АЛТЫНОРДА
Регионы

Казахское интернет – пространство. Проблемы, задачи, пути решения…

Туркестан №3. Состоялась первая конференция редакторов Казахских сайтов, на которой были определены ошибки свойственные казахскому интернету, обсуждены проблемы сохранения его особенностей, и пути дальнейшего развития казахского контента. В ходе мероприятия был определен ряд задач, принято решение о создании структуры, которая будет системно работать в направлении развития казахского интернет — пространства, принят специальный документ, который будет направлен в Правительство. Реализация этих задач будет способствовать решению накопившихся проблем казахского интернета.
Люди приспособились делать покупки через интернет: в прошлом году через Интернет-магазины было продано товаров на 250 млн. долларов. Компании, заинтересованные в интернет-торговле, затратили на рекламу около 9 млн. долларов. Безусловно, все это привлекает народ. Однако как развивается казахский интернет? 22 января на конференции редакторов казахских сайтов, организованной центром «Казмедиа» в Астане, были обсуждены проблемы казахского интернета и пути их решения. На торжественном открытии конференции, которую организовали НДП «Нұр Отан»,сайты  «Абай.kz», «Мінбер.kz» и «Alash-orda.kz», секретарь НДП «Нұр Отан» Ерлан Қарин отметил, что мероприятие посвящено 100-летнему юбилею газеты «Қазақ». В мероприятии приняли участие более 100 делегатов со всех концов страны. Следующую встречу запланировано провести в Алматы. Была достигнута специальная договоренность о создании клуба редакторов казахских интернет — сайтов. Согласно заявлению Вице-министра культуры и информации Армана Қырықбаева, в текущем году Правительство планирует открыть 450 интернет-ресурсов. 110 млн. долларов, из выделенных государством 1 млрд. долларов, предназначены на развитие казахского интернета. К сожалению, наш вопрос «Развитие интернета не ограничивается открытием сайтов. Интернет играет огромную роль в формировании общественного мнения, гражданской позиции. Нужно обеспечить интернетом, прежде всего, жителей аулов. Сегодня не все граждане РК имеют финансовую возможность подключиться к интернету. Какие меры предпринимает Правительство для решения этой проблемы?», — остался без ответа. На форуме был затронут вопрос конкурентоспособности. По утверждению Председатель Правления АО «Казконтент» Айдоса Қыдырмы, из 100 сайтов страны наиболее активны только 11 сайтов. А информационных сайтов и того меньше, всего 2-3: «Не могу сказать, что среди казахских сайтов идет острая конкурентная борьба. По-моему, она только начинатся», — констатировал он.
В первой части конференции участники форума, в ходе обсуждения темы «Развитие казахского интернета: особенности, актуальные проблемы», — затронули вопросы поддержки казахского интернета, основные направления государственной политики, казахского контента и менеджмента качества, проблемы краудсорсинга казахской аудитории, авторских прав, формирования отраслевых сайтов.

В начале конференции вице-президент  общественного фонда «Абай-ақпарат» Айдос Сарым сказал: «По итогам нашей встречи мы примем четыре документа. Первый документ будет касаться самого  интернет — сообщества, то есть, в каком направлении мы должны развиваться? Как удовлетворить запросы казахских читателей, казахского потребителя? Какой информации не хватает? Какие еще сайты нужны? Таким образом, мы хотим создать план, который будет нас стимулировать покорять новые вершины, новые направления. Второй документ мы направим в государственные органы на русском языке. Как мы будем развивать государственный язык, если информация сначала составляется на русском языке, а затем переводится на казахский язык?». «Документы будут составлены в течение двух-трех дней, с учетом всех предложений и пожеланий, и будут направлены в соответствующие органы. Это будет способствовать целенаправленной работе заинтересованной группы». «В настоящее время казахское интернет-пространство стремительно развивается. Путь, который русский контент прошел за 20 лет, мы покорили за  4 года», Айдос Сарым сказал, что в прошлом году около 200 средств массовой информации открыли собственные сайты. Задача – увеличить этот показатель в два раза. В ходе конференции ведущие специалисты ІТ технологии Асхат Еркімбай  и Жанарбек Матай из Америки, Ақытбек Шериязбек из Китая выходили на прямую связь, делились ценными мнениями и предложениями. Например, по мнению Асхата Еркімбая, государство должно выделять специальные гранты на подготовку интернет -журналистов, которые будут овладевать основами ІТ технологии.
Тема, которая часто поднималась на форуме – дефицит средств. То есть, для широкого использования имеющихся возможностей, государство должно выделять соответствующие  средства.  Однако нашлись и такие, кто не согласен с подобным мнением. Директор общественного фонда «Национальная интернет премия «Award.kz» Константин Горожанкин призвал участников форума к активным действиям, не дожидаясь государственной поддержки, пока иностранцы не взяли в свои руки бразды правления в казахском сегменте интернета. По его мнению, казахстанская молодежь разбалована. ІТ специалисты вместо того, чтобы зарабатывать деньги, создавая новые проекты, предпочитают строить карьеру, и занимать должности с большой зарплатой. Вследствие этого квалифицированные  специалисты уходят в другие сферы. Он опроверг одностороннее мнение, что «казахская молодежь не способна осваивать современные технологии»: «Интернет-портал, который сегодня занимает первое место в интернет -пространстве Узбекистана, основали молодые казахские парни, которые профессионально продолжают свое дело, — подчеркнул он, добавив: «Их проект в Казахстане «Nur.kz» пользуется успехом в стране». В вопросах электронной коммерции Константин Горожанкин не согласился с мнением, что «казахи не заинтересованы в ведении торговли через интернет — магазины». По его словам, в прошлом году через интернет — магазины в Казахстане сделано покупок на 250 млн. долларов: «Если учесть, что численность казахов в стране приближается к 65-70 процентам, никто не может отрицать, что казахи заинтересованы работать через Интернет, зарабатывать и проявлять активность в этом направлении. Сотрудники железной дороги Казахстана сообщили, что через интернет продано билетов  более чем на один миллион долларов. С началом продажи билетов в кинотеатры через интернет в прощлом году, за первые четыре месяца продано 25 тысяч билетов. Нужно лишь эффективно использовать имеющиеся возможности». Сегодня сайт www.baq.kz ежедневно посещают 10000-13000 пользователей. Сайт зарабатывает средства благодаря рекламе. Руководитель сайта вопросов и ответов, который в сутки посещают 20 тысяч пользователей, Ербол Серікбай уверен, что этот показатель можно поднять до 50 тысячи, но говорит, что ограничены технические возможности. Не достаточно средств, чтобы решить эту проблему.
Еще одна проблема, в казахском обществе многие считают, что интернет-торговля несет в себе определенные риски. Отвечая на вопрос об угрозах,  К.Горожанкин подчеркивает: «Если покупаете вещь на базаре или магазине, ваши действия ограничены в соответствии с документом о потребительском праве.

 Скажем, товар вам не понравился или не соответствует вашим запросам. А если покупку делаете через интернет, это срок увеличивается от 30 до 90 дней».

В этой связи модератор встречи  поднял проблему — сегодня главные страницы отечественных интернет-сайтов открываются на русском языке: «в документах, которые будут приняты по итогам конференции предлагаю включить требование, чтобы главные страницы всех коммерческих и не коммерческих интернет — ресурсов открывались на государственном языке», — предложил он.
Ербол Серикбай посетовав на то, что рекламные агентства в основном работают на русском языке, сообщил, что он с друзьями решил открыть казахское рекламное агентство.  Горожанкин, назвав главной проблемой казахского интернета отсутствие статистики, предупредил, рекламадатели при установлении сотрудничества, отдают приоритет статистике.  Например, в прошлом году от рекламы поступило порядка 9 млн. долларов: «Если казахстанские сайты в ближайщее время не возьмутся за решение этой проблемы, реклама может уйти российским компаниям, Facebookу, Google и другим, которые входят в первую десятку на мировом рекламном рынке. Недавно во время встречи с руководством сайта www.zero.kz он сказал, что может открыть специальную главу для казахских сайтов. Через счетчики рекламадатели следят за тем, сколько человек посещают казахскоязычные сайты, какой сайт пользуется спросом».
Специалисты, перечислившие проблемы формирования казахского контента, высказали мнение, что каждый казах должен быть заинтересован в развитии Интернета. Например, ІТ специалист Тимур Бектұр сказал: «Некоторые братья огорчаются, что не могут найти в интернете сказки на казахском языке. Почему вы, если у вас хорошая дикция, не запишите на диск казахские сказки, и не разместите их в интернете? Каждый казах должен участвовать в увеличении казахского контента».

Нәзия ЖОЯМЕРГЕНҚЫЗЫ,

Перевод Кайрата Матрекова.

(Статья дана в сокращении….)