Правительство Казахстана утвердило программу модернизации системы управления твердыми бытовыми отходами (ТБО) до 2050 года,
передает LS.
Документ был разработан министерством окружающей среды и водных ресурсов РК. Реализация программы разбита на три этапа: пилотный (2014-2020 годы), основной (2021-2030 годы) и завершающий (2031-2050 годы).
Согласно паспорту программы, на реализацию первого этапа в 2014-2020 годах из республиканского бюджета будет направлено 884,53 млн тенге, из местного бюджета в период с 2015 по 2020 годы – 52,589 млрд тенге, частные инвестиции составят 60% от общих затрат – 74,951 млрд тенге.
«На втором и третьем этапах реализации программы доли бюджетных средств будут, соответственно, установлены на уровне максимальных 30% и 10% от общего объема необходимых инвестиций. Государство оставляет за собой финансирование 10% подобных инвестиций для реализации социальных проектов», – следует из документа.
Общий объем накопленных твердых бытовых отходов в Казахстане в настоящее время составляет около 100 млн тонн.
Ежегодно, по данным министерства окружающей среды и водных ресурсов РК, образуется порядка 5-6 млн тонн мусора, к 2025 году эта цифра может вырасти до 8 млн тонн. Нормы накопления ТБО на душу населения в региональном разрезе имеют широкий диапазон от 80 до более 400 кг/чел в год, что, как отмечают в ведомстве, предполагает наличие несоответствий в процессе сбора данных и составления отчетности.
«Следует отметить, что практически на всех полигонах ТБО в Казахстане отсутствуют весы в зоне приема отходов, то есть тоннаж устанавливается путем перевода кубических метров в тонны, при этом применяется значение удельного веса от 250 до 300 кг на кубический метр», – говорится в документе. Для сравнения, в европейских странах данный показатель составляет 100-150 кг на кубометр.
В программе также указывается, что в настоящее время на территории Казахстана ни одна свалка для захоронения ТБО, за исключением действующего полигона в Астане, не соответствует требованиям санитарных правил и экологическим стандартам. Практически все они исчерпали свой срок действия, в связи с чем требуется их рекультивация, а также сбор свалочного газа – при условии, конечно, экономической целесообразности.
«Отсутствует система раздельного сбора ТБО у источника образования отходов, не функционируют и мусороперегрузочные станции, где можно было проводить глубокую сортировку отходов с целью извлечения вторичных материальных ресурсов, а также биологически разлагаемой фракции для утилизации последней с производством «зеленой» энергии и компоста», – говорится в документе.
Причину такого отношения чиновники видят в несовершенстве действующего законодательства: предприятиям выгодно платить за размещение отходов, чем предпринимать меры по их утилизации и использованию.
«В экологическом кодексе предусматривается экономическое стимулирование раздельного сбора и переработки отходов, однако на практике оно не применяется. Действующая методика по расчету тарифов рассчитана только на вывоз ТБО и не включает их сбор, утилизацию и захоронение отходов», – отмечается в программе.
Практический путь решения всех этих проблем чиновники видят, в первую очередь, во внедрении раздельного сбора опасных (батарейки, ртутьсодержащие лампы, электронное и электрическое оборудование) и других видов твердо-бытовых отходов, и также реализации мероприятий по наращиванию технической базы.
«В частности, строительство контейнерных площадок, покупка и разработка дизайна контейнеров в зависимости от объемов и специфики собираемых отходов, обновление парка мусоровозов и другой необходимой техники», – говорится в документе.
Кроме того, предлагается законодательно закрепить за производителями либо импортерами обязанность осуществлять сбор и переработку отходов, образовавшихся после использования их товаров и упаковки, определить перечень продукции и механизмы выполнения расширенной ответственности.
Полученные средства направить на создание пунктов сбора отходов, а также объектов по их переработке и утилизации. Это, в свою очередь, должно развивать малый и средний бизнес. Следует отметить, что принципы так называемой расширенной ответственности производителя в мировой практике обычно применяется только к упаковкам, использованным шинам, старым автомобилям, а также аккумуляторам и батареям.
Мероприятия по реализации программы также включают в себя строительство централизованных объектов переработки отходов, как с извлечением вторичного сырья, так и с обработкой биологически разлагаемой фракции для производства энергии. Работы по захоронению ТБО будут вестись путем строительства региональных и мини-полигонов для обслуживания сельских территорий, поэтапной рекультивации и восстановления земель, занятых отходами, а также борьбой с несанкционированными свалками.