Материл и фото позаимствованы и взяты взяты с сайта Tengri Life.
В древние времена казахи относились к своей одежде с особым трепетом, поскольку она служила не просто украшением, но и своеобразным паспортом, отражая статус, происхождение, а также даже возраст и семейное положение. Одним из первых произведений, детально описывающих быт кочевых казахов и их культурные особенности, считается роман-эпопея «Абай жолы» Мухтара Ауэзова.
.
Дудин С. М. Богатая женщина с детьми. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 год
В те времена особенное внимание казахи уделяли своему внешнему виду, что распространялось как на мужчин, так и на женщин. Женщин высшего казахского сословия окружали почет и уважение, их баловали и уделяли особое внимание. Например, первая жена Абая, Дильда, известна своим шикарным приданым.
Поляков И. С. Семья в Семипалатинской области в традиционных костюмах. Казахстан, Семипалатинская обл. 1879 год
Богатая женщина в традиционном костюме, конец XIX — начало XX вв.
Фото: Instagram/@steppeart
Дудин С. М. Девушка в свадебной верхней одежде и головном уборе саукеле (фас). Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 год
В гардеробе казахских модниц присутствовали как летние, так и зимние наряды, драгоценные камни и украшения, а также обувь и меха. Одежда шилась из различных материалов — шелка, атласа, бархата и парчи, а также украшалась золотыми и серебряными вышивками, жемчугом и драгоценными камнями.
Фото: кадр из видео
С развитием технологий в XIX веке начали появляться первые швейные машинки, что позволило шить одежду из более доступных материалов, таких как ситец, сукно, бязь и сатин. Однако, несмотря на влияние инородной культуры, стиль одежды казахских женщин оставался достаточно консервативным.
Портрет семьи казахов. Казахстан, Семиреченская губ. (Семиреченская обл., Лепсинский уезд). 1898 год
Одежда передавалась по наследству и носилась с особым уходом. Например, головной убор саукеле, передаваемый из поколения в поколение, считался очень ценным и хранился с особым трепетом.
Групповой портрет мужчины и женщины в традиционных костюмах. Семипалатинская обл. 1879 год. Поляков И. С.
Что касается обуви, то казашки предпочитали туфли, сапожки на каблуке и сафьяновые сапожки, которые привозились из Петербурга. Обувь, как и вся одежда, подчеркивала статус и богатство ее обладательницы.
Мех черно-бурой лисицы был символом казахской элиты и использовался для шуб, которые стали семейным достоянием и передавались из поколения в поколение. Шубы шились из более простых материалов с внутренней стороны, чтобы сохранять тепло, а снаружи украшались материалами, такими как сукно и парча.
Таким образом, мода древних казахов была не только выражением их культуры и традиций, но и отражением социального статуса и богатства.