ПЛЕМЕНА КАЗАХСТАНА В ЭПОХУ БРОНЗЫ
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПЛЕМЕНА КАЗАХСТАНА В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Глава 2. АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Хозяйственные изменения наметившиеся еще в неолитическую эпоху привели во 2 тыс. до нэ. к сложению скотоводческо-земледельческой экономики и высокоразвитой металлургии Переход к экономике производящего типа коренным образом изменил всю обстановку на территории Казахстана Изготовление оружия постепенно развивается в самостоятельную отрасль металлообработки
По археологическим материалам хорошо известна культурная общность степных скотоводческо-земледельческих племен оставивших памятники андроновского типа при всех локальных отличиях эти племена распространившиеся на обширной территории демонстрируют яркое культурное своеобразие сменяющее племенную чересполосицу эпохи неолита
ГЛАВА 1. ПЛЕМЕНА КАЗАХСТАНА В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Прогресс общества эпохи бронзы обусловлен двумя факторами Одним из них определяющим новую эпоху было производственное освоение палеометаллов.
В середине 2 тыс. до н.э. племена Казахстана овладели производством бронзовых изделий Бронза становится основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия Богатства недр Казахстана полиметаллами и в первую очередь оловянисто-медными рудами явились одной из причин возникновения на этой территории мощного очага металлургии
Еще в начале 2 тыс. до н.э. у степных племен Поволжья Приуралья Казахстана и Алтая формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство А в середине 2 тыс до н э у степных племен Казахстана наблюдается подъем первобытного производства интенсивно развивается скотоводство С этого времени в хозяйстве населения степной Евразии все большее место занимает скотоводство В конце 2- начале 1 тыс. до н.э. большинство населения степных районов переходит к новой специализированной форме хозяйства — кочевому скотоводству Выделение пастушеских племен в степной зоне Западной Азии и Восточной Европы относится к середине 2 тыс до н.э. хотя следует иметь в виду разные темпы развития в различной природной среде. К перестройке первобытной экономики вели прежде всего природно-климатические изменения В эпоху бронзы на смену длительной прохладно-влажной фазе приходит более чем тысячелетний период постепенного изменения климата в сторону потепления и большей сухости
Изменения происходившие в хозяйстве и в быту степных племен Восточной Европы и Западной Азии в связи с прогрессирующим изменением климата подтверждается археологическими источниками. В долговременных поселениях Западного и Центрального Казахстана появляется новый способ водоснабжения — колодцы.
Если в хозяйственном и культурном отношении население северных районов Казахстана и племена лесной и таежной зоны Западной Сибири в эпоху неолита и ранней бронзы имели много общего, то позднее с изменением климата это сходство исчезает. К середине 2 тыс. до н.э. и в этих районах так же как и в Центральном Казахстане развивается скотоводческо — земледель-ческое хозяйство с преобладанием скотоводства.
Существенные изменения происходят в общественном строе и семейно-брачных отношениях населения
Быстрое развитие скотоводства и металлургии этих двух главных направлений экономики эпохи бронзы требовали прежде всего мужского труда что привело к усилению роли мужчины в обществе и в конечном счете — к смене материнского рода отцовским / патриархат /
С ростом производительных сил усиливающейся специализацией общественного труда развитием патриархальных отношений были связаны крупные изменения в общественной жизни. Происходит обособление отдельных семей расширение семейной собственности растет имущественное неравенство внутри родовой общины
Глава 2. АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА
В эпоху бронзы обширные степные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии были населены родственными по происхождению и общности племенами , оставившими яркую самобытную культуру . В науке она получила условное название андроновской , по месту находки первого памятника у села Андроново, близ Ачинска .
Один из центров андроновской культуры находился на территории Казахстана .Андроновское население западных районов испытывало постоянное влияние близкородственных племен срубной культуры и в свою очередь оказывало на них прямое воздействие
Археологические данные свидетельствуют о том, что андроновское население , в подавляющем большинстве , вело оседлый образ жизни . Поселки располагались по берегам рек с широкими пойменными лугами . Жилищами семей были большие землянки с различными , хозяйственными пристройками и загонами для скота . Для этих поселков был характерен комплексный характер скотоводческо – земледельческого хозяйства , с заметным преобладанием пастушеского скотоводства .На территории Казахстана преобладало в то время придомное пастушеское скотоводство . В стаде преобладал крупный рогатый скот для выпаса которого использовали пойменные луга . Овец и лошадей было мало . Постепенно пастушеское скотоводство перерастало в яйлажное . При яйлажном скотоводстве пастухи со скотом делали небольшие перекочевки с одного пастбища на другое . В степях Центрального Казахстана произошло одомашнивание дикого верблюда. На позднем этапе эпохи бронзы в степных районах Казахстана скотоводство становится основной отраслью хозяйства и принимает формы близкие к кочевому скотоводству.
С андроновским временем связано широкое распространение металлических орудий труда , оружия и украшений : втульчатых , так называемых вислообушных топоров , ножей , с выемкой у основания, кельтов , своеобразных наконечников копий и стрел , браслетов, зеркал, бус и подвесок . На местах добычи и дробления руды найдено множество металлических каменных и костяных орудий горного дела. Плавили руду непосредственно на поселении или недалеко от него. Для плавки устраивались плавильные печи типа горна
О художественном вкусе и культуре древних племен эпохи бронзы можно судить по украшениям и предметам искусства. Встречаются хотя и редко вещи выполненные в зверином стиле
Племена андроновской культуры умели изготавливать боевое оружие которое постоянно совершенствовалось
Главными этнографическими признаками культуры, отличающими андроновское население от других племен , являются погребальный обряд , своеобразный набор глиняной посуды с геометрическим орнаментом , формы металлических изделий .
Андроновские племена возводили погребальные сооружения в виде каменных оград, различных конфигураций : прямоугольной , круглой, овальной . В Приуралье они заменялись курганными насыпями . Умерших соплеменников либо сжигали , либо хоронили особым способом , на боку, в ящиках из каменных плит или в прямоугольных грунтовых ямах .
В парных погребениях мужчины и женщины всегда лежали на одном боку /на правом/ .
Значительное место у обитателей поселений занимало изготовление керамической посуды. Вся она предназначалась для использования в хозяйстве и в быту . Гончарами были преимущественно женщины.
По сосудам можно судить о технике их изготовления.
Сосуды лепились вручную. Большинство сосудов сделано ленточной техникой. Большая часть сосудов по внешней поверхности была покрыта лощением , которое наносилось до обжига разогретым костяным лощилом или нагретым небольшим камнем ,чтобы придать сосуду водонепроницаемость . Сосуды , как правило , покрывались орнаментом Узор наносился до обжига по сырой или чуть подсохшей глине .Они имели плоское дно . Их внешняя поверхность была украшена сложным геометрическим орнаментом , наносившимся гребенчатым или гладким штампом .
Специфической формой украшений , не выходившей за пределы распространения племен андроновской культуры , были серьги из золотого листа , свернутые в полтора оборота , украшения головного убора и одежды , в виде очковидных и лапчатых подвесок , бляшки с чеканным орнаментом , браслеты ,со спирально закрученными концами .
Высокая техника производства и законченность форм бронзовых предметов и глиняных сосудов указывают на высокий уровень культуры.
Изучение физического облика населения андроновской культуры доказывает, что в эпоху бронзы здесь жили племена с явно выраженными европеоидными чертами .
Центральные, северные и восточные районы Казахстана занимало население, которое относится к андроновскому варианту протоевропейской расы. Его характерные представители обладали массивным мезокранным черепом низким и широким лицом низкими глазницами и значительно развитым надпереносьем с резко выступающим носом
Население западных и юго-западных районов Казахстана относилось к другому варианту европеоидной расы, так называемому средиземноморскому .Его основные особенности — долихокранный тип черепа и более вытянутая форма лица
Область расселения средиземноморского типа охватывала юго-восточные степи Европы и южную часть Средней Азии. Прямые контакты и взаимопроникновение обоих расовых типов в пограничных областях и их распространение, и явились причиной смешанного антропологического состава древнеказахстанских племен западных и юго-западных районов .
Таким образом, палеоантропологические данные позволяют заключить, что антропологический состав древнеказахстанских племен эпохи бронзы складывался главным образом из двух европеоидных расовых типов — андроновского и восточносредиземноморского Они были представителями протоевропейской расы и носителями андроновской культуры .
Жизнь и благосостояние племен всецело зависели от природы и человек одухотворял ее силы Это были прежде всего солнце , огонь вода , животный и растительный мир . У некоторых племен существовал культ огня , о чем говорит широко распространенный обряд трупосожжения.
На позднем этапе эпохи бронзы , с развитием новой формы хозяйства-кочевого скотоводства — вместе с культом солнца появилось поклонение луне и звездам , по которым кочевники ориентировались во время ночных перекочевок .
У племен широко был распространен культ предков и вера в загробную жизнь.
Происхождение андроновской культуры — проблема дискуссионная.
Трудности выяснения этой проблемы заключается в недостаточной изученности памятников предшествующей эпохи неолита и энеолита
Существует ряд гипотез , предполагающих :
— андроновская культура возникла в результате проникновения пришлого из Средней Азии населения в среду казахстанских энеолитических охотников и собирателей. Оно принесло с собой навыки и формы производящего хозяйства . Такой контакт и привел через несколько столетий к возникновению в степной и лесостепной зонах качественно новой культуры андроновских племен .
— андроновская культура образовалась на основе естественного развития родственных, по культуре и по происхождению , племен северной полосы казахстанских степей и прилегающих районов Зауралья и Западной Сибири эпохи неолита и энеолита . Уже в то время были известны скотоводство , примитивное земледелие и зачатки горного дела.
Дальнейшее развитие придомного пастушеского скотоводства и мотыжного пойменного земледелия привело к большей оседлости, появлению домашних промыслов, развитию металлургии . Примерно одинаковый уровень прогресса этих основных производств материальных благ в обширной степной зоне привел к сложению характерных особенностей андроновской культуры к близким формам социального уклада общества .
В описании андроновской культуры как исторического явления выделено 3 основных этапа:
- ранний-федоровский 18-16 вв до н. Э.
- средний-алакульский 15 –12 вв до н. э .
- поздний- замараевский 12-8 вв до н. э .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Андроновская культура, в широком, историко-культурном понимании этого термина , соответствует раннему /18-16 вв до н.э. / и среднему /15-12 вв до н. э. / периодам эпохи бронзы . В конце 2-начале 1 тыс. до н.э. в экономике, быту и культуре племен андроновской культуры происходили изменения , вызванные новой хозяйственной основой общества , переходом к ялажному , затем к кочевому скотоводству.
В этот период, получивший название эпохи поздней бронзы, андроновские традиции в хозяйстве и культуре сменяются более прогрессивными формами экономики и материальной культуры общества эпохи раннего железа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- В.В. Гинзбург «Палеоантропология Средней Азии» 1972 г.
- Исмагулов О. Население Казахстана от эпохи бронзы до современности. 1970 г.
- Хлопин И.Н. Проблема происхождения культур степной бронзы
- Маргулан А.Х. Древняя культура Центрального Казахстана
- Федорова-Давыдова Э. А . К проблеме андроновской культуры
- Грязнов М.П. Погребения бронзовой эпохи в Западном Казахстане