Возвышение Казахского ханства, связано с именем Касыма — сына Джанибека-одного из наиболее видных казахских ханов, при котором быстро шел процесс «собирания земель».
Касым родился около 1445 году:- осенью 1513 года, когда на берегу р. Чу произошло свидание между Касымом и Чагатаидом Саид ханом, по словам их современника Мирзы Хайдара Дулати, «возраст Касым хана превышал шестьдесят лет и был близок к семидесяти». Мать его по имени Джаган-бегим приходилась родной сестрой матери Махмуд-султана, брата Шейбани хана. Как истинный сын степей, свято чтущий освященную временем традицию подчинения старшему, Касым султан, по примеру отца, был сначала во всем послушен и покорен Бурундук хану, пишет Мирза Хайдар.
Хотя Касым-султан видел, что фактически власть в ханстве и инициатива находятся в его руках, но как дальновидный политик он был осторожен, умел терпеливо выжидать там, где, казалось бы, положение позволяет ускорить решение вопроса. В 1510 году, когда Шибаниды совершили набег на улус Касыма, он, по словам Мирзы Хайдара « еще и не принемал титул хана, хотя власть его уже была настолько велика, что никто не думал о Бурундук хане. Но он не хотел находиться поблизости от Бурундук хана, потому что, если быть вблизи и не соблюдать должного уважения, озночало бы возражать хану, а повиноваться же ему душа не лежала, поэтому он старался держаться подальше от Бурундук хана».
Мухаммед-Шайбани хан, захвативший власть и утвердившийся в Мавераннахре, стремился не допустить усиления Казахского ханства и с этой целью всячески препятствовал возвышению власти казахских ханов в Присырдарье. Далее он попытался совсем прекратить их торговые отношения с Мавераннахром, издал указ, чтобы население Туркестана не совершало никаких торговых сделок с казахскими купцами. Объявленная М.Шайбани, по существу, экономическая блокада – запрет на торговлю с казахами, а так же военные меры, естественно, вызывали подобные ответные действия со стороны казахских ханов.
Борьба за города Южного Казахстана приняла характер затяжной войны. В этих кровавых столкновениях Касым хану удалось отвоевать у М.Шайбани Туркестан, Сайрам и другие города.
В результате установившихся, удачных отношений с правителями Могулистана Касыму удалось включить в состав своего ханства основные районы Семиречья. Расширились его территориальные владения и на западе. Ногайская Орда переживала в то время тяжелый кризис, часть родов и племен откочевала под власть казахских ханов и султанов.
Таким образом, Касым хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными районами казахской территории. Границы ханства на юге выходили на побережье Сырдарьи и включали большую часть Туркестана, на юго-востоке они охватывали предгорье и долины значительной части Семиречья, на севере и северо-востоке проходили в районе гор Улутау и Балхаша, доходя до Каркаралинских гор, на северо-западе достигли бассейна реки Жайык. Во время Касыма население Казахстана достигло около одного миллиона человек, а численность войск – до 300 тысяч.
«Касым хан сделался полным властелином во всем Дешт-и-Кыпчаке, приобрел такую известность и могущество каких еще никто не имел после Джучи хана,» — писал тогда известный историк Мухаммед Хайдар Дулати. Касым прославился и как искусный дипломат. Он установил дипломатические связи с ногайцами, монголами, Кашгарией и умело использовал свои связи с ними в борьбе против шайбанидов.
Казахское ханство при Касым хане постепенно втягивалось в международные отношения. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство в правление Великого князя Василия III (1505-1533). История Казахского ханства периода правления Касым хана примечательна еще и тем, что именно в те годы казахи как самостоятельная этническая общность стали известны в Западной Европе: о казахах оставил свои записи австралийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший несколько раз Москву ( в 1517 и 1526 г.г.).
Что касается взаимоотношений казахских правителей и Шибанидов в последние годы правления Касым хан, то они продолжали оставаться напряженными и далеко не мирными. Судя по источникам, основная борьба происходила вокруг Ташкента; правителю этого вилайета Суюнджи-Ходжа хану несколько раз приходилось сражаться с казахами. Впрочем, не только ему. По сообщению Васифи, против казахов был предпринят совместный поход шибанидских султанов во главе с Кучум ханом, который состоялся, очевидно, зимой 1516-1517 гг.
Этот объединенный поход Шибанидов в Кипчакские степи, по-видимому, последнее по времени сообщение, относящееся к периоду правления Касым хана.
Касым хан, по отзывам современников – Бинаи, Ибн Рузбихана, Бабура, Хондамира, Мирзы Хайдара, — любил хороших лошадей, был их большим знатоком, отличался военным талантом, личной отвагой и способностью вести за собой других; на основе их высказываний создается образ человека с высокими, моральными качествами, достойными подражания.
Касым хан замечал, что в последнее время участились межродовые распри. Некоторые улусы перестали считаться с другими на том основание, что их ханы и беки более родовитые знатные. Мелкие трения зачастую перерастали в большие скандалы. Было заметно, что раздувают междоусобицы султаны и бии. Решения биев выполнялись не всегда.
«Если будет так продолжаться, — думал Касым хан, — то казахов постигнет участь моголов и шайбанидов, которые разделились, рассыпались по крупицам».
И Касым хан решил издать закон, требующий от людей железной дисциплины. Этот закон был утвержден и обнародован. Закон состоит из пяти глав. В первой главе (Имущественный закон) рассматриваются проблемы судебных исков, земельных, родовых, семейных отношений, а так же выплаты выкупа и налогообложения. Во второй главе – определены сроки наказания за конкретные преступления. (Уголовный закон). В третьей главе – освещены вопросы воинской службы и дисциплины. Любое нарушение наказывается в обязательном порядке в зависимости от тяжести преступления. (Военный закон). Четвертая глава – посвящена вопросам дипломатической службы и ее этики.(Посольский закон – обычай). В пятой говорится о проведение праздников, похорон, поминок и т.д. (Закон общественности).
Это был первый закон в истории казахов, созданный на основе народных традиций и народной мудрости. Этот закон – свидетельство справедливости и поэтому носит название «Доблестный путь Касым хана».
Суровая зима 1521 года и в эту холодную зиму семидесяти шести летний Касым хан умер.
Перед смертью он вызвал старшего сына Мамаша и поведал ему: — Где есть жизнь, смерть неизбежна. Я нахожусь в преклонном возрасте. После моей смерти не будоражьте народ, не терзайте его борьбой за власть. Моя мечта сделать казахскую землю независимой. Этого я достиг. Теперь осталось развиваться и процветать как другие государства, а ядра – молнии пусть стреляют по праздникам. Высоко пронеси наше знамя, повышай культуру народа! Отбившийся от стада попадает в пасть волку, отделившись, племена доступны врагу. Если хочешь сохранить единство народа, не стремись к власти, сынок, не устраивай междоусобиц! Но у меня в душе тревога за вас!
После смерти Касыма, междоусобицы султанов-джучидов ослабили Казахское ханство. В междоусобной борьбе погиб приемник Касым хана Мамаш — хан.