Саудовская Аравия объявила о планах полностью перейти на солнечную и ветряную энергию до 2040 г. В Германии, не самой солнечной стране мира, цена солнечной электроэнергии приближается к полученной за счет сгорания угля. Институт солнечных энергетических систем (Fraunhofer ISE) Германии опубликовал доклад о приведенной стоимости электроэнергии (LCOE) для разных технологий генерации.
— Недавно построенные фотоэлектрические системы и материковые ветровые электростанции в благоприятных местах уже дешевле, чем «ископаемые электростанции», и эта тенденция отчетливо усилится к 2035 году, — считает руководитель проекта Кристоф Кост.
Казахстанский нефтегазовый актив тоже делает первые шаги в альтернативной энергетике и пробует себя в зеленых технологиях. Летом 2018 года в Румынии запустили первую автозаправочную станцию Rompetrol, работающую на возобновляемых источниках энергии. 6 марта были согласованы детали строительства ТЭЦ на платформе Petromidia. ТЭЦ будет обеспечивать теплом и горячей водой жителей Наводари в Румынии, а также поставлять электроэнергию для поддержания инфраструктуры.
— Европейский тренд на более активное использование возобновляемых источников энергии и сокращение использования жидких углеводородов предполагает увеличение доли нефте-и газохимической промышленности в потреблении углеводородов для производства продукции высокого передела. Компания KMGI должна прилагать усилия, чтобы удержаться в этих трендах, — подчеркнул эксперт-аналитик инвестиционной компании «Финам» Алексей Калачев.
Чтобы оставаться в трендах в наиболее высокомаржинальном ретейл-сегменте казахстанский нефтегазовый актив планирует активно развивать это направление. Сейчас у KMGI порядка 1 тыс. топливно-распределительных пунктов в Грузии, Болгарии, Молдове и Румынии. Часть работает по франшизе под брендом Rompetrol. В Румынии 147 АЗС – собственность компании. В 2019-2023 их число увеличится на основном рынке присутствия в Румынии еще на 66. Проект расширения сети АЗС будет реализован в рамках созданного осенью прошлого года Казахстанско-румынского Фонда.
https://forbes.kz/process/energetics/iz_neftyanikov_v_reteyleryi_kak_kazahstanskie_neftepererabotchiki_konkuriruyut_s_evropeyskimi_supermarketami_i_restoranami/
[:]