Как говорил Э. Эчеверрия, «пороки народа почти всегда коренятся в его законодательстве». Справедливость высказывания аргентинского поэта и историка особенно ярко проявляется в переходный период нашего государства, когда вчерашние, казалось бы, незыблемые постулаты рушились под натиском новых идей и новых путей развития, и на смену одним законам приходили другие. Порой непрофессиональные, непродуманные как отражение некомпетентности наших законодателей. Порой вызывающие непримиримые споры как отражение сложности или противоречивости проблем в той или иной области общественной жизни. Особенно трудно впоследствии законодательно изменять уже укоренившиеся в жизни принципы предыдущего закона.
Вместо идеологии – религия?
Сверхлиберальный закон от 1992 года «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», который открыл двери в Казахстане для многочисленных сект и религиозных организаций, показал пагубность такой политики. Это противоречило законам и Конституции светского государства, где свобода вероисповедания должна регулироваться соответствующими законами. Новый закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», принятый парламентом Казахстана 29 сентября 2011 года и подписанный президентом страны, появился после участившихся взрывов и «войн» преступников с правоохранительными органами. Страна столкнулась с неизвестным ранее религиозным экстремизмом и радикализмом.
Странным образом за годы независимости оголился один из главных государственных рубежей – идеологический фронт. Государственная идеология до сих пор не определилась в своих основных параметрах и не ответила на простые вопросы: кто мы, откуда и куда идем? Зерна идеологии раздроблены и распылены в многочисленных стратегиях, экономических программах, религиозных мероприятиях, международных форумах и т.д. В итоге казахстанцы пребывают в «экзистенциальном состоянии», а такие понятия, как нравственность, духовность, уходят в прошлое. А это создало вкупе с либеральным законом благодатную почву для «слепой» религиозности.
Без подготовки общества, без полноценной идеологии светского государства это могло привести к печальным последствиям – в нашу страну вошли много экстремистских и выдворенных из других стран религиозных организаций и сект. В это же время стали появляться факты деятельности деструктивных религиозных организаций, которые заставляли своих последователей бросать учебу, отказываться от службы в армии, общественной деятельности, принуждали их нести в эти секты имущество семьи, переписывать на них квартиры. Были случаи, когда религиозный запрет пользоваться лечением в светских медицинских учреждениях приводил больного адепта к летальному исходу.
Дело дошло до того, что в светской стране появилось не только множество сект и «духовных» лидеров, «инженеров человеческих душ», новаторов, желающих «модернизировать» ислам и т.п. Некоторые горячие головы объявили, что Коран (или Библия) превыше Конституции страны. Кстати, во многих религиозных верованиях преобладают такие воззрения, что дает их адептам «основание» игнорировать законы страны и даже выступать против «безбожного» государства.
В Конституции РК пункт 2 статьи 22 гласит: «Осуществление права на свободу совести не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством». Иными словами, гражданские права и обязанности «по статусу» выше, чем права на свободу совести, и религиозные нормы должны подчиняться законам светского государства.
Религия – тень политики
Знакомство с историей религий и религиозными догматами оставляет удручающее впечатление: они не только противоречат друг другу. Самое главное, в них отсутствует отражение реальных проблем человечества и пути его спасения. Ведь возраст религий немалый, и за тысячи лет они не разрешили земные проблемы, не показали свою истинность, состоятельность и необходимость людям. Может, у них нет контакта с Творцом? Если в них – истина, то почему она до сих пор не дошла до людей?
Ведь на религиозные представления, на Бога проецировались земные отношения. Ад и рай, прощение грехов, войны во имя религии и Бога(?), иерархи церквей как «наместники» или «представители» Бога, храмы – «дома» Бога, посты, поклонения, молитвы, внешние отличия – одежда, атрибутика, символы и т.д. – все это чисто человеческие представления и действия, которые перенесли на божественный уровень. Даже власть правителей представлялась божественной(?). Большинство религий и верований не отличаются терпимостью к представителям других конфессий. Все священные книги писались и переписывались людьми – это было источником их противоречий.
В этой области социальной жизни не следует «изобретать велосипед»: основные религии, религиозные организации давно хорошо изучены, как изучено и влияние религии (и сект) на общественное сознание. В религиозной области накоплен значительный опыт человечества, да и немалый в самой Степи. Общеизвестна и основа государственной политики в этой сфере: развитие традиционной культуры и религии, а не «импорт» зарубежных верований и миссионеров. А в светском государстве дополнительно к этому – развитие идеологии и культуры, отделенной от религии, а также – научного атеизма.
Общеизвестна тесная связь верований и религий с политикой. Недаром вслед за завоевателями в Америке или Африке шли миссионеры, «ловцы человеков»: религия была и остается эффективным орудием управления народами. Человеческая история изобилует религиозными войнами, и именем Бога совершались чудовищные преступления. В последние годы в африканских странах мировыми игроками также используется религиозная карта – радикальные религиозные организации и их лидеры для свержения светских правительств.
На прошедших выборах в США один из кандидатов в президенты – мормон. Митт Ромни даже не простой мормон, а некогда епископ округа или прихода, затем и председатель епархии (в нее входят несколько десятков приходов). До выборов президента США директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев сказал в интервью «Голосу России», что, если мормонизм Ромни и скажется на решении избирателей, он не будет решающим: «Конфессиональные убеждения, скорее всего, на выборе избирателей скажутся. Скажем честно, что у мормонов репутация действительно подмоченная. Но на самом деле среди известных и влиятельных людей достаточно много тайных мормонов. Вообще, Америка – это страна сект, страна сектантов, даже если они и называются теми или иными именами. Поэтому Америка, где все переплелось в совершенно невообразимую кашу, может избрать себе в президенты и мормона».
Получается, что мормоны не просто религиозная организация, но и политическая сила или партия. А кто стоит за действующим президентом США – тоже известно. С политикой «открытых дверей» в Казахстан вошло немалое количество американских сект, которые финансируются и контролируются из США. Спрашивается: это нужно нашей стране?
Например, запреты «Свидетелей Иеговы» для своих последователей направлены на то, чтобы они не были гражданами своей страны. Это такие запреты: служить в армии, помогать своему государству во время войны, участвовать в выборах, в социальных реформах, принимать участие в любых (национальных) праздниках, приветствовать главу государства, национальные символы, поддерживать мирские связи, получать высшее образование (настоятельно не рекомендуется) и др. Это нарушение многих статей Конституции РК. Не говоря о непризнании государства как «сатанинского», и соответственно – желание его гибели. Требование из главного административно-религиозного центра в Бруклине (Нью-Йорк) аполитичности от граждан в чужой стране – это уже политика. Поэтому «Свидетели Иеговы» скорее политическая организация, чем религиозная. Уже к 2005 году в Казахстане было свыше 32 тысяч последователей этой организации – больше, чем в России того времени (в процентном соотношении), куда они проникли еще до революции. По некоторым данным, Казахстан является одной из главных кандидатур на «освидетельствование»: руководство секты выделило огромные средства для расширения своего присутствия в нашей стране. К тому же религиозный центр Свидетелей в Казахстане распространяет свое влияние и руководство на весь Среднеазиатский регион.
Отделить мух от котлет
Независимые эксперты время от времени поднимали проблему религиозной и идеологической экспансии, двойного стандарта понятия «толерантность», да и свободы вероисповедания на Западе, сект и религиозных организаций как орудия идеологии и политики международных игроков, преследующих свои интересы, далеких от религии. Хотя многим было понятно, что сверхлиберальный закон от 1992 года с каждым годом приносил все больше проблем в сфере религии, в развитии традиционной духовной культуры и собственной идеологии, обеспечении национальных интересов и безопасности, общество и государство пропустило опасное вторжение деструктивных сект.
25 октября закончилась перерегистрация религиозных объединений республики. Из существовавших на 1 января 2011 года 4 551 религиозного объединения и малочисленных религиозных групп, не имеющих признаков юридического лица, представлявших 46 конфессий и деноминаций, на религиозном поле Казахстана остались 3 088 религиозных объединений и их филиалов, представляющих 17 конфессий. Таким образом, количество религиозных объединений сократилось на 32%, или одну треть.
Об этом сообщил в интервью «Казахстанской правде» (25.10.2012) председатель Агентства по делам религий Кайрат Лама Шариф. «Но, как говорят китайские мудрецы, вместе со свежим ветром в открытое окно залетают мухи. И мы не можем закрыть глаза на деятельность деструктивных и даже откровенно экстремистских образований, несущих прямую угрозу стабильности нашему обществу и, таким образом, его дальнейшему развитию. Процессы, происходящие в религиозной сфере, сегодня приобретают стратегическую значимость с точки зрения обеспечения общественной и в целом национальной безопасности. Естественно, государство не могло оставаться в стороне от данных процессов. Для этого по инициативе Главы государства, впервые озвученной на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана, создано Агентство по делам религий. Затем принят Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», открывающий государству достаточные возможности для регулирования процессов, проистекающих в религиозной сфере. Кроме того, была усовершенствована классификация конфессий Казахстана, что позволило установить их более точное число: не 46, а 17. Так, ислам в Казахстане представляет Духовное управление мусульман. 19 июня текущего года зарегистрировано республиканское исламское религиозное объединение «Духовное управление мусульман Казахстана». В настоящее время прошли перерегистрацию в качестве филиалов 2 228 мечетей во всех регионах страны. Таким образом, практически сформирована единая монолитная исламская организация РК. Данное республиканское исламское религиозное объединение проповедует исламскую веру суннитского направления согласно учениям мазхаба Абу Ханифы и вероубеждениям имама Матруди, учитывая исторические особенности ислама на территории республики. Православие представлено Православной церковью Казахстана, в которой произошли изменения, связанные с выстраиванием ее структуры. 17 октября нынешнего года получило свидетельство республиканское религиозное объединение – Митрополичий округ, объединивший 9 епархий и 261 приход. Кроме того, в рамках православного поля начали действовать по новому закону Армянская апостольская церковь и 8 старообрядческих церквей. В Казахстане действуют 79 субъектов Римской католической церкви, завершена регистрация 4 иудейских общин и 2 буддистских объединений. Из действовавших ранее 666 протестантских религиозных объединений прошли перерегистрацию 462, или 69%, остальные пойдут на ликвидацию. Не подала на перерегистрацию большая часть нетрадиционных объединений. Из 48 нетрадиционных организаций зарегистрированы 16 объединений, остальные 32 будут ликвидированы в судебном порядке по обращению Министерства юстиции РК», – сказал глава ведомства.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ