АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Казахи и венгры. В поисках единых корней.[:]

[:ru]

b753f6d1f86df6b082075745c47675c9_almaty1К нам в редакцию «Алтынорды» пришло письмо из далекой Венгрии от Ласло Ваславик, народного музыканта, как он себя рекомендует, и по совместительству большого любителя истории. Общей истории двух наших народов, когда-то бывших едиными.

И это тем более отрадно, если вспомнить, что в не столь уж и давнем советском времени любые подобные изыскания по поиску общих корней двух народов: казахов и венгров подвергались строгому запрету со стороны органов советской власти.

Приводим статью  Ласло Ваславика полностью, с сохранением орфографии и предисловием от автора.

 

Уважаемій Серик Малеев!

Я народній музикант из Венгрии, и при подготовке моей  книги о текстов наших народных песен мне оказала помощь форум вашего сайта — при обсуждении народной символики степных народов. В ходе работ я столькнулся с интересной связью между преданиями о просхождении двух народов, а также заметил, что важнейшие произведения степного исскусства непосредственно читаются «венгерским глазом». В ходе анализов я расшифровал и значение Каргалинской диадемы. Я прилогаю статью о ней, написанной на научном языке, если вы хотите можете опубликовать её в сокрашенном, популярном виде, конечно и в переводе на казахский язык, или просто сообщать о присутствии такого исследования.

С приветом, Ласло Ваславик.

 

 

 

 

 

О СИМВОЛИКЕ КАРГАЛИНСКОЙ ДИАДЕМЫ

Я рад опубликовать анализ такой жемчужины степной культуры, столь часто обсуждаемой в профессиональной искусствоведческой а также в любительской литературе. Я сам венгерский народный музыкант, и при подготовке моей книги по системному анализу текстов наших народных песен выяснилось, что используемый при этом астрально-мифологический метод широко практикуемый ныне в Венгрии даёт ключ к пониманию большинства традиционных произведений искусства степных народов. Я нашел, что во многих простых сакральных изображениях такого рода выполненных в «зверином стиле» отражается мифическое происхождение человека, причем такое изображение может быть «линейным» или же «круговоротным». На линейную схему происхождения часто накладываются календарные циклы солнца или луны в виде круга (пояса) в качестве второй «смысловой размерности», причем последняя графически может располагаться как в плоскости «оси происхождения» так и перпендикулярно к ней — в случае пространственных изображении. Именно последнее имеет место в случае коронообразных предметов искусства, куда входит в том числе и каргалинская диадема.

1

Рассмотрим впервые несколько характерных примеров размещения информации в графических изображениях скифского мира: Как правило, птица в скифских изображениях означает небесный предок, олень является первым земным предком, от которого и в свою очередь «рождается» второй земной предок — лошадь. Все они — тотемные звери. Не вдаваясь в подробности, я отмечаю, что скифская птица имеет «северную» связь с мифической птицей сидящей на мировом дереве, «восточную» связь с Красной Птицей — одной из четырёх Правителей сторон света в китайской мифологии — «восточную» и «южную» связи с огневой птицей (с фениксом). На первом рисунке линейно расположены все звери. на втором клюв означает птицу, рог — олень, конь узнаётся по непарным копытам. Третий рисунок отличается появлением льва — характерного для передней азии — солнечного зверя, птица обозначается крылом, олень рогом, и в конце генеалогического ряда стоит человек. Пазырыкский ковёр в радиальном направлении даёт обычный ряд происхождения с той спецификой, что на месте птицы стоит другой крылатый «зверь» — грифон (на нойонульском сходном изображении я нашел, что он сочетает в себе четыре Правителя сторон света!), а в предпоследнем квадратном поясе появляется человек, воедино с конем, причем последняя схема чередуется в двух вариантах. Такая двоякость в рамках — уже земной — истории означает парную, экзогамную систему родов, так называемые фратрии, которые со временем приобретают военное или же управленческое значение. Последняя -дуальная — система управлении государством обнаруживается кстати по всей тюркской линии степной истории. С характерным символом её встретимся и на каргалинской диадеме («драконоволк» — см. позже). По другой — окружной — «размерности» ковра расположена космогоническая-календарная информация. В центре ковра находится старинный, 24-месячный солнечный («сельскохозяйственный») календарь, аналогию которого я привожу из Венгрии («1895»): В поясной системе ковра зашифровано количество деканатов и дней в годе (последнее посредственно), но самым интересным является предпоследний звериный пояс (с фратриями), указывающий на количество небесных лунных стоянок. Таких 27 по индийской, и 28 по китайской системе. Лунные стоянки представлены всадниками, однако 28-ой всадник странным образом «недоразмещается», причем в орнаментном поясе расположенном над всадниками есть специальная метка приблизительно у одной третьей последней фигуры. Точное значение небесного лунного цикла составляет 27,32 дня — что и геометрически закодировано в угле ковра. Недоразумение у многих исследователей вызывает появление грифона в наружном поясе. Однако такое размещение грифонов за «поясом фратрий» для нас — венгров — вполне понятно. Фратрии в мифологии многих народов выступают как братья-близнецы. Венгерская «Картинная Хроника» (14. в. н. э.) сообщает, что за братьями-близнецами Гунор и Магор остались 108 сыновей, дающих в последнем 108 родов. Наружный пояс грифонов выступает как умножитель на четыре (о грифоне сочетающем в себе четыре Правителя сторон света уже говорили). 27×4=108. Итак, наружный звериный пояс просто продолжает «историю происхождения народа», заложенную в геометрии ковра в радиальном направлении. Как видим, астрономическая-календарная система в произведениях народного (и сакрального) искусства даёт некий «космогонический скелет», на который натягивается «историческое полотно». Близкими по структуре изображения к каргалинской диадеме являются гуннско-уйгурские а также венгерская короны: Принцип построения гуннско-уйгурской корон заключен в титуле «хана» гуннов: «рожденный небом и землею, поставленный солнцем и луною, хуннский Великий шанюй». Небо представлено птицей, голова которой на первом изображении как раз и отдает цвет неба. Землю означает и панцирь черепахи под птицей, и двойная, вернее полуторная обойма, составляющая отдельную часть короны. Нижняя часть обоймы образует полный круг и соответствует солнцу, а верхний «серп» — луне. По вертикали по прежним правилам указано происхождение, а обойма представляет собой «солнечно-лунный календарь». Змеи образующие обойму оканчиваются в виде зверей, отдающих по видимому проблематику согласования солнечного и лунного календарей характерную для разных этапов развития китайского календаря. Венгерская корона связана с принятием христианства, и на ней вместо животных изображены святые. Изображения святых присутствуют также на крестовом своде и образуют сложную систему считаемую в виде двойной спирали. По вертикали обнаруживается «ряд происхождения» (собственно власти): Бог-отец, Бог-сын, король, народ (в кастовом подразделений зашифрованном рамками из красных и белых мелких жемчугов). Астрономическая система той же структуры что и в случае гуннско-уйгурской корон. Обойма короны складывается из 8+4=12 картинок святых в соответствии с зодиакальным кругом солнца, а в верхней части обоймы обнаруживается 28 крупных жемчугов по схеме 9+9+9+1, что наглядно представляет лунные стоянки как в индейской, так и китайской системах. Переходя к непосредственной расшифровке смысла каргалинской диадемы, целесообразным кажется выявление в ней двух «смысловых размерностей» только что рассмотренных в подобных предметах искусства. Диадема вероятно является похоронной короной (венцом) знатной женщины.

 

Ссылкой на её высокое происхождение является образ драконоволка в четвёртой сзади картинке-сцене: Честь в определении такого смысла я должен отдать казахским и другим ученым (Айман Досымбаева, Искандер Аманжоп, Ю. А. Зуев, В. К. Гугуев…) которыми установлено сочетание в одной фигуре тотемных зверей родов «ашина» и «ашиде», образующих фратриальную пару в знати тюркских народов. Род ашина (с тотемом «волк») даёт сакральный правитель, род ашиде (с тотемом «дракон») — жену или полководца. Такая система дуального господства кстати известно и у нас, венгров. По второй «символьной размерности» — по окружности — сразу же бросаются в глаза знаки зодиака. Они дают скелет, на который налагается жизненная история женщины. Зодиакальная система заложенная в основу диадемы — смещенного типа, сочетает элементы западного и восточного зодиаков. Венгерской звёздно-мифологической школой установлена жесткая связь между ними, а также 28 лунными стоянками, обнаруживаемая в народно-сакральных произведениях искусства. Такое соответствие символов определено опытным путем, «извлечением» из народных сказок, кассетных потолков реформатских церквей и т. п. В этом году я занимался теоретическим обоснованием системы, выяснением исторического механизма формирования её. Привожу её в виде сравнительной таблицы, которая по-видимому (с некоторыми минимальными ограничениями) является «азбукой» для чтения зодиакального слоя традиционных степных произведений искусства. Применимость такой системы довольно широка, не входит в нашу тематику, но в ради интереса я покажу несколько «степных» примеров, которых мне удалось расшифровать благодаря такой таблице и основным знаниям предоставленным звёздно-мифологической школой: Возвращаясь к зодиакальной символике диадемы нетрудно отметить, что в «таблице- азбуке» найдутся звери всех сцен диадемы — без исключения. 4524_320Для большей наглядности рассмотрим сцены-картинки по прорисовке из стати ученого Александра Бернштама, условно соединяя две найденные части. В начале левой оставшейся части стоит олень (лань) — символ лунной стоянки — который по таблице- азбуке на уровне зодиака соответствует Стрельцу или Скорпиону (по западной системе). Во второй позиции стоит Собака из восточного зодиака. На третей картинке виден Лев из западного зодиака со всадником-женщиной. За левой тройкой зодиакальных картинок расположен «разделительный знак» в виде лошади, стоящей на столике. Чертоги (знаки) зодиака согласно элементам стихий, делятся на огненные, водные, воздушные, и земные, причем каждая из таких групп состоит из трёх знаков. На круговой диаграмме следующей страницы можно проверить, что знаки левой тройки как раз образуют огненную группу (для удобства изложения с помощью «таблицы-азбуки» целесообразно преобразовать восточные знаки в западные, ибо они имеют простые сокращенные символы — d a e , , и. т. п). Первым трём картинкам по таблице можно присвоить порядковые номера 9, 1 и 5. Рассмотрим теперь правую тройку элементарных сцен. Нетрудно опознать западный (но часто встречающийся в той же роли и на востоке) Козерог и восточную Свинью в виде кабана. В последней позиции стоит западная Дева. Опознание её требует некого знакомства с (звёздно-) мифологическими изображениями. Во-первых одиночный (пока непарный) цветок часто символизирует Деву. Во-вторых она «играет» на цветке как на трубе, то есть сообщает о готовности вступить в брак. В-третьих, в зодиакальных изображениях часто скрывается сам графический знак солнечной стоянки. В данном случае стоит обратить внимание на необыкновенное положение ног животного. Они как раз отдают форму символа Девы: f.

Изображение отраженное, но суть его — это три штриха по вертикали, и петля «обратной связи» показывающая на себя и отражающая относительную замкнутость, пассивность, а также строго регулируемое, аккуратное и механическое повторение действий, циклических каких-то приемов и шагов (например плетение) которых дева может совершать сам по себе, без помощи, вплоть до оплодотворения, когда и сама дева станет творительным, созидательным существом.

2083

Противоположная тенденция заключена в графическом символе Скорпиона, где петля (хвостик) в виде отвода показывает на внешний мир, описывая ищущий характер такого знака. При помощи таблицы и круговой диаграммы и здесь можно определить, что знаки правой тройки образуют земную группу. Порядковые номера их подвергаются той же закономерности, как и в случае огненной группы, средний в тройке номер получаем извлечением 8 из первого, а последний — добавлением 4 к среднему. Перед разделительным знаком предшествующем земной группе стоит «драконоволк», который в качестве Дракона по на- шей таблице соответствует знаку Весов, и определяет воздушный характер третей — частично отсутствующей группы. Однако по указанному простому алгоритму можно установить порядковые номера отсутствующих картинок как воздушной так и водной групп. Следует обратить внимание и на птиц расположенных в верхней части диадемы. Три из них находятся на так называемом кардинальном кресте — это знаки зодиака, с которых начинаются времена года. Птицы у Овна и Весов повторяют формы графических символов соответствующих зодиакальных знаков, а те в свою очередь — тенденцию изменения природы. Так, у Овна голова и хвост птицы приподняты относительно туловища, по аналогии знака «a». В месте же Весов птица имеет выпуклую форму напоминающую знак «g», означающий поворот в месте наибольшей плодотворности природы. Птица «С» над Козерогом летит вниз и кусает разделительную лошадь за хвост. Такая «шу-точная» сцена вполне состоятельна, ибо в зодиаке Лошадь (Стрелец, см. таблицу) и Козерог идут подряд. Птицу «D» никак не вписать в этот ряд, и она приводит нас к третему слою символики диадемы. Толковать его можно двояко, принимая его за общий жизненный путь женщины, или же личную жизнь похороненного. Я собственно и не понимал значение птицы «D», пока не посмотрел на фото диадемы. Авторы многочисленных работ упустили здесь важную деталь: четвёртая птица кормит некое существо (птенца-человека) между кабаном и девой. Возникает вопрос, как это понимать? Поскольку преобладающее большинство изложения звучит на языке зодиака, место «между кабаном и девой» следует определить на «действительном зодиаке». На круговой диаграмме видно, что таким знаком будет Рак. Известно, что Рак характеризуется материнскими свойствами. Лунной стоянкой Рака (Быка) является Аист. В венгерской мифологии птица пеликан соответствующая Аисту кормит своей кровью даже инородных птенцов. Другой смысл заложенный в такой сцене: предком человека является птица (как это обнаруживается в искусстве скифов). И конечно справедлива и общеизвестная, популярная интерпретация картинки в форме «Ребёнка приносит аист». Раку в гороскопах соответствует четвёртый — отчий-материнский дом. Вообще существует несколько систем «шифровки» станции жизненного пути, причем простейшая привязывает рождение к Овну. В принципе все 12 зодиакальных знаков обладают вполне определенными значениями в таком плане, я в народных песнях обнаружил и привязку эмбриональной жизни к знаку Рыб. Загадочным является отсутствие изображения женщины на первых этапах жизни. Если быть последовательным в расшифровке жизненного пути, мы должны прийти к заключению о необыкновенном ходе его, например предполагать, что герой наш воспитывался в чужой среде. Второй знак, где появляется женщина — это Лев, что соответствует подростковому возрасту. При этом человек «вылетает» из отчего дома. На соответствующей картинке женщина как всадник льва действительно находится в воздухе, и обернувшись махнет рукой — прощается с семьёй. Юность передаётся Девой. Знак это также приподнятый, «летающий». Дева сидит на буйволообразном животном, являющемся символом материнства. Рога буйвола напоминают на «серпы» из которых складывается знак Рака. Сцена в целом является ссылкой на предстоящее материнство, и воплощает в себе дилемму Девы. Весы (по таблице равносильны Дракону) — традиционный знак брачной связи. Похороненная с диадемой женщина несомненно вышла замуж. На картинке при этом она «приземлилась». Последний знак, где образ женщины появляется — Козерог. Как правило, здесь происходит «охлаждение» любви. Всадник не развернётся, но махнет рукой. Такой жест направлен в сторону мужа. В народных песнях расставание приходится на знак Водолея. Эта стоянка — как и Рыбы — отсутствуют, поэтому выводы по поводу конца жизни ненадежные. Последнее, что по станции Козерога можно предположить с достоверностью гороскопов, что женщина пережила мужа, и несомненно дожила до почтенного возраста. В заключении отметим, что подобная смысловая двуразмерность проявляется и на гривне из Кобяковского кургана, причем и там появляется «драконо- волк». Грива широко обсуждается в литературе (например Досымбаевой и другими). Дуальное господство представлено и сидящей в центре фигурой. В отличие от каргалинской диадемы по обойме вместо зодиакального кода появляется «телесная шифровка» перехода тела, души. и духи (разума) на потусторонний мир, в виде чёртовидных фигур нападающих на голову, туловище и хвост драконоволка. Таких сцен три. Они одинаковые, но возможно раньше на аналогичных произведениях различались, образуя третью «смысловую размерность» давая ту же полноту и богатство изображения как и каргалинская диадема*.

Ласло Ваславик. *Любопытно, что я нашел венгерскую балладу, построенную по аналогичному принципу. В словесном изложении наблюдается матричная структура 3×3. Парень — герой баллады — умирает в теле, в душе и уме (шифровка близкая к «телесной» — сапоги-доломан-волосы), что составляет три строфы, Любовница скорбит о теле, душе, и уме его в трёх полустрофах, и что самое странное на первый взгляд, каждой полустрофе траура следует полустрофа скрыто указывающая на брачные события. Такое построение однако имеет глубокие корни в представлении народа о циклическом характере жизни — смерти всегда следует рождение, и рождению предшествует зачатие, а последнее в циклическом представлении, как не странно, попадет на место смерти (l) — причем и в самих обрядах траура и бракосочетания наблюдается строгий (в том числе зодиакальный) параллелизм.

Алтынорда

[:]