АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Казахстан хочет запретить ввоз пшеницы из России автотранспортом

Министерство сельского хозяйства РК инициировало введение запрета на ввоз пшеницы на территорию Казахстана автомобильным транспортом сроком на 6 месяцев, за исключением семенной пшеницы. Проект соответствующего нормативно-правового акта находится на публичном обсуждении, передает altyn-orda.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.

Как поясняется, решение было продиктовано текущей ситуацией на казахстанском рынке зерна и муки, который последние несколько лет страдает из-за нелегального ввоза пшеницы.

По данным отраслевых ассоциаций, объемы так называемого «серого» импорта достигают 1,5-2 млн тонн в год, а общий ущерб государству ежегодно оценивается в размере 500 млн долларов.

По информации, полученной от участников рынка, значительная доля контрабандного зерна импортируется автотранспортом. Завезенная пшеница без уплаты НДС оформляется на крестьянские хозяйства и в виде скрытого реэкспорта, без уплаты транзитного тарифа, направляется в Афганистан и страны Центральной Азии. При этом на внутреннем рынке наблюдается падение цен. К примеру, с начала июля 2022 года стоимость пшеницы снизилась со 170-185 тыс. тенге до 80-85 тыс. тенге за тонну.

Между тем, по итогам прошлого года был собран один из самых высоких урожаев за последние 10 лет. Намолочено 22 млн тонн зерновых и зернобобовых культур, что на 35% больше годом ранее. На 38,9% увеличился валовой сбор пшеницы и составил 16,4 млн тонн.

Для поддержания рынка, в сентябре 2022 года сняты все ограничения на экспорт зерна. По данным АО «Қазақстан темір жолы», по итогам 2022 года экспортировано более 13,2 млн тонн зерна и муки в зерновом эквиваленте что на 46,7% больше чем в 2021 году, в том числе 10 млн тонн зерна. Данные показатели являются самыми высокими за всю историю независимого Казахстана.

Вместе с тем, согласно данным статистики, по состоянию на 1 марта 2023 года на отечественном рынке складывается положительный баланс зерна в объеме 10,4 млн тонн.