АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]«Казпочта» учит вести бизнес онлайн[:]

[:ru]

Все регионы Казахстана активно внедряют цифровые технологии в различные сферы жизнедеятельности граждан. Мангыстауская область не исключение. Как технологии меняют считавшуюся совсем недавно одной из самых бесперспективных отраслей экономики – почтовую сеть – мы узнали у директора Мангыстауского областного филиала «Казпочты» Махаббат Сеитовой. Она поделилась своими мыслями о развитии электронной коммерции в регионе и о выгодах внедрения IT-технологий для простых граждан. 

Одно из самых популярных слов сегодня – это цифровизация. Как она проходит в вашей компании?

– Для начала стоит пояснить, что мы понимаем под словом «цифровизация». В первую очередь,  это улучшение сервиса. Мы ставим в приоритет удобство пользования нашими услугами, а цифровые технологии в данной ситуации являются неотъемлемой частью прогресса.

Мы хотим, чтобы люди понимали, в чем заключается суть нашей работы, чтобы научились пользоваться нашими услугами и ощущали пользу. Процесс цифровизации в нашем регионе проходит очень стремительно. На данном этапе мы уже реализовали большое количество проектов, а задачи только прибавляются. Причем все эти проекты напрямую соприкасаются с IT-сферой.

Какие проекты можно выделить как самые полезные для граждан?

– В 4-х регионах страны «Казпочтой» уже были запущены дроны, которые доставляют корреспонденцию и небольшие посылки до 8 кг. Летают они там, где не выгодно осуществлять доставку обычным транспортом. Также мы открываем по всей стране Цифровые офисы, которые могут работать круглосуточно. Это стало уже привычным для многих клиентов «Казпочты».

Мы заключили договор с крупной компанией Alibaba Group. И первым шагом налаживания сотрудничества стало открытие кобрендинговой карты AliExpress. Пользователям этой карты предоставлена услуга кешбэка в 1,5%, и это только первый этап.

Во втором этапе мы делаем упор на развитие логистической инфраструктуры. Сейчас непрерывно ведется работа над тем, чтобы доставлять посылки быстрее, чем вовремя. Главное, что уже виден результат. Рассмотрим, к примеру, логистические центры, где скапливаются все посылки. Если раньше за сутки обрабатывалось 10 000 посылок, то теперь эта цифра увеличилась до 120 000.

Также мы открываем супермаркет посылок. Один такой в области уже имеется, а на следующей неделе откроем и второй. Взаимодействовать с супермаркетом очень просто. На телефон клиенту приходит сообщение о том, что посылка доставлена в супермаркет посылок, и он может прийти и забрать ее. А на сайте, кстати, можно выбрать, где предпочтительнее забрать посылку. Может в постамате, а может и в супермаркете посылок. Рынок Мангыстауского региона уже готов к этому.

Одна из наших ключевых целей на данный момент, это открытие Школы экспорта. Давайте возьмем простой пример. Мангыстауский регион на весь Казахстан славится мастерством местных рукодельниц, которые шьют платья на свадьбы, қыз ұзату  в национальном стиле. Я и сама слышала об этом раньше, когда работала в другой области. Так почему же не обучить этих мастериц предоставлять свои услуги онлайн, а не ограничиваться масштабом областного рынка? А благодаря Школе экспорта мы сможем обучить желающих пользоваться сайтами Amazon.com, E-Bay. Еще у нас есть знаменитая компания «Balkaymak», но знаменита она только на территории республики. Поэтому остро встает вопрос работы с предпринимателями, обучения их цифровой грамотности, чтобы они могли сотрудничать с зарубежными потребителями. Есть еще один очень простой, но мотивирующий пример. В Украине живет девочка, которая делает красивые закладки для книг. Кто бы мог подумать, что она будет зарабатывать на этом большие деньги, а всё потому, что разместила фотографии своих изделий на сайте, и ей стали поступать предложения о покупках со всего мира. Наши партнеры – украинская почта, поделились с нами, что зарабатывает эта девочка, ну, очень много, а ей всего 16 лет.

Как рынок реагирует на нововведения?

– Не все оказываются готовыми к модернизации. К примеру, «Казпочта» предлагает предпринимателям покупать нашу франшизу. Суть проекта в том, чтобы мы сами обучали людей продавать услуги компании. Будет удобнее, чтобы придя в обычный магазин, человек мог сразу оплатить коммуналку, отправить посылку и прочее-прочее. «Казпочта» не может постоянно открывать отделения, поэтому хотим, чтобы наши услуги продвигали другие. Это будет выгодно обеим сторонам, учитывая, что мы брендируем, даем программное обеспечение, но есть условия – это должен быть собственный бизнес предпринимателей, их сотрудники, а мы уже всему обучим, поможем, подскажем. Мы планируем отправлять через такие пункты посылки, заказанные электронно, что будет быстрее и удобнее.

Также в планах открытие школы E-commerce. «Казпочтой» уже было обучено 350 предпринимателей, 150 из которых зарегистрировались на сайте. Теперь такую школу хотим открыть и у нас, в Мангыстауской области.  Основная задача – донести до населения, что продавать и покупать онлайн выгоднее. Ведь все мы заказываем товары из Китая, Америки, хотя у казахстанцев тоже есть, что предложить. У нас есть качественные продукты, которые могут и должны пользоваться спросом не только у казахстанцев, но даже и у иностранцев.

Наблюдается ли положительная динамика в приобщении населения к пользованию услугой онлайн-покупок? 

– Если брать все население Казахстана – 18 млн. человек, среди которых 13,2 млн.  активно пользуются интернетом, то можно отметить, что уже  1 млн. 35 тыс. человек приобретают товары онлайн. Казахстан развивается в этом направлении.

В то же время и сама «Казпочта» не стоит на месте, как в буквальном, так и в фигуральном смысле. Мы модернизируем наш участок сортировки и перевозки почты (УСПП) – это «сердце» «Казпочты» Мангыстауской области. Таким образом, объем доставленных посылок на всем рынке в этом году увеличится на 60%. В 2015 году было зарегистрировано 11,6 млн. посылок, в 2016 году на 31% больше, а это 15,3 млн. посылок, в 2017 на 43% больше – 21,9 млн. посылок, а в 2018 году, по данным исследований, количество доставляемых за год посылок должно увеличиться на 60%. Для этого мы и занимаемся модернизацией нашего УСПП, чтобы увеличивать и без того хорошие показатели.

Какие действия предпринимаются для привлечения жителей к электронной коммерции?

– Довольно активно ведется обучение цифровой грамотности. Совместно с акиматом была образована рабочая группа, с чьей помощью на специальных площадках собираются жители области и проводятся занятия по обучению цифровой грамотности. На этих занятиях люди могут узнать, каким образом совершать регистрацию, как отправлять и получать посылки, как и где лучше реализовывать товар. Уже было обучено свыше 1000 человек.

Рынок E-commerce быстро развивается, цифры говорят сами за себя: 38 622 полученных посылок – среднемесячный показатель за 2017 год, в то время как за 6 месяцев 2018 года среднемесячный показатель по Мангыстауской области достиг 64 000 посылок. Показатель уже успел возрасти в 2 раза. Считаю это хорошим результатом.  

                                                                                 Акдана Сабирова

 

[:]